siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А63-2537/2016 по исковому заявлению департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу к ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» о взыскании 1 502 693 руб. 28 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду


Материал прочитан 770 раз и оценен
0
АС Ставропольского края
Дата рассмотрения: 06.07.2016


[pdf, 241 KB]
Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А63-2537/2016

г. Ставрополь
06 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Волошиной Л.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шуняевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212, ИНН 2626042723,

к открытому акционерному обществу «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822, ИНН 2632800936,

о взыскании 1 502 693 руб. 28 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

при участии в судебном заседании представителя истца Ярмолич Н.И. по доверенности от 11.01.2016 № 01, представителей ответчика Лифенко О.Б. по доверенности от 17.02.2016 № 141, Ивановой А.В. по доверенности от 18.12.2015 № 428,

УСТАНОВИЛ:

департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к открытому акционерному обществу «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, о взыскании 1 502 693 руб. 28 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме, представил дополнение к исковому заявлению.

Ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку считает, что не является субъектом платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению ответчика, общество не должно включать в расчеты и вносить платежи за размещение шлакозольной массы на полигоне ТКО (твердых коммунальных отходов ), поскольку по смыслу Закона РФ «Об отходах производства и потребления» не является собственником сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, из которых эти отходы образуются. Согласно уставу, предметом деятельности ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» является термическая обработка (обезвреживание) твердых бытовых отходов путем прокаливания при высоких температурах на основании договоров об оказании услуг по обезвреживанию твердых бытовых отходов . Технологический процесс предприятия заключается в том, что твердые бытовые отходы в результате сжигания переводятся из одного состояния в другое и в виде шлакозольной массы вывозятся для захоронения на полигоне ТКО (в настоящее время – для рекультивации полигона).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения сторон считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу был рассмотрен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс». По результатам рассмотрения департаментом выявлено, что за ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» значится задолженность по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 3 квартал 2015 года.

В представленных ОАО «ПТЭК» расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду имеются сведения о передаче на размещение отходов , образованных при сжигании отходов в виде смеси шлака и летучей золы (далее – шлакозольной массы). В представленном обществом расчете имеются сведения о передаче отходов , образованных при сжигании твердых коммунальных отходов в виде смеси шлака и летучей золы (далее – шлакозольной массы).

Согласно договору от 12.01.2015 № 32-15, заключенному между ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» и муниципальным унитарным предприятием города Пятигорска Ставропольского края «Спецавтохозяйство», отходы шлакозольной массы передаются МУП г. Пятигорска Ставропольского края «Спецавтохозяйство» для уполаживания склонов полигона ТБО по ул. Пожарского в г. Пятигорске.

Указанным договором, заключенным со специализированной организацией на оказание услуг приемки шлакозольной массы не предусмотрен переход права собственности к указанной организации на принятые отходы . При расчете суммы платы в части размещения отходов производства и потребления за 3 квартал 2015 г. ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» не была исчислена плата за размещение шлакозольной массы.

Департамент направил в адрес ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», требование от 02.11.2015 № 18-15/1797.

Неисполнение требования об уплате задолженности в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с иском.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 № 724 и «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Департамент является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России и соответственно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Департамент осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами .

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717, Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годах», функции администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов , и устанавливает общие правила ее исчисления.

Пунктом 1 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, с учреждений и организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в атмосферу производится взимание платы.

В пункте 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 № 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», общество обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, как субъект, в ходе осуществления производственной деятельности которого происходит негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» является организацией, которая осуществляет размещение образующихся в ее производственной деятельности отходов . Данный факт подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду, в которых имеются сведения о передаче на размещение отходов , образованных при сжигании твердых бытовых отходов в виде смеси шлака и летучей золы (шлакозольная масса - новый вид отхода , образуемый обществом). Из устава общества следует, что предметом его деятельности является термическая обработка (обезвреживание) твердых бытовых отходов путем прокаливания при высоких температурах на основании договоров об оказании услуг по обезвреживанию твердых бытовых отходов .

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию. В силу положений части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 3 Положения о лицензировании, повлекшее за собой ОАО «ПТЭК» имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 09.01.2013 № 02600092, выданную на проведение работ по обезвреживанию отходов 3-4 классов опасности.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2015 по делу № А63-1302/2014 был установлен факт размещения ОАО «ПТЭК» собственных отходов - шлакозольной массы, а также что обществом были нарушены требования Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255, а именно: подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании, часть 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ.

Ответчик был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В отношении ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу также было вынесено постановление от 17.02.2014 № 14/Ф/1-010/3 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (оставлено в силе решением суда по делу № А63-3103/2014).

Арбитражным судом Ставропольского края по делу № А63-3103/2014 было установлено, что ОАО «ПТЭК» были нарушены требования, установленные Законом № 89-ФЗ, в части передачи собственником отходов 1-4 класса опасности для использования другому лицу, которое производит размещение отходов , не имеющей соответствующей лицензии.

Все вышеперечисленные факты подтверждают, что ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» нарушались нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в связи с чем, общество понесло административную ответственность за вновь образованные в результате своей производственной деятельности отходы в виде шлакозольной массы, собственником оно являлось.

Из представленных обществом расчетов платы за НВОС за 3 квартал 2015 г. следует, что ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» принимает твердые бытовые отходы от предприятий по договорам. Вследствие чего, общество сжигает данные отходы , образуя тем самым негорючий остаток – отходы при сжигании твердых бытовых отходов в виде смеси шлака и летучей золы (шлакозольная масса - новый вид отхода , образуемый Обществом), который передается для размещения на полигон, о чем свидетельствуют договор о передаче отходов на размещение от 12.01.2015 № 32-15.

При осуществлении производственной деятельности ОАО «ПТЭК» образуется новый вид отхода , который отличается как по морфологическому составу, классу опасностью и степени токсичности от изначально принимаемых ТБО по договорам от третьих лиц.

Произведенные филиалом федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» -«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кавказским Минеральным Водам» протоколы биотестирования свидетельствуют о том, что собственником отхода - золы, шлаки и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (остатки от сжигания твердых бытовых отходов - шлакозольная масса) является ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс».

Согласно действовавшему (до 29.12.2015) приказу министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 были утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. В соответствии с данными критериями вид отхода - шлакозольная масса отнесен к 5 классу опасности.

Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) отходы производства и потребления признаются движимым имуществом.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя - собственника отходов .

Из представленных обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 г. следует, что ОАО «ПТЭК» принимало твердые коммунальные отходы на обезвреживание от предприятий (заказчиков) по договорам (прилагаются к материалам дела).

Департаментом было установлено, что ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» не исчислена плата в полном объеме за размещение шлакозольной массы.

Предметом настоящего иска является взыскание Департаментом с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду плату за 3 квартал 2015 в размере 1 502 693 руб. 28 коп.

Факт задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года.

На основании ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4). Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5).

Исследовав материалы дела, доводы, возражения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном их исследовании, суд считает, что заявленные требования соответствуют требованиям закона, подтверждены документально и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток – учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .

Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ответчика только лишь в связи с заключением им договоров с заказчиками по оказанию услуг по обезвреживанию ТБО и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не передавались. Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы ответчика о том, что общество, не является плательщиком платы за негативное воздействие, судом отклонены как необоснованные, по следующим основаниям.

Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов . Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Исходя из статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов : их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов . Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В связи с этим суд исходит из того, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты, то есть специализированные организации.

Данная позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 14561/08. Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений. При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток – учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .

С учетом вышеизложенного, суд считает, что ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2015 года, а имеющимися в деле документами доказан факт наличия задолженности у общества, самостоятельно осуществившего расчет платы и представившего расчеты уполномоченному органу, но не оплатившего исчисленную сумму платы в полном объеме, доказательства, подтверждающие размещение указанных отходов в специально оборудованных местах, специализированной организацией при наличии лицензии установленной законом, не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества данной обязанности, поскольку в договорах с третьими лицами(заказчиками) соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не включались.

Суд признает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика суммы задолженности в размере 1 502 693 руб. 28 коп.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение настоящего спора в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822 в пользу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Ессентуки, ОГРН 1102650002212 для зачисления в соответствующий бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 502 693 руб. 28 коп.

Взыскать с открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс», г. Пятигорск, ОГРН 1112651009822 в доход федерального бюджета 28 026 руб. 93 коп. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
03.05.2024

В Курской области около 120 тыс. тонн отходов будут перерабатывать для производства цинка

Законодатели назвали основные проблемы мусорной реформы

Минприроды планирует утвердить состав и содержание заключения ГЭЭ

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 08:51
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 03 May 2024 10:52:44
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения