siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А60-19980/2014 дело по заявлению ОАО «СУМЗ» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о признании недействительным предписания


Материал прочитан 588 раз и оценен
0
АС Свердловской области
Дата рассмотрения: 12.11.2014


[pdf, 180 KB]
АС Свердловской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело №А60-19980/2014

12 ноября 2014 года
г. Екатеринбург

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С.Ильиных рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Среднеуральский медеплавильный завод» (ИНН 6627001318, ОГРН 1026604007471)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу

о признании недействительным предписания

при участии в судебном заседании

от заявителя: Насыров Р.Ф., представитель по доверенности от 04.12.2013 № 66 АА 1986577, Грачев Д.А., представитель по доверенности от 04.12.2013 № 66 АА 1986575;

от заинтересованного лица: Генералов И.В., представитель по доверенности от 17.06.2014 № 05-01/3661.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество «Среднеуральский медеплавильный завод» (далее – ОАО «СУМЗ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 14.03.2014 № 46-8 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, а именно, о приведении объекта размещения отходов – склад длительного хранения строительных песков в соответствие с требованием природоохранного законодательства Российской Федерации.

По мнению заявителя, данное предписание является необоснованным, поскольку указанный в нем склад как объект размещения отходов в настоящее время ликвидирован, что подтверждается письмом ГКУ Свердловской области «Центр экологического мониторинга» от 21.03.2014, кроме того, склад не является объектом выброса вредных загрязняющих веществ и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, поэтому требование о приведении этого объекта в соответствии с требованиями природоохранного законодательства являются излишними.

Заявитель также полагает, что проверка Департаментом проведена с превышением полномочий, поскольку вопросы проектирования и строительства объектов капитального строительства отнесены к компетенции Госстроя России.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент) доводы заявителя не признает, пояснив, что общество в своей деятельности использует склад длительного хранения строительных песков как объект размещения отходов, что подтверждено представленной при проверке документацией самого общества, при этом на момент проверки склад был учтен как объект размещения отходов в государственном реестре таких объектов, при этом проект на строительство данного объекта, а также заключение государственной экологической экспертизы в отношении этого объекта у общества отсутствуют, что послужило основанием для направления в адрес общества оспариваемого предписания.

Рассмотрев материалы дела, суд


УСТАНОВИЛ:


Департаментом проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «СУМЗ» законодательства в области охраны окружающей среды, которой установлено, что обществом организован объект размещения отходов – склад длительного хранения строительных песков без наличия соответствующего проекта на строительство данного объекта, при этом данный объект размещения отходов не прошел государственную экологическую экспертизу (акт проверки от 14.03.2014).

В связи с этим по результатам проверки в адрес общества Департаментом направлено предписание от 14.03.2014 № 46-8 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано привести объект размещения отходов в соответствие с требованием природоохранного законодательства Российской Федерации в срок до 30.12.2015.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) размещение отходов – это хранение и захоронение отходов, хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенной для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 11 данного Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В силу ст. 12 Закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что проводиться в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) строительство и реконструкция зданий, строений и иных сооружений должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещается строительство и реконструкция зданий, строений и сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды» (ч. 2 ст. 37 Закона об охране окружающей среды).

Подпунктом 7.2 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что проектная документация объектов, связанных с размещение и обезвреживанием отходов I – V класса опасности является одним из объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, которая представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Из материалов дела следует, что обществом в 2005 году организован и эксплуатировался объект размещения отходов – склад длительного хранения строительных песков, который зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов по № 2210.

Из представленных обществом при проверке документов, регламентирующих деятельность общества в области обращения с отходами производства и потребления, в частности, из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 03.10.2011 № 220-С, характеристики объекта размещения отходов по состоянию на 01.06.2011, данный объект является действующим, в отношении него предусмотрены мероприятия по мониторингу грунтовых вод. Поверхностных вод, почвенного покрова, атмосферного воздуха, при этом в соответствии с характеристикой объекта по результатам мониторинга имеются превышения по отдельным показателям, а в соответствии с принятым обществом Проектом нормативов образования отходов и лимитов их обращения (НПООЛР) ОАО «СУМЗ « предполагал дальнейшую возможность размещения отходов на данном объекте.

Однако на момент проверки у общества отсутствовал как проект на строительство данного объекта, так и заключение государственной экологической экспертизы, подтверждающих соответствие объекта экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что данный объект был создан без соответствующего проекта и государственной экспертизы, подтверждающих возможность размещения на нем опасных отходов без негативного воздействия размещенных отходов на окружающую среду, у Департамента имелись основания для направления обществу предписания о приведении данного объекта в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

Довод заявителя о необоснованности такого предписания в связи с ликвидацией объекта не может быть признан обоснованным.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения государственного реестра отходов определен Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденном приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, которым определено, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, который формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации.

Исключение объектов размещения отходов из государственного реестра отходов производится правовыми актами Росприроднадзора, при этом исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется, в том числе, в случае получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.

Сведения о спорном объекте размещения опасных отходов общества - складе длительного хранения строительных песков, были в установленном порядке внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (номер объекта 2210) и на момент вынесения оспариваемого предписания из реестра не исключены, в связи с чем, при наличии иных доказательств фактического и предполагаемого использования этого объекта в нормативно-технической документации общества, регламентирующей деятельность ОАО «СУМЗ» в области обращения с отходами производства и потребления, у Департамента имелись основания для предъявления соответствующих требований о приведении объекта в соответствие с положениями природоохранного законодательства.

Кроме того, письмом Департамента от 27.05.2014 обществу было сообщено, что в информационной системе для централизованного формирования государственного реестра объектов размещения отходов для данного объекта присвоен статус «ликвидированный», однако фактически из реестра сведения о данном объекте не исключены до настоящего времени.

Не может быть признана обоснованной и ссылка заявителя на то, что данный объект размещения отходов исключен из регионального кадастра отходов производства и потребления, о чем свидетельствует письмо ГКУ Свердловской области «Центр экологического мониторинга и контроля» от 14.04.2014, поскольку сведения об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов в соответствии с приведенным выше правовым регулированием содержаться в государственной системе сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, т.е. в государственном реестре, который в силу этого является достоверной информационной системой, предназначенной для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Довод заявителя о неправомерности ссылки Департамента на положениям п. 7.2 Закона об экологической экспертизе, положения которого не применяются к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано ранее до введения в законную силу соответствующих требований, подлежит отклонению.

Поскольку при создании и дальнейшей эксплуатации объекта размещения отходов обществом не были выполнены требования о согласовании его строительства и подтверждении соответствия объекта природоохранным требованиям, дальнейшая эксплуатация объекта не только не исключает, но и предполагает необходимость установления и подтверждения того, что объект размещения отходов соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, а также не осуществляет негативного воздействия на окружающую среду, что может быть осуществлено, в том числе, государственной экологической экспертизой.

Таким образом, на момент проверки у Департамента имелись основания для вынесения предписания от 14.03.2014 № 46-8, которое направлено на обеспечение соблюдения природоохранных требований, и которое само по себе не возлагает на общество как собственника объекта размещения отходов, введенного в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, каких-либо не предусмотренных законодательством ограничений или обременений.

Довод заявителя о том, что проверка Департаментом проведена с превышением полномочий, подлежит отклонению.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе, в части обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 412 утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, в соответствии с которым Департамент является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Уральского федерального округа, а также территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Свердловской области, в силу чего проверка соблюдения природоохранных требований отнесено к компетенции данного государственного органа.

Кроме того, вопросы правомерности проведения Депертаментом выездной проверки, компетенции данного государственного органа, были предметом рассмотрения по делу А60-14995/2014 об оспаривании ОАО «СУМЗ» постановления о привлечении общества к административной ответственности по результатам проверки, до вступления в законную силу судебного акта по которому производство по настоящему делу приостанавливалось.

Помимо этого, факт прекращения эксплуатации и ликвидации в настоящее время объекта размещения отходов ОАО «СУМЗ» сам по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания, поскольку при подтверждении ликвидации объекта в установленном порядке (исключение его из государственного реестра) требование о приведении объекта в соответствие с природоохранными требованиями утратит свою юридическую силу, поскольку такие требования могут быть отнесены лишь к действующему объекту.

При таких обстоятельствах предписание Департамента не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него не предусмотренных законом обязанностей и обременений, в связи с чем основания для признания предписания недействительным отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


РЕШИЛ:


1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
25.04.2024

Комитет по экологи обсудил необходимые законодательные изменения для реализации нового проекта по оздоровлению водных объектов

Административную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства установил президент РФ Владимир Путин

12 млн рублей выплатило УК «ПЖКХ» по плате за НВОС

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Сегодня, 15:01
ФГИС ОПВК Сегодня, 14:08
скважина Сегодня, 12:46
ЗСО и СЗЗ отказ Сегодня, 11:48

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 25 Apr 2024 15:35:52
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения