siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А63-14037/2015 по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу к ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс о возмещении вреда за негативное воздействие на окружающую среду в размере 66 796 843, 28 руб.


Материал прочитан 750 раз и оценен
0
АС Ставропольского края
Дата рассмотрения: 27.06.2016


[pdf, 328 KB]
Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А63-14037/2015

г. Ставрополь
27 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2016 года
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2016 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Гладских Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьковым А.А., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212,

к открытому акционерному обществу «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822,

о возмещении вреда за негативное воздействие на окружающую среду в размере 66 796 843, 28 руб.,

при участии в судебном заседании от истца – Клинчаевой М.Ю. по доверенности № 05 от 11.01.2016, Ярмолич Н.И. по доверенности № 01 от 11.01.2016, от ответчика - Ивановой А.В. по доверенности № 428 от 18.12.2015, Неборака С.В. по доверенности № 40 от 22.01.2016, Лифенко О.Б. по доверенности № 141 от 17.02.2016,

УСТАНОВИЛ:

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки (далее – истец, Департамент) обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск (далее – ответчик, Общество) о возмещении вреда за негативное воздействие на окружающую среду в размере 66 796 843, 28 руб.

Определением суда от 17.05.2016 г. дело отложено в судебное разбирательство на 14.06.2016 г.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме, представил дополнение к исковому заявлению.

Ответчик просил суд в иске отказать, т.к. считает, что не является субъектом платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд объявил в судебном заседании перерыв до 15 час. 30 мин. 20.06.2016 г., для исследования представленных дополнительных документов.

О дате и времени рассмотрения дела после перерыва в судебном заседании стороны извещены надлежащим образом, путем размещения информации на информационном стенде 1-го судебного состава на втором этаже арбитражного суда и на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

В 15 час. 30 мин. 20.06.2016 г. судебное заседание продолжено.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, т.к. считает, что Общество не должно включать в расчеты и вносить платежи за размещение шлакозольной массы на полигоне ТКО (твердых коммунальных отходов ), поскольку по смыслу Закона РФ «Об отходах производства и потребления» не является собственником сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, из которых эти отходы образуются. Согласно устава, предметом деятельности ОАО «ПТЭК» является термическая обработка (обезвреживание) твердых бытовых отходов путем прокаливания при высоких температурах на основании договоров об оказании услуг по обезвреживанию твердых бытовых отходов . Технологический процесс предприятия заключается в том, что твердые бытовые отходы в результате сжигания переводятся из одного состояния в другое и в виде шлакозольной массы вывозятся для захоронения на полигоне ТКО (в настоящее время – для рекультивации полигона).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения сторон считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу была проведена сверка по оплате на негативное воздействие на окружающую среду за трехлетний период. По результатам сверки департаментом выявлено , что за ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» значится задолженность по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за период с 3 квартала 2012 года по 2 квартал 2015 года.

В представленных ОАО «ПТЭК» расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду имеются сведения о передаче на размещение отходов , образованных при сжигании отходов в виде смеси шлака и летучей золы (далее – шлакозольной массы). При расчете суммы платы в части размещения отходов производства и потребления за период с 3 квартала 2012 года по 2 квартал 2015 года ОАО «ПТЭК» не исчислена в полном объеме плата за размещение шлакозольной массы.

Департамент направил в адрес ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», требование от 11.08.2015 № 18-15/1227.

Неисполнение требования об уплате задолженности в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартал 2012 – 2 квартал 2015 года послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с иском.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 № 724 и «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Департамент является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России и соответственно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Департамент осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами .

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годах», функции администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов , и устанавливает общие правила ее исчисления.

Пунктом 1 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, с учреждений и организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в атмосферу производится взимание платы.

В пункте 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 № 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», общество обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, как субъект, в ходе осуществления производственной деятельности которого происходит негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» является организацией, которая осуществляет размещение образующихся в ее производственной деятельности отходов . Данный факт подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду , в которых имеются сведения о передаче на размещение отходов , образованных при сжигании твердых бытовых отходов в виде смеси шлака и летучей золы (шлакозольная масса - новый вид отхода , образуемый обществом).

Из устава общества следует, что предметом его деятельности является термическая обработка (обезвреживание) твердых бытовых отходов путем прокаливания при высоких температурах на основании договоров об оказании услуг по обезвреживанию твердых бытовых отходов .

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 -4 классов опасности подлежит лицензированию.

В силу положений части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 3 Положения о лицензировании, повлекшее за собой

ОАО «ПТЭК» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 09.01.2013 № 02600092, выданную на проведение работ по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2015 г. по делу № А63-1302/2014 было установлен факт размещения ОАО «ПТЭК» собственных отходов -шлакозольной массы, а также что обществом были нарушены требования Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255, а именно: подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании, часть 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ.

ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В отношении ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу также было вынесено постановление от 17.02.2014 г. № 14/Ф/1-010/3 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ(оставлено в силе решением суда по делу № А63-3103/2014)

Арбитражным судом Ставропольского края по делу № А63-3103/2014 было установлено, что ОАО «ПТЭК» были нарушены требования, установленные Законом № 89-ФЗ, в части передачи собственником отходов 1-4 класса опасности для использования другому лицу, которое производит размещение отходов , не имеющей соответствующей лицензии.

Все вышеперечисленные факты подтверждают, что ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» нарушались нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в связи с чем, общество понесло административную ответственность за вновь образованные в результате своей производственной деятельности отходы в виде шлакозольной массы, собственником оно являлось.

ОАО «ПТЭК» были заключены договоры на оказание услуг по захоронению шлакозольной массы с МУП г.Пятигорска «Спецавтохозяйство» от 17.07.2014, ООО «Сфера-М» от 30.12.2011 № 22 и с МУП г. Лермонтова «Управление жилищно-коммунального хозяйства» от 20.12.2011 № 11.

При осуществлении производственной деятельности ОАО «ПТЭК» образуется новый вид отхода , который отличается как по морфологическому составу, классу опасностью и степени токсичности от изначально принимаемых ТБО по договорам от третьих лиц.

Произведенные за период с 3 квартала 2012 г. - 2 квартал 2015 г. филиалом Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» -«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кавказским Минеральным Водам» протоколы биотестирования свидетельствуют о том, что собственником отхода - золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (остатки от сжигания твердых бытовых отходов - шлакозольная масса) является ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс».

Согласно действовавшему (до 29.12.2015 г.) приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 были утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. В соответствии с данными критериями вид отхода - шлакозольная масса отнесен к 5 классу опасности. В период начиная с 3 квартала 2012 года по 1 квартал 2014 года данный вид отхода был отнесен к 4 классу опасности.

Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ отходы производства и потребления признаются движимым имуществом.

Согласно статье 210 ПС РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя - собственника отходов .

Из представленных обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в период с 3 квартала 2012 г. - 2 квартал 2015 г. следует, что ОАО «ПТЭК» принимало твердые бытовые отходы на обезвреживание от предприятий (заказчиков) по договорам (прилагаются к материалам дела).

Департаментом было установлено, что ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» не исчислена плата в полном объеме за размещение шлакозольной массы.

Предметом настоящего иска является взыскание Департаментом с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду плату за 3 квартал 2012 – 2 квартал 2015 в размере 66 796 843,28 руб. (уточненные требования).

Факт задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период подтверждается:

- расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года: рассчитано истцом – 7900752,18 руб., уплачено ответчиком 9677,31 руб., задолженность 7891074,87 руб.; 4 квартал 2012 года: рассчитано истцом – 5760602,37руб., уплачено ответчиком 9677,31 руб., задолженность 5750925,06 руб.; 1 квартал 2013 года: рассчитано истцом – 9099766,57 руб., уплачено ответчиком 10385,4 руб., задолженность 9089381,17 руб.; 2 квартал 2013 года: рассчитано истцом – 10111083,3руб., уплачено ответчиком 7389,67 руб., задолженность 10103693,63руб.; 3 квартал 2013 года: рассчитано истцом – 8530722,43руб., уплачено ответчиком 7389,67 руб., задолженность 8523382,76 руб.; 4 квартал 2013 года: рассчитано истцом – 9353115,54 руб., уплачено ответчиком 7389,67руб., задолженность 9345725,87 руб.; 1 квартал 2014 года: рассчитано истцом – 10820722,42 руб., уплачено ответчиком 7474,44руб., задолженность 10813247,98руб.; 2 квартал 2014 года: рассчитано истцом – 1161938,42руб., уплачено ответчиком 7474,44руб., задолженность 1154463,98руб.; 3 квартал 2014 года: рассчитано истцом – 1150734,50руб., уплачено ответчиком 7474,44руб., задолженность 1143260,06руб.; 4 квартал 2014 года: рассчитано истцом – 1109366,18руб., уплачено ответчиком 7474,44руб., задолженность 1101891,74руб.; 1 квартал 2015 года: рассчитано истцом – 1061786,88руб., платежей ответчиком не производилось, задолженность 1061786,88руб.; 2 квартал 2015 года: рассчитано истцом – 818009,28руб., платежей ответчиком не производилось, задолженность 818009,28руб.

Таким образом, общий размер задолженности ответчика составляет 66 796 843,28 рублей.

На основании ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4). Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5).

Исследовав материалы дела, доводы, возражения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном их исследовании, суд считает, что заявленные требования соответствуют требованиям закона, подтверждены документально и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ответчика только лишь в связи с заключением им договоров с заказчиками по оказанию услуг по обезвреживанию ТБО и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не передавались.

Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика о том, что общество, не является плательщиком платы за негативное воздействие, судом отклонены как необоснованные, по следующим основаниям.

Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов . Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов : их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов . Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В связи с этим суд исходит из того, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты, то есть специализированные организации.

Данная позиция закреплена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 14561/08.

Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .

С учетом вышеизложенного, суд считает, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 – 2 квартал 2015 года, а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности у Общества, самостоятельно осуществившего расчет платы и представившего расчеты уполномоченному органу, но не оплатившего исчисленную сумму платы в полном объеме, доказательства, подтверждающие размещение указанных отходов в специально оборудованных местах, специализированной организацией при наличии лицензии установленной законом, не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества данной обязанности, поскольку в договорах с третьими лицами(заказчиками) соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не включались.

Суд признает обоснованными требования Департамента по взысканию с Общества суммы задолженности в размере 66 796 843, 28 руб.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с удовлетворением иска относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, взыскиваются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края


Р Е Ш И Л:


исковые требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822 в пользу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212 для зачисления в соответствующий бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 66 796 843, 28 руб.

Взыскать с открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822 в доход федерального бюджета, государственную пошлину – 200 000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
04.05.2024

Минэкономразвития предложило бизнесу новый стандарт отчетности об устойчивом развитии

РОП: подано 389 заявлений о включении в реестр утилизаторов

Внедрение зеленых стандартов стимулирует экономический рост

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 2 мая, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 04 May 2024 21:20:13
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения