ppee-sak
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Применение биопрепаратов на очистных сооружениях
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Авансовые платежи в 2024 году
  • План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Особенности внесения сведений в ГВР
  • САК на квотируемых объектах, или дорога в никуда
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Газоаналитический комплекс


ООО «Энергострой»

Дело № А47-10785/2015 по заявлению ООО "ММСК" к Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области о признании недействительными предписаний от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7, ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10


Материал прочитан 1625 раз и оценен
0
АС Оренбургской области
Дата рассмотрения: 21.06.2016


[pdf, 413 KB]
Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ

Дело № А47-10785/2015

г. Оренбург
21 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2016 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Александрова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рахимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат», г.Медногорск, ОГРН 1025600752726, ИНН 5606001611

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области, г.Оренбург, ОГРН 1045605467643; ИНН 5610083060

о признании недействительными предписаний от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7, ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10.

В судебном заседании приняли участие представитель ООО "ММСК" Колосницына Ольга Александровна по доверенности № 10/121 от 15.10.2015, начальник юридического отдела ООО "ММСК" Шапирова Елена Павловна по доверенности №10/01 от 30.12.2015, главный специалист-эксперт отдела правового и кадрового обеспечения Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Самойлова Александра Анатольевна по доверенности №05/2016 от 04.04.2016, начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Воликова Тамара Владимировна по доверенности №12/2016 от 13.04.2016.

Общество с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» (далее – ООО "ММСК", общество, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, административный орган) о признании недействительными предписаний от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7, ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях и дополнении. С фактами и выводами, изложенными в акте проверки, не согласны и считают, что выданные на основании акта проверки оспариваемые предписания не основаны на требованиях законодательства, незаконно возлагают на заявителя обязанности исполнения требования Управления. Считают, что предписание № ПН/Э-120-3 от 06.07.2015 является незаконным, поскольку возлагает обязанность по обеспечению соблюдения нормативов образования отходов производства олеума кислоты серной (кек мышьяксодержащий), которое не установлено действующем законодательством в области деятельности по обращению с отходами . По мнению заявителя, кек мышьякеодержащий только накапливается, поэтому норматив образования не устанавливается ввиду отсутствия лимита на размещение. При этом исходят из того , что деятельность по обращению с отходами не включает в себя деятельность, в процессе которой образуются отходы , соблюдение нормативов образования отходов законодательно не предусмотрено, следовательно, Управлением незаконно вменено требование по соблюдению нормативов образования отходов производства олеума кислоты серной (кек мышьяксодержащий). Полагают, что предписание № ПН/Э-120-7 от 06.07.2015 является неисполнимым, поскольку выполнение требований данного предписания прямым образом зависит от государственного органа, уполномоченного на внесение отходов в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), и не зависит от действий ООО «ММСК», которое со своей стороны предприняло все установленные меры.

По мнению заявителя, предписание № ПН/Э-120-8 от 06.07.2015 относительно требования «обеспечить эксплуатацию объектов размещения (хранения) отходов : шлакоотвала и прудков-отстойников цеха серной кислоты, не допуская ухудшения качества окружающей среды (в том числе поверхностных и подземных вод)», является незаконным и необоснованным, поскольку доказательства влияния шлакоотвала на грунтовые воды отсутствуют. Так, из мониторинговых исследований и из схемы расположения фоновых, наблюдательных колодцев и водных объектов, в частности р. Шарля, а также учитывая рельеф местности с уклоном от р. Шарля в сторону наблюдательных колодцев, видно воздействие на грунтовые воды именно р. Шарля, а не шлакоотвала. При этом, подземная гидросфера не испытывает негативных нагрузок, которые могли бы привести к ухудшению качества грунтовых вод, так как превышения ПДК для питьевых вод по контролируемым элементам в наблюдательных колодцах, не зафиксированы.

Указывает на то, что предписание № ПН/Э-120-9 и предписание №ПН/Э-120-10 являются взаимоисключающими. Так, предписанием №ПН/Э-120-9 обществу необходимо «обеспечить образование отходов кека мышьяксодержащего в цехе серной кислоты ООО «ММСК» в соответствии с инвентаризацией отходов и характеристиками, заявленными в действующем ПНООЛР ООО «ММСК».

Между тем , ООО «ММСК» соблюдены установленные законодательством требования проведения инвентаризации отхода - кека мышьяксодержащего. Действующий ПНООЛР ООО «ММСК», утвержденный Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области, содержит перечень видов отходов , образуемых на комбинате в процессе эксплуатации, в том числе отход 3 класса опасности - 5150000000000 отходы солей (кек мышьяксодержащий) - 31222000000 отходы производства олеума, кислоты серной (кек мышьяксодержащий). Кроме того , административным органом в ходе проверки установлено, что мышьякосодержащий отход , отобранный в результате контрольных мероприятий в рамках проводимой плановой проверки и отход кека мышьякосодержащего, заявленный обществом в ПНООЛР, образованы при одном технологическом процессе (классификационные признаки: происхождение, условия образования (принадлежности к определенному производству, технологии), агрегатное состояние и физическая форма) и имеют отличия только по некоторым элементам в химическом составе отхода ; данные отличия не повлияли на класс опасности отхода (3 класс представлен в протоколе результатов биотестирования № 100-Б от 23.06.2015), который идентичен заявленному в ПНООЛР отходу кека мышьяксодержащего. А установленные в ходе плановой проверки разночтения в компонентных составах являются следствием нарушения методики отбора проб, поскольку отбор проб кека представителями административного органа при проведении контрольных мероприятий произведен не в месте его образования, а в месте накопления, что привело к отбору недостоверной пробы, так как химические элементы имеют тенденцию к миграции (перераспределению) по горизонтам массы отхода . В связи с чем, вывод административного органа, содержащий в акте проверки, о том , что в результате деятельности ООО «ММСК» образуется отход , инвентаризация которого не проведена, не соответствует действительности.

По аналогичным доводам считает, что ООО «ММСК» соблюдены требования законодательства по нормированию отходов кека мышьяксодержащего.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. Считают предписание № ПН/Э-120-3 законным и обоснованным, поскольку заявитель обязан при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать установленные нормативы образования отходов производства - олеума кислоты серной (кек мышьякосодержащий). Управление полагает, что само по себе превышение нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уже является основанием для привлечения к юридической ответственности. Составные части данного единого норматива хотя и тесно связаны, но не находятся в неразрывной связи: на предприятии может быть образовано больше отходов , чем размещено, поскольку часть отходов может перерабатываться, утилизироваться, накапливаться, поэтому самостоятельным нарушением может быть нарушение как нормативов образования отходов , так и лимитов на их размещение. Считает предписание №ПН/Э-120-7 законным и обоснованным, поскольку законодательно предусмотрена обязанность устанавливать и соблюдать нормативы образования отходов независимо от того , как в дальнейшем природопользователь с ними будет распоряжаться.

Лица, участвующие в деле, не заявили ходатайства о необходимости предоставления дополнительных доказательств. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

При рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

ООО "ММСК" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.03.2000, имеет ОГРН 1025600752726, ИНН 5606001611, основной вид деятельности по ОКВЭД 27.44 "Производство меди".

На основании приказа Управления Росприроднадзора по Оренбургской области «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» от 18.05.2015 № ПН/Э-120, приказа «О внесении изменений в приказ» от 04.06.2015 №ПН/Э-35, приказа «О внесении изменений в приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица» от 03.07.2015 №ПН-Э/159, административным органом в отношении ООО «ММСК» в период с 08.06.2015 по 06.07.2015 проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проверки был составлен акт проверки № ПН/Э-120 от 06.07.2015 (далее - акт проверки), а также вынесен ряд предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в том числе предписания от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7, ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10.

Предписание № ПН/Э-120-3 от 06.07.2015 содержит адресованное ООО «ММСК» требование «обеспечить соблюдение нормативов образования отходов производства олеума, кислоты серной (кекмышьяксодержащий)» (срок выполнении - 06.07.2016).

Предписание № ПН/Э-120-7 от 06.07.2015 содержит адресованное ООО «ММСК» требование «обеспечить установление нормативов образования для следующих отходов :

- текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса переработки пылей медеплавильного производства);

- текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса очистки вод методом флокуляции);

- текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса производства гипса)» (срок выполнения - 06.07.2016).

Предписание № ПН/Э-120-8 от 06.07.2015 содержит адресованное заявителю требование «обеспечить эксплуатацию объектов размещения (хранения) отходов : шлакоотвала и прудков-отстойников цеха серной кислоты, не допуская ухудшения качества окружающей среды (в том числе поверхностных и подземных вод)» (срок выполнения - 06.07.2016).

Предписание № ПН/Э-120-9 от 06.07.2015 содержит адресованное ООО «ММСК» требование «обеспечить образование отходов кека мышьяксодержащего в цехе серной кислоты ООО «ММСК» в соответствии с инвентаризацией отходов и характеристиками, заявленными в действующем ПНООЛР ООО «ММСК» (срок выполнения - 06.07.2016).

Предписание № ПН/Э-120-10 от 06.07.2015 содержит адресованное ООО «ММСК» требование «обеспечить установление нормативов образования для всех отходов , образующихся в цехе серной кислоты ООО «ММСК», в соответствии с инвентаризацией отходов и характеристиками, заявленными в действующем ПНООЛР ООО «ММСК» (срок выполнения - 06.07.2016).

Указанные акт проверки и предписания были получены заявителем 06.07.2015.

Также по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования Управлением в отношении заявителя 01.09.2015 вынесено постановление о назначении административного наказания №03-421/2015, которым ООО «ММСК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного 2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Указанное постановление о назначении административного наказания было обжаловано ООО «ММСК» в рамках дела №12-44/2015 в Медногорский городской суд Оренбургской области.

Решением Медногорского городского суда Оренбургской области по делу №12-44/2015 от 10 ноября 2015 года постановление старшего государственного инспектора по Оренбургской области по охране природы Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 01.09.2015, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанный судебный акт решением Оренбургского областного суда по делу №21-126/2016 от 19 февраля 2016 года оставлен без изменения.

Полагая, что вынесенные предписания №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7, ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10 от 06.07.2015 нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «ММСК» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании вышеизложенных положений действия (бездействия) органа публичной власти могут быть признаны судом незаконными в случае их несоответствия требованиям действующего законодательства и доказанности факта нарушения такими действиями прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон об охране окружающей среды) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления (далее - отходы ) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами , обязаны, в числе прочего, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Относительно доводов заявителя о незаконности и необоснованности предписаний от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7 арбитражный суд первой инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно абзацу 9 статьи 3 Закона об охране окружающей среды установлена презумпция экологической опасности планируемой и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Как предусмотрено п. 2 ст. 19 Закона об охране окружающей среды нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

При этом п. 3 ст. 22 Закона об охране окружающей среды установлено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п. 9 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2010 № 16796), который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

В соответствии с п. 4 указанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства и потребления лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции считает обоснованным довод ответчика о том , что указанные понятия являются самостоятельными, связаны лишь тем , что без нормативов образования отходов нельзя установить лимиты на размещение отходов .

В случае, если общество в отношении образующихся отходов не осуществляет деятельность по их размещению, это не означает, что нормативы образования для таких отходов устанавливать нет необходимости.

При этом законодательно предусмотрена обязанность для юридических лиц по установлению нормативов образования отходов в случае, если таковые образуются на предприятии.

Довод заявителя о том , что предписание № ПН/Э-120-3 является неисполнимым и незаконным, поскольку возлагает на общество обязательство по обеспечению соблюдения нормативов образования отходов производства олеума, кислоты серной (кек мышьяксодержащий) при отсутствии деятельности по размещению данного вида отходов , судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

Административным органом также вменяется ООО «ММСК», что отходы (текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр пресса переработки пылей медеплавильного производства), образовавшийся в результате замены фильтровальной ткани фильтр-пресса переработки пылей медеплавильного производства ООО «ММСК»; текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса очистки вод методом флокуляции), образовавшейся в результате замены фильтровальной ткани фильтр-пресса участка очистки вод методом флокуляции ООО «ММСК»; текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса производства гипса), образовавшейся в результате замены фильтровальной ткани фильтр-пресса отходов гипса ООО «ММСК») образовались в отсутствии установленных нормативов образования.

Как следует из материалов дела, факт образования указанных отходов подтверждается протоколом количественного химического анализа Испытательной лаборатории ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» от 29.01.2014 №12/28 (акт на доставленную пробу от 24.01.2014 №1), аттестат аккредитации указанной лаборатории №РОСС RU.0001.213M91, действителен до 16.12.2015; протоколом количественного химического анализа Испытательной лаборатории ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» от 29.01.2014 №12/27 (акт на доставленную пробу от 24.01.2014 №1), аттестат аккредитации указанной лаборатории №РОСС RU.0001.213M91, действителен до 16.12.2015; протоколом количественного химического анализа Испытательной лаборатории ООО «Лаборатория «Центра социальных технологий» от 29.01.2014 №12/30 (акт на доставленную пробу от 24.01.2014 №1), аттестат аккредитации указанной лаборатории №РОСС RU.0001.213M91, действителен до 16.12.2015.

При этом заявитель указывает, что отходы , которые накапливаются и используются, в лимиты на размещение отходов не включаются. На основании лицензии от 04.03.2016 серия 056 № 00151 общество осуществляет лицензируемый вид деятельности – утилизацию - в отношении двух видов отходов (текстиль загрязненный/ отходы фильтровальной ткани фильтр пресса переработки пылен медеплавильного производства), текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса очистки методом флокуляции). Один вид отхода (текстиль загрязненный ( отходы фильтровальной ткани фильтр-пресса производства гипса)) накапливается и планируется для передачи сторонней организации с переходом права собственности с целью транспортирования, обезвреживания.

Между тем , заявителем не учтено следующее.

На основании п. 2, п. 3 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы , устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах производства и потребления утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов .

Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2014 № 34446), которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее - хозяйствующие субъекты), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы .

Основными задачами при разработке ПНООЛР в силу п. 5 Методических указаний являются: определение (расчет) нормативов образования отходов ; определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов ; обоснование количества отходов , предлагаемых для использования и (или) обезвреживания; обоснование количества отходов , предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов .

В силу п. 6 Методических указаний при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются, в числе прочего, следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР: наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов , предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 7, п. 8 Методических указаний в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами . Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью: подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов , образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов , образовавшихся за отчетный период.

На основании вышеизложенного, Методические указания содержат требования по установлению и соблюдению нормативов образования отходов независимо от лимитов на размещение отходов , указанные положения подтверждают независимость использования и накопления отходов от лимитов на их размещение.

Довод заявителя о том , что законодательством не предусмотрено установление нормативов образования отходов самостоятельно без установления лимита на размещение отхода судом также отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.

При этом, принятие ООО «ММСК» мер, направленных на устранение выявленного правонарушения (проведение работы по отнесению данных отходов к конкретному классу опасности, получение уведомления о направлении данного вида отхода в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с предложением о включении вида отхода в ФККО) не свидетельствует о незаконности предписания № ПН/Э-120-7.

Кроме того , заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности выполнения оспариваемого предписания № ПН/Э-120-7 в указанный в нем срок.

Иные доводы заявителя судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и не относящиеся к обстоятельствам настоящего дела.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-3, ПН/Э-120-7 следует отказать.

Вместе с тем , в соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющим отношение к лицам, участвующим в деле.

Решением Медногорского городского суда Оренбургской области по делу №12-44/2015 от 10 ноября 2015 года, оставленным без изменения решением Оренбургского областного суда № 21-125/2016 от 12 февраля 2016 года, жалоба ООО «ММСК» удовлетворена, постановление по делу об административном правонарушении № 03-422/2015 от 01 сентября 2015 года, вынесенное должностным лицом - старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. в отношении ООО «ММСК» по ст. 8.2 КоАП отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «ММСК» состава данного административного правонарушения.

Арбитражный суд первой инстанции исходит из того , что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Медногорским городским судом Оренбургской области в решении от 10 ноября 2015 года по делу №12-44/2015, оставленным без изменения решением Оренбургского областного суда от 19 февраля 2016 года по делу №21-126/2016, установлено, что административным органом не доказаны факты по трем нарушениям (превышение нормативов образования отходов производства олеума, кислоты серной; негативное воздействие шлакоотвала в 2014 году на состояние подземных вод; несоблюдение требований законодательства по проведению инвентаризации и установлению норматива образования для мышьяксодержащего отхода , отобранного в месте его образования - цехе серной кислоты) ООО «ММСК» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Так, в решении Медногорского городского суда Оренбургской области указано, что административный орган признал доказанным факт нарушения предприятием экологических требований, исходя из того , что за период с 01.06.2014 по 31.05.2015 ООО «ММСК» были превышены нормативы образования отходов производства олеума, кислоты серной (кек мышьяксодержащий) (код 31222000000), в частности, данные отходы образовались в количестве 3 386,380 тонн, тогда как согласноустановленному нормативу должно было образоваться не более 2 030,986 тонн. Следовательно, имело место превышение норматива образования на 1 355,394 тонны.

Между тем , данный вывод Управления Медногорским городским судом Оренбургской области отклонен по следующим основаниям.

Деятельность по образованию отходов производства по смыслу действующего законодательства обращением с отходами не признается. Данная деятельность не может быть признана сбором отходов , поскольку предприятие само осуществляет их образование, а не принимает их от иных лиц. Кроме того , без точного определения количества складированного отхода по отношению к определенному количеству времени (6 месяцев - для накопления, более 11 месяцев - для размещения) невозможно определить сам факт накопления либо размещения. При этом само по себе установление факта превышения норматива образования отходов в течение года не может прямо свидетельствовать о превышении предельного накопления отходов в течение 6 месяцев либо лимита на размещение по истечение 11 месяцев, поскольку не исключается их перемещение (вывоз специализированной организацией).

Доводы ООО «ММСК» о том , что влияние шлакоотвала на грунтовые воды не может быть выражено в единичном случае (замере в одном месяце) и должно быть постоянным и, соответственно, подтверждаться не единичным случаем, а регулярно, Медногорским городским судом Оренбургской области признаны состоятельными, поскольку административным органом представлено недостаточно доказательств, свидетельствующих о том , что подземная гидросфера испытывает негативные нагрузки, которые могли бы привести к ухудшению качества грунтовых вод, именно со стороны шлакоотвала. Самостоятельных замеров и исследований административный орган в данном направлении не провел и доводы ООО «ММСК», в том числе о том , что нестабильность показателей увеличения концентрации свидетельствует больше о влиянии иных факторов, а не шлакоотвала, не опроверг.

Медногорским городским судом Оренбургской области установлено, что структура отхода кек мышьяксодержащий по всем входящим в него химическим элементам полностью совпадает с заявленной в паспорте отхода , данный отход образован при одном технологическом процессе, наименование отхода и установленный в паспорте класс опасности не изменился, следовательно, отсутствует основание для вывода о непроведении ООО «ММСК» в отношении данного вида отхода инвентаризации.

Кроме того , в решении от 10 ноября 2015 года по делу №12-44/2015 Медногорский городской суд Оренбургской области согласился с доводом ООО «ММСК» о несоблюдении при проведении проверки и взятии проб требований методики отбора проб ПНД Ф 12.4.2.1-99 « Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору проб и подготовке проб. Общие положения», поскольку из материалов дела усматривается, что проба отбиралась из накопительной емкости (бигбега), а не с работающей транспортной ленты, и объективных данных, подтверждающих факт того , что транспортная лента не функционировала и не могла быть приведена в движение, впредставленных административным органом материалах не содержится. Следовательно, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ арбитражный суд обязан учитывать выводы вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции, поскольку указанное решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, в результате выдачи административным органом обществу предписаний от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10, были ущемлены права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, в указанной части имеется, с учетом выводов вступившего в законную силу решения Медногорского городского суда Оренбургской области от 10 ноября 2015 года по делу №12-44/2015, оставленного без изменения решением Оренбургского областного суда от 19 февраля 2016 года по делу №21-126/2016, требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

При данных обстоятельства заявленные требования следует удовлетворить частично, признать недействительными предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб. относятся на административный орган.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


Р Е Ш И Л:


Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» требования удовлетворить частично.

Признать недействительными предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области от 06.07.2015 №№ ПН/Э-120-8, ПН/Э-120-9, ПН/Э-120-10.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Медногорский медно-серный комбинат» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 руб. 00 коп.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать взыскателю после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном статьями 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск), путем подачи жалобы через Арбитражный суд Оренбургской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
28.03.2024

О размещении сводной информации о выбросах загрязняющих веществ в 2023 году

Расширенное заседание Комитета по экологии перед отчетом Правительства в Госдуме

Двойных: Обсуждать вопросы климата без учета мнений России, Китая и Индии непродуктивно

11 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Программа повышения экологической эффективности и система автоматического контроля»

25 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Расчет выбросов парниковых газов, формирование отчетности и иные аспекты климатического регулирования в РФ»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

ФГИС ОПВК Сегодня, 16:28
Экосбор 2024 Сегодня, 11:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 28 Mar 2024 20:35:58
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения