siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А56-74077/2014 по заявлению ООО "Спецтранс" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности


Материал прочитан 664 раза и оценен
0
АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 03.02.2015


[pdf, 294 KB]
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А56-74077/2014

03 февраля 2015 года
г.Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2015 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Очировой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Спецтранс"
заинтересованное лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя - Афонин А.П., по доверенности от 17.12.2014, Путтер И.П., по протоколу от 02.07.2010 №2/10, Кошкин В.В., по доверенности от 17.12.2014,

от заинтересованного лица – Зиятдинова Р.А., по доверенности от 19.12.2014

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) от 24.10.2014 №16-099/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.

Представитель Департамента возражал против удовлетворения заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В Департамент от Администрации муниципального образования Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области поступила информация (исх. от 14.08.2014 № 01-003917/14-0-1) о рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Векхозерское», расположенного по адресу: Ленинградская область, Лодейнопольский район, в 15 км к С-3 от г. Лодейное Поле, на 249 км трассы Санкт-Петербург-Мурманск, с использованием твердых бытовых и производственных отходов IV и V классов опасности под лесохозяйственные цели. Работы по рекультивации осуществляет Общество.

По данному факту в отношении Общества определением № 16-099/2014 от 27.08.2014 возбуждено дело об административном правонарушении и определено проведение административного расследования.

В рамках производства по делу об административном правонарушении 03.09.2014 должностными лицами Департамента проведен осмотр земельного (лесного) участка, используемого Обществом в Лодейнопольском районе Ленинградской области, а именно в квартале 84 выдела 18 Кондушского участкового лесничества Лодейнопольского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес».

Актом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от 03.09.2014 зафиксировано, что осматриваемая территория представляет собой песчаный карьер площадью около 4 га. Со стороны дальней от автомобильной дороги Санкт-Петербург-Мурманск карьер частично наполнен твердыми бытовыми отходами , морфологический состав которых представлен следующим: бывшие в употреблении автомобильные покрышки, полиэтиленовые пакеты и пластиковые упаковки от пищевых продуктов, остатки пищевых продуктов, фрагменты картона от упаковок народного употребления, обломки мебели, обломки пенопласта, пластиковые канистры из под ГСМ и прочее. На момент осмотра, мусоровозом на базе грузового автомобиля КАМАЗ с государственным регистрационным знаком В058СА47, принадлежащим Обществу, осуществлялся сброс коммунальных отходов на спорный земельный (лесной) участок.

25.09.2014 осуществлен повторный выезд на земельный (лесной) участок. Осмотр произведен совместно с главным лесничим Лодейнопольского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», в результате которого в протоколе осмотра зафиксировано наличие в карьере размещенных твердых бытовых отходов /

Отходы на осматриваемом участке размещены навалом и не защищены от воздействия атмосферных осадков. Поверхность массы отходов в западной части карьера находится на уровне прилегающего земельного участка, обваловка не обустроена. На момент осмотра, на осматриваемый земельный (лесной) участок въехала грузовая машина и осуществила сброс коммунальных бытовых отходов . Данная грузовая машина принадлежит Обществу. Гусеничным бульдозером Т130, принадлежащим заявителю, осуществлялось размещение отходов по площади осматриваемого земельного (лесного) участка с одновременным уплотнением отходов трактором.

Таким образом, Департаментом установлен факт размещения коммунальных отходов , автомобильных покрышек и прочих отходов на земельном (лесном) участке. Документов, подтверждающих право Общества на размещение отходов , относящихся к IV-V классам опасности для окружающей среды на осматриваемом земельном (лесном) участке, не представлено.

10.10.2014 должностным лицом Департамента составлен протокол №16-099/2014 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 24.10.2014 №16-099/2014 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Существо правонарушения - на объекте (лесном участке), не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов , Общество размещало отходы производства и потребления IV-V класса опасности, что повлекло нарушение требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 25 Лесного кодекса, статьи 51, Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ), части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).

Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Часть 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы , подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 51 Закона №7-ФЗ запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов , в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12 Закона 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов .

В силу части 1 указанной статьи создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно части 6 статьи 12 названного закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов . Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 7 данной статьи запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов .

Оспариваемым постановлением Обществу вменено размещение отходов производства и потребления на объекте (лесном участке), не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов .

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок лесного фонда используется Обществом в соответствии с договором аренды №1 от 29.12.2006 с целевым назначением - для рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» под лесохозяйственные цели, с использованием твердых и производственных отходов .

В 2005 году Обществом разработан проект рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» в Лодейнопольском районе Ленинградской области, на который Управлением Росприроднадзора по Ленинградской области выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы № 25 от 17.05.2006, утвержденное приказом № 160-ЭЗ от 17.05.2006.

С сентября 2006 года Общество производит рекультивацию карьера с использованием твердых бытовых и производственных отходов 4 и 5 класса опасности, под цели лесовостановления. В 2008 году Общество обратилось в Ростехнадзор за получением лицензии на сбор, транспортировку и использование отходов (в тот период использование отходов было лицензированным видом деятельности) с целью рекультивации карьера. Однако заявителю была предоставлена лицензия на сбор, транспортировку и размещение отходов . Общество полагает, что наличие лицензии на размещение отходов свидетельствует о соответствии объекта требованиям безопасного проведения работ по рекультивации карьера с использованием отходов 4 и 5 классов опасности. Соблюдение лицензионных условий не повлекло за собой изменение технологии рекультивации карьера, все эти годы отходы использовались в строгом соответствии с проектом рекультивации. Поступающие в карьер отходы складировались на рабочей карте в котловане карьера. Затем осуществлялась планировка отходов , уплотнение их, устройство промежуточной изоляции. В целях предотвращения проникновения вредных веществ в окружающую среду дно котлована оборудовано водонепроницаемым, противофильтрационным экраном.

В связи с окончанием срока действия лицензии на размещение отходов в ноябре 2013 года Общество обратилось в Департамент за получением лицензии на размещение отходов в карьере с целью его рекультивации.

Департамент рассмотрел представленные материалы, провел проверку выполнения лицензионных требований и условий. Актом осмотра карьера № ЛВ-433/13 от 21.01.2014 зафиксировано соответствие лицензионным требованиям и условиям, которые гарантируют безопасную эксплуатацию объекта для окружающей среды.

В Департамент так же было представлено санитарно-эпидемиологическое заключение №47.10.03.000.М.000031.11.13 от 12.11..2013 о том, что сооружения и оборудование, принадлежащее Обществу и предполагаемое для использования по осуществлению деятельности по размещению отходов 3-4 классов опасности на территории рекультивируемого отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Решением № 02.13/1585 от 25.02.2014 Департамент согласовал для Общества «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами », что является дополнительным свидетельством обеспечения безопасности при рекультивации карьера и признанием правомерности рекультивации карьера с использованием отходов .

Обществом организовано регулярное наблюдение (мониторинг) за состоянием окружающей среды в карьере и на прилегающей территории, осуществляемое в течение 7 лет. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что отходы , использованные для рекультивации карьера, не приносят ущерба окружающей среде.

Уведомлением от 06.02.2014 №442 Департамент отказал Обществу в выдаче лицензии, поскольку объект размещения отходов расположен на землях лесного фонда. Также в данном уведомлении указано на следующее: «...предоставление лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 4-5 классов опасности, в части размещения отходов , возможно только в случае вступления в законную силу документа, подтверждающего перевод земельного участка, на котором находится объект размещения отходов , в категорию земель промышленности, энергетики..».

В соответствии с «Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 №525/67, рекультивация - это восстановление нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В данном случае земельный участок предоставлен Обществу для проведения работ по рекультивации выработанного песчаного карьера, путем использования твердых бытовых и производственных отходов для восстановления нарушенных земель в целях их последующего использования в зависимости от целевого назначении.

Осуществление рекультивации карьера с использованием отходов в соответствии с проектом для восстановления нарушенных земель с целью лесовосстановления одобрено и согласовано Департаментом, при соблюдении необходимых требований и условий безопасной эксплуатации объекта и является разрешенным, легитимным видом деятельности. Тем более, что законодательные акты Российской Федерации не устанавливают запрет на использование отходов для рекультивации отработанного карьера, в том числе расположенного на лесных землях. Поскольку проект рекультивации карьера с использованием отходов подразумевает их использование, то включение этого объекта в государственный реестр объектов размещения отходов не требуется.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.

Общество осуществляет сбор, транспортирование и использование отходов , образующихся от жизнедеятельности населения для рекультивации отработанного песчаного карьера месторождения «Вехкозерское» на протяжении семи лет, в соответствии с проектом рекультивации карьера, на которое имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы; объект эксплуатируется в соответствии с требованиями, установленными законодательными актами в области обращения с отходами . Общество осуществляет работу по использованию отходов с целью рекультивации карьера, а не размещение их.

Доказательств обратного административным органом в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не представлено.

В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд




решил:


Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 24.10.2014 №16-099/2014, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
07.05.2024

ESG подбирают кадры

07.05.2024

Даны разъяснения по вопросу применения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

07.05.2024

До 1 сентября 2027 г. продлевается действие правил подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

ФГИС ОПВК Сегодня, 17:03
Экосбор 2024 Сегодня, 15:59

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Tue, 07 May 2024 19:49:38
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения