О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


С нами будущее


Ecomonitoring

Обращение с отходами производства и потребления, пестицидами и агрохимикатами и иными опасными веществами


Обращение с отходами производства и потребления, пестицидами и агрохимикатами и иными опасными веществами

Федеральный закон от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: установлен порядок создания дендрологических парков и ботанических садов. Признана утратившей силу статья, посвященная финансированию дендрологических парков и ботанических садов; установлено, что соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. Предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора представляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ - в орган местного самоуправления не позднее 1 июля 2018 года; тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года. Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с указанным Федеральным законом, применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством РФ. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.

Федеральным законом от 17.04.2017 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»» внесены соответствующие изменения в указанный Федеральный закон. Даны определения следующих терминов: неклинические лабораторные исследования пестицида; исследования пестицида, проводимые в окружающей среде; остаточное количество действующего вещества пестицида; российская испытательная лаборатория (центр), признанная соответствующей принципам надлежащей лабораторной практики; иностранная испытательная лаборатория (центр). Определено, какие результаты испытаний признаются в качестве результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 в соответствии с ч. 3 ст. 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) для регионального оператора. Установлено, что с 1 января 2018 г. указанные торги будут проходить в электронной форме. Данные Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования.

Торги проводятся в форме открытого аукциона, по результатам проведения которого между региональным оператором и победителем торгов, а в установленных случаях, - между региональным оператором и единственным участником торгов, заключается договор, на основании которого осуществляется сбор и транспортирование ТКО. Организатором аукциона является региональный оператор.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» утверждены соответствующие Правила, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Данные Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО. В Правилах устанавливаются определения ряда терминов (бункер, контейнер, контейнерная площадка и др.). Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2017 № 43-р «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в отношении кодов ТН ВЭД ЕАЭС» внесены изменения в: перечень видов древесины, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р; перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р; нормативы утилизации отходов от использования товаров, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2017 № 232-р утвержден перечень находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений, подлежащих представлению с использованием координат. В числе таких сведений указаны сведения о местах санкционированного размещения твердых коммунальных отходов, полигонов бытовых отходов (вид отходов). Данные сведения представляются органами местного самоуправления относительно объектов, расположенных на их территориях. При невозможности представить сведения с использованием координат указываются адреса объектов, подлежащих представлению с использованием координат.

Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2017 № 355-р определен перечень субъектов РФ, в которых предусматривается строительство (реконструкция, модернизация) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления: Республика Татарстан мощностью 55 МВт; Московская область и г. Москва мощностью 280 МВт.

Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2016 № 2693-р установлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ и допустимой объем производства озоноразрушающих веществ в РФ на 2017 год.

Приказом Минтранса России от 23.11.2016 № 359 утвержден Административный регламент Ространснадзора предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов.

Для получения указанного разрешения (ДОПОГ-разрешения) заявители (юридические лица или индивидуальные предприниматели) обращаются с заявлением установленной формы в территориальные органы Ространснадзора. ДОПОГ-разрешение выдается на срок в соответствии с поданным заявлением, но не более года. В Административном регламенте установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению, установлена форма самого заявления. Определены основания для отказа в приеме документов, основания для приостановления государственной услуги. За выдачу ДОПОГ-разрешения взимается плата за предоставление услуги.

Приказом Минсельхоза России № 44, Минпромторга России № 147, ФТС России № 140 от 31.01.2017 утвержден Порядок проставления отметки об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, и паспорте самоходной машины и других видов техники, или дубликате паспорта самоходной машины и других видов техники. Проставление указанной отметки производится на бланке паспорта, бланке паспорта единой формы, в паспорте, паспорте единой формы или дубликате паспорта, дубликате паспорта единой формы, выдаваемом на самоходные машины и другие виды техники, включенные в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Приказом установлены требования к проставлению отметки различными уполномоченными органами (налоговыми органами, таможенными органами, органами гостехнадзора).

Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме» в соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях реализации положений постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены: форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним и формат представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме.

Приказом ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@ утверждены форма расчета утилизационного сбора и формат представления расчета суммы утилизационного сбора в электронной форме в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.

Приказом Росприроднадзора от 24.05.2017 № 255 в государственный реестр объектов размещения отходов включен ряд объектов размещения отходов, расположенных в Тамбовской, Архангельской, Кировской, Иркутской, Пензенской, Смоленской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской областях, Красноярском, Краснодарском, Алтайском, Приморском и Камчатском крае, Республиках Хакасия, Башкортостан, Саха (Якутия), Коми, Татарстан, Ямало-Ненецком, Чукотском автономном округе, Ханты-Мансийский автономном округе-Югра, Кабардино-Балкарской Республике.

Приказом Росприроднадзора от 13.04.2017 № 182 утвержден Список объектов размещения отходов, исключенных из государственного реестра объектов размещения отходов, в связи с получением Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявлений о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов. Объекты расположены в Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, Томской области, Хабаровском крае, Орловской области, Ленинградской области.

Приказом Росприроднадзора от 03.04.2017 № 171 внесены изменения в ряд приказов Росприроднадзора о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Росприроднадзора от 03.04.2017 № 170 в государственный реестр объектов размещения отходов включены объекты размещения отходов, расположенные в ряде субъектов РФ (Курская область, Краснодарский край, Республика Алтай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и др.).

Приказом Росприроднадзора от 18.11.2016 № 737 включены в государственный реестр объектов размещения отходов специально оборудованные объекты захоронения отходов, расположенные в Мурманской области.

Приказом Росприроднадзора от 22.12.2016 № 820 включены в государственный реестр объектов размещения отходов объекты, расположенные, в том числе, в Мурманской, Пензенской, Иркутской, Рязанской областях, Краснодарском крае, Республика Саха (Якутия).

Приказом Росприроднадзора от 23.12.2016 № 826 утвержден Список объектов размещения отходов, исключенных из государственного реестра объектов размещения отходов, в связи с получением Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявлений о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.

Приказом Росприроднадзора от 27.01.2017 № 44 внесены изменения в ряд приказов Росприроднадзора о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов в части замены информации об объектах размещения отходов актуальной информацией.

Приказом Росприроднадзора от 15.02.2017 № 86 ряд объектов размещения отходов включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Приказом Росприроднадзора от 01.03.2017 № 113 ряд объектов размещения отходов включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в Чувашской Республике, Иркутской области, Челябинской области, Республике Коми, Чукотском автономном округе, Белгородской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Приказом Росприроднадзора от 15.02.2017 № 85 из государственного реестра объектов размещения отходов исключены ряд объектов, расположенных в Республике Хакасия, Кемеровской области, Республике Саха (Якутия), Белгородской области, Ярославской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, Нижегородской области, Республике Северная Осетия-Алания.

Приказом Минтранса России от 05.09.2016 № 262 «О внесении изменений в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённые приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минтранса России» установлены специальные требования к безопасности перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении. При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Приказом Минтранса России от 21.09.2016 № 273 утверждены типовые программы профессионального обучения по программам повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (базовый курс, специализированный курс по перевозке в цистернах, специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1, специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7). Указанные типовые программы включают позиции, в том числе, касающиеся перевозки опасных отходов.

Профессиональное обучение проводится по образовательной программе, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании Типовой программы. Целью реализации программы является приобретение водителями знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности водителя, осуществляющего перевозки опасных грузов, в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Повторное обучение проводится не реже одного раза в пять лет.

Постановлением Правительства Москвы от 14.03.2017 № 103-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 16.06.2014 № 335-ПП «Об автоматизированной информационной системе «Регулирование перемещения отходов строительства, сноса и грунтов в городе Москве». Установлено, что Департамент информационных технологий города Москвы осуществляет от имени города Москвы правомочия собственника автоматизированной информационной системы «Регулирование перемещения отходов строительства, сноса и грунтов в городе Москве», является оператором указанной информационной системы, а также обеспечивает ее эксплуатацию и развитие. Департамент строительства города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим координацию использования автоматизированной информационной системы «Регулирование перемещения отходов строительства, сноса и грунтов в городе Москве».

В новой редакции изложено Положение об автоматизированной информационной системе «Регулирование перемещения отходов строительства, сноса и грунтов в городе Москве». АИС «ОССиГ» представляет собой автоматизированную информационную систему города Москвы, содержащую информацию и программно-технические средства, предназначенные для автоматизации процессов сбора, обработки, актуализации, хранения, распространения и использования информации о выдаче разрешений на перевозку грунта в городе Москве, на перемещение отходов строительства и сноса для переработки, на перемещение отходов строительства и сноса для захоронения и результатов перемещения отходов строительства, сноса и грунтов, для обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве.

В письме Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 даны разъяснения законодательства в области обращения с жидкими фракциями сточных вод. С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России были внесены дополнения и изменения в ФККО. Так, название блока 7 ФККО («отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов») дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты). В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

В письме ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17 «О направлении информации по вопросу перехода на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъясняются положения действующего законодательства в части регулирования тарифов на услуги по обращению с ТКО. В частности, отмечается, что в настоящее время на федеральном уровне сформирована необходимая нормативная правовая база, регулирующая порядок расчета предельных тарифов в области обращения с ТКО. Вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО органам исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органам местного самоуправления необходимо обеспечить установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на 2018 год и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. До 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования (до 01.09.2017), регулируемые организации должны представить в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Предельные тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования (до 20.12.2017). Предложение об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора должно быть представлено в орган регулирования не позднее 1 июля 2018 года.

Обращается внимание на законодательные нововведения в части изменения структуры затрат, учитываемых в тарифах на регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, что может повлечь в ряде случаев рост соответствующих тарифов и рост платы потребителей за оказанные услуги по обращению с ТКО. Расчет единого тарифа регионального оператора и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется исходя из не превышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на соответствующий год.

При расчете единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО учитываются его затраты на обезвреживание и захоронение ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, расходы на сбор и транспортирование ТКО, сбытовые расходы, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, а также расходы на оказание комплексной услуги по обращению с ТКО для субъектов РФ - городов федерального значения.

Специально отмечается, что включение в состав единого тарифа расходов на содержание контейнерных площадок Основами ценообразования и Методическими указаниями не предусмотрено. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством лежит на собственниках земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Деятельность по обработке ТКО подлежит отельному регулированию в соответствии с нормами Закона об отходах производства и потребления, устанавливается предельный тариф на обработку ТКО. При этом при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку, утилизацию ТКО. Таким образом, возможность учета затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора отсутствует.

Письмом Росприроднадзора от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460 «О направлении поручения» для обеспечения исполнения производителями, импортерами товаров и их ассоциациями обязанности по представлению отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации, направлены рекомендованные формы актов утилизации отходов.

Департаментам и управлениям Росприроднадзора поручено не позднее 16.12.2016 довести до сведения производителей, импортеров товаров, подлежащих утилизации, и их ассоциаций рекомендуемые формы актов утилизации отходов; провести совещания по вопросу представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации, с производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, их ассоциациями за 2016; разместить информацию в новостных разделах на странице официального сайта.

В письме Росприроднадзора от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393 «Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов» Росприроднадзор разъяснил, что более конкретизированные понятия «рециклинг», «регенерация», «рекупирация» приведены в «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Исходя из смысла понятий «утилизации отходов», установленного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала. Исходя из смысла понятий «обезвреживание отходов», установленного ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятий «обезвреживание», «сжигание отходов», установленных ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а никак не повторное использование. Учитывая изложенное, при термической обработке отходов от использования товаров (сжигании отходов) происходит процесс обезвреживания отходов, изменение класса опасности обезвреживаемых отходов. При этом стоит четко разграничивать, что утилизация отходов и обезвреживание отходов не являются тождественными понятиями. Кроме того, смысл исполнения расширенной ответственности производителей/импортеров товаров путем обеспечения утилизации направлен на вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Таким образом, исполнение импортерами/производителями товаров нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания, сжигания и обеззараживания, термической обработки является недопустимым. В случае выявления фактов исполнения импортерами/производителями товаров норматива утилизации, установленных Распоряжением 1886-р, путем обезвреживания отходов (сжигания, пиролиза и т.д.), к ним следует применять меры административного воздействия, установленные ст. 8.2 КоАП РФ.

В письме Росприроднадзора от 06.10.2016 № АА-03-03-32/20601 «О рассмотрении обращения» разъясняется вопрос предоставления технического отчета по обращению с отходами. Требования к структуре и сведениям, представляемым в техническом отчете по обращению с отходами установлены Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. В техническом отчете по обращению с отходами предоставляются сведения по всему перечню отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, заявленных в проекте НООЛР и документе об утверждении НООЛР.

В письме Росприроднадзора от 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки» разъясняются положения законодательства, касающиеся предоставления производителями, импортерами товаров, обязанными обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров, необходимой документации, а именно декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств; отчетности об их утилизации; расчета суммы экологического сбора.

В письме отмечается, что в настоящее время, в целях приема Декларации, Отчетности и Расчетов в постоянную эксплуатацию вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС ОУИТ). Представление указанной Отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов: с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; с помощью размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Личного кабинета» природопользователя; с помощью иного программного обеспечения, в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора. За непредставление (несвоевременное представление) Отчетности и за представление недостоверных сведений в Отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В письме Росприроднадзора от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора» разъясняются спорные вопросы взимания экологического сбора в отношении упаковки продукции. В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке. При этом за упаковку товаров производители и импортеры товаров несут ответственность вне зависимости от наличия/отсутствия видов товаров, которые они выпускают в обращение, в Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Соответственно, в отношении упаковки производители и импортеры товаров в данной упаковке представляют декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки и отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В случае, если готовые товары, упаковка товаров импортируются не в целях реализации потребителям, а для собственных нужд, то в отношении таких готовых товаров, упаковки товаров импортеры ответственности в части уплаты экологического сбора и представления соответствующих форм отчетности не несут. Указанная ответственность распространяется на готовые товары, упаковку товаров, произведенных или импортированных в целях их реализации потребителям.

В соответствии с законодательством, ответственность за выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора лежит на производителях, импортерах товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. При этом Законом также установлено, что исполнение обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки товаров, обеспечивается производителем, импортером товаров следующими способами: путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов от использования таких товаров; путем заключения договоров с оператором, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами либо юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов); путем создания ассоциации производителей, импортеров товаров; путем уплаты экологического сбора. Данный способ образует экономический механизм ответственности за неисполнение производителем, импортером обязанности по утилизации установленного количества отходов от использования товаров.

Таким образом, возложение производителем, импортером товаров, упаковки товаров, указанных в Перечне, обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, упаковки товаров на покупателя не соответствует законодательству. При этом следует учитывать исключение, когда произведенная производителем упаковка реализуется (продается как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции. В таком случае, обязанность по выполнению нормативов утилизации лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров.

В письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04 содержатся разъяснения по вопросам оплаты услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). В настоящее время сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

В результате принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.

При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора. При этом все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

На территории субъекта РФ может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством. Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Письмом от 18.05.2017 № СД-4-3/9363@ «О сумме утилизационного сбора в случае оформления дубликата ПТС» ФНС направляет письмо Минпромторга России от 24.04.2017 № 26309/20, в котором Департамент автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России, рассмотрев обращение по вопросу перерасчета суммы утилизационного сбора в случае оформления дубликата паспорта транспортного средства взамен ранее выданного ПТС на колесное транспортное средство, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в полном размере, считает, что перерасчет суммы утилизационного сбора, исходя из новых коэффициентов, при оформлении дубликата ПТС не требуется.

В письме ФНС России от 27.02.2017 № СД-4-3/3483@ в связи с приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме» ФНС России направляет для использования в работе Контрольные соотношения показателей расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.

В Информации Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров» (РОП), размещенной на сайте Минприроды России в сети «Интернет», содержатся разъяснения Минприроды России относительно применения норм законодательства об отходах производства и потребления, возлагающих на производителей и импортеров товаров ответственность по утилизации отходов, образовавшимися от их использования.

По мнению Минприроды России, обезвреживание отходов от использования товаров, то есть уменьшение их массы, изменение состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия данных отходов на здоровье человека и окружающую среду, не обеспечивает выполнение нормативов утилизации. Вместе с тем в случае, если сжигание отходов приводит к выделению энергии на квалифицированных генерирующих объектах, то такой способ обращения идентифицируется как утилизация отходов. В Информации даны разъяснения по следующим актуальным вопросам: ответственность за выполнение нормативов утилизации; исполнение РОП в отношении упаковки товаров; экологический сбор, заполнение информации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за отчетный период товаров (упаковки), льготы при использовании вторичного сырья.

  • Юридическая ответственность, возмещение вреда, причиненного окружающей среде
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Водные объекты, водопользование, рыболовство, рыбное хозяйство
  • Государственное управление в области охраны окружающей среды
  • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Государственная статистика
  • Стандарты, профессиональные стандарты, стандартизация, аккредитация, единство измерений в области охраны окружающей среды
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • Недропользование
  • Наилучшие доступные технологии (НДТ)
  • Государственный экологический надзор, государственный, санитарно-эпидемиологический надзор, прокурорский надзор в области охраны окружающей среды
  • Лес, лесопользование, лесное хозяйство
  • Возобновляемые источники энергии
  • Проектная документация, инженерные изыскания, экспертиза проектной документации в области охраны окружающей среды
  • 18.06.2025

    Меняются особенности установления СЗЗ: обозначение зоны и срок установления

    18.06.2025

    Рассматриваются изменения в форму договора о добыче водных биоресурсов

    17.06.2025

    В Госдуме рассматриваются полномочия по исчислению размера вреда зелёным насаждениям

    24 июля 2025 года
    Онлайн-практикум «Недропользование: обращение с отходами, ГЭЭ, рекультивация, отчетность»

    6-8 августа 2025 года
    Конференция «Экология производства в Сибири»

    01 июля 2025 г.
    Онлайн-семинар «Корректное оформление документов для продажи отходов в целях утилизации: инструкция и нюансы»

    ФГИС ОПВК Сегодня, 18:40
    Экосбор 2024 Сегодня, 14:44

    Контактная информация

    РЕДАКЦИЯ
    Адрес: 105066, Москва,
    Токмаков пер., д. 16, стр. 2
    +7 (499) 267-40-10
    E-mail: red@ecoindustry.ru

    ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
    +7 (499) 267-40-10
    E-mail: podpiska@vedomost.ru

    ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
    +7 (499) 267-40-10
    +7 (499) 267-40-15
    E-mail: reklama@vedomost.ru

    ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
    support@ecoindustry.ru


    ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
    Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
    Форум  |  Блоги

    © 2004-2025 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
    Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

    Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
    Wed, 18 Jun 2025 20:07:01
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения