siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Ждем на ежегодной конференции ЭкоЭксперт!


recultivation2024

Дело № А67-4439/2015 по заявлению АО «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании незаконным решения от 20.05.2015 № 2050 о рассмотрении обращения


Материал прочитан 800 раз и оценен
0
АС Томской области
Дата рассмотрения: 02.10.2015


[pdf, 192 KB]
Арбитражный суд Томской области (АС Томской области)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А67-4439/2015

г. Томск
02.10.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2015 г.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Сенниковой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» (Томская область, Томский район, 12 км тракта Томск – Итатка, корп. 2; ОГРН 1057200947077, ИНН 7224031400)

к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 14; ОГРН 1027000852999, ИНН 7017052120)

о признании незаконным решения от 20.05.2015 № 2050 о рассмотрении обращения

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (634021, г. Томск, ул. Шевченко, дом 17).

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Чащиной, с использованием аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: Миклашевич И.В. (паспорт, доверенность от 23.09.2014 № 049, выдана сроком до 31.12.2015);

от ответчика: без участия;

от третьего лица: до перерыва – без участия, после перерыва – Веркеев З.Н. (служебное удостоверение, доверенность от 15.01.2015, выдана сроком на 1 год)


У С Т А Н О В И Л:


Акционерное общество «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» (далее по тексту – АО «Аграрная Группа МП», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 20.05.2015 № 2050 «О рассмотрении обращения», которым заявителю отказано в согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Определением арбитражного суда от 02.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее – Управление, третье лицо). В судебном заседании, назначенном на 28.09.2015, на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.10.2015.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в арбитражный суд своих представителей как до, так и после перерыва, не направил, возражений относительно рассмотрения дела в свое отсутствие не представил.

На основании части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в частности, указал, что отказ Департамента в согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, не соответствует положениям статей 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади» (далее – Положение № 317), и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской сфере, поскольку препятствует получению разрешения (установлению лимитов) на сброс всех веществ.

В отзыве, представленном ранее в материалы дела, Департамент возражал относительно удовлетворения заявленных требований, указав, в частности, что права и законные интересы АО «Аграрная Группа МП» Департамент не нарушил, т.к. заявитель осуществляет сброс сточных вод в водный объект – река Томь, а не в централизованную систему водоотведения, в то время как Постановление № 317, которым руководствуется заявитель, принято в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и регулирует отношения, связанные со сбросом сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения; поскольку заявитель является водопользователем и осуществляет сброс сточных вод непосредственно в водный объект без использования централизованных систем водоотведения, то он не относится к категории субъектов, которые разрабатывают План по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностный водный объект в соответствии с Постановлением № 317.

Представитель Управления поддержал позицию заявителя, указав, что в соответствии с частью 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, к которым относится Департамент в силу положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153; следовательно, ответчик наделен полномочиями по согласованию плана снижения сбросов в соответствии с Положением № 317.

Заслушав представителей заявителя, третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражным судом установлено следующее.

В соответствии с решением Департамента от 24.12.2012 № 70-13.01.03.004-Р-РСБХ-С-2012-00584/00 АО «Аграрная Группа МП» предоставлен в пользование участок реки Томь с целью сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В декабре 2012 г. заявителю был согласован План снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на 2012-2017 г.г., в том числе, Департаментом.

В январе 2015 г. заявитель обратился в Департамент с заявлением (от 27.01.2015 № МК/29-46) о внесении изменений в План снижения сбросов, согласованный в 2012 г., в части сроков выполнения мероприятий по снижению сбросов, ссылаясь, в том числе, на Постановление № 317.

На указанное заявление письмом от 17.02.2015 № 637 Департамент сообщил заявителю о невозможности согласования представленного Плана снижения сбросов в связи с необходимостью его доработки по изложенным в письме замечаниям и при наличии утвержденных в установленном порядке укрупненных сметных нормативов. При этом в письме Департамент ссылался на необходимость соответствия представленного Плана требованиям Постановления № 317 (л.д. 68-69).

21.04.2015 АО «Аграрная Группа МП» представило в Департамент заявление от 20.04.2015 № МК/29-295 «Об устранении замечаний и повторном согласовании Плана снижения сбросов», в ответ на которое было получено письмо Департамента от 20.05.2015 № 2050 «О рассмотрении обращения», в которым содержался фактический отказ в согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку заявитель является водопользователем без использования централизованных систем водоотведения и на него не распространяется Положение № 317; заявителю разъяснено, что ему необходимо разработать представленные документы в соответствии с водным законодательством.

Признание незаконным решения Департамента от 20.05.2015 № 2050 «О рассмотрении обращения», содержащего отказ в согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, является предметом требований АО «Аграрная Группа МП» по настоящему делу.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Согласно части 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Для реализации возложенных целей и задач Департамент, в частности, принимает решения: о согласовании документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством в сфере охраны окружающей среды (подпункт г) пункта 9 Положения о Департаменте).

Таким образом, Департамент является уполномоченным органом по согласованию плана снижения выбросов и сбросов, без которого в силу части 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды не допускается установление лимитов на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

При таких обстоятельствах довод Департамента, изложенный в отзыве, об отсутствии нарушения прав и законных интересов АО «Аграрная Группа МП» отклоняется, как необоснованный, поскольку при отсутствии согласованного с Департаментом плана снижения сбросов в окружающую среду АО «Аграрная Группа МП» не сможет получить лимиты на сбросы в Управлении Росприроднадзора по Томской области, что подтвердил представитель Управления в судебном заседании.

Арбитражный суд считает не убедительной ссылку Департамента в оспариваемом решении на невозможность применения заявителем Положения № 317 только лишь потому, что оно разработано в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». При этом арбитражный суд учитывает, что Департамент ранее (в 2012 г.) согласовывал такой же план заявителя, а в письме от 17.02.2015 № 637 сам указывал на необходимость составления плана в соответствии с требованиями Положения № 317. На необходимость применения в рассматриваемом случае Положения № 317 указывает и представитель Управления.

Кроме того, указывая в письме от 20.05.2015 № 2050 на необходимость разработки представленных документов в соответствии с водным законодательством, Департамент ни в данном письме, ни в отзыве на заявление в арбитражный суд не называет конкретные нормы водного законодательства, которые регулируют порядок согласования планов снижения сбросов, а также не указывает, в чем состоит несоответствие представленного заявителем плана снижения сбросов требованиям водного законодательства.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о формальном подходе Департамента к рассмотрению заявления АО «Аграрная Группа МП» о согласовании плана снижения сбросов. Подготовка плана в соответствии с Положением № 317 сама по себе не является препятствием для его рассмотрения по существу и принятия соответствующего решения (согласования или отказа в согласовании при наличии объективных оснований для этого), поскольку обязанность Департамента по рассмотрению таких планов вытекает из положений части 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды и подпункта г) пункта 9 Положения о Департаменте.

Учитывая изложенное, требование АО «Аграрная Группа МП» подлежит удовлетворению.

Поскольку фактически заявление ФГУП «НПО Микроген» от 20.04.2015 № МК/29-295 «Об устранении замечаний и повторном согласовании Плана снижения сбросов» не было рассмотрено Департаментом в соответствии с требованиями законодательства, арбитражный суд в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя возлагает на Департамент обязанность повторно рассмотреть указанное заявление в течение 10 рабочих дней после вступления настоящего решения в законную силу (часть 5 статьи 201 АПК РФ).

Понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 руб., на основании статьи 110 АПК РФ, подлежат взысканию с Департамента, как со стороны по делу. Ссылки Департамента в отзыве на освобождение его от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ отклоняются, т.к. с Департамента взыскивается не государственная пошлина в доход бюджета, а возмещение судебных расходов, понесенных заявителем, в пользу которого принят судебный акт (статьи 110 АПК РФ). Норма, освобождающая органы исполнительной власти от возмещения судебных расходов в пользу выигравшей стороны, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


РЕШИЛ:


Решение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20.05.2015 № 2050 «О рассмотрении обращения», проверенное на соответствие положениям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», признать незаконным.

Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» от 20.04.2015 № МК/29-295 «Об устранении замечаний и повторном согласовании Плана снижения сбросов» в течение 10 рабочих дней после вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (ИНН 7017052120, ОГРН 1027000852999, г. Томск, пр. Кирова, 14) в пользу акционерного общества «Сибирская Аграрная Группа Мясопереработка» в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 3 000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
10.05.2024

Экологическое благополучие — одна из семи национальных целей развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

Рослесхоз: через техническую поддержку более 5,4 тыс. раз оказана помощь пользователям ФГИС ЛК

Апрель 2024 года стал 11 подряд месяцем рекордной жары в мире

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

ФГИС ОПВК 8 мая, 11:39

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 10 May 2024 08:53:38
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения