siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А57-26293/2015 по заявлению Публичного АО «Оренбургнефть» к Волжскому МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора о признании незаконным и отмене постановления № ВУ-ПС-044-2015 от 27.10.2015 о назначении административного наказания


Материал прочитан 1031 раз и оценен
0
АС Саратовской области
Дата рассмотрения: 02.06.2016


[pdf, 427 KB]
Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А57-26293/2015

02 июня 2016 года
город Саратов

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 2 июня 2016 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи С.М.Степура, при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Публичного акционерного общества «Оренбургнефть», г.Бузулук Оренбургской области
заинтересованное лицо - Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Балаково Саратовской области)
о признании незаконным и отмене постановления № ВУ-ПС-044-2015 от 27.10.2015 о назначении административного наказания

и по заявлению публичного акционерного общества «Оренбургнефть», г.Бузулук Огенбургской области

заинтересованное лицо - Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г.Балаково Саратовской области),

о признании незаконным и отмене предписания № 13-16.1/15-Ц от 15.10.2015г.

при участии в судебном заседании: от заявителя – Колпакова Л.Ю., представитель по доверенности №483 от 15.10.2015 г., сроком на три года; от заинтересованного лица - Сердюк С.В., представитель по доверенности №24 от 11.01.2016 г., сроком до 31.12.2016 г.;

установил:


в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Публичное акционерное общество «Оренбургнефть» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № ВУ-ПС-044-2015 от 27.10.2015 о назначении административного наказания. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данное требование принято к производству арбитражным судом в рамках дела № А57-26293/2015.

Также в арбитражный суд Саратовской области обратилось Публичное акционерное общество «Оренбургнефть» с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 13-16.1/15-Ц от 15.10.2015г. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данное требование принято к производству арбитражным судом в рамках дела № А57-373/2016.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2016г. дела №А57-26293/2015 и №А57-373/2016 объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением делу номера № А57-26293/2015.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что в результате деятельности общества образовываются производственные отходы переработки нефти с повышенным содержанием природных радионуклеидов II категории с эффективной удельной активностью не более 10 000 Бк/кг, однако данные отходы не являются радиоактивными отходами , в связи с чем получение лицензии не тредуется. При обращении в компетентный орган за признанием ПАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, обществу было отказано в выдаче указанного признания, поскольку исходя из представленной технической документации на объект, уполномоченным органом сделан вывод о том, что данный объект не относится к категории «радиационный источник». Без признания ПАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, получение лицензии не предусмотрено.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве. По его мнению, необходимость получения ПАО «Оренбургнефть» лицензии установлена в ходе рассмотрения дела № А47-8631/2013, которое имеет преюдициальное значение для настоящего дела. Отказ в признании ПАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, вызван неверным определением обществом категории объекта и вида деятельности в области использования атомной энергии.

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 26.05.2016г. для дополнительного исследования представленных доказательств. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам по правилам главы 24 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, в период с 20 по 22 мая 2013 года в отношении ОАО "Оренбургнефть" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой был выявлен факт осуществления ОАО "Оренбургнефть" обращения с радиоактивными отходами без наличия соответствующего разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

По результатам проверки административным органом выдано Предписание от 22.05.2013г. №13-07.1/13-Ц, на основании которого ОАО "Оренбургнефть" было предписано в срок до 01.10.2013 г. подготовить и направить в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора документы на получение соответствующей лицензии.

ОАО "Оренбургнефть" не согласившись с вынесенным Предписанием, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием об отмене выданного Предписания от 22.05.2013г. №13-07.1/13-Ц.

На основании решения суда по делу №А47-8631/2013 от 20.11.2013 в удовлетворении заявленных требований ОАО "Оренбургнефть" было отказано (решение вступило в законную силу 04.02.2014г.).

В период с 27.03.2014 г. по 28.03.2014 г., в отношении ОАО «Оренбургнефть» была проведена внеплановая проверка выполнения ранее выданного Предписания № 13-07Д/13-Ц от 22.05.2013г.

По результатам проверки составлен Протокол об административном правонарушении от 28 марта 2014 г. № ВУ-ПР-024-2014. Постановлением от 14.04.2014 г. № ВУ-ПС-024-2014 ОАО «Оренбургнефть» признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 17 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. Штраф обществом оплачен 19.05.2014 г.

В связи с невыполнением обществом в установленный срок Предписания от 22.05.2013 г. № 13-07.1/13-Ц и привлечением к административной ответственности, 28.03.2014 г. ОАО «Оренбургнефть» было выдано новое Предписание № 13-08.1/14-Ц, согласно которого ОАО «Оренбургнефть» предписывалось получить лицензию в области использования атомной энергии в срок до 06.10.2014 г.

В целях исполнения предписания №13-08.1/14-Ц от 28.03.2014г. общество обратилось в Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью с заявлением о выдаче лицензии с приложением необходимых документов.

11.04.2014 от Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью получен отказ (исх. № 03-04/6-1718 от 11.04.2014) в принятии документов к рассмотрению в связи с наличием замечаний к оформлению пакета направленных документов и отсутствием сведений о признании соответствующим органом управления использованием атомной энергии соискателя лицензии, пригодным эксплуатировать радиационный источник в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 88.

17.04.2014г. в адрес Министерства энергетики РФ (исх. № 02-33/1013п от 17.04.2014) был направлен пакет документов для получения признания, с последующим информированием Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора (исх. № 02-33/1045и от 22.04.2014) о проделанной работе.

27.06.2014г. получен ответ из Министерства энергетики РФ согласно которому, Министерством энергетики РФ направлен запрос в Ростехнадзор (исх. № АТ-6413/08 от 19.06.2014) относительно основания отнесения оборудования, загрязненного природными радионуклидами, используемого ОАО «Оренбургнефть» в производственной деятельности, к категории объектов использования атомной энергии, и как следствие, необходимости признания ОАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники.

29.06.2014г. ОАО «Оренбургнефть» направило заявление о предоставлении лицензии (исх. № 02-33/1914и от 29.07.2014) и комплект документов в адрес Волжского МГУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

22.08.2014г. от Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора получен ответ (исх. № 03-04/6-3967 от 22.08.2014) «Об отказе в принятии документов к рассмотрению» по причине отсутствия сведений о признании ОАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники.

Для получения свидетельства о признании ОАО «Оренбургнефть» пригодным эксплуатировать радиационные источники возникла необходимость в предоставлении в Министерство энергетики РФ расчетного обоснования категории потенциальной радиационной опасности радиационных объектов ОАО «Оренбургнефть».

Для проведения работ по расчетному обоснованию категории потенциальной радиационной опасности радиационных объектов между ОАО «Оренбургнефть» и ООО «РЭСцентр» 26.11.2014г. заключен соответствующий договор. Работа была выполнена 27.01.2015г., отчет о проделанной работе предоставлен 09.02.2015г.

Данное расчетное обоснование 27.02.2015г. было направлено в Минэнерго России для передачи в Госкорпорацию «Росатом».

Учитывая длительность процедур по предоставлению лицензии на эксплуатацию радиационного источника: комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества, ОАО «Оренбургнефть» не выполнило предписание № 13-08.1/14-Ц от 28.03.2014г. в установленный срок (до 16.10.2014г.), в связи с чем обратилось в Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора с заявлением о продлении сроков выполнения предписания. Срок исполнения данного предписания был продлен до 06.04.2015г., а затем до 06.10.2015г.

30.09.2015г. Министерством энергетики РФ в адрес ПАО «Оренбургнефть» направлен письменный отказ (исх. № 08-806 от 30.09.2015) в признании ПАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии, что не позволяет выполнить пункт 11А Постановления Правительства РФ от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии».

05.10.2015г. исх. №02-01/1857и обществом в адрес Волжского МТУ направлено письмо с просьбой о рассмотрении вопроса о закрытии предписания №13-08.1/14-Ц от 28.03.2014 в связи с невозможностью его исполнения.

На основании распоряжения Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.10.2015г. № 431 в период с 13.10.2015 по 15.10.2015 в отношении ПАО «Оренбургнефть» проведена проверка исполнения ранее выданного предписания № 13-08.1/14-Ц от 28.03.2014г. в установленный срок (до 06.10.2015 с учетом продления данного срока).

В ходе проверки контролирующим органом установлено, что лицензия на право ведения работ в области использования атомной энергии отсутствует. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 15.10.2015 № 13-16/15-Ц.

В связи с выявленными нарушениями в отношении ПАО «Оренбургнефть» 14.10.2015 был составлен протокол об административном правонарушении № ВУ-ПР-044-2015, выявленное правонарушение квалифицировано по ч.17 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением от 27.10.2015 № ВУ-ПР-044-2015 о назначении административного наказания ПАО «Оренбургнефть» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Кроме того, ПАО «Оренбургнефть» выдано новое предписание № 13/16.1/15-Ц от 15.10.2015 об устранении выявленных нарушений, которым обществу предписывалось получить лицензию в области использования атомной энергии в срок до 15.04.2015г.

ПАО «Оренбургнефть», полагая, что им предприняты все зависящие от него меры для получения лицензии, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом установлено, что Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела № А47-8631/2013 рассматривалось требование ОАО «Оренбургнефть» о признании незаконным предписания от 22.05.2013 N 13-07.1/13-Ц, выданного обществу Оренбургским отделом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ходе рассмотрения указанного дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что используемая обществом технология работы приводит к образованию и накапливанию радиоактивных отходов .

Поскольку образование в деятельности общества радиоактивных отходов является результатом применяемой обществом технологии, арбитражный суд в ходе рассмотрения дела № А47-8631/2013 пришел к выводу о том, что характер деятельности общества, независимо от отсутствия спорных отходов во время проведения проверки (на площадке временного хранения), требует получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Данное решение вступило в законную силу 04.02.2014г.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 69 АПК РФ).

В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность, как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя.

Введение института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой.

Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

Следовательно, в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд приходит к выводу о том, что вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 по делу № А47-8631/2013 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, поскольку в рамках спора по делу № А47-8631/2013 с участием тех же лиц рассматривался вопрос о необходимости получения разрешения (лицензии).

Как указано выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-8631/2013 установлено, характер деятельности общества, требует получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Правовых оснований для преодоления выводов суда по делу № А47-8631/2013, а равно доказывания установленных по названному делу обстоятельств вновь при рассмотрении настоящего спора, не имеется.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 по делу № А47-8631/2013 в удовлетворении требований о признании незаконным предписания от 22.05.2013 N 13-07.1/13-Ц отказано.

Оспариваемое в рамках настоящего дела постановление о назначении административного наказания вынесено по результатам проведения контролирующим органом проверки исполнения ранее выданного предписания.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

В силу положений пункта 1 статьи 65 и пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно нормам действующего КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения должны фиксироваться административным органом в документах, составленных в порядке и сроки, установленные процессуальными нормами КоАП РФ.

В соответствии с частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 000 до 700 000 рублей.

Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие федеральных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории РФ.

Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного регулирования безопасности) в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.10.2012 г. N 1044, государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также настоящим Положением.

В силу положений п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Так, согласно ст. 24.1 Закона об использовании атомной энергии к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок (инспекций), установленных ч. 4 - 20 настоящей статьи и иными федеральными законами, а предметом проверки (инспекции) является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области использования атомной энергии обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем указанным требованиям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 6 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов , утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2011 г. N 703 (далее - Административный регламент № 703), предусмотрено, что должностные лица Ростехнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов , о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В соответствии с Законом об использовании атомной энергии и Законом N 294-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 373 утверждено Положение о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии.

Данное Положение устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора (далее соответственно - объекты повышенной опасности, надзор).

Режим надзора на объектах повышенной опасности обеспечивается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (п. 2 Положения).

Согласно п. 6 Положения при осуществлении надзора проводится мониторинг соблюдения (выполнения) требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности; предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора.

Пунктом 12 Положения установлено, что в случае выявления в ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) ее должностными лицами требований законодательства РФ в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких нарушений в соответствии с законодательством РФ. При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности, для ознакомления.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что контролирующим органом в деятельности ПАО «Оренбургнефть» выявлены нарушения, допущенные в области использования атомной энергии, а именно допущено обращение с радиоактивными отходами без наличия соответствующего разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В связи с допущенными нарушениями обществу выдано предписание № 13-08.1/14-Ц от 28.03.2014г., которым предписано в срок до 06.10.2015 получить лицензию в области использования атомной энергии.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что предписание № 13-08.1/14-Ц от 28.03.2014г. ПАО «Оренбургнефть» в установленный срок не исполнено.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, общество указывает на то, что им были предприняты все зависящие от него меры для исполнения данного предписания, а именно направлено заявление о признании ОАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, а также заявление о предоставлении лицензии. В связи с отказом уполномоченным органом в признании ОАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, получение лицензии невозможно.

Административный орган возражает против данных доводов заявителя, при этом указывает на то, что отказ в признании ОАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать радиационные источники, вызван тем, что обществом неверно определена категория объекта и вид деятельности в области использования атомной энергии.

Как было указано выше, обязанность по получению лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии была установлена арбитражным судом при рассмотрении дела № А47-8631/2013. На момент проведения проверки (в период с 13.10.2015 по 15.10.2015) необходимая лицензия у общества отсутствовала.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии в действиях ПАО «Оренбургнефть» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 17 статьи 19.15 КоАП РФ и вины общества в его совершении.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия заявителем мер, направленных на исполнение законного предписания в установленный в нем срок, в материалах дела не имеется, арбитражному суду обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

Таким образом, оспариваемым постановлением ПАО «Оренбургнефть» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 17 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа.

Арбитражный судом рассмотрен вопрос о возможности квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено судом только с учетом всех обстоятельств правонарушения.

При этом, в силу пункта 18.1 Постановления, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Совершенное административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, выражающуюся в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Учитывая изложенное, арбитражный суд не находит оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания постановления от 27.10.2015 № ВУ-ПР-044-2015 незаконным.

В рамках настоящего дела ПАО «Оренбургнефть» также просит признать недействительным предписание от 15.10.2015 № 13-16.1/15-Ц, вынесенное по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 08.10.2015 № 431.

Рассматривая данное требование, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как было указано выше, оспариваемое в рамках настоящего дела предписание № 13-16.1/15-Ц от 15.10.2015г. вынесено по результатам проверки, проведенной в отношении ПАО «Оренбургнефть» по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 28.03.2014 № 13-08./14-Ц.

Заявитель при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением в обоснование требований ссылается на то обстоятельство, что Министерством энергетики РФ было отказано в признании ПАО «Оренбургнефть» организацией, пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии и осуществлять деятельность в области использования атомной энергии. Таким образом, по мнению заявителя, у него отсутствует обязанность по получению лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Арбитражный суд отклоняет данный довод заявителя ввиду следующего.

Изначально, нарушение требований законодательства при обращении с радиоактивными отходами выявлено контролирующим органом в ходе проверки, проведенной в период с 20.05.2013 по 22.05.2013г.

Обстоятельства, установленные контролирующим органом в ходе проверки, проведенной в период с 20.05.2013 по 22.05.2013г. были исследованы Арбитражным судом Оренбургской области в рамках дела № А47-8631/2013, данным обстоятельствам судом дана надлежащая оценка. Судебный акт по делу № А47-8631/2013 вступил в законную силу.

Решением арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-8631/2013 от 20.11.2013г. установлено, что характер деятельности общества, независимо от отсутствия спорных отходов во время проведения проверки (на площадке временного хранения), требует получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В силу п.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В письме от 30.09.2015 года Министерство энергетики Российской Федерации обоснованно отказывает в признании ПАО «Оренбургнефть» организацией пригодной эксплуатировать радиационный источник и указывает, что при отнесении объекта использования атомной энергии к категории «радиационный источник» ПАО «Оренбургнефть» должно руководствоваться сведениями, содержащимися в паспорте на этот объект, и что техническая документация на установки подготовки к переработке нефти и газа и площадку временного хранения производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов не является паспортом на радиационный источник.

Основным видом деятельности общества является добыча сырой нефти нефтяного (попутного) газа, следовательно, осуществление процесса добыча нефти и газа невозможно без отложений на стенках промыслового оборудования повышенной концентрации радионуклидов, являющихся радиоактивными отходами .

Осуществление ОАО «Оренбургнефть» деятельности по обращению с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов подпадает под действие положений Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а соответственно является деятельностью по обращению с радиоактивными отходами .

Частью 1 ст. 3 Закона №190-ФЗ установлено, что под обращением с радиоактивными отходами понимается деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов .

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона №190-ФЗ понятие «радиоактивные отходы » используется в значении, предусмотренном ст. 3 Закона № 170-ФЗ, согласно которой под радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Кроме того, в соответствии со ст. 21 Федерального Закона №190-ФЗ организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы , несут ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи национальному оператору. Организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы , обязаны: ежегодно определять возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности материалов, веществ, оборудования, изделий, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам , установленными Правительством Российской Федерации, и относить их к радиоактивным отходам в случае невозможности дальнейшего использования.

В соответствии со ст. 28 Закона №190-ФЗ с момента отнесения материалов с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, к радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 14 Закона №190-ФЗ установлено, что обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Как установлено ст. 26 Закона № 170-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, в том числе, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов , обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.

Таким образом, любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Статьей 3 Федерального Закона «Об использовании атомной энергии» определены категории объектов использования атомной энергии, а также определено, что отнесение указанных объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о наличии у ПАО «Оренбургнефть» обязанности по получению лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии. В материалы дела обществом не представлены доказательства позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые меры и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

В связи с изложенным, оснований для признания недействительным предписания контролирующего органа не имеется.

Определением арбитражного суда от 29.03.2016г. по делу № А57-26293/2015 приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения предписания Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 13-16.1/15-Ц от 15.10.2015г. до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, арбитражный суд считает, что основания, послужившие поводом к обеспечению иска, отпали.

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований Публичного акционерного общества «Оренбурнефть» (г. Бузулук Оренбургской области) о признании незаконным и отмене предписание №13-16.1/15-Ц от 15.10.2015 года и постановление №ВУ-ПС-044-2015 от 27.10.2015 года о назначении административного наказания, вынесенные Волжским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, – отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 29.03.2016 года по делу №А57-26293/2015, отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
19.04.2024

Cкорректированы Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (НВОС)

РОП: 294 утилизатора подали документы на включение в реестр

Сенатор Сахарова предложила выделить больше денег на ликвидацию опасных объектов

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 16:18

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 19 Apr 2024 19:33:07
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения