siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А05-298/2011 по заявлению ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области об оспаривании постановлений о назначении административного наказания


Материал прочитан 926 раз и оценен
0
Арбитражный суд Архангельской области
Дата рассмотрения: 03.03.2011

Арбитражный суд Архангельской области

Именем Российской Федерации

Решение

По делу № А05-298/2011




г. Архангельск


Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2011 года.
В полном объеме Решение изготовлено (Решение принято) 03 марта 2011 года.

Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (ИНН 2921009226, ОГРН 1052930017062)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ИНН 2901127831, ОГРН 1042900024562)
об оспаривании постановлений №№ 08-191/212-2010, 08-192/213-2010, 08-192/214-2010, 08-194/215-2010, 08-195/216-2010 от 28.12.2010
о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Шишкин Р.Е. по доверенности №001090 от 31.12.2010, Погудин А.О. по доверенности №000076 от 07.02.2011;
от административного органа – Плугов О.А. по доверенности №05-1/6060 от 31.12.2010, Мирошниченко Е.А. по доверенности №05-1/929 от 08.02.2011, Юрова М.А. по доверенности №05-1/1437 от 25.02.2011;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Архангельскнефтепродукт» (далее – ООО «РН-Архангельскнефтепродукт», общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – Управление, административный орган) №08-191/212-2010 от 28.12.2010, №08-192/213-2010 от 28.12.2010, №08-192/214-2010, №08-194/215-2010 от 28.12.2010, 08-195/216-2010 от 28.12.2010 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представители заявителя на заявленных требованиях настаивают.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласны по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки Управлением было установлено, что ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» осуществляет эксплуатацию объектов и сооружений Колтасского, Вельского, Няндомского, Плесецкого, Лешуконского и Северодвинского филиалов с нарушением экологических требований.

По факту выявленных нарушений ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ постановлениями №№08-191/212-2010, 08-192/213-2010, 08-192/214-2010, 08-194/215-2010, 08-195/216-2010 от 28.12.2010 в виде штрафа в размере 20 000 руб. за каждое. С указанными постановлениями заявитель не согласился, в связи с чем обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что Управлением допущены существенные нарушения процедуры его привлечения к ответственности: неправомерно отклонено ходатайство об отложении рассмотрения административных материалов до рассмотрения возражений на акт проверки. По мнению заявителя, допущена неправильная квалификация совершенных нарушений; необоснованно вынесены постановления по каждому из филиалов общества. Общество возражает по существу каждого нарушения.

Управление с заявленными требованиями не согласно, полагает, что в действиях общества имеется состав нарушения по статье 8.1 КоАП РФ, и оно правомерно привлечено к ответственности по каждому из филиалов – по месту совершения нарушения. Нарушений процедуры привлечения к ответственности административный орган не усматривает, поскольку отложение рассмотрения административных материалов является его правом, а не обязанностью; возражения, представленные заявителем к акту проверки, при вынесении постановлений учтены; представители общесвта не были лишены права на участие в рассмотрении административных дел, однако не воспользовались им.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

В соответствии с распоряжением руководителя Управления №225-р от 29.10.2010 в период с 08.11. по 02.12.2010 проведена плановая проверка ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».

В ходе проверки было выявлено, что общество нарушает экологические требования при эксплуатации объектов и сооружений Котласского, Вельского, Няндомского, Плесецкого, Лешуконского и Северодвинского филиалов, а именно:

- отведение ливневых вод от Котласской, Няндомской, Вельской, Лешуконской нефтебаз и АЗС – 17, в нарушение части 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), статьи 42 Земельного кодекса РФ, осуществляется на земельные участки;

- в нарушение части 1 статьи 67 Закона №7-ФЗ, пункта 7.192 Правил технической эксплуатации нефтебаз (утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №232) отсутствуют утвержденные в установленном порядке программы производственного контроля за качеством сбрасываемых сточных вод от Котласской, Няндомской, Вельской, Плесецкой нефтебаз и АЗС №№ 52, 5, 1, 2, 3, 34, 32, 13, 47, 48, 25, 26, 40, 4, 44, 15, 16, 33, 32;

- сброс ливневых вод в системы ливневой канализации г.Архангельска, Котласа, г.Коряжма, п.Плесецк в нарушение пункта 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167) осуществляется в отсутствие договоров с соответствующими организациями, эксплуатирующими системы канализации населенных пунктов, допускается самовольное пользование сетями канализации;

- геоэкологическое обследование Котлассклй нефтебазы, в нарушение пункта 2 статей 23. 27 ФЗ «О недрах», статьи 63 Закона №7-ФЗ, постановления Правительства РФ от 31.03.2003 №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», не производится. Отсутствует Программа мониторинга окружающей среды. Отчет по результатам проведения мониторинга в систему государственного мониторинга не предоставляется.

Результаты проверки отражены в акте №194-225/1-2010 от 02.12.2010 (получен представителем общества 23.12.2010).

Уведомлением от 08.12.2010 ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» извещено о выявленных нарушениях и о времени и месте составления протоколов по делам об административных правонарушениях.

14.12.2010 государственным инспектором РФ по Архангельской области по контролю и надзору за использованием водных объектов, по охране природы в присутствии представителей ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» составлены следующие протоколы об административном правонарушении:

- №08/212-2010 о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Котласского филиала,

- №08/213-2010 о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Вельского филиала,

- №08/214-2010 о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Няндомкого филиала,

- №08/215-2010 о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Плесецкого филиала,

- №08/216-2010 о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Северодвинского и Лешуконского филиалов.

Копии протоколов направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 17.12.2010, в котором указаны время и место рассмотрения материалов административных дел (получены 17.12.2010).

24.12.2010 общество направило в Управление возражения на акт проверки и ходатайство о продлении срока рассмотрения дел об административных правонарушениях и переносе даты рассмотрения дел до рассмотрения возражений на акт проверки.

Определениями государственного инспектора РФ по Архангельской области по контролю и надзору за использованием водных объектов, по охране природы от 28.12.2010 в удовлетворении ходатайства отказано, поскольку представленные возражения не препятствую вынесению решений по существу выявленных нарушений, выражают позицию общества по рассматриваемым вопросам и не содержат сведений и фактов, подлежащих дополнительному выяснению.

Копии определений об отказе в удовлетворении ходатайства направлены в адрес заявителя и получены им 11.01.2011.

28.12.2010 государственным инспектором РФ по Архангельской области по контролю и надзору за использованием водных объектов, по охране природы Управления Росприроднадзора по Архангельской области в отсутствие представителей общества вынесены следующие постановления:

- №08-191/212-2010 о назначении административного наказания, которым ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Котласского филиала,

- №08-192/213-2010 о назначении административного наказания, которым ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Вельского филиала,

- №08-192/214-2010 о назначении административного наказания, которым ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Няндомского филиала,

- №08-194/215-2010 о назначении административного наказания, которым ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Плесецкого филиала,

- №08-195/216-2010 о назначении административного наказания, которым ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. за нарушение экологических требований при эксплуатации объектов и сооружений Лешуконского и Северодвинского филиалов.

Копии постановлений получены обществом 11.01.2011.

Обжалуя вынесенные постановления, ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» ссылается на нарушение административным органом его прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, а также принципа презумпции невиновности, заключенного в статье 1.5 КоАП РФ.

По мнению заявителя, Управление не вправе было отказать в удовлетворении ходатайства и рассмотреть административные материалы до рассмотрения возражений, представленных на акт проверки.

Суд не согласен с позицией заявителя о допущенных административным органом нарушениях процессуального законодательства, влекущих безусловное признание вынесенных постановлений незаконными.

Действительно, пунктом 12 статьи 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294- ФЗ предусмотрено право проверяемого юридического лица в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, представлять возражения в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки, с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Вместе с тем, указанное право напрямую не связано с возбуждением по результатам проверки производства по делам об административным правонарушениях.

Напротив, в силу прямого указания в части 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ, его положения не применяются к действиям государственных органов при проведении административного расследования.

К рассматриваемым отношениям применимы положения Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ закрепляет право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

По общему правилу, изложенному в части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что возможность отложения рассмотрения дела об административном правонарушении при надлежащем уведомлении лица, в отношении которого ведется производство, является правом, а не обязанностью административного органа.

В рассматриваемом случае, ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» знало о результатах проведенной проверки, было уведомлено о возбуждении в отношении него дел об административных правонарушениях, представители общества присутствовали при составлении протоколов и могли заявлять устные и письменные возражения, на рассмотрение административных материалов представители общества не явились.

Рассмотрев в порядке пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ ходатайство общества и установив отсутствие оснований для отложения рассмотрения административных материалов, административный орган вынес определения об отказе в удовлетворении ходатайств и рассмотрел дела по существу.

При этом, как следует из текста определений, возражения общества на акт проверки были исследованы при рассмотрении дел об административном правонарушении и учтены при вынесении постановлений.

Причины, по которым общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения административных дел, не направило своих представителей для участия в их рассмотрении, суду не приведены.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание надлежащее извещение заявителя о времени и месте рассмотрения административных дел, участие представителей общества при составлении протоколов, отсутствие у Управления безусловной обязанности по отложению рассмотрения дел при наличии ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд находит соблюденной со стороны Управления Росприроднадзора процедуру вынесения оспариваемых постановлений.

Суд также не согласен с позицией ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» о неправильной квалификации выявленного нарушения.

Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение юридическими лицами экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов определены в статье 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, и предусматривают осуществление хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, с обязательным проведением мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В ходе проверки административный орган Установил, что в нарушение части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ, статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, отведение ливневых вод от нефтебазы Котласского филиала, а также АЗС №2, 34, нефтебазы Вельского филиала, АЗС №№ 13, 48, 47, 25, 26, 40, 4, 44, нефтебазы Няндомского филиала, АЗС №№ 15, 16, 33, 32, АЗС№54 (Плесецкий филиал), нефтебазы Лешуконского филиала, осуществляется на земельные участки.

В соответствии с положениями статей 13, 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из акта проверки и акта №2 осмотра территории объектов Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» от 18.11.2010, сточные воды с территории Котласской нефтебазы после двух последовательно расположенных локальных очистных сооружений (УБК - 1М) сбрасываются в пруд – испаритель (котлован емкостью 2000 кбм.).

Представители общества пояснили суду, что в состав сточных вод, сбрасываемых после очистки в пруд-испаритель, входят ливневые дождевые воды, воды, добытые из наблюдательных скважин, производственные стоки.

Результаты отбора проб сточных вод в пруде-испарителе по состоянию на 18.11.2010 свидетельствуют о том, что в их составе имеются нефтепродукты в количестве 0,34 мг/л, аммоний ион – 0,66 мг/л, взвешенные вещества – 24,0 мг/л.

Вместе с тем, действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность сброса сточных вод на рельеф местности.

Тот факт, что пруд-испаритель фактически были построен и введен в эксплуатацию в 1964 году, не освобождает заявителя от соблюдения требований действующего законодательства. Общество не лишено возможности заключения договоров на отвод сточный вод со специализированными хозяйствами, осуществляющими их приемку и сброс.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 23 Закона №7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В нарушение указанного требования сточные, в том числе, ливневые воды от нефтебазы Котласского филиала, а также АЗС №2, 34, нефтебазы Вельского филиала, АЗС №№ 13, 48, 47, 25, 26, 40, 4, 44, нефтебазы Няндомского филиала, АЗС №№ 15, 16, 33, 32, АЗС№54 (Плесецкий филиал), нефтебазы Лешуконского филиала, сбрасываются на земельные участки в отсутствие соответствующих разрешений.

Суд не согласен с позицией заявителя о том, что поскольку отводимые сточные воды содержат загрязняющие вещества в пределах предельно допустимых концентраций (далее – ПДК), сбрасываются после предварительной очистки, загрязнение земельных участков не происходит, следовательно, отсутствует необходимость получения разрешений на сброс.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Факт пользования обществом земельными участками с целью отведения сточных вод в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ для каждого вида воздействия на окружающую среду устанавливаются указанными нормативами.

Таким образом, требование действующего законодательства о необходимости получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду является обязательным для всех природопользователей, независимо от соблюдения ими нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах.

В ходе проверки установлено также, что ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» сбрасывает сточные воды от АЗС №№1, 3, 35 Котласского филиала, №54 Плесецкого филиала, №№51, 55 Северодвинского филиала в системы ливневой канализации населенных пунктов без заключения договоров с организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Этот факт не оспаривается представителями заявителя.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167) централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.

При этом, прием дренажных вод и поверхностного стока с промышленных площадок в системы коммунальной канализации не допускается. В исключительных случаях он может быть разрешен при наличии технической возможности очистных сооружений канализации.

Исходя из требований названных Правил, прием (сброс) сточных вод должен осуществляться на основании договора энергоснабжения, заключаемого с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в котором предусматриваются такие существенные условия, как лимиты на прием (сброс) сточных вод, осуществление учета принятых (сброшенных) сточных вод.

В рассматриваемом случае, учет объемов сточных вод, сбрасываемых в систему городской канализации без заключения договоров, обществом не ведется.

В ходе проверки установлено, что ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не организовало учет объемов сбрасываемых сточных вод от Вельской нефтебазы, АЗС №№ 13, 47, 25, 26, 48, 40, 4, 44, от нефтебазы Няндомского филиала, АЗС №№ 15, 16, 33, 22, АЗС №54 Плесецкого филиала, от нефтебазы Лешуконского филиала. Журнал учета водоотведения не ведется.

Общество, в свою очередь, возражая против требования административного органа ссылается на то, что не является водопользователем, следовательно, не обязано соблюдать требования законодательства в этой части.

Суд не в полной мере согласен с позицией заявителя в связи со следующим.

ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» имеет лицензию на водопользование АРХ № 00532 БРИ3Х, выданную 28.12.2006 Двинско-Печорским бассейновым водным управлением, сроком действия до 01.03.2011, которой установлены объемы водоотведения по Котласскому и Лешуконскому филиалу, в том числе, объемы сброса ливневых вод на рельеф местности.

Следовательно, в отношении объектов Котласского филиала (водоотведение сточных вод) и Лешуконского филиала (водоотведение сточных вод) общество является водопользователем, то есть обязано соблюдать требования действующего законодательства в части учета объема сбрасываемых вод и ведения Журнала водоотведения (пункты 2.2, 2.9 Инструкции Инструкция водного надзора. Первичный учет использования вод. Общие положения. ИВН 33-5.4.01-86).

В части остальных указанных объектов общество водопользователем не является. Иное административным органом суду не доказано.

В ходе проверки установлено, что у ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» отсутствуют утвержденные в установленном порядке программы производственного контроля за качеством сточных вод от нефтебазы Котласского филиала, АЗС №2, 34, от Вельской нефтебазы, АЗС №№ 13, 47, 25, 26, 48, 40, 4, 44, от нефтебазы Няндомского филиала, АЗС №№ 15, 16, 33, 22, от АЗС №54 Плесецкого филиала, от нефтебазы Лешуконского филиала.

При этом Управление ссылается на требование части 1 статьи 67 Закона №7-ФЗ, пункт 7.192 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

Частью 1 статьи 67 Закона №7-ФЗ определено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 7.192 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 232 для контроля качества очищенных сточных вод должен быть организован отбор проб этих вод и их химический анализ. Результаты всех анализов следует заносить в журнал регистрации анализов очищенных сточных вод.

Как следует из материалов дела, обществом ведется контроль за качеством очистки сточных вод (отбираются пробы до и после проведения очистки). Соответствующая информация имеется у заявителя в электронном виде и была представлена контролирующему органу в ходе проверки.

Требование Управления о необходимости утверждения программы производственного контроля за качественным составом сточных вод не основано на требованиях действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что на территории Котласской нефтебазы находятся наблюдательные скважины глубиной по 10 метров, из которых с помощью насоса производится откачка воды в целях определения наличия нефтепродуктов. В 2009 – 2010 годах выполнялась откачка воды из 8 скважин.

Исходя из представленной обществом информации, в воде установлено повышенное содержание нефтепродуктов (от 0,11 мг/дм3 до 0,2 мг/дм3) относительно ПДК (1,1 – 2,0 ПДК). Очищенная через механические очистные сооружения вода сбрасывается в пруд-испаритель. Содержание нефтепродуктов в сточных водах пруда – испарителя составляет 0,34 мг/л. Исходя из положений ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод», при осуществлении хозяйственной деятельности должно исключаться попадание загрязняющих веществ в подземные водные объекты из источников загрязнения, к которым отнесены, в том числе, места хранения и транспортировки промышленной продукции и отходов производства.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона №7-ФЗ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды осуществляется государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг), порядок организации и проведения которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 1 Закона РФ «О недрах» установлено, что он регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации утвержден Приказом МПР РФ от 21.05.2001 № 433.

Согласно Положению о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации государственный мониторинг состояния недр осуществляется на федеральном, региональном, территориальном (административно - территориальном) и объектном (локальном) уровнях.

Ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр.

Организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» установлено, что юридические лица независимо от организационно - правовой формы, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении обязаны предоставлять в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

В нарушение указанных положений ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» не представляет информацию о результатах мониторинга качества подземных вод.

Вместе с тем, суд поддерживает позицию заявителя о том, что он не обязан составлять Программу мониторинга окружающей среды (геоэкологический), поскольку требование о ведении мониторинга и представлении информации исключительно в виде такой Программы нормативные акты, на которые ссылается административный орган, не содержат.

Тот факт, что мониторинг за наблюдательными скважинами на территории Котласской нефтебазы обществом ведется, отражено в акте проверки, постановлении о назначении административного наказания №08-191/212-2010 (стр.5) и подтверждено материалами дела (результаты анализов проб воды наблюдательных скважин).

Таким образом, материалами дела подтверждено, что ООО «РН – Архангельскнефтепродукт» допустило нарушение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, выразившееся в сбросе сточных вод на рельеф местности, отсутствии соответствующих разрешений на сброс, отсутствии учета объемов сбрасываемых сточных вод, в ненаправлении информации о результатах мониторинга качества подземных вод, то есть в его действиях имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд находит неправомерным вынесение в отношении заявителя 5 постановлений о привлечении к ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, по мнению суда, административным органом нарушены принципы и правила назначения административного наказания.

Диспозиция статьи 8.1 КоАП РФ охватывает нарушения экологических требований при эксплуатации объектов, независимо от их количества и места нахождения. Все нарушения выявлены в ходе одной проверки в действиях одного юридического лица и подлежали квалификации в рамках одного дела об административном правонарушении.

Поскольку все выявленные нарушения нашли отражение в постановлении Управления №08-191/212-2010, суд находит его законным и обоснованным, а постановления №№08-192/213-2010, 08-192/214-2010, 08-194/215-2010, 08-195/216-2010 от 28.12.2010 подлежащими отмене, как вынесенные с нарушением требований статьи 4.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области №08-192/213-2010, №08-192/214-2010, №08-194/215-2010, №08-195/216-2010 от 28.12.2010 о назначении административного наказания, которыми общество с ограниченной ответственности «РН - Архангельскнефтепродукт» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственности «РН - Архангельскнефтепродукт» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области №08-191/212-2010 от 28.12.2010 о назначении административного наказания отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.



Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.04.2024

Цифровизация встала на службу экологии

Пчел хотят защитить от ядохимикатов штрафами

Российские ученые придумали технологию переработки соломы в удобрения и стройматериалы

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Tue, 30 Apr 2024 00:15:54
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения