ppee-sak
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Применение биопрепаратов на очистных сооружениях
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Авансовые платежи в 2024 году
  • План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Особенности внесения сведений в ГВР
  • САК на квотируемых объектах, или дорога в никуда
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Газоаналитический комплекс


ООО «Энергострой»

Организации экологического мониторинга


Авторы: Селицкий Г.А.

Решение комплекса экологических проблем Свердловской области, являющейся в этом отношении одной из наиболее неблагополучных территорий Российской Федерации, требует своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и о развитии негативных тенденций ее изменения
Развитие Свердловской области в настоящее время и в среднесрочной перспективе по-прежнему остается связанным с интенсивным природопользованием. Экологическая обстановка осложняется все увеличивающимся риском техногенных аварий с тяжелыми и катастрофическими последствиями из-за физического старения промышленных производств и высокой концентрацией на территории области объектов повышенного экологического риска. Это требует оперативного получения соответствующей информации для принятия мер по предотвращению неблагоприятных экологических ситуаций и ликвидации их последствий.
До настоящего времени не удалось создать целостную систему, обеспечивающую эффективную информационно-аналитическую поддержку государственных органов, органов местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов Свердловской области. Накопленные информационные ресурсы и получаемая вновь информация разрозненны и плохо совместимы. Программы измерений и получение необходимых данных о состоянии природно-ресурсного потенциала слабо связаны между собой. Отсутствует системный анализ получаемых данных наблюдений в целях управления устойчивым развитием области.
Вместе с тем, решения органов государственного управления, направленные на нормализацию экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности и экологического благополучия населения, должны быть адекватны складывающейся обстановке и динамичным ее изменениям. Обоснованность и оперативность этих решений определяется в первую очередь наличием соответствующей информации, получение которой обеспечивается ведением мониторинга на различных уровнях:
объектовом, муниципальном, областном.
В настоящее время на территории области действует ряд федеральных ведомственных систем и служб, в функции которых входит получение информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, источников антропогенного воздействия и их влиянии на среду обитания и состояние здоровья населения. Среди них наиболее сложившимися являются:
-Федеральное государственное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу»
- Уральское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
-Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области ;
- Региональное агентство по недропользованию по Уральскому федеральному округу;
- Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области;
-Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне - Обского бассейнового водного управления;
- Агентство лесного хозяйства по Свердловской области;
-Свердловское областное государственное учреждение «Центр экологического мониторинга и контроля»;
-ФГУ «КАМУРАЛРЫБВОД» Государственная инспекция рыбоохраны по Свердловской области;
Вместе с тем, многолетний опыт функционирования этих федеральных служб показал, что для получения целостной картины состояния природно-ресурсного потенциала Свердловской области и влияния факторов среды обитания на здоровье населения необходимо усиление координации их деятельности с интеграцией соответствующих сил и средств, развитием материальной базы мониторинга, реализацией ряда программных мероприятий. Этот факт нашел свое отражение в принятии Правительством Российской Федерации постановления от 24.11.93 г. N 1229. "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в соответствии с которым в Российской Федерации на основе интеграции ведомственных систем мониторинга создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Повышение внимания к этим вопросам подтверждается также принятием Указов Президента Российской Федерации от 17.12.97 № 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (с выделением вопросов экологической безопасности).
Каждая из вышеперечисленных служб и систем мониторинга в настоящее время функционирует по самостоятельной программе, недостаточно скоординированной с другими. Отсутствие необходимого методологического единства и единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы в последующем при ее обобщении и системном анализе с целью выработки экологически обоснованных управленческих решений по развитию территории в целом и решению конкретных хозяйственных вопросов. Отсутствует необходимая ориентация получаемой информации на круг лиц, принимающих указанные решения.
Такая ситуация сложилась прежде всего потому, что на федеральном уровне отсутствуют в необходимом количестве основные нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, обеспечивающие проведение единой политики создания системы мониторинга на региональном уровне. Вследствие этого и на областном уровне в настоящее время не сложилась система, обеспечивающая получение информации в согласованном и упорядоченном режиме по полному кругу объектов мониторинга, информационный обмен данными мониторинга, их обобщение и прогноз экологической обстановки. Следствием этого является слабое использование данных мониторинга при выработке управленческих решений, требующих полной оценки экологической обстановки в регионе и достоверного прогноза ее изменения, что невозможно без комплексного рассмотрения данных об окружающей среде и источниках ее деформации.
Интеграция существующих систем мониторинга, которые могут рассматриваться в качестве тематических подсистем единой системы экологического мониторинга, оснащение их современными средствами измерений, в том числе автоматизированными, применение новых информационных технологий обеспечит на качественно ином уровне их взаимодействие и расширит их информационно-аналитические возможности в интересах Свердловской области. Развитие системы обеспечивается также созданием подсистем муниципального уровня. Работы по созданию таких подсистем в Свердловской области начаты в г.г. Нижнем Тагиле, Первоуральске, Верхней Пышме,К-Уральске,Краснотуринске.
Практика показала, что создание таких интегрированных, централизованных, унифицированных систем на федеральном уровне - крайне сложное, затратное дело. Соответствующая федеральная целевая программа создания ЕГСЭМ так и не принята; межведомственный Федеральный информационно-аналитический центр экологического мониторинга до настоящего времени не создан.
Однако для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды крайне необходимо комплексное знание экологической обстановки.
Наиболее эффективно эта работа может быть проведена с использованием информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений, которые должны быть достаточно гибкими и иметь возможность модернизации с учетом новых требований к ним и изменений в структуре и полномочиях специально уполномоченных природоохранных органов.
Такие системы могут быть эффективными только на основе компьютерных и ГИС-технологий на базе современной измерительной, телекоммуникационной и вычислительной техники.
Концептуальная модель построения геоинформационной системы (ГИС) должна предусматривать:
- формирование баз данных кадастровой, картографической информации и данных дистанционного зондирования;
- функционирование в сетевом режиме с использованием всех возможных каналов связи;
- информационную и программную совместимость ГИС областного и муниципального уровней при их интеграции, а также при интеграции ГИС областного уровня и системы бассейнового (регионального) и федерального уровней;
- поддержку распределенных (территориально разнесенных) баз данных с разным уровнем генерализации информации.
- Интегрированная экологическая информационная система должна связать различные службы, участвующие в решении экологических проблем, и, прежде всего – территориальные подразделения федеральных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды.
Отметим основные задачи, стоящие перед областной информационно-аналитической системой поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экологической безопасности региона:
-подготовка интегрированной информации о состоянии окружающей среды, прогнозов вероятных последствий хозяйственной деятельности и рекомендаций по выбору вариантов безопасного развития региона;
- накопление информации по временным трендам параметров окружающей среды с целью экологического прогнозирования;
- обработка и накопление в базах данных результатов локального и дистанционного мониторинга, данных аэрокосмических снимков и выявление природных объектов, подвергшихся наибольшему антропогенному воздействию;
- обмен информацией о состоянии окружающей среды (импорт и экспорт данных) с экоинформационными системами других уровней;
- выдача информации при проведении экологической экспертизы и мероприятий процедуры ОВОС;
- предоставление информации, необходимой для контроля за соблюдением природоохранного законодательства, для экологического образования, для средств массовой информации.
С целью быстрой оценки их характера и масштаба их воздействия на территорию и население, выдачи управленческих рекомендаций информационная система должна включать сведения:
- о географическом положении территории, об природных условиях, геологическом строении, рельефе, климатических особенностях и т.п.;
- об источниках повышенной экологической опасности и объектах экологического риска, инженерной и транспортной инфраструктуре;
- об источниках выбросов и сбросов, размещении отходов;
- о пространственном распространении, динамике, и уровнях загрязнения природных сред (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного покрова);
- об объектах, которые могут быть подвержены загрязнению;
- о санитарно-эпидемиологической обстановке и распределении заболеваемости на территории;
- об организационной и информационной структуре управления территорий;
- нормативные и справочные сведения.

Система должна функционировать в реальном масштабе времени на основе распределенной компьютерной сети с использованием технологий открытых систем типа Internet/ Internet и находится в тесном информационном взаимодействии с разнообразными источниками геоэкологических данных, в том числе данных дистанционного зондирования с космических средств, а также с информационными системами других ведомств и служб. Структура информации приведена в таблице 1.
Такая система должна развертываться на базе мощного сервера, объединяющего локальные сети, рабочие станции, терминальное оборудование, программных средств геоинформационной системы и распределенной базы данных, что позволит решать поставленные выше задачи.
Основными проблемами, сдерживающими широкое внедрение этих систем, являются:
- отсутствие удовлетворяющих топологическим задачам ГИС электронных топографических карт практически всего необходимого масштабного ряда от 1: 1000000 до 1:2000;
- высокую стоимость западных программных продуктов и неполную функциональную достаточность отечественных;
- отсутствие в территориальных природоохранных органах достаточного количества кадров, подготовленных для работы с ГИС.

Таблица 1
Структура информации
Наименование тематических слоев ГИС Ответственная организация
1 2
Реестр создаваемых тематических слоев
1. Демографические показатели, показатели здравоохранения Облкомстат, Правительство Свердловской области, ФГУ «ЦГСЭН»
2. Недра и полезные ископаемые МПР Свердловской области, Региональное агентство по недропользованию по Уральскому федеральному округу.
3. Водные ресурсы, водный кадастр. Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне - Обского бассейнового водного управления
4. Земельные ресурсы, материалы землеустройства, загрязнение почв, применение агрохимикатов. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области.
5. Лесной кадастр. МПР Свердловской области.
6. Кадастр растительного мира области МПР Свердловской области
7. Кадастр объектов животного мира, материалы охотустройства. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Свердловской области
8.Данные рыбопромыслового обследования водоемов ФГУ «КАМУРАЛРЫБВОД» Государственная инспекция рыбоохраны по Свердловской области .
9. Особо охраняемые природные территории. Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Свердловской области.
Экологическая обстановка на территории области
1. Чрезвычайные экологические ситуации Гл. управление ГО и ЧС
2. Лесные пожары Гл. управление ГО и ЧС
3.Паводок на территории Свердловской области Гл. управление ГО и ЧС, ГУ «Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
1 2
4. Уровень и расход воды в реках области. Гидромет.
5. Мониторинг качества поверхностных вод Гидромет
6. Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Гидромет.
7. Радиационная обстановка на территории области Гидромет.
8. Состояние магистральных трубопроводов Главное управление по ГО и ЧС
9. Мониторинг подземных вод Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Уральский территориальный центр мониторинга геологической среды».
10.Состояние объектов источников повышенной опасности Главное управление по ГО и ЧС
11. База данных о природопользователях Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Свердловской области , СОГУ «ЦЭМиК»

В настоящее время подобную систему пытается разработать и создать МПР РФ на федеральном уровне.
Для Правительства Свердловской области создание интегрированной информационно-аналитической системы с использованием современных ГИС-технологий является затратным и технико - экономически на данном этапе не оправданным мероприятием.
Если рассматривать ведомственные интересы, то МПР Свердловской области и СОГУ «ЦЭМиК» должны быть прежде всего заинтересованы в том, чтобы создаваемая система экологического мониторинга прежде всего давала бы возможность быстро обнаруживать источники выбросов и сбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с последующим принятием соответствующих решений.
Так как на предприятиях практически отсутствует приборный непрерывный во времени автоматический контроль за количеством выбросов и сбросов и за их химическим составом ,то прежде, чем переходить на ГИС-технологии, необходимо изменить нормативную базу организации локального экологического контроля или расширить сеть точек наблюдения со стороны природоохранных органов и специализированных организаций.
С учетом вышеизложенного - развитие экологического мониторинга в Свердловской области на ближайшие 3-4 года должно осуществляться, по нашему мнению, следующим образом:
1. С целью увеличения объема информации об источниках загрязнения окружающей среды с последующим ее анализом и подготовкой материалов к принятию управленческих решений необходимо обязать все ведомственные лаборатории предприятий, входящих в реестр объектов экологического мониторинга, представлять ежемесячно данные анализов выбросов и сбросов не только в ФГУ «СИАК по УР», но и в СОГУ «ЦЭМиК».
2. За счет оснащения передвижными лабораториями СОГУ «ЦЭМиК» расширить наблюдательную сеть точек контроля за изменением физико-химического состава воды в водоемах, которые испытывают негативное влияние от сброса сточных вод промышленных предприятий.
3. На базе современных компьютерных программ создать единую автоматизированную систему ведения учета отчетных документов и данных государственного экологического контроля для всех природоохранных органов Свердловской области.
4. На основе двухсторонних соглашений внедрить обмен информацией между всеми заинтересованными природоохранными организациями федерального и областного уровня.

5. Организовать публикацию данных об источниках загрязнения и состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в виде ежеквартального бюллетеня на страницах областных СМИ.

6. Составить и утвердить перечень предприятий, оказывающих наиболее неблагоприятное влияние на окружающую среду Свердловской области.
7. Продолжить работы по организации локальных систем экологического мониторинга на предприятиях, которые вошли в перечень объектов негативно влияющих на окружающую среду Свердловской области.

Средняя оценка актуальности тематики: 5 из 5
Средняя оценка содержания статьи: 5 из 5

Информацию прислал: vodnik     Для того, чтобы добавить или прочитать статью в журнале, необходимо зарегистрироваться          Обсудить статью в форуме
Подписка на журнал "Экология производства"

С полными текстами всех статей
вы можете ознакомиться
на страницах журнала


29.03.2024

Власти Якутии усиливают контроль за работой предприятий-недропользователей

Вопросы снижения выбросов в атмосферу обсудили на стратегической сессии в Иркутске

В.Абрамченко: Провели всероссийское совещание по подготовке к пожароопасному сезону 2024.

11 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Программа повышения экологической эффективности и система автоматического контроля»

25 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Расчет выбросов парниковых газов, формирование отчетности и иные аспекты климатического регулирования в РФ»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

Экосбор 2024 Сегодня, 09:59
скважина Сегодня, 08:59
ФГИС ОПВК Вчера, 16:28

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 29 Mar 2024 12:00:41
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения