inquisitive писал(а)
Может быть у кого-нибудь есть ссылки на судебную практику. Поделитесь, пожалуйста!
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2009 г. по делу N А12-11853/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009
по делу N А12-11853/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгопром", г. Волгоград, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области,
при участии третьего лица - Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Волгоград,
об оспаривании постановления от 03.06.2009 N 2/71-09-Э о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волгопром" (далее - ООО "Волгопром", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Волгоградской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2009 N 2/71-09-Э о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2009, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать, настаивая на правомерности привлечения последнего к административной ответственности.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 06 мая по 08 мая 2009 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой (далее - прокуратура) совместно с Управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что у ООО "Волгопром" отсутствует разрешение на сброс тало-дождевых сточных вод на рельеф местности.
О результатах проведенного мероприятия была составлена справка о проверке исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО "Волгопром" от 08.05.2009, на основании которой прокуратурой вынесено постановление от 19.05.2009 N 17ж-2009 о возбуждении в отношении общества производства об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 03.06.2009 N 2/71-09-Э общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Судебная коллегия считает, что арбитражный суд правомерно признал указанное постановление незаконным.
При этом судами обоснованно указано, что выявленные в ходе проверки нарушения ошибочно квалифицированы административным органом по статье 8.1 КоАП РФ.
Названной статьей КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Целью статьи является обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом согласно требованиям части 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу части 2 этой же статьи Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, вменяемое обществу правонарушение - отсутствие разрешения на сброс тало-дождевых сточных вод на рельеф местности, не подпадает под действие статьи 8.1 КоАП РФ.
Судебная коллегия отмечает также, что ни в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 19.05.2009, ни в постановлении о привлечении общества к административной ответственности от 03.06.2009, кроме ссылок на статьи Закона N 7-ФЗ, носящих общий характер, не отражено, на основании каких специальных правовых норм и в связи с какой конкретно осуществляемой обществом деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, ему необходимо было получить разрешение на сброс тало-дождевых сточных вод на рельеф местности, требования каких специальных норм в области охраны окружающей среды им были не исполнены.
Таким образом, событие вменяемого обществу административного правонарушения надлежащим образом не описано в процессуальных документах по делу об административном правонарушении.
В приобщенной к материалам справке от 08.05.2009, составленной по результатам проверки (л. д. 32), в разделе "Проверка водоохранной деятельности" отражено, что отсутствие у ООО "Волгопром" разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в составе дождевых и талых вод, сбрасываемых с промплощадки на рельеф местности, является нарушением Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998.
Между тем согласно пункту 1.2 названных Методических указаний сброс на рельеф местности в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод с площади территории природопользователей приравнен к сбросу загрязняющих веществ в водные объекты.
Указанное дополнительно подтверждает неправильную квалификацию вменяемого обществу правонарушения.
Кроме того, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Методические указания не отнесены к числу нормативных правовых актов. Следовательно, они носят лишь рекомендательный характер, а их неисполнение не может быть основанием для привлечения природопользователей к юридической ответственности.
Иные нормы права, регулирующие рассматриваемый вопрос, которые обществом не исполнены, в материалах проверки не отражены.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Кроме того, согласно доводам заявителя, подтвержденным материалами дела, совместная проверка прокуратуры и административного органа в отношении общества проводилась в отсутствие его представителей, а справка от 08.05.2009 по результатам проверки вручена директору общества 19.05.2009 при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Судебная коллегия считает правильными в этой связи выводы апелляционного суда о нарушении такими действиями проверяющих прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ, либо с момента составления протокола об административном правонарушении.
При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в статье 27.1 КоАП РФ. К таким мерам относится осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который производится в присутствии законного представителя юридического лица и двух понятых.
В данном случае меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 27.1 КоАП РФ, проверяющими не были приняты.
При составлении справки о проверке исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО "Волгопром" от 08.05.2009, в которой зафиксированы выявленные нарушения, ни представитель ООО "Волгопром", ни понятые участия не принимали.
Следовательно, справка от 08.05.2009, составленная без участия понятых, не отвечает требованиям, предъявляемым к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 27.1 КоАП РФ.
Вручение указанной справки директору ООО "Волгопром" непосредственно перед вынесением постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 19.05.2009 нарушает права лица, в отношении которого возбуждено административное производство, на защиту, поскольку обществу не была предоставлена возможность подготовить возражения, определиться о самостоятельном представлении интересов либо с помощью защитника.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспоренное постановление административного органа незаконным.
Правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 по делу N А12-11853/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.