ppee-sak
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Применение биопрепаратов на очистных сооружениях
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Авансовые платежи в 2024 году
  • План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Особенности внесения сведений в ГВР
  • САК на квотируемых объектах, или дорога в никуда
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Газоаналитический комплекс


ООО «Энергострой»

Дело № А12-14701/2015 по заявлению ОАО «Каустик» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области об оспаривании предписания


Материал прочитан 927 раз и оценен
0
АС Волгоградской области
Дата рассмотрения: 26.06.2015


[pdf, 191 KB]
Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
Дело № А12- 14701/2015

г. Волгоград
«26» июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2015г.,
полный текст решения изготовлен 26.06.2015г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Каустик» (ИНН 3448003962, ОГРН 1023404355666) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240; ИНН 3445070230) об оспаривании предписания

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Пятов А.С. доверенность от 11.04.2014г., Гузенко В.Н. доверенность от 12.11.2013г.,

от ответчика – Воронина Е.И. доверенность № 4 от 12.01.2015г., Опейкина Т.А. доверенность № 8 от 13.01.2015г.,


УСТАНОВИЛ:


Открытое акционерное общество «Каустик» (далее – заявитель, ОАО «Каустик», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора, ответчик) об оспаривании предписания № 6/277-14-Э/3 от 12.01.2015г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Заявленные требования мотивированы тем, что основания для выдачи предписания обществу отсутствовали, поскольку Управлением не доказан факт образования в процессе деятельности ОАО «Каустик» «отходов при сборе и обработке сточных вод» (ФККО – 72000000000), в связи с чем, обязанность в утверждении нормативов образования таких отходов на общество возложена необоснованно и незаконно.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора, считают требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на результаты плановой проверки ОАО «Каустик».

Исследовав материалы дела, выслушав доводы его участников, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу названных правил (часть 2 статьи 201 АПК РФ), основанием для признания незаконными решения, действий (бездействия) административных органов и должностных лиц является совокупность двух условий: 1) несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия), ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей и (или) создающее препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству и нормативным правовым актам возлагается на орган, должностное лицо, совершивших указанное действие (бездействие).

В свою очередь, обязанность доказать, что оспариваемый ненормативный акт, действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагается на лицо, обратившееся за судебной защитой нарушенных прав.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконным решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, в соответствии с приказом И.О. Руководителя Росприроднадзора по Волгоградской области Новикова М.Г. от 7 ноября 2014 года №277 в период с 17.11.2014г. по 30.12.2014г. проведена плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества «Каустик».

По результатам проверки составлен акт № 277-14-Э от 30.12.2014г., а также обществу выдано предписание от 12.01.2015г. № 6/277-14-Э/3 от 12.01.2015г. об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований.

Согласно предписанию, на общество возложена обязанность в срок до 07.12.2015г. обеспечить в соответствии с действующим законодательством наличие утвержденных нормативов образования отходов, относящихся к типу отходов «Отходы при сборе и обработке сточных вод» (код ФККО 72000000000), образующихся на биологических очистных сооружениях ОАО «Каустик».

Основанием для выдачи предписания послужили результаты плановой проверки общества, зафиксированные в акте от 30.12.2014г.

Как следует из материалов дела, ОАО «Каустик» в своем составе имеет производственные площадки, в том числе, пруд-накопитель, расположенный в Светлоярском районе Волгоградской области в 5 км на юго-восток от основной площадки ОАО «Каустик», и состоящий из:

- секции № 1 пруда-накопителя биологически очищенных сточных код:

- секция № 2- объект использования, обезвреживания, размещения отходов;

ОАО «Каустик» имеет свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 34-АА № 500550 от 04.05.2012 на секцию № 2 пруда- накопителя -объекта использования, обезвреживания и размещения отходов.

ОАО «Каустик» осуществляет деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности и на основании лицензии серия 034 № 00108, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области 14.06.2012г.

Так, в 2012г. Обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Приказом Управления № 2311 от 12.12.2012г. утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Допущенные обществом нарушения, по утверждению Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, выразились в том, что в ходе осмотра выявлены места несанкционированного размещения отходов в секции № 2 пруда-накопителя жидких отходов (шламовых отходов от первичных отстойников, а также в сброженный осадок после метантенков), полученных при механической и биологической очистке сточных вод и не отраженных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Между тем, материалы проверки не содержат достоверных сведений об образовании указанных отходов в понятии, придаваемым им Приказом Минприроды РФ № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Приказом Ростехнадзора № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Приказом Росприроднадзора № 445 «Об утверждении федерального классификационногокаталогаотходов», п. 1 ГОСТ Р 54535-2011 «Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах», п.3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения»,

п. 9.2 СП 32.13330.2012. «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения».

Так, в соответствии с пунктом 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», к отходам производства относятся образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод и т.п.

Согласно ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения (с Изменениями N 1, 2) «сточные воды» - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Осадки сточных вод - все примеси (нерастворенные и растворенные), задержанные, главным образом, решетками, первичными и вторичными отстойниками, флотационными, фильтрационными и другими сооружениями после механической, биологической и физико-химической очистки.

ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», определяет осадки сточных вод как совокупность твердых частиц с заполняющими их поры сточными водами, полученная в процессе разделения суспензии.

Также, согласно ГОСТ Р - 17.4.3.07-2001 «Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений», осадки сточных вод - это твердая фракция сточных вод, состоящая из органических и минеральных веществ, выделенных в процессе очистки сточных вод методом отстаивания (сырой осадок), и комплекса микроорганизмов, участвовавших в процессе биологической очистки сточных вод и выведенных из технологического процесса (избыточный активный ил).

Между тем, в представленных документах не содержатся сведения об образовании указанных в акте проверки и оспариваемом предписании отходов.

Факт образования жидких отходов, в том числе, шламовой суспензии первичных отстойников, непосредственно полученной при механической и биологической очистке сточных вод, не установлен и не зафиксирован, основан лишь на предположениях.

Согласно информации ОАО «Каустик» шламовые сточные воды БОС предприятия являются именно сточными водами, а не отходами производства и потребления. Сброс химзагрязненных сточных вод, включая шламовые сточные воды БОС, в секцию № 2 пруда-накопителя предусмотрен проектной документацией на секцию № 2 пруда-накопителя, а также положительным заключением государственной экологической экспертизы № 123 от 16.02.2004 года.

Ответчиком не представлены в суд доказательства, подтверждающие факт образования отходов, подпадающих под понятие «отходов при сборе и обработке сточных вод» (ФККО – 72000000000).

Лабораторного исследования (химического и бактериального состава сточных вод), подтверждающего наличие в сточных водах, подаваемых в секцию пруда-накопителя № 2, шлама и сброженного осадка после метантенков (в качестве твердой фракции сточных вод), Управлением Росприроднадзора не представлено.

Представленные Управлением в обоснование своей позиции ответы различных экологов, общественных организаций на запросы Управления, являются лишь мнением этих специалистов (организацией), и не исключает необходимость подтверждения образования в ОАО «Каустик» «отходов при сборе и обработке сточных вод» (ФККО – 72000000000).

Утверждение Управления Росприроднадзора о том, что протоколом осмотра территории от 23.12.2014 г. цеха № 40 ОАО «Каустик» установлено, что шламовая суспензия, оседающая в первичных отстойниках промстоков, выпускается в систему самотечной канализации и откачивается насосами по напорному трубопроводу на секцию № 2 пруда-накопителя, а также сброженный осадок после метантенков системой самотечной канализации направляется в резервуар насосной станции № 2 и насосами откачивается на секцию № 2 пруда-накопителя для размещения - в нарушение ПНООЛР, является необоснованным, поскольку данным протоколом осмотра территории, Актом проверки от 30.12.2014 г. № 277-14-Э и другими документами Управления по проверке не подтвержден факт именно размещения упомянутых спорных объектов («сброженный осадок после метантенков» и «шламовая суспензия первичных отстойников промстоков») и каких-либо отходов вообще на секции № 2 пруда-накопителя.

При этом, Управлением необоснованно и неверно делается вывод о нарушении ПНООЛР предприятия и не указывается, что именно нарушено, поскольку в действующем ПНООЛР предприятия не имеется указанных объектов в качестве отходов. Отсутствие данных объектов в ПНООЛР, подтверждает то обстоятельство, что эти объекты не являются отходами производства и потребления.

Кроме того, действующий ПНООЛР предприятия был рассмотрен и согласован Управлением Росприроднадзора и на основании его рассмотрения предприятию был выдан «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденный приказом Управления № 2311 от 12.12.2012 г. Оформление этого документа и приказа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждают правильность, обоснованность и правомерность инвентаризации отходов предприятия и установления предприятию нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Копия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имеется в материалах дела.

Следовательно, Управлением был согласован и утвержден перечень всех отходов, образующихся на предприятии, и не было выявлено никаких замечаний или нарушений в отношении сточных вод биологических очистных сооружений централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) и их классификации (позиционирования) в качестве отходов производства. Это также подтверждает довод предприятия о том, что данные объекты являются именно сточными водами, а не отходами производства и потребления.

В акте проверки, послужившем основанием для выдачи предписания, отсутствуют сведения, подтверждающие факт непосредственного обнаружения отходов на территории Общества, а также его фиксации.

В материалах дела также отсутствуют сведения об образовании отходов в результате деятельности Общества, шламовой суспензии первичных отстойников либо суспензии сброженного осадка после метантенков.

Аналогичные обстоятельства были установлены решением Волгоградского областного суда от 10.06.2015г. по делу № 07п-220/2015 при рассмотрении жалобы Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на постановление судьи Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28.04.2015г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Каустик» по ст.8.2 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Исполнимость предписания является основным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно указывать на фактически допущенные нарушения со ссылками на нормы права, быть исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки, должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Однако, отсутствие достоверных сведений относительно образования на предприятия отходов, относящихся к типу отходов: «отходы при сборе и обработке сточных вод (код ФККО 72000000000), не может служить основанием для возложения обязанности на ОАО «Каустик» по утверждению нормативов их образования.

Следовательно, оспариваемое предписание № 6/277-14-Э/3 от 12.01.2015г. не соответствует критериям достоверности, определенности и исполнимости, поскольку из его содержания не представляется возможным установить, какие отходы, относящиеся к типу «отходы при сборе и обработке сточных вод» образуются на предприятии и подлежат нормированию.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание нельзя признать законным и обоснованным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


РЕШИЛ:


Заявленные требования открытого акционерного общества «Каустик» (ИНН 3448003962, ОГРН 1023404355666) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240; ИНН 3445070230) удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 6/277-14-Э/3 от 12.01.2015г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества «Каустик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рулей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.03.2024

Власти Якутии усиливают контроль за работой предприятий-недропользователей

Вопросы снижения выбросов в атмосферу обсудили на стратегической сессии в Иркутске

В.Абрамченко: Провели всероссийское совещание по подготовке к пожароопасному сезону 2024.

11 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Программа повышения экологической эффективности и система автоматического контроля»

25 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Расчет выбросов парниковых газов, формирование отчетности и иные аспекты климатического регулирования в РФ»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

скважина Сегодня, 02:24
ФГИС ОПВК Вчера, 16:28

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 29 Mar 2024 04:29:38
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения