ppee-sak
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Применение биопрепаратов на очистных сооружениях
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Авансовые платежи в 2024 году
  • План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Особенности внесения сведений в ГВР
  • САК на квотируемых объектах, или дорога в никуда
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Газоаналитический комплекс


ООО «Энергострой»

Дело № 44-АД16-16 по жалобе ООО «Березниковский кирпичный завод» на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 27 июня 2014 г. № 163, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 5 ноября 2014 г., решение судьи Пермского краевого суда от 30 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 3 апреля 2015 г., вынесенные в отношении ООО «Березниковский кирпичный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ


Материал прочитан 846 раз и оценен
0
Постановление Верховного Суда РФ
Дата рассмотрения: 07.07.2016


[pdf, 253 KB]
Российская Федерация

Постановление ВС РФ от 07 июля 2016 года

По делу № 44-АД16-16

Принято
Верховным Судом Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Шуклина СА действующего на основании доверенности в интересах ООО «Березниковский кирпичный завод», на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 27 июня 2014 г. № 163, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 5 ноября 2014 г., решение судьи Пермского краевого суда от 30 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 3 апреля 2015 г., вынесенные в отношении ООО «Березниковский кирпичный завод» (далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

постановлением старшего государственного инспектора Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (далее инспекция, административный орган) от 27 июня 2014 г. № 163, оставленным без изменения решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 5 ноября 2014 г., решением судьи Пермского краевого суда от 30 декабря 2014 г. и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 3апреля 2015 г., общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации 06 административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Шуклин С.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об I административном правонарушении.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании,обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами для юридических лиц влечет наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами

- деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию,транспортированию, размещению отходов.

Федеральным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.

Согласно статье 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий,строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами,обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования,установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Как усматривается из материалов дела, основными видами деятельности общества являются производство строительных материалов, конструкций и изделий; добыча глины; торгово-закупочная деятельность; перевозочная деятельность; деятельность по оказанию услуг и выполнению работ.

Общество имеет лицензию на право пользования недрами, разработку Березниковского месторождения кирпичных глин.

На основании приказа начальника инспекции от 8 апреля 2014 г. № СЭД-3601-05-48 в период с 14 по 25 апреля 2014 г. должностным лицом указанного органа проведена плановая выездная документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в области обращения с отходами.

В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности общества в числе иных образуются отходы при добыче (разработке месторождения); прочие коммунальные отходы (смет с территории);

керамические изделия, потерявшие потребительские свойства (V класс опасности).

Должностным лицом административного органа выявлено, что обществом нарушены установленные экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами:

- не проведена инвентаризация отходов, а именно, не установлен вид и класс опасности отходов, образующихся при добыче (разработке месторождения), и прочих коммунальных отходов (смета с территории), отсутствуют паспорта на указанные отходы;

- отсутствует заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением отходов добычи (разработки месторождения);

- не представлена информация об объекте размещения отходов,образующихся при разработке карьера, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов;

- не ведется учет отходов добычи нерудных ископаемых, прочих коммунальных отходов (смета с территории), керамических изделий, потерявших потребительские свойства, не представляется отчетность по этим отходам.

По данному факту 22 мая 2014 г. должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол № 25-С-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 12 - 16).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

С состоявшимися по делу актами в части согласиться нельзя.

В настоящей жалобе защитник общества заявляет, что извлекаемые при разработке карьера вскрышные породы и керамический щебень отходами не являются, в связи с чем общество необоснованно привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в отношении отходов добычи нерудных ископаемых и керамических изделий, потерявших потребительские свойства (за непроведение инвентаризации, отсутствие паспортов и заключения государственной экологической экспертизы, непредставление информации об объекте размещения отходов, неведение учета и непредставление отчетности в отношении отходов добычи нерудных ископаемых и керамических изделий,потерявших потребительские свойства).

В ходе производства по делу защитники общества, оспаривая объем вмененного административного правонарушения, приводили аналогичные доводы.

В обоснование соответствующих доводов защитники заявляли, что в деятельности общества при осуществлении добычи глины, используемой для изготовления кирпича, вскрышной породой, которая извлекается при разработке карьера, является растительный грунт - скрывающий залежи глины плодородный слой. Данный слой почвы не является отходом, образующимся при добыче,подлежит охране на основании Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды РФ) № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) № 67 от 22 декабря 1995 г. и Земельного кодекса Российской Федерации и используется при рекультивации.

Приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г.

утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, которые разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель.

Пунктом 8 данных Основных положений установлено, что снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий.

В материалах дела имеется копия рабочего проекта на отработку и рекультивацию западного участка карьера кирпичных глин, в соответствии с которым согласно заданию горно-механического отдела уполаживание (погашение) бортов карьера производится путем подсыпки вскрышными породами изнутри карьера. Объемы вскрыши включают в себя растительный (плодородный) грунт и слой суглинка с остатками древесины, корней растений.

Из содержания проекта следует, что при рекультивации наносится плодородный слой, ранее вынутый при вскрышных работах, вскрыша используется для укладки грунта в планируемые откосы в полном объеме (в том числе суглинок с включениями) (л.д. 17-20, 50-54).

В соответствии с заключением экспертизы промышленной безопасности и охраны недр рабочего проекта «Отработка и рекультивация западного участка карьера кирпичных глин» Березниковского месторождения кирпичных глин указанное месторождение представляет собой пластообразную залежь глин средней полезной мощностью 6,3 м, перекрытых с поверхности почвеннорастительным слоем средней мощностью 0,3 м. Данное заключение экспертизы также содержит сведения об использовании при рекультивации плодородного слоя, ранее вынутого при вскрышных работах (л.д. 21-24).

Указанные сведения согласуются с утверждением защитников о том, что извлекаемые при добыче глины вскрышные породы отходами не являются и используются при рекультивации. Объективных доказательств обратному в ходе производства по делу не добыто, приведенное утверждение защитников материалами дела не опровергнуто.

Ссылка должностного лица административного органа и судебных инстанций на Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) с указанием на предусмотренную законом обязанность собственника определить класс опасности отходов, равно как и то обстоятельство, что отходы при добыче нерудных полезных ископаемых включены в ранее действовавший Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 (утратил силу с 1 августа 2014 г.), не опровергает приведенные доводы о том, что вскрышные породы не являются отходами.

При этом в новой редакции Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 445 (не был принят на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), плодородный слой почв как вид отходов отсутствует. К отходам отнесены скальные, гравийно-галечные, песчаные,глинистые и рыхлые вскрышные породы.

Кроме того, в ходе производства по делу защитники общества заявляли, что керамические изделия, потерявшие потребительские свойства, представляют собой битый кирпич, который образуется в результате ежедневных отборов проб готовой продукции. Данные изделия не являются отходами, а учитываются обществом как несортированный щебень и реализуются третьим лицам, а также используются самим обществом для отсыпки дорог и других строительных работ.

В подтверждение данного обстоятельства представлены утвержденный прейскурант цен на выпускаемую продукцию, акт использования кирпича для испытаний, ведомость, накладные, счет на оплату (л.д. 25-31).

Должностное лицо административного органа и судебные инстанции исходили из того, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 786 (действовавшим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, и утратившим силу с 1 августа 2014 г.), бой кирпича отнесен к отходам, последующее использование или реализация не исключает его из категории отходов.

Вместе с тем приведенные доводы о том, что бой кирпича, образующийся в результате отборов проб, не признается отходами и не может быть отнесен к таковым, так как является побочной готовой продукцией в кирпичном производстве, в отношении которой осуществляется учет и оценка по стоимости возможной продажи, эта продукция реализуется третьим лицам и самостоятельно используется обществом для отсыпки дорог, должным образом не проверены,тогда как в рассматриваемом случае эти обстоятельства подлежали исследованию, как имеющие значение для правильного разрешения дела.

Бой кирпича признан отходами - керамическими изделиями, потерявшими потребительские свойства, однако, в ходе производства по делу должностным лицом и судебными инстанциями не выяснялось с учетом заявленных доводов,отвечает ли бой кирпича признакам товара, утратившего потребительские свойства, позволяющим применительно к обстоятельствам настоящего дела отнести его к отходам.

При таких данных и с учетом конкретных обстоятельств дела невозможно сделать безусловный вывод о том, что вскрышные породы и битый кирпич являются отходами. Изложенное выше в соответствии с положениями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежало тщательной проверке и оценке в рамках производства по делу.

Кроме того, 18 февраля 2015 г. Арбитражным судом Пермского края принято решение по делу № , оставленное без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2015 г. и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2015 г., которым признано, что извлекаемые при добыче глины вскрышные породы и керамические изделия (битый кирпич) не являются отходами,предписание инспекции об устранении нарушений законодательства в соответствующей части признано незаконным и отменено.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица,привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и с учетом положений названной нормы из постановления должностного лица и судебных актов подлежит исключению / указание на нарушение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, выразившееся в неустановлении вида и класса опасности отходов, образующихся при добыче (разработке месторождения), отсутствии паспортов на указанные отходы;

отсутствии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением отходов добычи (разработки месторождения); непредставлении информации об объекте размещения отходов, образующихся при разработке карьера, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов; неведении учета отходов добычи нерудных ископаемых, керамических изделий,потерявших потребительские свойства, и непредставлении отчетности по данным отходам.

В то же время в части осуществления деятельности с нарушением установленных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, выразившемся в неустановлении класса опасности прочих коммунальных отходов (смета с территории) и неведении учета этих отходов, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой части совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.03.2024

Власти Якутии усиливают контроль за работой предприятий-недропользователей

Вопросы снижения выбросов в атмосферу обсудили на стратегической сессии в Иркутске

В.Абрамченко: Провели всероссийское совещание по подготовке к пожароопасному сезону 2024.

11 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Программа повышения экологической эффективности и система автоматического контроля»

25 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Расчет выбросов парниковых газов, формирование отчетности и иные аспекты климатического регулирования в РФ»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

Экосбор 2024 Сегодня, 12:16
ФГИС ОПВК Сегодня, 12:15
скважина Сегодня, 12:05

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 29 Mar 2024 12:46:50
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения