siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А40-71362/13 по заявлению ОАО «Мосводоканал» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО о признании недействительным уведомления от 22.01.2013г. № 16-40/681


Материал прочитан 924 раза и оценен
0
АС города Москвы
Дата рассмотрения: 29.11.2013


[pdf, 265 KB]
АС города Москвы

РЕШЕНИЕ
Дело № А40-71362/13

г. Москва
29 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2013 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи - Семушкиной В.Н. (шифр судьи 152-703)

Протокол ведет секретарь судебного заседания Баскиной К.Ю.

Рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО «Мосводоканал»

К ответчику: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО

о признании недействительным уведомления от 22.01.2013г. № 16-40/681.


при участии:

от заявителя – Николаева Е.М. (доверенность от 01.07.2013г.), Чубаров К.В. (доверенность от 17.01.2013г.),

от ответчика – Читанав И.О. (доверенность от 17.12.2012 № 95), Кривощепова В.В. (доверенность от 21.08.2013г.),

специалист - Тищенко А.И. (удостоверение № 335 от 01.04.2011г.).



УСТАНОВИЛ:


ОАО «Мосводоканал» (далее- заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным уведомления от 22.01.2013г. № 16-40/681 об отказе в переоформлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и обязании выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В судебном заседании 01.11.2013г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.11.2013г.

В целях получения разъяснений и консультаций по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение судом в порядке ст. 87.1 АПК РФ по ходатайству Департамента протокольным определением от 07.11.2013г. к участию в деле привлечен специалист Тищенко А.И.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что отказ Департамента выдать Обществу документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не основан на нормах права и противоречит ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7 Порядка разработки подтверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 50. Заявитель также указал, что отказ Департамента нарушает права Общества, поскольку приводит к необходимости внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере.

Департамент против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что обжалуемый отказ носит обоснованный характер, является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Специалист в судебном заседании дал пояснения относительно компонентного состава отходов, указанных в проекте нормативов.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, согласно п. 1.2 Устава Открытого акционерного общества "Мосводоканал", утвержденного Департаментом имущества города Москвы от 08.11.2012 № 3683-р и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.12.2012 № 460502А/2012, Открытое акционерное общество "Мосводоканал" (далее также - Общество) создано путем реорганизации Московского государ­ственного унитарного предприятия "Мосводоканал" в форме преобразования и является его правопреемником.

МГУП "Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением от 27.11.2012 № 01-31-93/12-(1)-1 о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту ПНООЛР) для Люберецких очистных сооружений МУ «Мосочиствод», расположенных по адресу: г. Москва, ул. 2-я Вольская, вл. 30.

Департаментом был рассмотрен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный для МГУП «Мосводоканал» ПУ «Мосочиствод» Люберецкие очистные сооружения.

В результате рассмотрения данного проекта Департамент уведомлением от 22.01.2013г. № 16-40/681 отказал предприятию в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по следующим основаниям :

1. В составе проекта отсутствуют протоколы КХА по ряду отходов, не зарегистрированных в ФККО («отходы лакокрасочных материалов», «жесткая пластмассовая тара, загрязненная органическими веществами», «смет с территории», «железная тара, загрязненная лакокрасочными средствами»)» - представлен протокол биотестирования для отхода «смет с территории», иные изменения отсутствуют.

2. В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-44/5717 от 13.04.2011г. и 12-46/16360 от 07.11.2011г. использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии отсутствия негативного воздействия на окружающую среду. Также Минприроды России считает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов.

3. В лицензионных делах ООО «Инвест Ресурс», ООО НПО «Экостройресурс», переданных в Департамент Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заключения государственной экологической экспертизы по проектам технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, отсутствует» - замечание не устранено.

Не согласившись с указанным уведомлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Судом проверено и установлено, что срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Однако, такая совокупность условий при рассмотрении настоящего дела судом не установлена.

Проект ПНООЛР рассматривается в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010г. №50 (далее- Порядок), в также в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007г. №703 (далее- Методические указания) в части, не противоречащей действующему законодательству.

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по п. 1 обжалуемого отказа является предоставление недостоверных сведений в проекте ПНООЛР о компонентном составе некоторых отходов незарегистрированных в ФККО, что предусмотрено абзацем вторым пункта 10 Порядка.

Согласно п. 20 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007г. № 803 (далее – Методические указания) для отходов, отсутствующих в ФККО, в Приложении к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включаются материалы по обоснованию отнесения таких отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15.06.2001г. № 511 (далее - Критерии).

Согласно п.5. Критериев отнесение отходов к классу опасности для ОПС расчетным методом осуществляется на основании показателя (К), характеризующего степень опасности отхода при его воздействии на ОПС, рассчитанного по сумме показателей опасности веществ, составляющих отход (далее компоненты отхода), для ОПС (Ki).

Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа (КХА).

В ходе рассмотрения проекта Департамент пришел к выводу, что в составе проекта отсутствуют протоколы КХА по ряду отходов, не зарегистрированных в ФККО (отходы лакокрасочных материалов, жесткая пластмассовая тара, загрязненная органическими веществами, железная тара, загрязненная лакокрасочными средствами, смет с территории).

Состав указанных отходов приведен из литературных источников, что не предусмотрено положениями Критериев.

Относительно перечисленных отходов возможно предоставлять только результаты анализов, так как невозможно установить компонентный состав по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки, так как данные отходы не производятся самим Обществом.

При этом, Общество ссылается на то, что на основании пп. 3 и пп. 5 Критериев могут определить количественное содержание по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки.

Однако, в соответствии с представленным Обществом ПНООЛР в перечне производимых работ на предприятии отсутствуют сведения о проведении работ по производству лакокрасочных средств, пластмассовой тары, предназначенной для лакокрасочных средств, а также жестяной тары, предназначенной для лакокрасочных средств, в связи с чем, обосновать состав данных отходов, учитывая отсутствие сведений о составе исходного сырья и технологических процессов его переработки, на данной площадке, не представляется возможным.

Определение состава отхода «смет с территории» по пп. 5 Критериев не представляется возможным, так как этот отход не является продукцией вышедшей из употребления, и его состав можно определить только проведением количественного химического анализа. В связи с чем, основанием для отказа заявителю явилось то обстоятельство, что в составе проекта отсутствуют протоколы КХА по ряду отходов, не зарегистрированных в ФККО (отходы лакокрасочных материалов, жесткая пластмассовая тара, загрязненная органическими веществами, смет с территории, железная тара, загрязненная лакокрасочными средствами).

При этом, компонентный состав отходов, указанных в ПНООЛР принят из литературных источников, но в то же время не соответствует самим источникам:

- на отход - железная тара, загрязненная лакокрасочными средствами расчета класса опасности в приложениях проекту ПНООЛР не представлено.

Обществом был представлен только расчет для отхода - тара из-под ЛКМ. При этом состав указанного отхода не соответствует составу данного отхода, приведенного в книге Компонентный состав отходов. Часть 1: монография / Р.С. Кузьмин. -Казань.: Дом печати, 2007. - 156 с.

Компоненты взяты избирательно (а именно не учтены 2 вида составляющих: метилэтилкетон и железо (основной компонент данного отхода), вместо марганца принято вещество - окись марганца, вместо кальция - кальция оксид.

Также в сумме компоненты должны составлять 100%, однако при подсчете приведенных компонентов получается - 8,2 %, то есть расчет выполнен не только по искаженным данным, но и с применением неверной методики (без применения методики, указанной в вышеприведенном издании). Программа может рассчитать класс опасности отходов, только если состав данного отхода приведен полностью (100%).

- расчет класса опасности отходов лакокрасочных материалов также не соответствует методике издания, на которую делает отсылку Общество (М.Л. Лившиц, Б.И. Пшиялковский. Лакокрасочные материалы - Москва, "Химия", 1982).

Основным компонентом отходов ЛКМ принято железо металлическое.

- на отход - пластмассовая тара загрязненная органическими веществами средствами расчета класса опасности в приложениях проекту ПНООЛР также не представлено.

Обществом был представлен расчет для отхода - пластмассовая тара, загрязненная маслами.

Состав приведен из литературных источников, не содержащих информацию о компонентных составах отходов, а именно «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух» и «Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Справочник» Беспамятов Г.П., Кротов Ю.А.

При этом Общество не представило данные расчеты на стадии представления ПНООЛР, указанные расчеты были представлены только в ходе судебного разбирательства в качестве ответа на замечание, указанное в обжалуемом отказе.

Согласно пояснениям специалиста, данным в ходе судебного заседания (аудиозапись) составы отходов соответствуют заявленным данным, но при этом, например, в протоколе анализа металлической тары – основной компонент данного отхода – жестяная упаковка (тара) отсутствует; компонентный перечень компонентов не соответствует составу процентов; по отходам ЛКС (лакокрасочные отходы) компонентный состав краткий, нет протокола на полиэтиленовую тару. Лаборатория представила недостоверные сведения о компонентном составе. Сведения, представленные по протоколу, соответствуют расчету классу опасности, но не подтверждают заявленные классы опасности, поскольку не подтверждают 100 %-ного основного компонента в составе.

В соответствии с вышеизложенным, Департамент пришел к обоснованному выводу о представлении Заявителем недостоверных сведений о компонентном составе отходов, что послужило основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что предусмотрено абз. 2 п. 10 Порядка.

Довод заявителя о том, что в связи с определением Обществом в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 5-го класса опасности отхода «смет с территории» на основании экспериментального метода, дополнительное подтверждение класса опасности отхода расчетным методом не требуется, суд считает необоснованным по следующим основаниям.

В материалах ПНООЛР представлен протокол биотестирования для отхода - смет с территории (экспериментальный метод определения класса опасности отхода).

Однако в соответствии с п. 16 Критериев экспериментальный метод используется для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности, установленного расчетным методом.

Общество указывает, что на основании п.п. 3, 4, 16 Критериев возможно определение класса опасности отхода при отнесении отходов к 5 классу опасности либо экспериментальным, либо расчетным методом, и привело анализ биотестирования для этого отхода.

Однако согласно пп. 3. Критериев отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

При этом, пп. 4. Критериев установлено, что в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом; при отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.

В соответствии с пп. 16. Критериев экспериментальный метод используется в следующих случаях:

- для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности, установленного расчетным методом;

- при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

- при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с Приложением 1 или расчетным методом.

Из материалов дела следует, что у отхода - смет с территории предприятия возможно определить количественный и качественный состав, при этом в соответствии с вышеизложенным и на основании пп. 16 Критериев экспериментальный метод должен быть использован для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности, установленного расчетным методом.

Кроме того, в соответствии с п. 21. Методических указаний в разделе ПНООЛР "Сведения об отходах" приводится перечень образующихся отходов с указанием сведений о составе, физико-химических характеристиках отходов, классах опасности для окружающей природной среды.

Указанные сведения приводятся в соответствии с образцом 2.6 в Методических указаниях, для отходов, образуемых хозяйствующим субъектом, - на основании свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов, материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды и их опасных свойств.

При этом в текстовой части раздела приводятся сведения о проведенных работах по установлению классов опасности отходов для окружающей природной среды и их физико-химических свойств с указанием использованных методов; в приложении к ПНООЛР представляются копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов, а при их отсутствии - материалы, подтверждающие отнесение отходов, не обладающих опасными свойствами, к пятому классу опасности для окружающей природной среды.

Таким образом, основываясь только на экспериментальном методе невозможно определить физико-химические свойства отхода, определение физико-химических свойств отхода возможно только при проведении КХА, о чем и указано в Критериях, Методических указаниях и на основе этого в обжалуемом отказе Департамента.

Компонентный состав отхода - смет с территории предприятия приведен без разъяснений путей образования данного отхода.

Таким образом, Заявителем были представлены недостоверные сведения о компонентном составе отходов, что также послужило основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что предусмотрено абз. 2 п. 10 Порядка.

Общество предоставило недостоверную информацию по обоснованию возможности передачи отходов - песок из песколовок ЛОС, осадок механически обезвоженный ЛОС, осадок естественной сушки, подготовленной к вывозке ЛОС для поступления данных отходов в окружающую среду.

В соответствии с п.7 Методических указаний основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

- определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;

- определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Общество указывает, что ссылки на п. 24 Методических указаний и п. 10 Порядка, не относятся к предмету спора.

Между тем, в соответствии с п. 4 Методических указаний при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

- наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;

- предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду.

При этом, согласно п. 24 Методических указаний, если хозяйствующий субъект осуществляет использование отходов без применения объектов использования и обезвреживания (например, в качестве добавки к сырью, реагентам, для подсыпки дорог, в качестве подстилочного материала для содержания животных и птиц и др.), приводится информация о документах, регламентирующих или допускающих такое применение отходов (например, техническая документация предприятия, в том числе стандарты предприятия, технические регламенты, ведомственные нормативные документы, специально полученные согласования или заключения органов государственного контроля).

В соответствии с п. 17 Методических указаний в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включаются сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов а так же предложения по лимитам на размещение отходов.

Согласно п. 23 Методических указаний целью раздела "Схема операционного движения отходов" ПНООЛР является представление информации по обращению (образованию, использованию, обезвреживанию, получению, передаче, размещению) с каждым видом отходов, и обоснование возможности данного вида обращения

Следовательно, при рассмотрении ПНООЛР, заявителю необходимо обосновать возможность передачи отходов иному хозяйствующему субъекту, независимо от планируемого обращения с данными отходами (обезвреживание, размещение, использование).

Общество ссылается на то, что для обоснования передачи отходов по п. 31 Методических указаний необходимо предоставление только копии лицензий организаций принимающих отходы.

Однако в соответствии с п. 31 Методических указаний в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются как документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования и (или) обезвреживания; документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие факты использования, обезвреживания, размещения отходов: копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения, а также другое.

То есть Методическими указаниями не ограничено количество материалов необходимых Департаменту в приложениях для рассмотрения и утверждения ПНООЛР.

Исходя из положений п. п. 4, 7, 23 Методических указаний, Обществу необходимо обосновать количество отходов передаваемых на использование-размещение и необходимо учитывать наличие и мощность имеющихся объектов использования, а так же предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду.

При этом в Методических указаниях не оговорено, что эти объекты должны эксплуатироваться исключительно заявителем ПНООЛР.

Таким образом, предоставление лицензий, выданных организациям, принимающим отходы ОАО «Мосводоканал», не является достаточными для установления возможности передачи данных отходов и выполнения требований нормативно-правовых актов.

Доводы Общества, о том, что на основании ст.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) отходы возможно передавать организациям, имеющим лицензии на использование отходов, несостоятельны в силу следующего.

Со вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля» сбор и использование отходов I -IV класса опасности выведены из перечня лицензируемых видов деятельности.

В соответствии с п. 3.ст. 4 Закона об отходах собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами.

Данная позиция подтверждена в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2013г. по делу № А40-127902/2012, согласно которому отходы принадлежат их собственнику вплоть до момента надлежащей утилизации отходов; отчуждение отходов организациям, не имеющим соответствующие лицензии и возможности по размещению либо обезвреживанию отходов, исключено.

Следовательно, передача отходов I - IV класса опасности в собственность, либо в распоряжение может быть осуществлена только если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами.

Однако Общество не вправе передавать свои отходы контрагентам в связи с тем, что деятельность по использованию отходов не является лицензируемой.

В обоснование своего отказа Департамент сослался также на то, что согласно п. 10 Порядка утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов.

При этом Общество указывает на то, что данный пункт относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов для всех лиц без исключения.

Департаментом в ходе изучения представленных материалов для выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение были учтены следующие договоры :

Согласно договору от 31.12.2009 г. № 219 ООО «Инвест Ресурс» обязуется принимать обезвоженный осадок сточных вод с Люберецких очистных сооружений МГУП «Мосводоканал» в объеме до 330 000 м.куб. в качестве рекультиванта на отработанном карьере по адресу: ул. Технологическая, пос. Икша, Дмитровский р-н Московской области.

Согласно договору от 03.11.2011 г. № 32 ООО «ПатриотПлюс» обязуется принимать обезвоженный осадок сточных вод с Люберецких и Курьяновских очистных сооружений МГУП «Мосводоканал» в объеме до 60 ООО м. куб. в качестве рекультиванта на карьер по адресу: Владимирская область, Собинский р-н, МО Воршинское в 250 м юго-восточнее д. Назарово.

Согласно договору от 31.12.2009 г. № 220-ЛОС (с учетом дополнительного соглашения) ООО НПО «Экостройресурс» обязуется принимать обезвоженный осадок сточных вод с Люберецких очистных сооружений МГУП «Мосводоканал» в объеме до 833 ООО м.куб. (суммарно) в качестве рекультиванта на производственной площадке № 14 г. Красноармейска Московской области. Кроме того, в соответствии с п. 2.2.3 ООО НПО «Экостройресурс» несет ответственность за сохранность техники Заказчика на карьере.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами. В настоящее время, с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля» сбор и использование отходов I - IV класса опасности выведены из перечня лицензируемых видов деятельности; т.е. лицензированию подлежит только обезвреживание и размещение. Таким образом, передача в собственность отходов «Мосводоканала» вышеуказанным организациям противоречит нормам действующего законодательства. Вышеприведенными договорами, с указанными организациями переход права собственности не предусмотрен. Таким образом, вся полнота ответственности за поступление отходов «Мосводоканала» в окружающую среду полностью лежит на данном юридическом лице.

Согласно представленному ПНООЛР в результате функционирования очистных сооружений образуются «песок из песколовок ЛОС», «Осадок механически обезвоженный ЛОС», «Осадок естественной сушки, подготовленной к вывозке ЛОС» (что подтверждено технологией эксплуатации очистных сооружений, анализами КХА, расчетами класса опасности). В соответствии с табл. 7.2 проекта ПНООЛР вышеперечисленные отходы передаются по договорам организациям, которые принимают только «Обезвоженный осадок сточных вод (ОСВ)». То есть в результате МГУП «Мосводоканал» передает смешанный отход «новое вещество» с неопределенными химическими и физическими свойствами.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон об экологической экспертизе) к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

При этом, согласно п. 8 ст. 11 Закона об экологической экспертизе к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня также относятся объекты государственной экологической экспертизы, указанные в ст. 11 указанного Закона и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 6 ст. 30 Закона об экологической экспертизе запрещается реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Следовательно, к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относятся проекты технических документации (технических условий) всех веществ, которые могут поступать в окружающую среду, и чьи технические документации не проходили государственную экологическую экспертизу.

При этом, согласно условиям договоров № 220-ЛОС от 31.12.2009г., № 220-ЛОС от 31.12.2009г., № 219 от 31.12.2009г. и № 32 от 03.11.2011г., представленным в ПНООЛР, обезвоженный осадок сточных вод Люберецких очистных сооружений предполагается использовать при рекультивации карьеров, что является нарушением п. 6 ст. 30 Закона об экологической экспертизе.

В материалах проекта не представлены доказательства возможности законного поступления данных веществ в окружающую среду.

Данная позиция подтверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) (письма № 12-44/5717 от 13.04.2011 г. и 12-46/16360 от 07.11.201 г.)- использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии отсутствия негативного воздействия на окружающую среду.

Образующиеся отходы после очистки сточных вод, имеют постоянно изменяющийся химический состав, так как поступающие на очистку сточные воды не однородны, в свете того, что Люберецкие очистные сооружения принимают как хоз-бытовые сточные воды, так и промышленные сточные воды. Допустимость поступления нового вещества в ОС с учетом «дельты» допустимых величин концентраций загрязняющих веществ, присутствующих в составе данного вещества должно быть подтверждено соответствующей документацией, согласованной по процедуре Государственной экологической экспертизы.

Данный вывод основан на положениях ст 3. Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», где основными принципами экологической экспертизы являются: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

Довод Общества о возможности указания в ПНООЛР передачи илового осадка на карьеры для рекультивации, противоречит действующему законодательству.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.12.1983г. № 5854, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Государственным стандартом СССР ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель», утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 01.01.1988г. установлено, что рекультивация земель проводится также с использованием вскрышных и вмещающих пород, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 13.04.2011г. № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей» с учетом вышеприведенных ГОСТ 17.5.1.01-83 и ГОСТ 17.5.1.03-86 указало на то, использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001г. № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды» установлено, что вследствие размещения отходов IV класса опасности нарушается экологическая система (период самовосстановления не менее 3 лет), при этом размещение отходов V класса опасности не приводит к нарушению экологической системы.

Следовательно, использование такого отхода, как иловый осадок, который относятся к IV классу опасности, при рекультивации карьеров, приводит к оказанию негативного воздействия на окружающую среду .

В силу вышеизложенного Минприроды РФ в своем письме от 13.04.2011г. № 12-44/5717 разъяснило, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (начиная с IV класса опасности), фактически является захоронением (размещением) отходов.

Более того, согласно Таблице № 1 Приложения к Приказу Минприроды РФ от 25.02.2010г. N 49 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.06.2010г. N 17520) отработанные карьеры, используемые для захоронения отходов, являются объектами размещения отходов.

Ссылки Общества на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ), изложенную в постановлениях Президиума ВАС РФ от 17.03.2009г. № 14561/08 по делу № А32-330/2008-13/3-3АЖ и от 12.07.2011г. № 1752/11 по делу № А41-21807/2010 суд считает необоснованными.

Так, предметами споров по делам № А32-330/2008-13/3-3АЖ и № А41-21807/2010 являлось обжалование организациями постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, установленной ст. 8.41 КоАП РФ.

Отмененными постановлениями организациям вменялось невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов, путем передачи образованных ими отходов третьим лицам для последующего вывоза и размещения на полигоны ТБО.

Однако ВАС РФ указал на то, что организации, не осуществляющие деятельность по фактическому размещению отходов, не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

При этом, ВАС РФ отметил, что размещением отходов занимаются организации фактически осуществляющие размещение отходов на объектах размещение отходов.

Таким образом, использование илового осадка при рекультивации карьеров, является деятельностью по размещению отходов IV класса опасности в том смысле, который придается этому понятию ст. 1 Закона об отходах (хранение или захоронение отходов на объектах размещения отходов).

В соответствии с пп. 30. п. 1 ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию.

Согласно п. 31 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007г. № 703 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891) в раздел "Приложения" ПНООЛР включаются, в том числе, копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения; копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Следовательно, Общество, передавая иловый осадок для размещения отходов, в нарушение требования п. 31 Методических указаний, не представило, в том числе, лицензии своих контрагентов на размещение отходов, в силу чего у Департамента отсутствует возможность утвердить ПНООЛР.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ Департамента выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 64-68, 71, 75, 110, 163, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции


Р Е Ш И Л:


Проверив на соответствие природоохранного законодательства, в удовлетворении заявления ОАО «Мосводоканал» о признании незаконным уведомления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от 22.01.2013г. №16-40/681 и обязании выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый суд апелляционной инстанции.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
27.04.2024

В отношении некоторых заявителей временно сокращен перечень документов для получения права пользования участком недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого или технического водоснабжения

27.04.2024

С 1 сентября 2024 года – новый чек-лист для госконтроля в сфере безопасного обращения с пестицидами

27.04.2024

Путин предложил изучить вопрос изменения требований к сточным водам предприятий

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Сегодня, 08:17
ФГИС ОПВК Сегодня, 06:04

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 27 Apr 2024 11:44:25
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения