siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А12-31161/2015 по заявлению ООО «Транзит» к Управлению Росприроднадзора по Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным


Материал прочитан 1028 раз и оценен
0
АС Волгоградской области
Дата рассмотрения: 09.10.2015


[pdf, 214 KB]
Арбитражный суд Волгоградской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А12-31161/2015


г.Волгоград
« 09 » октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 09 октября 2015 г.


Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Стрельниковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дашковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транзит» (ИНН 3407009080, ОГРН 1033400639337)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) о признании ненормативного правового акта недействительным;

заинтересованные лица - Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, ЗАО ВМК «Красный Октябрь»

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: Семенов А.В., доверенность от 21.07.2015 №1/15, Черных С.Б., доверенность от 10.06.2015 №01/15; Чурсина М.Е., доверенность от 11.08.2015 №02/15;
от ответчика: Голованова О.Ю., доверенность от 12.01.2015 №2; Шишкина О.С., доверенность от 19.08.2015 №26
от Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры: Шамшутдинов З.З., служебное удостоверение;
остальные: не явились, извещены


УСТАНОВИЛ:


общество с ограниченной ответственностью «Транзит» (далее – заявитель, общество, ООО «Транзит») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора, ответчик), в котором просит признать незаконным приказ Управления Росприроднадзора от 17.02.2015 № 348 «Об отмене приказа «О принятии решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц привлечены Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, ЗАО ВМК «Красный Октябрь».

Заявитель в судебном заседании поддержал требования.

Управление Росприроднадзора просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представлен отзыв.

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура возражает против удовлетворения заявленных требований. Представлен отзыв.

Изучив представленные документы, оценив доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Как следует из материалов дела, ООО «Транзит» 07.07.2014 г. обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Приказом Управления Росприроднадзора от 28.07.2014 г. №975 нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Транзит» были утверждены.

Приказом Управления Росприроднадзора от 17.02.2015 г. №348, в связи с установлением обстоятельств, которые на момент принятия решения в 2014 г. государственному органу не были известны, приказ от 28.07.2014 г. №975 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Транзит» был отменен.

Полагая, что данный приказ от 28.07.2014 г. №975 является незаконным, ООО ООО «Транзит» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.

При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ обязанность доказывания факта нарушения прав и законных интересов лежит на истце.

Согласно п. 5.5.(9), Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. N 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Ромприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На основании Приказа Росприроднадзора от 23.06.2011 N 402 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области», Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим его отдельные функции на территории Волгоградской области.

В соответствии с п. 4.21. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, государственный орган утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) регулируются приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок разработки и утверждения ПНООЛР), а также приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, которым утверждены «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891) (далее - Методические Указания по разработке ПНООЛР).

Пунктом 1 Порядка разработки и утверждения ПНООЛР, установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

Согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения ПНООЛР нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Методических Указаний по разработке ПНООЛР основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

определение (расчет) годовых нормативов образования отходов ;

определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов ;

- обоснование количества отходов , предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Пунктом 21 Методических Указаний по разработке ПНООЛР установлено, что в разделе ПНООЛР «Сведения об отходах » приводится перечень образующихся отходов с указанием сведений о составе, физико-химических характеристиках отходов , классах опасности для окружающей природной среды.

Указанные сведения приводятся на основании свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов , материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды и их опасных свойств в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511. В текстовой части раздела приводятся сведения о проведенных работах по установлению классов опасности отходов для окружающей природной среды и их физико-химических свойств с указанием использованных методов.

В приложении к ПНООЛР представляются копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов , а при их отсутствии - материалы, подтверждающие отнесение отходов , не обладающих опасными свойствами, к пятому классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511.

Таким образом, сведения, содержащиеся в ПНООЛР, основываются на информации о составе отхода , а также классе его опасности для окружающей природной среды.

В составе ПНООЛР ООО «Транзит» представлены материалы, обосновывающие отнесение отходов : мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (стр. 240 ПНООЛР) и отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (стр. 238 ПНООЛР) к IV классу опасности. Материалы, обосновывающие отнесение данных отходов к IV классу опасности подготовлены лабораторией охраны окружающей среды ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь»: заключение о компонентном составе и классе опасности отхода № 5-142/574 от 27.04.2015г. и протокол КХА к нему; заключение о компонентном составе и классе опасности отхода № 5-142/852 от 09.06.2015г. и протокол КХА к нему.

Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в период 2013-2015 г.г. проведено ряд проверок по фактам предоставления фиктивных документов, в том числе результатов лабораторных исследований ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» и ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», со стороны хозяйствующих субъектов и проектных организаций в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области для утверждения и согласования разрешительной природоохранной документации.

При этом, природоохранной прокуратурой устанавливались факты причастности бывших либо действующих сотрудников лабораторий ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» и ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля».

На основании вышеназванных проверок природоохранной прокуратурой неоднократно проводились заседания рабочих групп в сфере противодействия коррупции и защиты прав субъектов предпринимательства, образованных в 2013 г. Волжским межрегиональным природоохранным прокурором.

Так, в ходе проведенных заседаний рабочих групп в 2014 г. в сфере противодействия коррупции и защиты предпринимательства с учетом анализа прокурорского надзора природоохранной прокуратурой правоохранительные органы в лице ГУ МВД России по Волгоградской области, СЭБ УФСБ по Волгоградской области, 5 ПСО ВМПСУ СК России были ориентированы на совместное выявление и пресечение преступлений при реализации разрешительных процедур органами государственной власти, в том числе в сфере противодействия коррупции.

Результатом эффективности принимаемых мер явилось раскрытие ряда преступных схем в сфере разрешительных процедур в деятельности проектных организаций и хозяйствующих субъектов, в том числе с признаками коррупции.

Так, в ходе проверок выявлены факты мошенничества с использованием поддельных документов со стороны проектных организаций и природопользователей, осуществляющих разработку разрешительной документации, в том числе для субъектов предпринимательства, в целях получения разрешительных природоохранных документов в органах государственной власти. В органы предварительного следствия направлены материалы.

Кроме того прокуратура отметила, что в Управление Росприроднадзора и Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области принесено 75 протестов на приказы об утверждении нормативов в сфере обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха, а также о выдаче разрешений на выбросы, в суды направлено 18 заявлений в порядке 254 ГПК о признании решений Управления Росприроднадзора по Волгоградской области незаконными, принятых на основании фиктивных документов, представленных для утверждения проектными организациями, все рассмотрены и удовлетворены.

При этом в ходе прокурорских проверок была дана оценка действиям должностных лиц Управления Росприроднадзора по Волгоградской области и Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области при согласовании и утверждении природоохранной разрешительной документации, нарушений положений административных процедур в их деятельности не установлено, в связи с чем, меры прокурорского реагирования к ним не принимались. Выявление фактов подделки документов не находится в компетенции указанных органов, данными полномочиями обладают правоохранительные органы. Именно предоставление фиктивных результатов лабораторных анализов со стороны разработчиков документации в целях согласования разрешительной природоохранной документации послужило основанием для признания решений Управления незаконными.

С учетом массовости выявляемых нарушений природоохранной прокуратурой на основании анализа проведенных проверок и установления преступных схем, используемыми злоумышленниками, от 23.01.2015 г. в адрес Управления Росприроднадзора подготовлено и направлено информационное письмо № 01-11-2015 о состоянии законности с требованием принять меры к отзыву незаконно утвержденной документации при установлении фактов предоставления фиктивной документации.

При этом, особое внимание обращено на поступающие в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области результаты исследований лаборатории ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», поскольку данная лаборатория не осуществляла оказания услуг по проведению исследований отходов и воздуха для иных организаций. Данная лаборатория осуществляла работы только на территории предприятия и была создана для производственного экологического контроля, договоров со сторонними организациями не заключалось. Изготовление фиктивных результатов лабораторных исследований в период с 2011 г. по 2013 г. осуществлялось ИП Поповой Л.Г. и ИП Поповой JI.B. при содействии бывшего сотрудника лаборатории ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» Кривовяз А.К.

Управлению Росприроднадзора также указано, что при выявлении фактов предоставления подобных протоколов необходимо полученные материалы направлять в органы предварительного преследования, уведомив Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

По результатам рассмотрения вышеуказанного информационного письма Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области проведена работа, в ходе которой выявлены 2253 единицы проектной документации с фиктивными протоколами КХА ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» и направлены с заявлениями в ГУ МВД по Волгоградской области для, решения вопроса об уголовном преследовании разработанных 29 проектными организациями. Кроме того, во исполнение требований природоохранной прокуратуры Управлением отменены 2185 решений об утверждении разрешительной природоохранной документации.

На основании чего, Управлением Росприроднадзора также принято оспариваемое решение об отмене Приказа по утверждения ПНООЛР от 28.07.2014г. №975. Так как, в отсутствии документов о составе отхода , а также о классе его опасности для окружающей природной ПНООЛР не может быть согласован.

Решение Управления Росприроднадзора об отмене приказа об утверждении ПНООЛР основано на том, что фиктивные результаты исследований не могут содержать достоверных сведений, компонентный состав отхода и его опасные свойства являются неустановленными и неподтвержденными.

Данный факт является нарушением положений, установленных ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.

Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.07.2004 No 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.

Общество в своем заявлении, указывает на п. 9 Порядка разработки и утверждения ПНООЛР, согласно которому, в ходе рассмотрения ПНООЛР, при выявлении некомплектности материалов, представленных в его составе, заявителю дается время для восполнения недостающих документов.

Между тем данная процедура в данном случае не могла быть реализована, так как, основные документы, которые должны быть представлены, установлены пунктом 7 Порядка разработки и утверждения ПНООЛР. Комплектность представленных ООО «Транзит» документов была проверена, и признана соответствующей требованиям закона.

Довод общества о том, что Управлением Росприроднадзора несправедливо принято решение об отмене утверждения ПНООЛР в полном объеме также является несостоятельным. Поскольку Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается предприятием самостоятельно, является комплексным документом, и рассматривается полностью. Управление Росприроднадзора не уполномочено утверждать его избирательно или частично, при выявлении в нем несоответствий, ПНООЛР должен быть переработан самим природопользователем и вновь представлен на утверждение.

На основании изложенного, решение об отмене приказа об утверждении ПНООЛР является законным и обоснованным, принятым в соответствии с компетенцией Управления Росприроднадзора. Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов, в соответствии с п. 10 Порядка разработки и утверждения ПНООЛР (в ред. Приказа Минприроды РФ от 22.10.2010 N558).

Представлением Волгоградской областной прокуратуры от 12.03.2015 г. №7/2 Управлению Росприроднадзора также указано на необходимость принятия мер к прекращению действия разрешительных документов, выданных на основании поддельных лабораторных исследований.

С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ соответствуют требованиям действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на истца как на проигравшую сторону.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:


отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Транзит» (ИНН 3407009080, ОГРН 1033400639337) о признании незаконным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области от 17.02.2015 № 348 «Об отмене приказа «О принятии решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
19.04.2024

Cкорректированы Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (НВОС)

РОП: 294 утилизатора подали документы на включение в реестр

Сенатор Сахарова предложила выделить больше денег на ликвидацию опасных объектов

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 16:18

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 19 Apr 2024 13:37:59
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения