siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № Ф06-2229/2015 по кассационной жалобе Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу № А12-34741/2014


Материал прочитан 639 раз и оценен
0
ФАС ПО
Дата рассмотрения: 10.11.2015


[pdf, 247 KB]
Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-2229/2015

Дело № А12-34741/2014

г. Казань
10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" – Яхиной Ф.А., доверенность от 07.05.2015,

в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи Антонова О.И., Жаткина С.А.)

по делу № А12-34741/2014

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (ОГРН 1073454002181; ИНН 3429031805) третьи лица: открытое акционерное общество "Старополтавское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства" (ОГРН 1093454000232; ИНН 3429032076), Администрация Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о взыскании 4 448 232,44 руб.,


УСТАНОВИЛ:


Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Энергомонтаж" (далее – ООО "Энергомонтаж", общество, ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 4 448 232,44 руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.01.2015 исковое требование удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.01.2015 отменено. В иске отказать

Управление, не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.01.2015.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и судебными инстанциями установлено, открытое акционерное общество «Старополтавское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства» (далее – ОАО «Старополтавское МПОКХ») имеет лицензию от 24.09.2010 №ОП-39-002049(34) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности являются организациями, оказывающими услуги по принятию и размещению отходов производства и потребления.

Между ОАО «Старополтавское МПОКХ» (заказчик) и ООО «Энергомонтаж» (подрядчик) 01.01.2013, 01.02.2013 были заключены договоры № 3 и 105 соответственно, по условиям которых подрядчик принимает на себя обязательства по размещению на свалке Старополтавского сельского поселения твердых бытовых отходов (далее – ТБО), поставляемых заказчиком.

В соответствии с договором безвозмездного пользования от 03.09.2012 №0309 Администрация Старополтавского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области была передана ООО «Энергомонтаж» в безвозмездное пользование площадка для временного размещения ТБО. В связи с чем в 2013 году на основании заключенных договоров с ОАО «Старополтавское МПОКХ» ООО «Энергомонтаж» оказывало услуги по размещению ТБО, принадлежащих заказчику, на свалке Старополтавского сельского поселения.

Невнесение обществом в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у ООО «Энергомонтаж» обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и о правомерности заявленного Управлением требования, поскольку доказательств осуществления ООО «Энергомонтаж» деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона №89-ФЗ, в материалах дела не имеется.

Суд кассационной инстанции считает вывод суда апелляционной инстанции сделанным при полном изучении обстоятельств дела и правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7?ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

Платность негативного воздействия на окружающую среду установлена также положениями статьи 16 Закона об охране окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 16 данного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89?ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Право собственности на отходы согласно статье 4 данного Закона определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (часть 1 статьи 18 Закон об отходах производства и потребления).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее – Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

В силу пункта 4.4 приложения № 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, объектом размещения отходов являются полигоны захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут быть захоронены некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалы, хламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).

В силу статьи 12 Закона об отходах производства и потребления определены требования к объектам размещения отходов. В соответствии с данной нормой, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Частью 1 статьи 23 Законом об отходах производства и потребления установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № 3281/12, плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения и не подлежит повторному (многократному) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Как следует из пункта 2 данного Постановления, поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Судебными инстанциями установлено, что в процессе осуществления деятельности юридических лиц и населения образуются твердые бытовые отходы, на вывоз и размещение которых ими заключены договоры с ОАО «Старополтавское МПОКХ», как с организацией, осуществляющей специализированную деятельность по размещению отходов производства и потребления. Все образованные отходы переданы ОАО «Старополтавское МПОКХ» в соответствии с заключенными в 2013 году договорами. Следовательно, в 2013 году ОАО «Старополтавское МПОКХ» осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов, принадлежащих указанным лицам.

Поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Энергомонтаж» в силу Закона № 7?ФЗ, Закона №89-ФЗ не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не осуществляло размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона. При данных обстоятельствах у надзорного органа не имелось оснований для предъявления иска о взыскании с ООО «Энергомонтаж» спорной суммы платежей.

Учитывая изложенные выше нормы права и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанций, указав, что оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты публично-правового платежа - платы за негативное воздействие на окружающую среду - в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах, пришел к верному выводу об отсутствии у ООО «Энергомонтаж» обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, отсутствии у Управления правовых оснований для направления в адрес общества требования об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за 2013 год, в связи с чем Управлению обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Управление оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам, полагая, что ООО «Энергомонтаж» является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов производства и потребления и за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.

Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции.

Оценка заявленных Управлением доводов была правомерно осуществлена судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа


ПОСТАНОВИЛ:


постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу № А12-34741/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
28.04.2024

Почему буксует мусорная реформа

Исследователи опубликовали доклад о состоянии климата в Европе в 2023 году

Загрязнение воздуха подвергает риску здоровье более 1,6 млрд работников в мире

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 16:09
ФГИС ОПВК Вчера, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sun, 28 Apr 2024 17:16:20
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения