siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А27-12918/2016 по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области к АО «Междуречье» о взыскании вреда, причиненного водному объекту


Материал прочитан 1414 раз и оценен
0
АС Кемеровской области
Дата рассмотрения: 01.12.2016


[pdf, 256 KB]
Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А27-12918/2016

город Кемерово
01 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2016 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо, при ведении протокола секретарем судебного заседания Приставка А.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово

к акционерному обществу «Междуречье» (ОГРН 1024201387902, ИНН 4214000252), г. Междуреченск

о взыскании вреда, причиненного водному объекту в размере 1 735 000 руб.,

при участии:
от заявителя – Устьянцева Е.В. – представитель по доверенности от 30.06.2016 №020-мк, паспорт;
от АО «Междуречье» – Степанова М.А. – представитель по доверенности №197/16 от 20.07.2016, паспорт; паспорт; Любогощева Н.Ю. – представитель по доверенности от 18.04.2016 №83/16, паспорт; Мальцев А.В. – представитель по доверенности от 14.01.2015, паспорт;


у с т а н о в и л:


Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее – «Департамент») обратился в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с акционерного общества «Междуречье» (далее – «АО «Междуречье») в бюджет города Междуреченска 1 717 278 руб. вреда, причиненного водному объекту – реке Большой Кийзак-3 сверхнормативными сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод посредством выпуска №3 в период с февраля по июль 2009 (требования уточнены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»); обеспечили явку представителей в судебное заседание 24.11.2016.

Департамент в заявлении и его представитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении заявленных требований, ссылаются на то, что превышение ОАО «Междуречье» в период февраль-июль 2009 года утвержденной допустимой концентрации и нормативов допустимого сброса по нитратам привело к ухудшению качества природной воды в поверхностном водном объекте р. Большой Кийзак-3, превышению ПДК нитратов в водном объекте ниже выпуска №3 сточных вод Общества, что свидетельствует о негативном изменении окружающей среды ( водного объекта).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее – «Методика»).

Исчисление размера вреда в соответствии с пунктом 9 Методики производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных ( загрязняющих ) веществ на водный объект.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона №7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения , истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 78 Федерального закона №7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Поскольку АО «Междуречье» в добровольном порядке не возместило вред, причиненный водному объекту – р. Большой Кийзак 3, указанное обстоятельство послужило основанием сначала для направления Департаментом претензии в адрес АО «Междуречье», а, затем для обращения в суд с настоящим заявлением.

При этом, Департамент согласился с доводом АО «Междуречье» о необходимости уменьшения размера вреда, причиненного водному объекту – р. Большой Кийзак-3 вследствие сверхнормативного сброса нитратов, на величину фактической оплаты Обществом сверхлимитного сброса за период февраль-июль 2009 года в размере 55 483 руб. Таким образом, сумма ущерба, подлежащая к взысканию с АО «Междуречье» с учетом фактической оплаты Обществом сверхлимитного сброса нитратов за период февраль-июль 2009 года составляет 1 717 278 руб.

Подробнее доводы Департамента изложены в заявлении и дополнениях к нему.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявленных Департаментом требований, ссылаются на следующие обстоятельства.

Во-первых, Общество указывает на то, что основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 77 Федерального закона №7-ФЗ и статьей 69 ВК РФ является вред, причиненный водному объекту.

Сам по себе факт сброса сточных вод с превышением нормативных показателей, установленных ответчику, не является доказательством загрязнения водного объекта.

Такое нарушение лишь влечет обязанность нарушителя уплачивать плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды с применением пятикратного повышающего коэффициента, что ответчиком выполнялось своевременно и в полном размере.

Факт причинения вреда водному объекту подлежит самостоятельному доказыванию. Вместе с тем, по мнению Общества, доказательства изменения качества водного объекта – р. Большой Кийзак 3 истцом не представлены. В частности, Департамент не представил сведений о фиксации изменений в состоянии водного объекта до и после осуществления природопользователем сброса сточных вод , которые позволили бы сделать вывод о причинении вреда водному объекту в результате превышения максимально разрешенного содержания загрязняющих веществ в сточной воде .

Между тем, по правилам статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») для взыскания ущерба лицо, требующее его возмещения, должно доказать наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями, а также размер причиненного вреда.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов состава экологического правонарушения применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не представляется возможным.

Во-вторых, АО «Междуречье» считает, что в соответствии с пунктом 14 Методики, в случае выполнения природопользователем мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

Поскольку величина фактических затрат Общества на выполнение мероприятий (строительство очистных сооружений) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных ( загрязняющих ) веществ в размере 9 608 606 руб. превышает размер рассчитанного вреда, исчисленного Департаментом без учета пункта 14 Методики, следовательно, основания для взыскания с АО «Междуречье» вреда водному объекту, исчисленному в соответствии с пунктом 11 Методики, отсутствуют.

В подтверждение того факта, что Обществом в 2009 году при реализации Проекта строительства комплекса по очистке карьерных и ливневых вод основного поля разреза «Междуреченский» были осуществлены мероприятия по существенному снижению сброса загрязняющих веществ в составе сбрасываемых ливневых и карьерных сточных вод , АО «Междуречье» ссылается на то, что Обществом в 2009 году были осуществлены такие мероприятия в рамках строительства указанного комплекса, как строительство прудов-отстойников и фильтрующей дамбы.

При этом, Общество исходит из того, что целью строительства системы отстойников и фильтрующей дамбы являлось строительство первой ступени очистки загрязненных стоков (карьерных и ливневых с территории открытых горных работ и ливневых с территории основной промплощадки (прочей территории предприятия).

Предусмотренная указанным проектом прокладка напорных и безнапорных трубопроводов необходима для транспортировки предварительно отстоянных и предварительно очищенных (профильтровавшихся сквозь фильтрующий массив дамбы) смешанных сточных вод (карьерных и ливневых) к капитальному строению – очистным сооружениям и от очистных сооружений до места выпуска №3.

Целью проектирования и строительства очистных сооружений, в свою очередь, являлась доочистка стоков. Проектной документацией на очистные сооруженияпредусмотрена доочистка после отстаивания и фильтрации карьерных и ливневых сточных вод участка открытых горных работ и ливневых стоков с поверхности основной площадки до норм, установленных законодательством.

С учетом изложенного Общество считает, что проведенные им в 2009 году работы по строительству системы отстойников и фильтрующей дамбы, а также прокладка напорных и безнапорных трубопроводов являлись частью природоохранных мероприятий, направленных на реализацию Проекта строительства комплекса по очистке карьерных и ливневых вод основного поля разреза «Междуреченский».

В-третьих, Общество обращает внимание на то обстоятельство, что превышение ПДК в природной воде ниже выпуска №3 в р. Большой Кийзак-3 по нитратам было зафиксировано только в июне и июле 2009 года (протокол №374 от 26.0б.2009, протокол №462 от 27.07.2009).

Кроме того, уровень нитратов в воде выше выпуска №3 уже превышал ПДК рек рыбохозяйственного значения - в протоколе №372 от 26.Об.2009 указана концентрация нитратов в реке выше сброса - 50,96 мг/дм3, в протоколе №460 от 27.07.2009 выше выпуска концентрация нитратов - 62,33 мг/дм3. Следовательно, достоверно определить степень вины АО «Междуречье» в изменении концентрации нитратов в реке в данном случае не представляется возможным и оснований для привлечения АО «Междуречье» к гражданско-правовой ответственности не имеется.

Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, АО «Междуречье» просит Арбитражный суд Кемеровской области суд в удовлетворении требований Департамента отказать в полном объеме.

Подробнее доводы Общества изложены в письменном отзыве.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и возражения сторон, суд установил.

Департаментом в период с 20.08.2009 по 15.09.2009 в отношении ОАО «Междуречье» проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований водного законодательства к использованию и охране водных объектов, итоги которой отражены в акте проверки от 16.09.2009 №360ВП/11/09.

В ходе проверки установлено, что ОАО «Междуречье» в 2009 году осуществляло сброс сточных вод посредством выпуска №3 в поверхностный водный объект - р. Большой Кийзак-3 с превышением утвержденной допустимой концентрации загрязняющих веществ, нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, что является нарушением пункта 1 статьи 44, пунктов 4, 6 статьи 56, пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, а также статей 22, 23, 34, 39 Федерального Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – «Федеральный закон №7-ФЗ»).

За нарушение указанных требований природоохранного законодательства Российской Федерации ОАО «Междуречье» постановлением о назначении административного наказания привлечено к административной ответственности в виде штрафа по части 4 статьи 8.13, части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Постановление исполнено Обществом в добровольном порядке.

Материалами проверки и дела об административном правонарушении №360ВП/11/09, протоколами анализа качества поверхностных и сточных вод установлено следующее.

ОАО «Междуречье» в 2009 году имело нормативы допустимого сброса в р. Большой Кийзак-3 от 10.02.2009 № КЕМ-20/3-2677-09 (срок действия с 10.02.2009 до 01.01.2014), которыми установлены допустимая концентрация веществ в сточной воде , норматив допустимого сброса веществ.

В период февраль-июль 2009 года ОАО «Междуречье» осуществляло сброс сточных вод в реку Большой Кийзак-3 посредством выпуска №3 с превышением допустимой концентрации нитратов (фактическая концентрация загрязняющих веществ, мг/дм3/ допустимая концентрация загрязняющих веществ, мг/дм3): в феврале в 1,9 раз (84,43 / 45); в марте в 2,2 раза (99,43 / 45); в апреле в 2,70 раз (121,51 / 45), в мае в 3,16 раз (142,04 / 45), в июне в 4,39 раз (197,38 / 45); в июле в 4,42 раза (198,86 / 45).

Одновременно с этим результаты анализа качества воды р. Большой Кийзак-3 показывают, что концентрация нитратов в природной поверхностной воде р. Большой Кийзак-3 ниже выпуска № 3 (74,375 мг/дм3) превышает концентрацию нитратов в природной поверхностной воде выше выпуска № 3 (56,645 мг/дм3).

Вред, причиненный АО «Междуречье» водному объекту – р. Большой Кийзак-3 сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод посредством выпуска №3 в период февраль-июль 2009 года и рассчитанный Департаментом согласно указанной выше Методике составил 1 735 000 (один миллион семьсот тридцать пять тысяч) руб., а с учетом произведенной Обществом фактической оплаты сверхлимитного сброса за период февраль-июль 2009 года в размере 55 483 руб., данная сумма составляет 1 717 278 руб.

Департаментом в адрес АО «Междуречье» была направлена претензия о взыскании вреда, причиненного водному объекту с предложением добровольного возмещения вреда посредством перечисления в бюджет г. Междуреченска денежных средств в срок до 01.06.2016.

Указанные средства в установленный срок и до настоящего момента в бюджет г. Междуреченска не поступили. Кроме того, в адрес Департамента поступило письмо АО «Междуречье» от 27.05.2016 №1098, согласно которому Общество считает предъявленную Департаментом Претензию необоснованной.

Поскольку АО «Междуречье» в добровольном порядке не возместило вред, причиненный водному объекту р. Большой Кийзак-3, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, оценив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные Департаментом требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 1064 ГК РФ основанием для возникновения обязательства служит гражданское правонарушение, выразившееся в причинении вреда другому лицу. Для наступления ответственности за причинение вреда в общем случае необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправное поведение (действие, бездействие) виновного лица, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.

В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – «ВК РФ») водные объекты предоставляются в пользование, в том числе на основании решения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти или органа местного самоуправления (часть 2 статьи 21 Кодекса), в частности, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод , а также для разведки и добычи полезных ископаемых (пункты 2, 6 части 2 статьи 11 Кодекса соответственно); цель использования водного объекта или его части указывается в решении о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 2 части 1 статьи 22 Кодекса).

Согласно пункту 19 статьи 1 ВК РФ сточные воды - это воды , сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В силу пункта 1 части 2 статьи 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

В части 4 статьи 35 ВК РФ определено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – «Федеральный закон №7-ФЗ») нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

При эксплуатации водохозяйственной системы в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод , не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод , не соответствующих требованиям технических регламентов, а согласно статье 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения , повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения , истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона №7-ФЗ обязаны возместить его в полном объеме.

Таким образом, загрязнение , истощение, порча, уничтожение, деградация, разрушение природных объектов, являются факторами, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, на водные объекты.

Соответственно, сброс сточных вод без проведения их очистки и обезвреживания, либо недостаточно очищенных сточных вод , концентрация вредных веществ в которых превышает предельно допустимые нормативы, сам по себе уже причиняет вред водному объекту, так как загрязняет его и оказывает негативное воздействие на экологическую систему водного объекта. Превышение нормативов допустимого сброса вредный веществ в сточных водах свидетельствует о противоправном и виновном поведении Ответчика, влекущем причинение вреда водному объекту.

Довод Общества о том, что при исчислении размера вреда, причиненного водному объекту, подлежит учету и оценке степень деградации и истощения водного объекта (последствия загрязнения ), не соответствует статьям 3, 55 ВК РФ, устанавливающим принципы охраны водных объектов, и не обоснован ссылками на нормы права, устанавливающие обязательность такого расчета.

При этом суд принимает во внимание правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в решении от 22.04.2015 №АКПИ 15-249, согласно которой проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство. Таким образом, условный характер определения вреда окружающей среде, используемый в методиках исчисления размера вреда, основывается на признании необходимости особой охраны окружающей среды и ее компонентов, а также объективной невозможности его точной оценки в силу неопределенности последствий причиняющего воздействия.

Аналогичные выводы содержатся и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №1743-0-0, согласно которому окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.

Учитывая данное обстоятельство, законодатель в пункте 3 статьи 77 Федерального закона №7-ФЗ определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Часть 2 статьи 69 ВК РФ предусматривает, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.11.2006 №639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» установлено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Реализуя делегированные ему полномочия и принимая во внимание специфику регулируемой сферы имущественных отношений, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 13.04.2009 №87 утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее – «Методика»).

Размер вреда, причиненного Обществом водному объекту – р. Большой Кийзак-3 рассчитан Департаментом в соответствии с указанной Методикой. Исходные данные для расчета размера вреда взяты на основании протоколов анализа качества воды .

Факт сброса сточных, вод в реку Большой Кийзак-3 с превышением предельно допустимых нормативов допустимого сброса вредных веществ подтвержден материалами проверки, проведенной специалистами Департамента в отношении Общества.

Возражения АО «Междуречье» не опровергают ни факта причинения вреда р. Большой Кийзак-3, ни результатов проведенных Департаментом в соответствии с Методикой расчета размера вреда.

Наличие причинно-следственной связи между совершенными Обществом действиями и наступившими в результате их последствиями для окружающей среды подтверждено совокупностью имеющихся в материалах проверки доказательств.

Правомерность подобного подхода подтверждается многочисленной судебной практикой рассмотрения аналогичных дел, в частности, решениями Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2015 по делу №А27-12666/2015, от 08.02.2016 по делу №А27-24556/2015, от 24.02.2016 по делу №А27-21582/2015 (оставлено в силе Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016); решением Арбитражного суда Новгородской области от 05.10.2015 по делу №А44-61775/2015 (оставлено в силе Постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.05.2016); решением Арбитражного суда Томской области от 20.10.2015 по делу №А67-4103/2015 (оставлено силе Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2016) и др.

С другой стороны, суд обращает внимание на следующие обстоятельства.

Действительно, в соответствии с пунктом 14 Методики в случае выполнения природопользователем мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных ( загрязняющих ) веществ, размер вреда уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

Согласно пункту 6 названной Методики исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.

Оценивая доводы Общества о наличии указанных затрат и возражения Департамента, связанные с тем, что произведенные АО «Междуречье» в 2009 году затраты на строительство прудов-отстойников и фильтрующей дамбы не связаны со строительством очистных сооружений в рамках Проекта строительства комплекса по очистке карьерных и ливневых вод основного поля разреза «Междуреченский», суд отмечает следующее.

Так, из представленных Обществом материалов усматривается, что в период февраль-июль 2009 года АО «Междуречье» были проведены следующие работы:

- строительство отстойника ливневых стоков №1 (акт от 30.04.2009, сумма затрат 13 402 руб.);

- устройство отстойников ливневых стоков (акт от 31.07.2009 №12, сумма затрат 45 593 руб.);

- строительство канала сбора ливневых стоков с промплощадки до отстойника №1 (акты от 31.05.2009 №1, от 30.06.2009 №1, №2, сумма затрат 634 813 руб.);

- строительство водоотводных канав и водовода ливневых стоков с промплощадок (акты от 29.05.2009 №2, от 30.06.2009 №3, №5, от 31.07.2009 №7, №11, сумма затрат 808 741 руб.);

- устройство рельефа, установка водоотводных лотков, устройство асфальтового покрытия (акты от 30.04.2009 №4, от 31.07.2009 №13, сумма затрат 1 043 070 руб.).

Между тем, указанные работы относятся к мероприятию по организации сбора и отвода ливневых сточных вод с территории промплощадки на основное поле разреза «Междуреченский».

Как следует из материалов проверки (акт проверки, схема выпуска сточных вод в р. Большой Кийзас-3, пояснительная записка и т.д.) в 2009 году ливневые сточные воды с территории промплощадки (совместно с производственными сточными водами ) отводились посредством выпуска №6 в водный объект – р. Кийзас-3. Перед сбросом в водный объект сточные воды проходили очистку на механических очистных сооружениях, расположенных на промплощадке. На выпуск №6 в р. Кийзас-3 имелись нормативы допустимых сбросов и Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду ( водный объект).

Таким образом, проводимые Обществом в 2009 году мероприятия по организации сбора и отвода ливневых сточных вод с территории промплощадки на основное поле разреза «Междуреченский» были направлены на исключение сброса ливневых сточных вод через выпуск №6 в водный объект - р. Кийзас-3 и перенаправление этих стоков на выпуск №3 в р. Большой Кийзак-3, что не является мероприятием по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных ( загрязняющих ) веществ.

Вместе с тем, как следует из материалов проверки (акт проверки от 16.09.2016 №360ВП/11/09, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты от 24.03.2009 №КЕМ-20/3-2677-09, схема выпуска №3 карьерных сточных вод в р. Большой Кийзак-3) в 2009 году посредством выпуска №3 в водный объект – р. Большой Кийзак-3 отводились только карьерные сточные воды .

На выпуск №3 карьерных сточных вод в р. Большой Кийзак-3 имелись установленные нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду ( водный объект).

Согласно представленному Ответчиком Заключению о соответствии построенного объекта капитального строительства от 23.03.2016 №79/02-00 очистные сооружения карьерных вод участков горных работ АО «Междуречье» построены в период сентябрь 2013 года - ноябрь 2015 года.

Более того, из материалов дела усматривается, что строительство прудов-отстойников и фильтрующей дамбы осуществлялось ответчиком не в рамках Проекта строительства комплекса по очистке карьерных и ливневых вод основного поля разреза «Междуреченский», который был завершен в 2016 году, а на основании Проекта строительства очистных сооружений карьерных вод участков горных работ ОАО «Междуречье» в г. Междуреченске Кемеровской области, который получил положительное заключение государственной экспертизы №42-1-4-0003-13 только 17.01.2013.

При этом в указанном проекте (стр. 14) прямо отражено, что системы подачи карьерной воды на очистку из существующего пруда-отстойника №4 на проектируемые очистные сооружения и отведения очищенной воды на выпуск в р. Большой Кийзак-3 решаются отдельным проектом на линейные объекты, наличие которого Общество в процессе судебного заседания подтвердить не смогло.

Таким образом, ответчиком не представлены документы, подтверждающие проведение им в 2009 году мероприятий, направленных на предупреждение сверхнормативного или сверхлимитного сброса вредных ( загрязняющих ) веществ в водные объекты.

Соответственно, основания для уменьшения размера причиненного вреда на величину фактических затрат на выполнение Обществом мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных ( загрязняющих ) веществ, отсутствуют.

В отношении доводов Общества о невозможности достоверно определить степень вины АО «Междуречье» в изменении концентрации нитратов в реке Большой Кийзак-3 суд также соглашается с мнением Департамента о том, что факт негативного изменения окружающей среды подтверждается фактом негативного воздействия, выраженного в превышении в сточных водах содержания вредных веществ к установленным ПДК. Кроме того, результаты анализа качества воды р. Большой Кийзак-3 в указанный период подтверждают, что концентрация нитратов в природной поверхностной воде р. Большой Кийзак-3 ниже выпуска (74,375 мг/л) превышает концентрацию нитратов в природной поверхностной воде выше выпуска (56,645 мг/л).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований с учетом уточненного размера вреда.

В соответствии с абзацем 2 части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Поскольку заявленные требования удовлетворены полностью, государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию в федеральный бюджет с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


р е ш и л:


заявленные требования удовлетворить полностью.

Взыскать акционерного общества «Междуречье» (ОГРН 1024201387902, ИНН 4214000252) в бюджет г. Междуреченска вред, причиненный акционерным обществом «Междуречье» (ОГРН 1024201387902, ИНН 4214000252) водному объекту – р. Большой Кийзак-3 сверхнормативными сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод посредством выпуска №3 в период февраль-июль 2009 года, в размере 1 717 278 (один миллион семьсот семнадцать тысяч двести семьдесят восемь) руб.; государственную пошлину в федеральный бюджет Российской Федерации в размере 30 173 (тридцать тысяч сто семьдесят три) руб.

Реквизиты для оплаты штрафа в бюджет г. Междуреченска:

УФК по Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области)

ИНН 4205120384 КПП 420501001

Банк – получатель: Отделение Кемерово

БИК 043207001

р/счет 40101810400000010007

КБК: 010 1 16 35020 04 0000 140

ОКТМО: 32725000

Назначение платежа: (л/сч 04391002170) суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты городских округов (г. Междуреченск).

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 00:45:58
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения