siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А53-32042/17 по исковому заявлению Центрального банка РФ (отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка РФ) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу о взыскании излишне перечисленной платы


Материал прочитан 1147 раз и оценен
0
Арбитражный суд Ростовской области
Дата рассмотрения: 26.01.2018


[pdf, 268 KB]
Арбитражный суд Ростовской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А53-32042/17

г. Ростов-на-Дону
26 января 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2018 г.
Полный текст решения изготовлен 26 января 2018 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации) (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (ОГРН 1046164025951, ИНН 6164226375)

о взыскании излишне перечисленной платы,
при участии в предварительном заседании:
от истца: представитель Кичигина М.Л. (доверенность от 17.09.2015),
от ответчика: представитель Шаповалов К.А. (доверенность от 18.12.2017),

установил:

Центральный банк Российской Федерации (отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 141 319 рублей 65 копеек.

Заявление Банка было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определение арбитражного суда от 25.10.2017 сторонами получено.

Определением суда от 07.12.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, поскольку представленный ответчиком отзыв не содержал возражений по всем доводам истца.

Производство по делу начато с самого начала.

В судебном заседании представитель Банка требования поддержала.

Представитель Департамента в удовлетворении иска просил отказать.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела следует, что Банк осуществляет деятельность по обращению с отходами IV - V классов опасности и производит плату за размещение отходов производства и потребления, в том числе и за размещение твердых бытовых отходов, образовавшихся в результате деятельности отделения Ростов-на-Дону и его подразделений: РКЦ Аксай, РКЦ Азов, РКЦ Волгодонск, РКЦ Таганрог, РКЦ Сальск, РКЦ Шахты.

За 2016 год излишне перечислены денежные средства в размере 141 319 рублей 65 копеек.

Банк, полагает, что часть отходов следует отнести к твердым коммунальным отходам и факт образования именного этого вида отходов от деятельности его отделений на территории Ростовской области подтверждается копиями деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и актами об оказании услуг по вывозу ТБО, а именно:

по Отделению Ростов-на-Дону - Акт от 31.01.2016 №М-01-0259, акты об оказании услуг от 29.02.2016 №ГМ-02-0273, от 31.03.2016 №166, от 30.04.2016 №778, от 31.05.2016 №1306, от 30.06.2016 №1628, от 31.07.2016 №1956, от 31.08.2016 №2335, от 30.09.2016 №2821, от 31.10.2016 №3319, от 30.11.2016 №3566, от 31.12.2016 №4212;

по РКЦ Азов - Акты об оказании услуг от 31.03.2016 №166, от 31.05.2016 №1306, от 31.07.2016 №1956, от 31.08.2016 №2335, от 31.10.2016 №3319, от 31.12.2016 №4212;

по РКЦ Аксай - Акт от 31.01.2016 №М-01-0259, акт об оказании услуг от 29.02.2016 №ГМ-02-0273, от 31.03.2016 №166, от 30.04.2016 №778, от 31.05.2016 №1306, от 30.06.2016 №1628, от 31.07.2016 №1956, от 31.08.2016 №2335, от 30.09.2016 №2821, от 31.10.2016 №3319, от 30.11.2016 №3566;

по РКЦ Волгодонск - Акты выполненных работ от 29.02.2016 № ДОСА0001775, от 31.03.2016 № ДОСА0002677, от 30.04.2016 № ДОСА0004450, № ДОСА0006240, № ДОСА0008176, № ДОСА0010104, от 31.05.2016 № ДОСА0005338, от 30.06.2016 от 31.07.2016 № ДОСА0007322, от 31.08.2016 от 30.09.2016 № ДОСА0009082, от 31.10.2016 от 30.11.2016 № ДОСА0011097, от 31.12.2016 №ДОСА0012009;

- по РКЦ Сальск - Акты выполненных работ от 13.01.2016, 08.02.2016, 11.03.2016, 12.04.2016, 13.05.2016, 15.06.2016, 27.07.2016, 09.08.2016, 14.09.2016, 14.10.2016, 16.11.2016, 14.12.2016;

по РКЦ Таганрог - Акт от 31.01.2016 №М-01-0259, акты об оказании услуг от 29.02.2016 №ГМ-02-0273, от 31.03.2016 №166, от 30.04.2016 №778, от 31.05.2016 №1306, от 30.06.2016 №1628, от 31.07.2016 №1956, от 31.08.2016 №2335, от 30.09.2016 № 2821, от 31.10.2016 №3319, от 30.11.2016 №3566, от 31.12.2016 №4212;

по РКЦ Шахты - Акты выполненных работ от 31.01.2016 №378, от 29.02.2016 №1277, от 31.03.2016 №2088, от 30.04.2016 №2929, от 31.05.2016 №3763, от 30.06.2016 №4616, от 31.07.2016 №5465, от 31.08.2016 №6335, от 30.09.2016 №7179, от 31.10.2016 №8076, от 30.11.2016 №8952, от 31.12.2016 №9825, акты от 31.01.2016 №910, от 29.02.2016 №1768, от 31.03.2016 №2618, от 30.04.2016 №3674, от 31.05.2016 №4447, от 30.06.2016 №5430, от 31.07.2016 №6841, от 31.08.2016 №7784, 30.09.2016 №8010, от 31.10.2016 №9590, от 30.11.2016 №10565, от 31.12.2016 №11213, акты выполненных ра¬бот от 31.01.2016 №101, от 29.02.2016 №258, от 31.03.2016 №260, от 30.04.2016 №352, от 31.05.2016 №507, от 30.06.2016 №714, от 31.07.2016 №843, от 31.08.2016 №721 от 30.09.2016 №1069, от 31.10.2016 №1177, от 30.11.2016 №1384, от 31.12.2016 №1493.

Банком расчитано и определено, что общее количество ТКО, переданных в 2016 году Отделением Ростов-на-Дону и РКЦ специализированным организациям в целях размещения, составляет 226,43 тонн.

Истцом принимались во внимание ставки платы в отношении отходов IV класса опасности - 635,90 руб. за 1 тонну, отходов V класса опасности - 16,60 руб. за тонну, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

При расчете излишне перечисленной платы Банк учитывал количество переданных специализированным организациям отходов IV - V классов опасности, установив сумму в 141 319 рублей 65 копеек.

Факт уплаты Банком платы за ТКО за 2016 год подтверждается копиями платежных поручений от 19.04.2016 №№ 20487, 20489, 20491, 20483, 20484, 20485, 20493, 20495, от 18.07.2016 №№ 46642, 46651, 46724, 46679, 46571, 46728, 46743, от 17.10.2016 №№ 73171, 73179, 73181, 73187, 71696, 73199, 73208 .

Полагая, что Банк производил перечисление указанных средств ошибочно, он обратился Департамент с заявлением от 24.07.2017 №Т360-15-1-5/13352 о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Письмом Департамента от 18.08.2017 №03-13/1667 Банку в удовлетворении заявления о возврате было отказано.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При вынесении решения суд руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) является размещение отходов производства и потребления.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 16.1 Закона «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Под твердыми коммунальными отходами (ТКО) понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (статья 1 закона №89-ФЗ).

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (статья 5).

Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами (далее - ТКО) регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).

Правила обращения с ТКО устанавливают:

- порядок осуществления сбора, транспортирования ТКО;

- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;

- основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из Правил ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно положениям статьи 24.6 новой редакции ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Лишиться данного статуса юридическое лицо может по основаниям, определенным Правилами обращения с ТКО, однако на сегодняшний день такие Правила еще не приняты. При этом содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования ТКО должны устанавливаться законодательством субъектов РФ.

Порядок взаимодействия региональных операторов по обращению с ТКО с собственниками указанных отходов будет строиться на основе договорных отношений и детально урегулирован положениями статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Являясь по своей правовой природе договором возмездного оказания услуг, указанный договор предполагает взаимные обязательства сторон: региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 №881 устанавливаются порядок проведения такого конкурсного отбора, требования к его участникам, критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.

Порядок проведения торгов на право заключения договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1280, начнет действовать только с 01.01.2018.

Предусматривается, что указанные торги проводятся в форме аукциона в электронной форме. Организатором аукциона является региональный оператор. При проведении аукциона на его организатора не распространяются положения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частности, регламентирующие: планирование закупок, предоставление преимуществ при осуществлении закупок и установление ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), создание контрактных служб, последствия признания аукциона в электронной форме несостоявшимся, изменение и расторжения контракта, контроль в сфере закупок и некоторые иные положения.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в которые введен новый разд. XV(1), полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО. В данном разделе содержатся положения о порядке заключения договора между потребителем и исполнителем коммунальной услуги, их взаимных правах и обязанностях, расчете платы за услугу.

Данные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО.

Эти положения корреспондируют с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ о том, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019.

Министерством Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации положений в письме от 22 февраля 2017 г. N 5554-АТ/04 даны рекомендации по применению ряда положений относительно порядка заключений договор на вывоз ТКО. В названном письме указано следующее:, согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, все собственники ТКО (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

В письме также отмечено, что Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.

До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что вопросы сбора и вывоза коммунальных отходов у юридических лиц будут разрешены только после определения региональных операторов, присвоения им соответствующего статуса и проведения закупок на право заключения договоров по вывозу ТКО.

На момент рассмотрения настоящего спора в Ростовской области региональные операторы еще не определены, закупки на право заключения договоров не проводились.

При этом, законодательными и нормативными актами право на освобождение коммунальных отходов за период 2016 год (спорный период рассматриваемых требований) предоставлено только гражданам, поскольку стоимость услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.

Ссылок на возможность применения положений закона №89-ФЗ к юридическим лицам и применение комментируемых положений на существующие отношения, законом не установлено.

Отклоняя доводы представителя Банка о том, что в процессе их деятельности также образуются коммунальные отходы, оплату за которые следует исключить и вернуть Банку, судом признается несостоятельным и подлежит отклонению по следующим основаниям.

Действующее законодательство к ТКО относит только те отходы юридических лиц, которые подобны по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В данном случае, Закон четко обозначает два фактора, на основании которых отходы, образовавшиеся у юридического лица, могут соответствовать ТКО, это подобность или схожесть образованных отходов по составу с отходами, образованными в жилых помещениях, и самое главное, это процесс их потребления физическим лицом.

При этом любые отходы, образованные физическими лицами, считаются и признаются ТКО.

Касательно первого фактора, то формулировка «подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях» указывает на то, что отходы, образующиеся у юридического лица в процессе его деятельности, должны быть одинаковы или схожи по классификации (классу) с отходами физических лиц. Например, у физического лица в процессе потребления образуются пищевые отходы (остатки еды) или товары, потерявшие потребительские свойства (салфетки, батарейки), а значит, такие же отходы могут образоваться у юридического лица.

Вторым факторам является процесс потребления, и, то, что это потребление осуществляется физическим лицом.

Однако, основным нюансом и решающим из всех факторов является второй, поскольку именно он указывает на природу происхождения отходов, а именно на то, что эти отходы произошли от личного потребления собственного продукта физическим лицом или потребления собственного продукта юридическим лицом.

Главным является то, в процессе, чьей деятельности образовались отходы, а, то есть физического лица для собственных нужд или же юридического лица при осуществлении деятельности.

Данный вывод подтверждается статьей 23 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ.

Так частью 4 указанной статьи указывает на то, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

При этом частью 5 данной статьи указывает на то, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, Закон четко разделяет плательщиков платы за НВОС на юридических лиц за отходы образованные в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности, и на операторов, но только в части ТКО.

Между тем, заявителем не учтено следующее, что указание на освобождение платы за ТКО, не означает безвозмездность услуги, поскольку договор, заключенный с региональным оператором является платным, а стоимость услуг еще уполномоченными органами еще не определена и не установлена уполномоченным на утверждение тарифа нормативным актом.

Кроме этого, заключаемые договоры будут содержать и перечень и состав ТКО, которые подлежат принятию и вывозу на полигон и именно на региональном операторе будет лежать право определения спорных отходов и отнесению их к деятельности физического лица - сотрудника

Спорным являются расчеты истца и за использованную форменной одежды и прочих материальных ценностей, поскольку данные вещи и материальные ценности сотрудникам Банка не принадлежат и являются собственностью банка, а прекращение потребительского свойства вещи не может считаться результатом личного потребления, поскольку образовался не в процессе потребления физическим лицом, как ТКО, а в результате деятельности организации.

Комментируемыми нормами четко закреплено, что ТКО же всегда образовывается в процессе потребления физическим лицом.

При этом необходимо обратить внимание, что на основании утвержденных 12.11.2016 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами» (Постановление Правительства РФ № 1156) внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) в части появления такой категории отходов, как ТКО, только в мае 2017 года под номером 7 30 ООО 00 00 0., а появления на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора отнесено только на 2018 год.

Оценив и исследовав по правилам статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, а также доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности заявленных требований и отсутствии права на возврат заявленной ко взысканию денежной суммы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Банка в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Доводы заявителя о наличии льготы и освобождении от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с данными требованиями, суд полагает необходимым указать следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) не входит.

Статус Банка России установлен статьей 75 Конституции Российской Федерации, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Центральном банке, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ предусмотрено, что Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 268-О, от 15.01.2003 N 45-О, Банк России является публичным юридическим лицом, а полномочия Банка, предусмотренные положениями частей 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом. Вместе с тем, перечисленные обстоятельства не свидетельствует о том, что Банк России имеет статус федерального органа государственной власти.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем определении от 12.09.2013 поддержал позицию нижестоящих судов об отсутствии правовых оснований для освобождения банка от уплаты государственной пошлины, поскольку в рассмотренном деле банк выступал в защиту своих частноправовых интересов, а не в защиту государственных или общественных интересов.

Аналогичная позиция высказана АС Поволжского округа в постановлении от 28.11.2013 по делу А57-2574/2013.

Юридические лица, в силу пунктов 1 и 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации признаются плательщицами государственной пошлины.

Освобожденными от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами являются освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления (п.п. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).

Из буквального толкования приведенной нормы не следует, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются лицам, осуществляющим определенные функции, относящиеся по своей правовой природе к функциям органов государственной власти.

Соответственно, наделение Центрального банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти не позволяет отождествлять его с федеральным органом власти, имеющим право на налоговые льготы.

При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что он является органом государственной власти, в связи с чем на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с заявлениями в арбитражные суды, основан на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права.

Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Между тем предметом спора по настоящему делу являются требования Центрального Банка о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Доказательств того, что в рассматриваемом споре Банк выступает в защиту государственных и (или) общественных интересов суду не представлено.

Доказательств уплаты заявителем государственной пошлины в федеральный бюджет также не представлено.

Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 5 240 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с Центрального банка.


Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Центрального банка Российской Федерации в доход федерального бюджета 5 240 рублей государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
26.04.2024

С 1 сентября 2024 года актуализируются полномочия Роснедр и Минприроды

26.04.2024

Путин рассказал о роли бизнеса в экологической повестке

С 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Сегодня, 14:43
ФГИС ОПВК Сегодня, 13:03
скважина Сегодня, 09:30

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 26 Apr 2024 15:43:01
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения