siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А12-20130/2013 по заявлению ОАО «Волжский Оргсинтез» к Управлению Росприроднадзора по Волгоградской области о признании недействительными предписаний


Материал прочитан 853 раза и оценен
0
АС Волгоградской области
Дата рассмотрения: 28.01.2015


[pdf, 401 KB]
Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ
Дело № А12-20130/2013

«28» января 2015г.
г. Волгоград

Резолютивная часть решения суда оглашена 21 января 2015г.

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насоновой О.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Волжский Оргсинтез» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области, с участием ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО в лице Филиала ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области

о признании недействительными предписаний

при участии в заседании:

от заявителя – Дидык М.П., дов. № 69 от 07.07.2014г.; Тужлова А.С., дов. № 68 от 07.07.2014г.; Волков А.В., дов. № 9 от 20.01.2015г.

от ответчика – Панина И.А., дов. № 1 от 12.01.2015г.; Голованова О.Ю., дов. № 2 от 12.01.2015г.; Кислов Д.В., дов.№ 9 от 13.01.2015г.; Половинкин С.П., дов. № 10 от 13.01.2015г.

от ЦЛАТИ – Аверина Э.А., дов. № 1644 от 25.12.2014г.


установил:


ОАО «Волжский Оргсинтез» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о признании недействительными предписаний от 25.07.2013г. № 11/78-Э/1, № 11/78-Э/2, № 11/78-Э/3, № 11/78-Э/4, № 11/78-Э/5, №11/78-Э/6, № 7/78-Э/1, № 7/78-Э/2, № 7/78-Э/3.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемые предписания не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Предписания нарушают права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности и фактически не исполнимы.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, просит в их удовлетворении отказать, указав, что предписания вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО в лице Филиала ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области, которое поддержало позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в связи с обращением депутата Государственной Думы РФ Савченко О.В. на основании распоряжения № 78 от 20.06.2013г. Управлением Росприроднадзора в период с 24 июня по 19 июля 2013г. проведена внеплановая выездная проверки Общества на предмет предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте № 78-Э от 18.07.2013г (т.8 л.д.83, 91).

По результатам проверки в отношении Общества 11.09.2013г. составлен протокол №11/19-13-Э об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2. КоАП РФ. Также Обществу 25.07.2013г. внесено девять следующих предписаний:

1) № 11/78-Э/1, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. организовать учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721. Основание выдачи предписания - ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 6, 7, 8, 10 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 (т.8 л.д.76).

2) № 11/78-Э/2, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. провести мероприятия по паспортизации отходов химического происхождения (код по ФККО – 5000000000000). Основания выдачи предписания – ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (т.8 л.д.60).

3) № 11/78-Э/3, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. обеспечить наличие на ОАО «Волжский Оргсинтез» утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. Основания выдачи предписания – ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50 (т.8 л.д.62).

4) № 11/78-Э/4, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. обеспечить ведение в полном объеме мониторинга состояния окружающей вреды и загрязнения ее компонентов (недра, почва, подземные воды, атмосферный воздух) на полигоне закачки жидких отходов, в том числе на объекте размещения отходов (поз. 109, 135). Основания выдачи предписания – ст. 11, ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 59 Водного кодекса РФ (т.8 л.д.64).

5) № 11/78-Э/5, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано не допускать размещение и обезвреживание отходов химического происхождения в объектах размещения отходов (поз. 109, 135) без соответствующей лицензии, для чего обеспечить наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов химического происхождения (код по ФККО 5000000000000). Основания для выдачи предписания – ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (т.8 л.д.66).

6) № 11/78-Э/6, согласно которому Обществу в срок до 23.08.2013г. предписано для оценки производственного контроля за исполнением требований природоохранного законодательства РФ в полном объеме разработать и предоставить в Управление мероприятия по устранению выявленных в ходе проверки по распоряжению № 78 от 20.06.2013г. нарушений природоохранного законодательства РФ с учетом сроков устранения нарушений в соответствии с предписаниями №№ 11/78-Э/1 – 11/78-Э/6 от 25.07.2013г., №№ 7/78-Э/1 - 7/78-Э/3 от 25.07.2013г. Основания выдачи предписания – ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 34, ч.2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (т.8 л.д.72).

7) № 7/78-Э/1, согласно которому Обществу в срок до 01.02.2014г. предписано обеспечить представление полной и достоверной экологической информации о состоянии окружающей среды в соответствии с установленными формами отчетности в области обращения с отходами. Основания выдачи предписания – ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росстата от 28.01.2011г. № 17 (т.8 л.д.68).

8) №7/78-Э/2, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано привести в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ производственный экологический и земельный контроль на территории выведенного из эксплуатации полигона захоронения промышленных отходов, для чего обеспечить мероприятия по недопущению превышений концентрации загрязняющих веществ на данной территории; осуществить в полном объеме работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации. Основания выдачи предписания – ч. 3, 4 ст. 39, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 10, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ (т.8 л.д.70).

9) № 7/78-Э/3, согласно которому Обществу в срок до 20.10.2013г. предписано осуществить плату за размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы код ФККО – 5000000000000) с учетом принадлежности данных отходов к I классу опасности. Основания выдачи предписания – ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», Постановление Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (т.8 л.д.74).

Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия незаконным необходимо наличие обоих условий – не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.

При этом согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд находит обоснованным довод заявителя о несоответствии оспариваемых предписаний требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Одним из элементов законности предписания является его исполнимость. В связи с чем, предписание должно содержать только законные требования, которые в свою очередь должны быть реально исполнимы в установленный контролирующим органом срок. При этом предписание должно содержать подробное описание выявленных нарушений и мероприятий по их устранению.

Вместе с тем, предписания от 25.07.2013г. №№ 11/78-Э-1, 11/78-Э/3, 11/78-Э/4, 7/78-Э/1, 7/78-Э/2, не соответствуют данным требованиям, поскольку они не содержат полного перечня мероприятий, подлежащий выполнению Обществом для устранения выявленных нарушений.

Предписания №№ 11/78-Э/2, 11/78-Э/3, 11/78-Э/5 не соответствуют предъявляемым к предписаниям требованиям, поскольку в установленный для их исполнения срок (с 25.07.2013г. до 28.10.2013г.) невозможно выполнить комплекс мероприятий для осуществления паспортизации отходов, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения соответствующей лицензии, т.к. выполнение указанных требований зависит не только от самого Общества, но и от контролирующих органов, действующих в соответствии с административными регламентами.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о неисполнимости оспариваемых предписаний. Следовательно, такие предписания нельзя признать законными и обоснованными.

Также при вынесении решения судом учитываются следующие обстоятельства.

1. Предписание № 11/78-Э/1, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. организовать учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721. Основание выдачи предписания - ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 6, 7, 8, 10 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 (т.8 л.д.76).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Такой порядок утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Как установлено пунктом 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Данные учета в области обращения с отходами в соответствии с пунктом 8 Порядка должны содержать:

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В соответствии с пунктом 10 Порядка таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.

Как уже указывалось, предписание не содержит конкретного перечня мероприятий, подлежащих исполнению Обществом для надлежащей организации учета в области обращения с отходами, не содержит и конкретной информации о нарушении Обществом требований перечисленных пунктов Порядка.

Также необходимо учесть, что вопрос надлежащего осуществления Обществом учета в области обращения с отходами уже был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. № 11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу, что не нашел своего подтверждения содержащийся в протоколе довод о том, что Обществом не осуществляется учет отхода химического происхождения (жидкие отходы) в соответствии с Приказом Минприроды от 01.09.2011г. № 721 (лист 15 постановления). Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


2. Предписание № 11/78-Э/2, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. провести мероприятия по паспортизации отходов химического происхождения (код по ФККО – 5000000000000). Основания выдачи предписания – ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (т.8 л.д.60).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" (действовал на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Согласно пункту 2.4 Порядка деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 1 к настоящему порядку);

- согласование паспортов опасных отходов.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, согласно пункту 2.7. Порядка является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка рассмотрение материалов заявителя, указанных в пункте 3.1.1, и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

Согласно пункту 3.6. Порядка по материалам заявителя, указанным в пункте 3.1.2 настоящего Порядка, территориальный орган после проверки их комплектности и достоверности обеспечивает в 15-дневный срок со дня их регистрации представление 2-го комплекта материалов (на бумажном носителе и в электронном виде) в Ростехнадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды.

Ростехнадзор в соответствии с пунктом 3.7. Порядка организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами, и направляет их для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации в ФГУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".

Пунктом 3.8. Порядка установлено, что по результатам проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды, проведенной ФГУ "ФЦАО", Ростехнадзор направляет в территориальный орган не позднее чем в 45-дневный срок с момента получения указанных материалов информацию о результатах проведения проверки обоснованности установления класса опасности для окружающей природной среды (о подтверждении или неподтверждении классов опасности отходов для окружающей природной среды, отходов, не зарегистрированных в ФККО), идентификации отходов для выдачи территориальным органом Ростехнадзора свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды либо об отказе в подтверждении класса опасности отхода для окружающей природной среды.

Согласно пункту 3.9. Порядка территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Ростехнадзора уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.

Приведенные нормы подтверждают вывод суда о том, что с учетом всей процедуры паспортизации отходов невозможно исполнить предписание в установленные ответчиком сроки.

Также необходимо учесть, что у Общества имеется утвержденный 13.10.2011г. Управлением Росприроднадзора паспорт опасного отхода (код по ФККО – 5000000000000) и выданное тем же органом свидетельство о классе опасности отхода на окружающую среду. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 17.08.2011г. подтвержден класс опасности указанного отхода как III класс опасности (т.7 л.д. 135, 136, 138-140).

Согласно же пункту 2.9. Порядка срок действия паспорта опасного отхода:

- для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786, не устанавливается;

- для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.

В соответствии с пунктом 2.10. Порядка заявители подтверждают неизменность технологических процессов и используемого сырья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Лишь в случае изменения технологического процесса и состава используемого сырья заявитель в соответствии с пунктом 2.11. Порядка осуществляет подготовку материалов для паспортизации опасных отходов в соответствии с пунктом 2.4 настоящего порядка.

Вместе с тем, ни материалы проверки, ни акт проверки не содержат сведений об изменении заявителем технологического процесса и состава используемого сырья. В свою очередь заявителем представлен технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, утвержденный 22.02.2013г. (т.7 л.д.11). Следовательно, ответчиком не доказана необходимость осуществления Обществом мероприятий по паспортизации отходов химического происхождения (код ФККО – 5000000000000).

Кроме того, вопрос паспортизации указанного отхода также уже был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. № 11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Суд указал, что дополнительной паспортизации не требуется. Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


3. Предписание № 11/78-Э/3, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. обеспечить наличие на ОАО «Волжский Оргсинтез» утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. Основания выдачи предписания – ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50 (т.8 л.д.62).

Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статьей 18 того же Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Как предусмотрено пунктом 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Обществу предписано обеспечить наличие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. При этом предписание не содержит конкретных сведений об отходах химического происхождения, установленных в ходе проверки, которые не учтены в ПНООЛР и в отношении которых необходимо осуществить действия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что делает предписание неисполнимым.

В свою очередь Обществом представлены суду утвержденные 24.07.2009г. нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (т.7 л.д.16-45).

Согласно пункту 6 Порядка лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц - пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.

При этом согласно пункту 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Как уже указывалось, в материалах дела имеется технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, утвержденный 22.02.2013г. (т.7 л.д.11).

Кроме того, указанный вопрос также был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. №11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50.

Суд пришел к выводу, что в ходе проведенной проверки при определении 1 класса опасности жидких отходов была нарушена форма протокола биотестирования, в связи с чем, проверить ход экспертизы невозможно.

Также суд пришел к выводу, что указанные действия могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 КоАП РФ.

Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Вопрос привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ за указанное выше нарушение также был предметом судебного разбирательства. Постановлением Волжского городского суда от 05.09.2013г. по делу №5-3506/2013 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей. Однако решением Волгоградского областного суда от 02.10.2013г. указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения (т.14, л.д.25, 29).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


4. Предписание № 11/78-Э/4, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. обеспечить ведение в полном объеме мониторинга состояния окружающей вреды и загрязнения ее компонентов (недра, почва, подземные воды, атмосферный воздух) на полигоне закачки жидких отходов, в том числе на объекте размещения отходов (поз. 109, 135). Основания выдачи предписания – ст. 11, ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 59 Водного кодекса РФ (т.8 л.д.64).

Согласно статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Частью 3 статьи 12 указанного Закона установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Арбитражный суд полагает, что указанное предписание неисполнимо, поскольку не содержит перечня конкретных мероприятий, подлежащих выполнению Обществом для устранения выявленного нарушения. Кроме того, из текста предписания невозможно понять, в чем конкретно состоит неполнота ведения Обществом мониторинга состояния окружающей среды.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку Обществом представлены доказательства ведения мониторинга окружающей среды – отчеты о результатах работ по договорам «Анализ результатов мониторинга геологической среды на полигоне закачки жидких отходов» в 2010г., 2011г., 2012г., переписку с контролирующими органами по вопросу согласования программы мониторинга, согласованный 11.12.2012г. с Волгограднедра график проведения мониторинга геологической среды на полигоне захоронения промышленных жидких отходов (т.3 л.д.59-153, т.4 л.д.1-41, 45-47, 49-61).

Кроме того, указанный вопрос также был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. №11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований ст. 11, ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 59 Водного кодекса РФ.

Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


5. Предписание № 11/78-Э/5, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано не допускать размещение и обезвреживание отходов химического происхождения в объектах размещения отходов (поз. 109, 135) без соответствующей лицензии, для чего обеспечить наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов химического происхождения (код по ФККО 5000000000000). Основания для выдачи предписания – ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (т.8 л.д.66).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В данном случае заявителю вменено нарушение требований части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Из чего следует, что указанная норма не имеет какого-либо отношения к вопросу лицензирования. Следовательно, не могла служить основанием выдачи предписания.

Из материалов дела следует, что 11.01.2001г. Обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ВЛГ № 10971 3Г сроком действия до 15.01.2021г. на осуществление деятельности по захоронению жидких токсичных отходов в глубокие горизонты (т.3 л.д.5-58).

Арбитражный суд пришел к выводу, что ответчиком не представлены доказательства осуществления Обществом деятельности по размещению и обезвреживанию отходов химического происхождения.

Волгоградский областной суд в решении от 02.10.2013г. при рассмотрении жалобы ОАО «Волжский Оргсинтез» на постановление судьи Волжского городского суда от 05.09.2013г. по делу № 5-3506/2013 о привлечении общества в административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ пришел к выводу, что Обществу не осуществляет деятельность по размещению и обезвреживанию отходов химического происхождения (код по ФККО 5000000000000), что и послужило основанием к отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях общества вмененного состава административного правонарушения (т.14 л.д.29).

Указанный судебный акт имеет для настоящего спора преюдициальное значение.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


6. Предписание № 7/78-Э/1, согласно которому Обществу в срок до 01.02.2014г. предписано обеспечить представление полной и достоверной экологической информации о состоянии окружающей среды в соответствии с установленными формами отчетности в области обращения с отходами. Основания выдачи предписания – ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росстата от 28.01.2011г. № 17 (т.8 л.д.68).

Согласно статье 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования прилагаемая годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, и Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения.

Вместе с тем, в оспариваемом предписании не указаны конкретные мероприятия, которые должно осуществить Общество для устранения выявленных нарушений. Так в предписании не указано, в чем именно представляемые Обществом отчеты не соответствуют утвержденной Приказом Росстата № 17 форме отчетности, какие именно разделы формы заявителем не заполняются (наличие полноты информации), в чем именно усматривается недостоверность предоставленной информации и т.д., что делает предписание неисполнимым. В связи с чем, такое предписание нельзя признать законным и обоснованным.


7. Предписание №7/78-Э/2, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано привести в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ производственный экологический и земельный контроль на территории выведенного из эксплуатации полигона захоронения промышленных отходов, для чего обеспечить мероприятия по недопущению превышений концентрации загрязняющих веществ на данной территории; осуществить в полном объеме работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации. Основания выдачи предписания – ч. 3, 4 ст. 39, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 10, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ (т.8 л.д.70).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 89-ФЗ при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

В соответствии с частью 4 статьи 12 указанного Закона собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В соответствии с частью 4 указанной статьи при выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Из материалов дела следует, что 10.08.2006г. издан приказ № 725 о консервации шламонакопителей поз. 114, 258а. Приказом № 1134 от 29.12.2006г. в приказ № 725 внесены изменения. Актом от 26.02.2007г. подтвержден факт консервации шламонакопителей поз. 114, 258а (т.8 л.д.125, 126, 129).

Кроме того, в 2009г. разработана рабочая документация «Проект рекультивации шламонакопителя для сухих отходов. В 2010г., 2011г., 2012г. осуществлялся количественный химический анализ почвы, отобранной у промотвала поз. 258а, что подтверждено соответствующими сводными отчетами (т.8 л.д.140-142, т.12 л.д.1-66).

О постоянном контроле за состоянием шламонакопителей свидетельствуют и протоколы биотестирования почвы, протоколы количественного химического анализа воды (т.9, 11).

Арбитражный суд считает, что ответчиком не представлены доказательства неисполнения Обществом требований норм права, предусмотренных ст. 10, 12 Федерального закона № 89-ФЗ, ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ.

Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

- ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из оспариваемого предписания не ясно, какие именно положения ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ и статьи 42 Земельного кодекса РФ послужили основанием для выдачи предписания, в чем именно выразилось нарушение Обществом указанных норм.

Как указывалось выше, суд полагает, что данное предписание неисполнимо, поскольку в нем также отсутствует указание на конкретные мероприятия, подлежащие выполнению Обществом с целью устранения выявленных нарушений, что свидетельствует о незаконности предписания.


8. Предписание № 7/78-Э/3, согласно которому Обществу в срок до 20.10.2013г. предписано осуществить плату за размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы код ФККО – 5000000000000) с учетом принадлежности данных отходов к I классу опасности. Основания выдачи предписания – ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», Постановление Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (т.8 л.д.74).

Согласно статье 23 Федерального закона № 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, которая в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Вместе с тем, решением арбитражного суда от 03.07.2014г. по делу №А12-18892/2013, оставленного без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2014г. и кассационного суда от 16.12.2014г., признаны незаконными действия Управления Росприроднадзора по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы, выраженные в требованиях № 3385 от 28.06.2013г., № 3386 от 28.06.2013г., № 3387 от 28.06.2013г.. Суды пришли к выводу об отсутствии у Общества обязанности осуществлять плату за размещение отходов химического происхождения (код ФККО 5000000000000) с учетом их принадлежности к 1 классу опасности (т.25 л.д.34-48).

Решением арбитражного суда от 04.03.2014г. по делу №А12-19786/2013, оставленного без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2014г. и кассационного суда от 11.09.2014г., Управлению Росприроднадзора отказано в удовлетворении иска к Обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2012 годы по тем же основаниям (т.25 л.д.49-68).

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Также необходимо учесть, что Ворошиловский районный суд г. Волгограда в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 и Волгоградский областной суд в решении от 19.02.2014г. также пришли к выводу о том, что Управлением Росприроднадзора не представлены доказательства тому, что отходы химического происхождения (код ФККО 5000000000000) подлежат отнесению к 1 классу опасности.


9. Предписание № 11/78-Э/6, согласно которому Обществу в срок до 23.08.2013г. предписано для оценки производственного контроля за исполнением требований природоохранного законодательства РФ в полном объеме разработать и предоставить в Управление мероприятия по устранению выявленных в ходе проверки по распоряжению № 78 от 20.06.2013г. нарушений природоохранного законодательства РФ с учетом сроков устранения нарушений в соответствии с предписаниями №№ 11/78-Э/1 – 11/78-Э/6 от 25.07.2013г., №№ 7/78-Э/1 - 7/78-Э/3 от 25.07.2013г. Основания выдачи предписания – ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 34, ч.2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (т.8 л.д.72).

Учитывая, что суд пришел к выводу о недействительности вышеприведенных предписаний в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства, указанное предписание также не может быть признано законным и обоснованным, поскольку у Общества фактически отсутствует необходимость в исполнении оспариваемых предписаний.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод заявителя о не соответствии оспариваемых предписаний положениям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Предписания нарушают права Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку возлагают на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы в размере 1 006 000 рублей. Из которых 18 000 рублей – государственная пошлина по заявлению, 18 000 рублей – оплата пошлины за обеспечительные меры, 970 000 рублей – оплата экспертизы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд


РЕШИЛ:


Признать недействительными выданные ОАО «Волжский Оргсинтез» предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области от 25.07.2013г. № 11/78-Э/1, № 11/78-Э/2, № 11/78-Э/3, № 11/78-Э/4, № 11/78-Э/5, №11/78-Э/6, № 7/78-Э/1, № 7/78-Э/2, № 7/78-Э/3, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области в пользу ОАО «Волжский Оргсинтез» судебные расходы в размере 1 006 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Волгоградской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
01.05.2024

Зеленое финансирование открывает новые возможности для российского рынка

Отходы — в доходы: российские предприятия осваивают производство замкнутого цикла

Развитие Дона войдет в федеральный проект «Оздоровление водных объектов»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 27 апреля, 16:09
ФГИС ОПВК 27 апреля, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Wed, 01 May 2024 17:15:21
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения