siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А36-9598/2016 по заявлению МУП «Липецкая станция аэрации» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области о признании предписания № 283-о от 07.09.2016 года несоответствующим закону


Материал прочитан 865 раз и оценен
0
АС Липецкой области
Дата рассмотрения: 15.03.2017


[pdf, 394 KB]
Арбитражный суд Липецкой области
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А36-9598/2016

г. Липецк
«15» марта 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2017 года. Решение в полном объеме изготовлено 15 марта 2017 года.

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Малышева Я.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой Д.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Липецкая станция аэрации», г. Липецк

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области, г. Липецк о признании предписания № 283-о от 07.09.2016 года несоответствующим закону,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Усачевой Е.В. – представителя (доверенность № 1 от 27.12.2016 г.),
от заинтересованного лица: Игуменовой С.А. – представителя
(доверенность № 7 от 09.01.2017 г.) (до перерыва), Прасолова Д.А. –
представителя (доверенность № 5 от 09.01.2017 г.),


УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Липецкая станция аэрации» (далее – МУП «ЛиСА», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании несоответствующим закону предписания № 283-о от 07.09.2016 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (далее – Управление Росприроднадзора по Липецкой области, заинтересованное лицо) (т. 1, л.д. 9,10).

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 03.10.2016 года заявление МУП «ЛиСА» принято и возбуждено производство по делу № А36-9598/2016 (т. 1, л.д. 1,2).

В настоящем судебном заседании представитель МУП «ЛиСА» поддержал требование по основаниям, изложенным, в заявлении, поступившем в арбитражный суд 30.09.2016 года и дополнительных пояснениях от 30.01.2017 года, указав, что на вид отхода – «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» составлен паспорт отхода ; вид отхода – «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» не является отходом , поскольку участвует в дальнейшем в технологическом процессе; вид отхода – «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» определен неверно, так как Предприятием используется флокулянт «Zetag8180» для его обезвреживания; при проведении отбора проб были допущены существенные нарушения, в связи с чем полученные результаты исследований не могут быть приняты судом во внимание.

Представители Управление Росприроднадзора по Липецкой области возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве № 5568 от 20.10.2016 года и дополнениях к нему от 11.11.2016 года № 5932, от 27.01.2017 года № 275 и от 20.02.2017 года № 552, указав, что в оспариваемое предписание является законным, обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя (т. 1, л.д. 48-50, 121-123; т. 2, л.д. 19-32).

Арбитражный суд, выслушав позиции представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи установил следующее.

Свидетельством серии 48 № 001190041 подтверждается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц 01.08.2007 г. записи о государственной регистрации МУП «ЛиСА» в качестве юридического лица за ОГРН (т. 1, л.д. 16).

Как следует из материалов дела, во исполнение ежегодного сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2016 г., размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет (http://genproc.gov.ru) и на официальном сайте прокуратуры Липецкой области (www.lipprok.ru), на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области Рощупкиной Г.П.

№ 283 от 02.08.2016 г. в период с 08.08.2016 г. по 02.09.2016 г. с привлечением специалистов ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды МУП «ЛиСА» (т.1, л.д. 52-54; т. 2, л.д. 92-94).

Уведомление о проведении указанной проверки 03.08.2016 года было получено заявителем (т. 2, л.д. 90,91).

Указанное распоряжение 08.08.2016 года было получено полномочным представителем Предприятия.

По результатам указанной проверки был оставлен акт

№ 283 от 07.09.2016 года, которым зафиксированы факты нарушений требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 года № 541 и пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от

16.08.2013 года № 712, выразившихся в неосуществлении паспортизации следующих отходов :

1) «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО – 72210101714);

2) «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО – 72210201394);

3) «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО – 72220001394) (т. 1, л.д. 55-60).

Копия указанного документа была получена представителем Предприятия в день его составления.

На основании указанного акта проверки, части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с целью устранения выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Липецкой области Зайцевым О.Ю. 07.09.2016 года МУП «ЛиСА» было выдано предписание № 283-о. Срок исполнения до 07.11.2016 года (т. 1, л.д. 14,15).

Полагая, что оспариваемое предписание № 283-о от 07.09.2016 не соответствует требованиям действующего законодательства, МУП «ЛиСА» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его несоответствующим закону.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из совокупности и системного толкования норм части 1 статьи 19159, части 4 статьи 200, частей 2,3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для удовлетворения требований о признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий:

1) несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах ») под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими

федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 2 статьи 25 ФЗ «Об отходах »).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Положение о Росприроднадзоре).

Пунктом 1 Положения о Росприроднадзоре предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ) и государственной экологической экспертизы.

Согласно пунктам 2, 4 Положения о Росприроднадзоре Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В силу пункта 5.1.14 Положения о Росприроднадзоре Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами .

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 № 454, действовавшим на момент начала проверки, утверждено Положение об Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области.

В пункте 1 данного Положения указано, что Управление Росприроднадзора по Липецкой области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Липецкой области.

Согласно п. 4.1.6 также осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ).

Аналогичные полномочия заинтересованного лица содержатся в Положении об Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области, утвержденном Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.08.2016 года № 497.

Таким образом, Управление Росприроднадзора по Липецкой области является уполномоченным органом на осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с отходами.

Арбитражным судом установлено, что оспариваемое предписание № 283-о от 07.09.2016 года выдано лицом, проводившим проверку – государственным инспектором Зайцевым О.Б., с учетом полномочий, предусмотренных должностным регламентом (пункт 3.28) (т. 1, л.д. 82-88).

С учетом изложенного арбитражный суд считает, что указанное предписание выдано полномочным лицом и в пределах компетенции Управления Росприроднадзора по Липецкой области.

Общие требования к организации и порядку проведения проверок определены в Федеральном законе от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что плановая выездная проверка МУП «ЛиСА» проведена Управлением в соответствии с требованиями указанного федерального закона. Данные обстоятельства заявителем не оспорены.

Оценив доводы сторон относительно законности предписания № 283-о от 07.09.2016 года, с учетом имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 ФЗ «Об отходах » отходы производства и потребления (далее – отходы ) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; паспорт отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об отходах » индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 года № 541 (далее – Порядок № 541).

На основании п. 3 данного Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов , утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 16.11.2011, регистрационный N 22313);

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 14 ФЗ «Об отходах »).

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712 утверждены Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее – Правила № 712).

Пунктами 3,4 указанных Правил предусмотрено, что паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов , а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3). Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица) (п. 4).

На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись (пункт 7 Правил № 712).

С учетом вышеприведенных положений законодательства хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны произвести паспортизацию данных отходов путем составления и утверждения соответствующих документов (паспортов) по форме, установленной Правилами № 712, с последующим их направлением в территориальные органы Росприроднадзора.

Согласно нормативу образования отходов и лимитов на их размещение, выданному МУП «ЛиСА» и утвержденному Управлением Росприроднадзора по Липецкой области 06.03.2012 года сроком на пять лет, в процессе деятельности предприятия образуется 33 вида отходов (т. 1, л.д. 62-66).

Среди данных отходов указан ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

В последующем ежегодно Предприятием представлялись технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (т. 1, л.д. 67-72).

В целях подтверждения классификационных признаков и классов опасности отходов , образующихся в процессе деятельности МУП «ЛиСА», в ходе проверки с привлечением специалистов ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» в лице филиала ЦЛАПИ по Липецкой области 16.08.2016 года был произведен отбор проб отходов в пяти точках: 1) приемная камера (проба № 547); 2) здание решеток (проба № 548); 3) песчаная площадка (проба № 549); 4) иловая площадка (проба № 550); 5) здание пресс-фильтров (проба № 551), о чем составлен акт обора проб № 385 (т. 2, л.д. 2).

Согласно протоколу № 392-04 от 24.08.2016 года образец пробы № 548 имеет следующий количественно-химический состав: анионные поверхностно-активные вещества – 803,0±160,0 мг/кг; бумага – 1,6±0,5%; влажность – 81,0±6,0%; нефтепродукты – 0,13±0,06%; палки – 2,5%±0,8%; полиэтилен – 0,67±0,2%; растительные осадки – 10,2±3,1%; ткань – 3,82±1,1%, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО – 72210101714) (т. 1, л.д. 132, 134).

Согласно протоколу № 393-04 от 24.08.2016 года образец пробы № 549 имеет следующий количественно-химический состав: влажность – 70,0±5,0%; диоксид кремния – 26,81±5,4%; железо – 900,0±270,0 мг/кг; марганец – 1300,0±260,0 мг/кг; медь – 2800,0±560,0 мг/кг; нефтепродукты – 20500±6150,0 мг/кг; никель – 1500,0±300,0 мг/кг; цинк – 4400,0±880,0 мг/кг; хром – 500,0±100,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО – 72210201394) (т. 1, л.д. 132, 136).

Согласно протоколу № 394-04 от 24.08.2016 года образец пробы № 550 имеет следующий количественно-химический состав: азот аммонийный – 505,0±51,0 мг/кг; азот нитратный – <0,23 млн-1; азот нитратный – <0,037 мг/кг; анионные поверхностно-активные вещества – 113,0±18,0 мг/кг; влажность – 60,6±4,0%; диоксид кремния – 37,2±9,0%; железо – 20016,0±6005,0 мг/кг; марганец – 270,0±68,0 мг/кг; медь – 169,0±42,0 мг/кг; нефтепродукты – 804,0±241,0 мг/кг; никель – 50,0±15,0 мг/кг; свинец – 27,0±8,0 мг/кг; хром – 50,0±15,0 мг/кг, что согласно информации филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области соответствует отходу «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО – 72220001394) (т. 1, л.д. 132,138).

В заключении от 24.08.2016 года специалистами ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области были сделаны выводы о том, что исследованные образцы, содержавшиеся в пробах № 548, № 549 и № 550 обладают острой токсичностью и соответствуют IV классу опасности (т. 1, л.д. 133).

В силу статьи 4.1 ФЗ «Об отходах » отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы ; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Пунктами 1,2 ст. 20 ФЗ «Об отходах » предусмотрено, что государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов , государственный реестр объектов размещения отходов , а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (п. 1). Государственный кадастр отходов ведется по единой для

Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 2).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 года № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 указанного Порядка государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов , государственный реестр объектов размещения отходов , банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для РФ системе.

Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов , находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.


Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО).

Согласно блоку 7 ФККО « Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)» отходу «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» соответствует код по ФККО – 72210101714; отходу «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» код по ФККО – 72210201394; отходу «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» код по ФККО – 72220001394. Все вышеперечисленные виды отходов отнесены к отходам IV класса опасности (малоопасные отходы ).

Следовательно, с учетом положений статьи 14 ФЗ «Об отходах », пункта 3 Порядка № 541 и пункта 7 Правил № 712 на указанные виды отходов , образующихся в процессе деятельности МУП «ЛиСА», относящихся к IV классу опасности и включенных в ФККО, данным предприятием должны были быть разработаны и утверждены паспорта по соответствующей форме.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки паспорта на вышеперечисленные отходы , позволяющие установить их вид и класс опасности, Управлению Росприроднадзора по Липецкой области заявителем представлены не были. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют.

В связи с вступлением с 01.08.2014 года в законную силу постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», утвердившего Правила паспортизации и типовую форму паспорта, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса, стали обязаны составить и утвердить паспорт на соответствующие отходы в порядке, установленном данным постановлением.

Представленный заявителем паспорт опасного отхода «твердые коммунальные отходы (мусор с решеток)» код 9100000001004 составлен и утвержден не в соответствии с порядком, утвержденным постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712, в связи с чем не свидетельствует соблюдении требований статьи 14 ФЗ «Об отходах » применительно к отходу (код по ФККО – 722101017140) и не может быть принят судом во внимание (т. 1, л.д. 103).


Ссылка МУП «ЛиСА» на письмо Минприроды России от 17.03.2014 года № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений» не принимается судом во внимание, поскольку в указанном документе отсутствует положение, предусматривающее продление ранее выданных паспортов на опасные отходы .

Более того, в указанном письме разъяснено, что с 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.

Между тем, как было отмечено ранее, паспорт на отход – «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО – 72210101714) в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712, Предприятием составлен и утвержден не был.

В связи с этим, возражение заявителя в указанной части является несостоятельным.

Довод МУП «ЛиСА» о том, что «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО – 72210201394) не является отходом , поскольку участвует в дальнейшем в технологическом процессе, также подлежит отклонению, так как опровергается Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предусматривающим использование осадка с песколовок в безотходном производстве (т. 2, л.д. 6-15).

Какие-либо изменения в данный документ, в том числе в части технологии процесса очистки не вносились.

Местом образования данного вида отхода являются песколовки горизонтальные. Обезвоживание песка за счет его осаждения и вывоз на песковые площадки не прекращает его статуса отхода , предусмотренного ФККО – 72210201394.

Довод заявителя об отнесении отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» (код по ФККО 72220001394) к V классу опасности «осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный с применением флокулянтов практически неопасный» (код по ФККО 72223113315) опровергается заключением от 24.08.2016 года по результатам токсикологичексих анализов отходов , в связи с чем подлежит отклонению арбитражным судом.

В связи с этим, представленные в материалы договоры купли-продажи № 8-16 от 19.01.2016 г. и № 19-15 от 09.02.2015 года, не свидетельствуют об отсутствии образования в процессе деятельности Предприятия отхода IV класса опасности с кодом по ФККО 72220001394 (т. 1, л.д. 105-114).

Кроме того, факт передачи заявителю товара по указанным договорам и использование флокулянта «Zetag8180» в процессе очистки сточных вод материалами дела не подтверждается.

В силу части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В обоснование отнесения отхода «ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод» к V классу опасности МУП «ЛиСА» в материалы дела представлен протокол результатов биотестирования № 895-Б от 29.09.2016 года, подготовленный ООО «ЭКО центр», согласно которому по степени негативного воздействия на окружающую среду данный отход отнесен к пятому классу опасности (т. 2, л.д. 64-67).

Из указанного протокола усматривается, что исследованный образец был отобран 21.09.2016, т.е. уже после окончания проведения плановой проверки. Из представленного документа не представляется возможным установить место и условия отбора пробы, а также в нем не указаны сведения о специалистах проводивших соответствующие действия и наличие у них необходимого образования и квалификации.

Представители Управления при проведении отбора пробы не присутствовали.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что указанный документ не соответствует критериям относимости и допустимости доказательств, то есть не отвечает требованиям статей 67 и 68 АПК РФ, в связи с чем не может быть признан надлежащим доказательством по настоящему делу и учтен судом при принятии решения.

Кроме того, об образовании в процессе деятельности Предприятия спорных отходов свидетельствуют представленные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 года и сведения об образовании использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 года (т. 1, л.д. 64-66, 73-81).

В свою очередь акт отбора проб № 385 от 16.08.2016 года составлен сотрудниками филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области в присутствии представителей Управления Росприроднадзора по Липецкой области и МУП «ЛиСА» (т. 2, л.д. 41).

Отказ представителя Предприятия главного технолога Басовой Э.А. от подписания данного документа, о чем в нем сделана соответствующая запись, не свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем сведений (т. 2, л.д.37-40).

Отбор образцов был произведен в рамках проводимой плановой проверки в порядке государственного контроля соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с этим, требования статьи 27.10 КоАП РФ об обязательном присутствии понятых при отборе образцов (проб) продукции, в рассматриваемом случае не применимы.

Акт отбора проб № 385 от 16.08.2016 года содержит необходимую информацию, позволяющую установить дату, время и место отбора проб, условия отбора, количество отобранных проб, их объем, номер пробы, а также сведения о пробоотборных устройствах и об используемой емкости для хранения проб. 17.08.2016 года данный документ был направлен в адрес МУП «ЛиСА» и 09.09.2016 года последним получен (т. 2, л.д. 42,43).

Соотнесение номеров проб, указанных в акте № 385, протоколах анализа и заключении от 24.08.2016 года, позволяет сделать вывод о том, что на исследование поступили и проверялись именно образцы, отобранные 16.08.2016 года.

Согласно акту № 385 от 16.08.2016 года отбор проб проводился на основании методики ПНД Ф 12.4.2.1-99, ГОСТ 28192-89, ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 17.4.4.02-84, ГОСТ 28168-89, ГОСТ 12071-2014, ПНД Ф 12.1:2:2:2:2.3:3.2-03. Отсутствие в указанном акте отбора проб ссылки на ГОСТ Р 56226-2014 не свидетельствует о недостоверности полученных результатов исследований отобранных образцов отходов.

Как было отмечено ранее, отбор образцов отходов и их химический и токсикологический анализы были проведены сотрудниками филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области, аккредитованного в установленном порядке (см. аттестат аккредитации № RA.RU.513238 от 05.08.2016 года, т. 2, л.д. 44-48).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей сотрудники филиала ФБУ «ЦЛАТИ» по Липецкой области Антипин Д.И., Кузнецова О.Ю., Путилина Н.Л. и Белова А.Е. дали свои пояснения относительно соблюдения порядка отбора проб, их упаковывания (опечатывания), хранения, поступления в лабораторию, подготовки к анализу и их исследования.

При таких обстоятельствах суд полагает, что акт отбора проб № 385 от 16.08.2016 года, протоколы испытаний от 24.08.2016 года и заключение по результатам токсикологичексих анализов от 24.08.2016 года являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу.

В связи с вышеизложенным, доводы МУП «ЛиСА» относительно допущенных заинтересованным лицом нарушений являются несостоятельными.

Исходя из положений части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предписание выдается с целью устранении выявленных нарушений обязательных требований, либо с целью проведения мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Арбитражный суд полагает, что предписание № 283-о от 07.09.2016 года по своему содержанию (закрепленному в нем требованию, адресованному Предприятию) соответствует существу выявленных нарушений, направлено на их прекращение, а также является реально исполнимым.

При таких обстоятельствах предписание № 283-о от 07.09.2016 года является законным и обоснованным, в связи с чем оно не нарушает прав и интересов Предприятия.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд полагает, что предписание Управления Росприроднадзора по Липецкой области № 283-о от 07.09.2016 года является законным, а соответствующее требование МУП «ЛиСА» удовлетворению не подлежит.

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении с заявлением в арбитражный суд МУП «ЛиСА» уплатило государственную пошлину за рассмотрение заявления в сумме 3 000 руб. (см. платежное поручение № 2341 от 23.09.2016 года, т. 1, л.д. 11), размер которой соответствует статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с отказом в удовлетворении заявленного требования, расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на Предприятие.

Определением от 03.10.2016 года арбитражный суд удовлетворил заявление МУП «ЛиСА» и принял обеспечительную меру в виде приостановления действия предписания № 283-о от 07.09.2016 года, выданного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области (т. 1, л.д. 3-5).

В соответствии с частью 4 статьи 96 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

В пункте 25 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 года «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.

С учетом результатов рассмотрения настоящего заявления, а также положений части 5 статьи 96 АПК РФ обеспечительная мера в виде приостановления действия предписания № 283-о от 07.09.2016 года, выданного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, подлежит отмене.

При этом, указанная обеспечительная мера сохраняет свое действие до вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:


Отказать Муниципальному унитарному предприятию «Липецкая станция аэрации» (ОГРН 1074823014650) в удовлетворении заявления о признании несоответствующим закону предписания № 283-о от 07.09.2016 года, выданного государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области Зайцевым О.Б.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.

Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
25.04.2024

Комитет по экологи обсудил необходимые законодательные изменения для реализации нового проекта по оздоровлению водных объектов

Административную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства установил президент РФ Владимир Путин

12 млн рублей выплатило УК «ПЖКХ» по плате за НВОС

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Сегодня, 15:01
ФГИС ОПВК Сегодня, 14:08

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 25 Apr 2024 18:17:23
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения