KIA писал(а)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! Прошу Вашей помощи вот по какому вопросу: предприятие обслуживает КОС (биологическая очистка), сброс на рельеф. Предыдущие годы мы без проблем получали все разрешения на сбросы. Сейчас же ситуация изменилась: РТН не собирается выдавать нам такое разрешение, ссылаясь на то, что понятия "сброс на рельеф" вообще нет, и поэтому мы обязаны будем платить 25-кратку. Что делать????????????
У *** уже давно было "Юридическое заключение о неправомерности отказа в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности на основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации".
Мотивация отказа в данном конкретном случае не совпадает с формулировкой отказа, описанной в упомянутом Юридическом заключении, но в нем есть интересные моменты, которые подходят и для этого случая.
Вот некоторые выдержки из этого Юридического заключения:
---------------------------------------------------------------------------------------
… В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.) (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
… В соответствии с п. 3.8 приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26 января 1993 г., (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) в случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2.2 Временных методических указаний по взиманию платы за сброс возвратных вод с учетом их токсичности, утвержденных приказом Минприроды России от 27 декабря 1995 г. № 533, под рельефом местности понимается совокупность форм земной поверхности естественного происхождения, либо измененных или созданных деятельностью человека. К ним относятся – балки, овраги, котлованы и др., а также специальные водоотводящие устройства (коллекторно-дренажные и сбросные каналы), земледельческие поля орошения и поля фильтрации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с последними изменениями от 31 декабря 2005 г.) (далее - Водный кодекс Российской Федерации) под водосборной площадью понимается территория, сток с которой формирует водный объект.
Необходимо отметить, что под сбросом загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади следует понимать сброс загрязняющих веществ на рельеф местности.
… Обращаем внимание, что сброс сточных вод на рельеф местности, в случае если рельеф местности на который производится сброс не является водосборной площадью, не указан как вид негативного воздействия в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". Однако, перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, закрепленный ч. 2 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", является открытым. Таким образом, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" допускает наличие иных видов негативного воздействия на окружающую среду, кроме перечисленных в указанном Федеральном законе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
… На основании изложенного сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе, сброс загрязняющих веществ на рельеф местности допускается на основании разрешения на сброс, выданного в установленном порядке.
… Согласно п. 102 Государственного стандарта "Межгосударственный стандарт почвы. Термины и определения", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.02.88 № 326 (далее – ГОСТ "Межгосударственный стандарт почвы. Термины и определения") под предельно допустимой концентрацией загрязняющего почву вещества понимается максимальная концентрация загрязняющего почву вещества, не вызывающая негативного прямого или косвенного влияния на природную среду и здоровье человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно указанной статье под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 77 ГОСТ "Межгосударственный стандарт почвы. Термины и определения" под деградацией почвы понимается ухудшение свойств и плодородия почвы в результате воздействия природных или антропогенных факторов.
На основании изложенного сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в пределах установленных нормативов не приводит к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем, в том числе, к загрязнению, деградации и ухудшению плодородия почв.
… В соответствии с п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (далее – Положение о Ростехнадзоре), данная Федеральная служба выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
...На основании изложенного, в связи с тем, что:
- сброс загрязняющих веществ на рельеф местности в пределах установленных нормативов не приводит к загрязнению, деградации и ухудшению плодородия почв;
- Ростехнадзор не является специально уполномоченным государственным органам по осуществлению государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, - отказ должностных лиц Ростехнадзора в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности на основании положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации неправомерен.
...Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с последними изменениями от 27 декабря 2005 г.) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
...На основании изложенного, в случае неправомерного отказа должностных лиц Ростехнадзора в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, указанные действие (бездействие) могут быть обжалованы в судебном порядке.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Конечно, этот вопрос можно решить только через суд, если органы Ростехнадзора будут и дальше упорствовать.