siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А56-97613/2015 по иску Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу к ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» о взыскании 18.532.408 руб.


Материал прочитан 934 раза и оценен
0
АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 07.07.2016


[pdf, 435 KB]
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А56-97613/2015

07 июля 2016 года
г.Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2016 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:судьи Суворова М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сундеевой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 190000, Санкт-Петербург, Литейный пр.,39)
ответчик: Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН: 1027809256254);

о взыскании 18.532.408 руб.

при участии:

- от истца: представителя Ходоровой Е.А., по доверенности № 0119/1027
- от ответчика: представителя Трофимовой Л.В., по доверенности от 04.12.2015


установил:


Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика – государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» 18.532.408 руб. в возмещение вреда, причиненного превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Как установлено материалами дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) по результатам оперативного выезда, проведенного 18.07.2013г. и результатам химического анализа проб сточных вод, отобранных 19.07.2013г. в отношении юридического лица государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Предприятие) было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст 8.13 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №14-167/2013 от 30.08.2013).

В адрес Департамента поступила информация о загрязнении р.Славянка сточными водами белого цвета. Государственными инспекторами был произведен выезд по указанному адресу в целях осмотра территории и акватории р. Славянка. В ходе осмотра было установлено следующее: на участке акватории р.Славянки, расположенном в садоводстве «Красноармейский» пос. Металлострой из пуска, диаметром около 2000мм, наблюдалось непрерывное поступление потока мутных сточных вод беловатого цвета в р. Славянку. В месте сброса сточных вод наблюдался беловатый шлейф, растянувшийся по течению реки. Очистные сооружения на выпуске отсутствуют, очистка сточных вод не велась. По имеющейся в Департаменте информации, указанный выпуск является общесплавным выпуском «ОбщМет», находящимся на балансе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Для определения качества сточных вод, отводимых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» через выпуск «ОбщМет» в р. Славянку 19.07.2013г. был осуществлен повторный выезд в целях отбора сточных вод на выпуске «ОбщМет». Отбор осуществлялся с участием представителей ГУП «Водоканал Сднкт-Петербурга»,составлен протокол взятия проб и образцов б/н от 19.07.2013. Отобранные пробы были направлены для проведения количественного химического анализа в лабораторию ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО», которой 12.08.2013г. был представлен протокол количественного химического анализа №1162.13.В. Результаты экспертизы выявили превышения концентрации загрязняющих веществ над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водоемов рыбхозяйственной категории по следующим показателям: • Взвешенные вещества в 3,1 раза БПКполн. В 13,72 раза ХПК в 2,4 раза Азот аммонийный в 22,5 раза Фосфор фосфатов в 3,5 раза Нефтепродукты в 10,6 раз Железо общее в 22,0 раза Марганец в 9,8 раза Медь в 6,7 раза Цинк в 4,5 раза По результатам оперативного выезда, а так же по результатам количественного химического анализа проб сточных вод от 19.07.2013 было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В ходе расследования установлено, что выпуск «ОбщМет» принят в хозяйственное ведение ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2005 году. Сброс сточных вод осуществляется через общесплавной выпуск «ОбщМет» в водный объект р.Славянка на основании решения о предоставления водного объекта в пользование №93-Р от 31.07.2008г. за №78-00.00.00.000-Р-РСБХ-С-2008-00246/00. Срок водопользования установлен до 01.01.2026.

Предприятию выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №26-26539-С-12/15 от 12.12.2011г. на срок до 31.12.2015г., которым установлены нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект.

В ходе административного расследования дела №14-167/2013, возбужденного 30.08.2013 в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по ч.4 ст. 8.13 КоАП в Депаратмент были направлены сведения о повторном загрязнении р.Славянка (наличие белой пены, специфический запах). При выезде было выявлено, что загрязнение поступает из выпуска «ОбщМет». Повторно был произведен отбор проб при участии 4 свидетелей (протокол изъятия проб и образцов б/н от 08.09.2013). по результатам проведенного количественного химического анализа представлен протокол№ 1539.13.В от 16.09.2013г.наблюдаются превышения концентрации следующих загрязняющих веществ: Взвешенные вещества в 3,65 раза БПК5 в 14, 25 раз ХПК в 4,8 раза Азот общий в 2,25 раза Аммоний-ион в 38,0 раз Фосфор фосфатов в 18,5 раз Фосфор общий в 3, 3 раза АПАВв 1,74 раза Нефтепродукты в 2,2 раза Фенолы в 20,0 раз Железо общее в 27,0 раз Марганец в 79,0 раз Цинк в 3,0 раза

В рамках административного расследования была проведена аналитическая экспертиза, которая в последствии легла в расчет причиненного водному объекту вреда с учетом превышения нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов за период с 08.09.2013 по 24.10.2013.

Расчет платы произведен в соответствии с требованиями «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии РФ, зарегистрировано в Минюсте РФ 25 мая 2009г.№ 13989.

Размер ущерба, причиненного реке Славянка в результате сброса загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод выпуска «ОбщМет» составил 18.890.120 оуб.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона « Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (статья 16).

Водный кодекс РФ, установил, что возмещение размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, осуществляется на основании методики исчисления данного вреда и такая утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 69).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 ноября 2006 г. N 639 установило, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N 71 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), которая согласована с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Тем самым на законодательном уровне закреплено положение о необходимости определения размера вреда, причиненного водным объектам, на основании методики исчисления размера вреда, являющейся подзаконным нормативным актом.

Исчисление размера вреда, причиненного водным объектам (далее - исчисление размера вреда) определяется в каждом конкретном случае, при выявлении факта нарушения водного законодательства по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов, с учетом водохозяйственной ситуации, природно-климатических условий, длительности и интенсивности воздействия и не может рассматриваться как нарушение принципа разумности и справедливости.

Исчисление размера вреда, осуществляется при выявлении фактов нарушенияводного законодательства, наступление которых устанавливается по результатамгосударственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

Обратившись с настоящим с иском в суд, истец просит взыскать с ответчика Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в бюджет Российской Федерации сумму в размере 18.532.408 руб. в счет возмещения причиненного вреда окружающей среде.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ)

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу пункта 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 названной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пунктам 1 и 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); а также в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Статьей 69 ВК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании постановления Правительства РФ от 04.11.2006 № 639 была утверждена Методика, в соответствии с пунктом 2 которой она применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.

Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, производится по формуле, приведенной в пункте 11 Методики.

Истец рассчитал размер причиненного вреда по названной формуле, исходя из общего объема сточных вод, сброшенных в водный объект.

Из представленного ответчиком отзыва следует, что между Предприятием и ЗАО «Водоканалстрой» был заключен Договор от 30 мая 2014 г., предусматривающий выполнение ЗАО «Водоканалстрой» проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство напорной канализационной сети по Северному проезду для переключения выпуска «ОбщМет» на сети коммунальной канализации». Стоимость указанных работ составила 6.344.012 руб. 47 коп. Согласно Акту сдачи-приемки проектных работ № 1 от 23 января 2015 г. к указанной дате работы были завершены.

Департаментом указал в Расчете размера вреда, что затраты предприятия на выполнение указанных проектно изыскательских работ не могут быть учтены в ходе проведения Мероприятий за период с 08.09.2013 по 24.10.2013.

Вместе с тем, указанное выше мероприятие по предупреждению Сверхнормативного сброса загрязняющих веществ (выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство напорной канализационной сети по Северному проезду для переключения выпуска «ОбщМет» на сети Коммунальной канализации») было фактически выполнено в 2015 г., то есть в году, в котором Департаментом был исчислен вред реке Славянка.

Соответственно, учитывая сформулированные в п. 6 Методики № 87 Еринципы расчета вреда, а также сформулированное в п. 14 данной Методики право лиц на учет затрат на выполнение мероприятий по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ, фактически осуществленные затраты на выполнение Проектно-изыскательских работ по объекту: «Строительство напорной канализационной сети по Северному проезду для переключения выпуска «ОбщМет» на сети Коммунальной канализации»).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сумма в размере 6.344.012 руб. 47 коп. подлежит исключению из размера ущерба, рассчитанного истцом. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма ущерба в размере 12.188.393 руб. 53 коп.

В остальной части иска надлежит отказать.

На основании изложенного, и


Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области


решил:


Взыскать с Государственного унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу 18.532.408 руб. в счет возмещения причиненного вреда окружающей среде.

Взыскать с унитарного предприятия «Водоканал Санкт-Петербурга» государственной пошлины в сумме 83.941 руб. 98 коп. государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы.

В остальной части иска отказать.


На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 04:08:34
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения