siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А23-4023/2014 по заявлению ООО "ВИОТ" к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в лице Отдела охраны окружающей среды Управления экологического надзора о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2014 № 66 по делу об административном правонарушении


Материал прочитан 602 раза и оценен
0
АС Калужской области
Дата рассмотрения: 06.10.2014


[pdf, 283 KB]
АС Калужской области

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А23-4023/2014

06 октября 2014 года
г.Калуга

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Кретовой И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "ВИОТ" (ОГРН 1024000944340, ИНН 4025026375, Калужская область, г.Обнинск, пр.Ленина, д.191),

к Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в лице Отдела охраны окружающей среды Управления экологического надзора (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065), 248009, г. Калуга, ул. Заводская, д. 57

о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2014 № 66 по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Виот" (далее ООО "Виот", общество) обратилось с заявлением об отмене постановления от 15.07.2014 года №66 по делу об административном правонарушении, вынесенного главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, которым ООО "Виот" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Заявитель указал, что вывод в постановлении о совершении административного правонарушения противоречит материалам проверки. Просит отменить постановление в силу малозначительности и ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 227, частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В силу статьи 123 АПК РФ стороны извещены надлежащим образом (уведомление на л.д. 45, л.д.144,145).

Определением от 14.08.2014 года Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области предложено представить административный материал и письменный мотивированный отзыв на заявление в срок до 04.09.2014 года, сторонам предложено представить суду дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок до 26.09.2014 года.

От административного органа в адрес суда поступил отзыв и дополнительный отзыв (л.д.53, 141), копии административного материала, от заявителя поступили возражения на отзыв (л.д.121), документы о финансовом положении ООО "Виот" (л.д.46), документы, подтверждающие устранение административного правонарушения.

Исследовав представленные доказательства, дело об административном правонарушении, суд установил следующее.

В период с 16.06.2014 года по 07.07.2014 года главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Калужской области (государственным инспектором Калужской области по охране природы) Зеленцовым Ю.Л. на основании приказа Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области № 177-14 от 06.05.2014 года проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Виот" по вопросу соблюдения требований законодательства в области окружающей среды. О предстоящей проверке общество уведомлено 05.06.2014 года телеграммой.

Актом проверки № 1/177-14/27 от 09.07.2014 года , составленным с участием директора ООО "Виот" Раевского В.А., зафиксировано, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности общества согласно данных учета в области обращения с отходами ООО "Виот" за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2013 года, 1-й, 2-й кварталы 2014 года, образуются следующие виды отходов производства и потребления:

ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (отходы 1-го класса опасности) код по ФККО: 3533010013011;

обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) (отходы 4-го класса опасности) код по ФККО: 5490270101034;

песок загрязненный бензином (содержание бензина менее 15%) (отходы 4-го класса опасности) код по ФККО 3140230401034;

твердые коммунальные отходы (отходы 4-го класса опасности) код по ФККО 9100000000000;

обрезки и обрывки тканей хлопчатобумажных (отходы 5-го класса опасности) код по ФККО: 5810110701995;

древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные (отходы 5-го класса опасности) код по ФККО: 1711200001005;

отходы упаковочного картона незагрязненные (отходы 5-го класса опасности) код по ФККО: 1871020201005;

отходы полиэтилена в виде пленки (отходы 5-го класса опасности) код по ФККО: 5710290201995.

Актом установлено, что общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, выраженную в осуществлении деятельности по накоплению отходов 1 класса опасности, 4 класса опасности, 5 класса опасности. Порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованный с уполномоченным органом исполнительной власти у ООО "Виот" отсутствует, что подтверждается письмом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 07.07.2014 года № ВС-975-14. Таким образом, ООО "Виот" нарушены п.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.11 и п.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

09.07.2014 года главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - государственным инспектором в области охраны окружающей среды Калужской области (государственным инспектором Калужской области по охране природы) Зеленцовым Ю.Л. с участием директора ООО "Виот" Раевского В.А. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого ООО "Виот" с период с 01.01.2013 года по 09.07.2014 года по адресу г.Обнинск проспект Ленина д.191 осуществляет деятельность в области обращения с отходами производственного потребления , выраженную в осуществлении деятельности по накоплению отходов 1 класса опасности, 4 класса опасности, 5 класса опасности. Порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованный с уполномоченным органом исполнительной власти у ООО "Виот" отсутствует, чем допущено нарушение п.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.11 и п.2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , что свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выраженного в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами и потребления (накопления отходов производства и потребления).

В письменных объяснениях в названном протоколе директор ООО "Виот" признал, что нарушение допущено неумышленно, будет устранено в срок указанный в предписании. При рассмотрении дела просит учесть, что правонарушение совершено впервые.

В протоколе указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении , имеется подпись директора ООО "Виот" об извещении.

Постановлением № 66 от 15.07.2014 года вынесенным с участием директора ООО "Виот" общество признано виновным в совершении административного правонарушения , предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Срок давности, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, должностное лицо административного органа действовало в пределах полномочий предоставленных п.1.4, 3.27, 3.49, 3.58, 4.1, 4.3 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, утвержденного Постановлением Губернатора Калужской области от 11.05.2011 года № 146, Постановлением Правительства Калужской области от 02.08.2013 года № 408.

Не согласившись с постановлением общество обратилось с заявлением о его отмене, указывая об исполнении обществом мероприятий по осуществлению экологического контроля путем составления и согласования паспортов отходов 1-4-го класса опасности, предоставления отчетности об образовании, использовании и размещении отходов за 2013 год, получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствии состава административного правонарушения, просили признать незаконным постановление в силу малозначительности.

Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в отзыве и в дополнительном отзыве обосновало законность оспариваемого постановления.

Заявитель в возражении на отзыв Министерства (л.д.121) указал, что общество не совершало нарушений, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку общество не занимается деятельностью по обращению с отходами ( за исключением их накопления), а передает образуемые в деятельности отходы сторонней организации , имеющей специальное разрешение на деятельность по обращению с отходами по договору на оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов с МП "Полигон" и по договору на вывоз ТБО с МП "Коммунальное хозяйство". Накопление отходов на специально отведенных для этого местах (площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения общество осуществляет на основании разрешения № 125/14 от 01.01.2014 года, выданного администрацией г. Обнинска. Считает, что в действиях ООО "Виот" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях , ссылаясь на постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 года № 15331/11.

Суд приходит к выводу о доказанности состава административного правонарушения и необоснованности доводов заявителя.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Постановлением № 66 от 15.07.2014 года ООО "Виот" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях выразившегося в нарушении п.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 и п.2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно в осуществлении деятельности в период с января 2013 года по 09.07.2014 года в области обращения с отходами производства и потребления при отсутствии Порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти.

К деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, вмененной в вину обществу в постановлении обоснованно отнесено осуществление деятельности по накоплению отходов 1-го, 4-го и 5-го класса опасности : ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак код по ФККО: 3533010013011; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) код по ФККО: 5490270101034; песок загрязненный бензином (содержание бензина менее 15%) код по ФККО 3140230401034; твердые коммунальные отходы код по ФККО 9100000000000; обрезки и обрывки тканей хлопчатобумажных код по ФККО: 5810110701995; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные код по ФККО: 1711200001005; отходы упаковочного картона незагрязненные код по ФККО: 1871020201005; отходы полиэтилена в виде пленки код по ФККО: 5710290201995, наличие которых подтверждается данными учета в области обращения с отходами ООО "Виот" за 2013 год и 1-й 2-й кварталы 2014 года, материалами фотосъемки от 16.06.2014 года. На фотоснимке изображена огороженная площадка с заполненными мусорными контейнерами, на двух контейнерах подписано их принадлежность ООО "Виот" ( л.д.98)

Факт накопления отходов обществом "Виот" подтвержден директором общества в письменных возражениях на отзыв (л.д.122). Заявитель полагает, что данная деятельность по накоплению отходов не относится к деятельности в области обращения с отходами производства и потребления и приводит ошибочное неверное толкование закона и Постановления Высшего Арбитражного суда РФ от 13.03.2012 года № 15331/11.

Выводы оспариваемого постановления № 66 от 15.07.2014 года по делу об административном правонарушении соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, определяют порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией).

Таким образом, обязательным условием при осуществлении юридическим лицом деятельности в области обращения с отходами является наличие порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Следовательно, для отнесения деятельности к понятию обращение с отходами достаточно одного вида деятельности по накоплению отходов.

Заключение договоров на вывоз ТБО и утилизацию с иными организациями не освобождает общество "Виот" от обязанности исполнять экологические требования при накоплении отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и вина ООО «ВИОТ» в его совершении подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями законного представителя ООО «ВИОТ» Раевского В.А., отраженными в протоколе об административном правонарушении от 09.07.2014 № 3/177-14/84, фотоснимками, иными документами.


Довод Заявителя о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 № 15331/11 суд считает несостоятельным ввиду следующего.

Исходя из содержания Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 № 15331/11 по результатам рассмотрения дела судом было установлено, что мусор, образовавшийся в учреждении, накапливался в металлических контейнерах, установленных на специальной площадке, организованной и эксплуатируемой управляющей организацией, (а не самим учреждением, которому было выдано предписание об устранении нарушений), в связи с чем учреждение не могло быть признано субъектом деятельности по накоплению отходов в связи с применением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 491, которые регулируют правоотношения по названному делу.

Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя несостоятелен ввиду того, что он основан на выводах, содержащихся в судебном акте (Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2012 № 15331/11), принятом по результатам рассмотрения дела с иными фактическими обстоятельствами.

В отличие от обстоятельств вышеуказанного дела в ходе проведения проверки и осуществления производства по настоящему делу об административном правонарушении было установлено, что ООО «ВИОТ» непосредственно осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, выраженная в осуществлении деятельности по накоплению отходов 1-го - 5-го классов опасности, что подтверждается:

данными учета в области обращения с отходами ООО «ВИОТ» за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2013 г., 1-й, 2-й кварталы 2014 г;

договорами на вывоз ТБО от 22.10.2012 № 149 и от 01.01.2014 № 55, в соответствии с пунктами 1.3 указанных договоров ТБО, подлежащие вывозу , собираются Заказчиком (ООО «ВИОТ») в предназначенные для этого контейнеры, которые устанавливаются им же на специальной контейнерной площадке;

материалами фотосъемки специально оборудованной площадки ООО «ВИОТ» для накопления твердых коммунальных отходов и иных видов отходов 4-го - 5-го класса опасности;

возражениями ООО «ВИОТ» на отзыв министерства, в котором Заявитель подтверждает факты осуществления им деятельности по накоплению отходов.

Заявитель, осуществляющий деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, выраженную в осуществлении деятельности по накоплению о тходов, и при этом не обеспечивший соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Оснований для ограничения субъектного состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется.

Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58/157-58 АЖ.

Довод заявителя о том, что производственный экологический контроль был согласован с органом исполнительной власти Калужской области, со ссылками на паспорта отходов 1 -го - 4-го класса опасности ООО «ВИОТ», отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ООО «ВИОТ» за 2013 год, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 04.05.2011 № 967 суд считает несостоятельным ввиду следующего.

В силу положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами должен содержать: сведения об объектах производственного экологического контроля в области обращения с отходами, сведения о формах осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, сведения о периодичности проведения мероприятий производственного экологического контроля в области обращения с отходами и о порядке оформления их результатов, права, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих производственный экологический контроль в области обращения с отходами, сведения о формах и периодичности представления результатов производственного экологического контроля в области обращения с отходами в орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный экологический надзор в области обращения с отходами.

Перечисленные заявителем документы (паспорта отходов 1-го - 4-го класса опасности ООО «ВИОТ», отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ООО «ВИОТ» за 2013 год, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 04.05.2011 № 967) не содержат и не должны содержать сведения о порядке осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, в связи с чем указанные документы не могут свидетельствовать о наличии у заявителя порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти.

Приложенная к заявлению копия графика контроля соблюдения нормативов ПДВ на источниках выбросов ЗВ в атмосферу от ООО «ВИОТ» на 2014 год свидетельствует об организации осуществления производственного экологического контроля только в части охраны атмосферного воздуха, (а не в области обращения с отходами).

Внесение ООО «ВИОТ» платы за негативное воздействие на окружающую среду также не является обстоятельством, освобождающим от необходимости исполнения обязанностей по определению и согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами.

В соответствии с письмом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 07.07.2014 № ВС-975-14 ООО «ВИОТ» не представляло для согласования в министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами.

Представленный суду порядок осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и при обращении с отходами производства и потребления в ООО "Виот" согласован уполномоченным органом 21.07.2014 года, после вынесения постановления об административном правонарушении.

Довод Заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ суд считает несостоятельным ввиду следующего.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является формальным: наличие административного правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия в результате совершения противоправных деяний.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 Перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 № 1193, невыполнение обязанностей по проведению мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, относятся к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды, представляющим угрозу причинения вреда окружающей среде.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, связанным с соблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение которых может повлечь причинение вреда окружающей среде либо возникновение угрозы причинения такого вреда.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Суд приходит к выводу, что доводы заявителя о наличии основания для признания правонарушения малозначительным необоснованны, поскольку толкование заявителя противоречит вышеприведенным разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ.


В соответствие с п.6,7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административным органом при назначении наказания в оспариваемом постановлении в качестве смягчающего обстоятельства признано совершение данного административного правонарушения впервые, избрано наказание в минимальных пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере 100 000 рублей.

В то же время в постановлении не учтено финансовое и имущественное положение общества.

Как установлено из заявления ООО "Виот" (л.д.4) общество осуществляет деятельность по организации банно-оздоровительного комплекса и автомобильной стояки по адресу г.Обнинск, проспект Ленина, д.191.

Из бухгалтерской (финансовой ) отчетности ООО "Виот" за 2013 год следует, что чистая прибыль общества в 2013 году составила 331 000 (триста тридцать одна тысяча) рублей, кредиторская задолженность на 31 декабря отчетного года составила 210 000 рублей. Актом проверки № 1/177-14/27 от 09.07.2014 года установлено, что учредителями ООО "Виот" являются физические лица, среднесписочная численность работников ООО "Виот" за 2013 год составила 13 человек, в соответствии со ст. 4 Федерального закона" № 209-ФЗ ООО "Виот" является субъектом малого предпринимательства (микро предприятием). (л.д.69)

При таких обстоятельствах суд считает возможным учесть материальное финансовое положение заявителя , применив Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П.

Названным Постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к следующему: административный штраф – мера ответственности, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, поэтому его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом. Увеличение штрафов само по себе не выходит за рамки полномочий федерального законодателя. Однако размеры штрафов (в особенности – минимальные) в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания. Такая индивидуализация становится затруднительной, а подчас и невозможной в случаях, когда минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей и более.

В постановлении от 25.02.2014 № 4-П указано на необходимость сопоставления размера штрафных санкций с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

Федеральному законодателю предписано внести в КоАП РФ необходимые изменения.

Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.

Исходя из изложенного, принимая во внимание отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, учитывая финансовое и имущественное положение общества, устранение выявленного административного правонарушения путем согласования Порядка осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и при обращении с отходами производства и потребления 21.07.2014 года (л.д.136), суд полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение об изменении оспариваемого постановления в части размера назначенного штрафа и его снижении до 50000 рублей.

Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


Р Е Ш И Л:


Изменить постановление от 15.07.2014 № 66 по делу об административном правонарушении, вынесенное главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, в отношении ООО "Виот" в части размера административного штрафа.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Виот" (ОГРН 1024000944340, ИНН 4025026375, дата регистрации юридического лица в Администрации г.Обнинска 28.01.1993 года при создании, Калужская область, г.Обнинск, пр.Ленина, д.191), административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
26.04.2024

С 1 сентября 2024 года актуализируются полномочия Роснедр и Минприроды

26.04.2024

Путин рассказал о роли бизнеса в экологической повестке

С 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

ФГИС ОПВК Сегодня, 11:04
скважина Сегодня, 09:30

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 26 Apr 2024 11:21:16
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения