siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А35-7288/2014 по заявлению Управления Росприроднадзора по Курской области к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о привлечении к административной ответственности


Материал прочитан 1045 раз и оценен
0
АС Курской области
Дата рассмотрения: 15.10.2014


[pdf, 339 KB]
АС Курской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А35-7288/2014

15 октября 2014 года
г. Курск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.10.2014. Полный текст решения изготовлен 15.10.2014.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Лымаря Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 06.10.2014 с перерывом до 09.10.2014 дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области

к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска»

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: Виноградов Ю.А. – по пост. доверенности от 09.07.2014 г.;

от ответчика: Машошина Л.Н. – по пост. доверенности от 02.09.2014 г.; Иванова Л.П. – по пост. доверенности от 25.09.2013 г.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (далее – Управление Росприроднадзора по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» (далее – МУП «Курскводоканал») к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Ответчик в письменном отзыве заявленные требования отклонил, сославшись на отсутствие в действиях Предприятия вменяемого административным органом состава административного нарушения, в связи с тем, что МУП «Курскводоканал» не осуществляет лицензируемый вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности; Предприятие также ссылалось на рушение процессуальных норм при проведении проверки.

Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал города Курска» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.04.1992, внесено в единый государственный реестр юридических лиц 18.11.2002 за ОГРН 1024600951759; ИНН 4629026667; место нахождения юридического лица: 305000, Курская область, город Курск, ул. Кирова, 9.

В соответствии с Приказом руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области С.П. Шилина №211 от 09.06.2014 принято решение о проведении в период с 16.06.2014 по 11.07.2014 плановой выездной проверки в отношении МУП «Курскводоканал» с целью надзора, в частности, за использованием и охраной земель, за выполнением требований и обязательных мероприятий по предотвращению загрязнения земель химическими веществами; надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха, проверка соблюдения лицензиатом требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

В период с 16.06.2014 по 11.06.2014 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Хомутовым О.Н. проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Курскводоканал».

В ходе осуществления плановой выездной проверки административный орган пришел к выводу о том, что МУП «Курскводоканал» допущено грубое нарушение п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.7 ст12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды». Данные обстоятельства отражены в акте проверки юридического лица №211 от 11.07.2014, акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №211 от 11.07.2014.

12.08.2014 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Хомутовым О.Н. был составлен протокол об административном правонарушении №211/3-О по признакам наличия в действиях МУП «Курскводоканал» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, на основании которого Управление Росприроднадзора по Курской области 19.08.2014 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП «Курскводоканал» к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд считает заявление административного органа не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 №450 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы про надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, согласно которому Управление Росприроднадзора по Курской области, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Курской области.

В соответствии с п.п.4.1.6, 4.15 Управление осуществляет, в том числе, контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); выдает лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Курской области один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности;

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, протокол об административном правонарушении №211/3-О от 12.08.2014 составлен уполномоченным лицом – государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Хомутовым Олегом Николаевичем.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении законной предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

В соответствии с ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В ходе проведения проверки административным органом устанолвено, что МУП «Курскводоканал» получен экологический сертификат соответствия ООО «БИФАРА-Экология» от 09.08.2013 сроком действия до 09.08.2016 на отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод – осадки сточных вод городских сооружений г.Курска, подсушенные и выдержанные на иловых площадках в течении 3-х и более лет. Согласно экспертному заключению ООО «БИФАРА-Экология» от 08.08.2013, очистка сточных вод осуществляется по классической схеме, предусматривающей механическую и биологическую очистку, обеззараживание. Основным методом обработки осадка является его подсушивание на иловых площадках в течение 3 и более лет (на городских очистных сооружениях (ГОС) имеются иловые площадки каскадного типа, площадью около 30 га). В процессе подсушки и выдержки происходит снижение влажности осадка, его стабилизация, обеззараживание, улучшение внешнего вида, удаление запаха. В 2011-2012 годах на ГОС внедрена технология механического обезвоживания на ленточном фильтре-прессе «Экотон». Ленточный фильтр-пресс работает периодически, осадки, обезвоженные на фильтр-прессе, также поступают для дальнейшей выдержки на иловые площадки. Согласно расчету класса опасности для окружающей среды осадков сточных вод ГОС г.Курска, произведенному ООО «БИФАРА-Экология», отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод – осадки сточных вод городских сооружений г.Курска, подсушенные и выдержанные на иловых площадках в течении 3-х и более лет, соответствуют 4 классу опасности. Отнесение класса опасности отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод – осадки сточных вод городских сооружений г.Курска не проведено.

В акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №211 от 11.07.2014 отражено, что Предприятие, по мнению административного органа, осуществляет складирование отходов осадков сточных вод на предприятии на срок более шести месяцев. Предприятие не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов, что является нарушением п.7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и п.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

По результатам проведения проверки административным органом сделан вывод о том, что МУП «Курскводоканал» осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности без соответствующего разрешения (лицензии), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд приходит к выводу о том, что у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения МУП «Курскводоканал» к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие основные понятия:

отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду,

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с п.п.1,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

ГОСТ Р 53692-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1092-ст (далее - ГОСТ Р 53692-2009), устанавливает последовательные этапы технологического цикла отходов производства и потребления (ЭТЦО), в которые превращаются, в том числе и отбракованные, устаревшие и/или списываемые изделия, виды продукции (объекты). Настоящий стандарт распространяется на образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах отходы, подлежащие ликвидации на последней стадии жизненного цикла продукции.

В соответствии с п.3.1.22 ГОСТ Р 53692-2009 под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с п.6.3 ГОСТ Р 53692-2009 аспекты экологической безопасности ликвидируемых отходов включают комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических видов деятельности по оценке и защите окружающей среды от опасного воздействия отходов на ЭТЦО.

Аспекты безопасности при ликвидации объектов и/или отходов включают в себя обеспечение безопасности при проведении технологических операций обращения с ними (операции по обезвреживанию, включая нейтрализацию, дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию, разложение, уничтожение и др.) (п.6.3.1 ГОСТ Р 53692-2009).

Дезинфекция объектов и отходов I - IV классов опасности является одним из видов обезвреживания и заключается в уничтожении или ослаблении действия вредных микроорганизмов, содержащихся в отходе (объекте), и осуществляется путем соответствующей их физической и/или химической обработки (п.6.3.1.1 ГОСТ Р 53692-2009).

Демеркуризация объектов и/или отходов I - IV классов опасности является одним из видов их обезвреживания и заключается в извлечении содержащейся в них ртути и/или ее соединений (п.6.3.1.2 ГОСТ Р 53692-2009).

Разложение отходов I - IV классов опасности представляет собой их деструкцию и связано с выполнением биохимических, биологических, физико-химических и термических операций над ними, приводящих к возможности обезвреживания их опасных компонентов и дальнейшей утилизации (п.6.3.132 ГОСТ Р 53692-2009).

Нейтрализация отходов I - IV классов опасности связана с их физической, химической или биологической обработкой с целью снижения или полного устранения любых вредных воздействий на людей и окружающую среду (п.6.3.1.4 ГОСТ Р 53692-2009).

Дезактивация объектов и/или отходов I - IV классов опасности охватывает любые способы удаления радиоактивных веществ и/или радиоактивных составляющих (п.6.3.1.5 ГОСТ Р 53692-2009).

В соответствии с п.6.3.2 ГОСТ Р 53692-2009 обезвреживание объектов и/или отходов I - IV классов опасности ставит целью разработку и реализацию таких организационно-технических мероприятий и технологических процессов, которые обеспечивают исключение всех видов опасности для людей и окружающей среды или снижение ее уровня до допустимого значения с возможным использованием объектов и/или отходов I - IV классов опасности в технологических процессах получения полезных продуктов.

В соответствии с п.6.3.3 ГОСТ Р 53692-2009 при захоронении объекты и/или отходы I - IV классов опасности размещают в специально приспособленных могильниках. Объемы захоронения объектов и/или отходов I - IV классов опасности должны соответствовать требованиям по допустимым пределам, установленным для данного могильника в пределах его штатной мощности.

В соответствии с п.6.3.4 ГОСТ Р 53692-2009 уничтожение объектов и/или отходов I - IV классов опасности производства и потребления связано с целенаправленной технологической обработкой (в том числе сжиганием), приводящей к практически полному прекращению их существования.

В свою очередь, Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденные Минприроды РФ от 15.07.1994, определяют временное накопление отходов на промплощадке как хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов. Временное накопление отходов на промплощадке является временной мерой, предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.

В соответствии с п.4.6 ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.2011 №251-ст, лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

Исходя из буквального толкования указанных норм, суд приходит к выводу о том, что требование о необходимости осуществлять деятельность по сбору, хранению, захоронению и накоплению опасных расходов исключительно на основании лицензии на осуществление указанного вида деятельности распространяется на те организации, которые для которых такая деятельность является основным видом деятельность, направленным на извлечение прибыли.

Вместе с тем, МУП «Курскводоканал» не осуществляет деятельности по обращению с отходами, направленной на извлечение прибыли; такая деятельность не является видом деятельности для МУП «Курскводаканал» и источником получения прибыли.

Кроме того, как следует из письменных пояснений МУП «Курскводоканал», в процессе деятельности Предприятия образуются следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные рутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; песок, загрязненный маслами; отбирочный материал, загрязненный маслами; прочие отходы нефтепродуктов переработки угля, газа, горючих сланцев и торфа (отработанные масляные и топливные фильтры); остатки компрессорных масел, потерявшие потребительские свойства; масла гидравлические отработанные; масла индустриальные; масла моторные, масла трансмиссионные отработанные; сальниковая набивка асбестографическая, промасленная; отходы окислов и гидроокислов (гашеная известь); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы потребления на производстве подобные коммунальным (смет с территории); резиноасбестовые отходы ( в том числе изделия отработанные и брак) (тормозные накладки отработанные); отходы бумаги и картона (отработанные воздушные фильтры); покрышки с металлическим кордом; отходы лакокрасочных средств (банки из-под ЛКМ); мусор строительный от разборки зданий; отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции (крупные отбросы решетки приемной камеры); лом черных металлов несортированный; стеклянный бой стекла; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; древесные отходы из натуральной древесины несортированные (опилки, стружка, обрезь); остатки и огарки стальных сварочных электродов; абразивные круги отработанные; лом алюминия несортированный (лом цветных металлов).

В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

МУП «Курскводоканал» разработан «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), где отражена инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. В проекте указаны технологические схемы предприятия, нормативы образования отходов и лимиты их размещения. Данный проект согласован Управлением Росприроднадзора по Курской области с выдачей «Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Курской обл. от 09.10.2013 №132-0. Все виды отходов, образующихся на предприятии, учтены данным проектом.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что МУП «Курскводоканал» заключены договоры со специализированными предприятиями для передачи отходов с целью их использования, обезвреживания, захоронения.

Административным органом не представлено документальных доказательств наличия в хозяйственном ведении МУП «Курскводоканал» объектов размещения отходов, систем обезвреживания и уничтожения отходов, равно как и доказательств, подтверждающих факт осуществления Предприятием данных видов деятельности по обращению с отходами, направленных на извлечение прибыли.

Ссылки административного органа на то, что образующийся при механической и биологической очистке сточных вод ил является отходом, деятельность по размещению которого подлежит лицензированию, подлежит отклонению в виду следующего.

В соответствии с технологическим регламентом очистных сооружений МУП «Курскводоканал», утвержденным главным инженером МУП «Курскводоканал» Е.Н.Спицыным 10.07.2012, технологическая очистка сточных вод включает в себя следующие процессы: транспортировка сточной воды, механическая очистка, биологическая очистка, обеззараживание.

Так в процессе обеззараживания образующийся осадок насосами ФГ-216/24 (ценробежный) и NETZSCH CY71 М.Champ (шнековый) перекачивается по трубопроводам на иловые площадки. Иловые площадки каскадного типа на естественном основании без дренажа. Полезная площадь иловых площадок составляет 28 га. Иловые площадки состоят из 59 карт размером в плане 45х100м. Каждый каскад состоит из 4-х карт, перепад между картами – 0,2 мм.

Выгрузка осадка производится на верхнюю карту каскада. Отстоенная вода сбрасывается на нижележащие карты каскада через колодцы-перепуски с регулярными по высоте водосливом. С нижней карты отстоенная вода через колодец–«монах» поступает в дренажный трубопровод и направляется через дренажную насосную станцию в приемную камеру очистных сооружений.

Для обработки (подсушки), обеззараживания и минерализации органических веществ осадок выдерживается в естественных условиях на иловых площадках в течение 3-х и более лет.

В соответствии с п.7.1.13 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.17.6 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», п.5.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя от 30.12.1999 №168, п.9.2.14.38 «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», утвержденные Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/11, иловые площадки являются объектами водоотведения (канализации), а не объектами обезвреживания или размещения отходов.

В соответствии с п.5.3.30 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168, п.6.387 СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», ГОСТ Р. 54535-2011 иловые площадки являются технологическими сооружениями, входящими в комплекс очистных сооружений, предназначенными для обезвоживания, стабилизации органических веществ и обезвреживания в естественных условиях.

Согласно п.6.6. СанПиН 2.1.7.573-96.2.1.7 обезвреживание и обеззараживание осадка сточных вод может быть осуществлено выдерживанием на иловых площадках в условиях: I и II климатических районов не менее 3-х лет (город Курск входит во II климатический район на основании «СНиП 23-01-99. Строительная климатология».). Выдерживание осадка на площадках – это технологический процесс очистки сточных вод, который не может быть квалифицирован как деятельность по хранению (складированию) отходов.

Согласно указанному ранее технологическому регламенту очистных сооружений МУП «Курскводоканал», на иловых площадках происходит обезвоживание и минерализация осадка, до перехода его в состояние инертного материала, который подлежит использованию в виде вторичного ресурса, в том числе в качестве инертного материала и почвогрунта.

Исходя из технологического процесса деятельности МУП «Курскводоканал» по очистке сточных вод, иловые площадки не могут быть признаны объектами по хранению и размещению отходов, а деятельность Предприятия по эксплуатации иловых площадок, являющихся частью технологического комплекса очистки сточных вод, не может быть расценена как подлежащая лицензированию деятельность по размещению отходов. Аналогичная позиция отражена в разъяснениях Минприроды России, содержащихся в письме № 05-12-44/18132 от 18.08.2014, доведенных письмом Росприроднадзора № ОД-03-03-36/14249 от 16.09.2014.

В отношении изъятого из технологического цикла очистки подсохшего ила, вылежавшегося на иловых площадках более 3 лет, суд считает необходимым отметить следующее.

Как следует из письменных пояснений МУП «Курскводоканал» и подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела, на основании исследования проб подсушенного на иловых площадках осадка, проведенного органом по сертификации ООО «БИФАР-Экология» с привлечением аналитической лаборатории ЗАО НПФ «БИФАР» и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М.Федоровского», выдано экспертное заключение, экологический сертификат соответствия и паспорт качества осадка с рекомендацией использования подсушенного ила в соответствии с ГОСТ Р 54534-2011:

- в качестве почвогрунтов в зеленом строительстве при благоустройстве территории собственного предприятия и городской территории; в дорожном строительстве для благоустройства и озеленения придорожного полотна;

- в качестве инертного материала для технической рекультивации нарушенных земель, в т.ч. отработанных карьеров; для засыпки траншей при строительстве и ремонте линейных сооружений.

Согласно ГОСТ Р 54534—2011 при проведении технической рекультивации осадки сточных вод используют в качестве инертного материала — наполнителя отработанных карьеров, полостей, выемок, образовавшихся при открытых горных работах, добыче полезных ископаемых, разработке песка, глины, щебня, для засыпки траншей при строительстве и ремонте линейных сооружений и т. п.

В соответствии с ГОСТ Р 54535—2011 подсушенный ил, в качестве инертного материала, складируется на твердой поверхности территории очистных сооружений, с дальнейшим использованием для технической рекультивации нарушенных земель.

Как следует из материалов дела, подсушенный ил, вылежавшийся на иловых площадках более 3 лет, перестает быть частью технологического цикла очистки сточных вод и представляет собой отход IV класса опасности. Вместе с тем, нормами приведенных выше стандартов (ГОСТов) допускается использование указанного отхода (подсушенного ила) без его размещения (хранения или захоронения) или обезвреживания, что не образует ни нарушения Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ни нарушения Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст.9 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следовательно, норма ст.9 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» носит отсылочный характер применительно к специальному закону, устанавливающему основания и порядок лицензирования конкретных видов деятельности.

Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности», пункт 30 части 1 ст.12 которого (в редакции, действующей с 25.06.2012 и по момент проверки и принятия оспариваемого постановления), предусматривает, что лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Иные виды деятельности по обращению с отходами (в том числе – использование отходов), с 25.06.2012 лицензированию не подлежит, и ответственность на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за указанную деятельность наступать не может.

Как следует из дефиниций, содержащихся в ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Указанный вид деятельности заявителем не осуществляется и не вменялся заявителю в ходе проверки.

Довод административного органа о том, что заявителем осуществлялось размещение отходов, их хранение или накопление, также отклоняется арбитражным судом по следующим основаниям.

Под размещением отходов для целей применения Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Под захоронением отходов, в свою очередь, понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов (под которыми, в свою очередь, понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, понятия «накопление» и «хранение» отходов не являются равнозначными, и временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев не образует хранения.

Как следует из материалов дела, заявитель не располагает специально оборудованными сооружениями, предназначенными для хранения или захоронения отходов. Согласно пояснениям заявителя, МУП «Курскводоканал» не осуществляет деятельность по обезвреживанию, захоронению, хранению подсушенного ила, являющегося отходом IV класса опасности. Материалами дела (в том числе – представленными заявителем актами) подтверждается, что МУП «Курскводоканал» использует подсушенный ил в соответствии с вышеуказанными предписаниями ГОСТ Р 54534—2011, ГОСТ Р 54535—2011 для рекультивации нарушенных земель при производстве ремонтно-восстановительных работ, то есть осуществляет деятельность по использованию указанного отхода, рекомендованную и допустимую вышеуказанными ГОСТ и не подлежащую лицензированию. Иное не доказано административным органом.

МУП «Курскводоканал» располагает паспортами опасных отходов, свидетельствами о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которые разработаны Предприятием и согласованы с Верхне-Донским управлением Ростехнадзора согласно п.2 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды», Приказу Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Оспариваемое постановление не содержит выводов об осуществлении заявителем подлежащей лицензированию деятельности по обращению с отходами в отношении иных, помимо подсушенного ила, видов отходов.

При этом административным органом в ходе проверки не собрано отвечающих критериям допустимости и достоверности доказательств того, что Заявитель осуществлял обезвреживание или размещение отходов в значении, определенном Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

В обоснование доводов об осуществлении МУП «Курскводоканал» хранения и складирования отходов I-IV классов опасности, административный орган ссылался на первичные доказательства, подтверждающие, по мнению административного органа, указанные обстоятельства, а именно – на акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №211 от 11.07.2014 и на фототаблицы, являющиеся приложением к нему. Вместе с тем, административный орган не смог пояснить в ходе рассмотрения дела, на основании исследования каких объектов, документов, обстоятельств инспектор Ишков В.С. при осмотре пришел к выводу о том, что складирование отвалов осадков сточных вод осуществляется на предприятии более 6 месяцев, каким образом административным органом был определен данный временной период; чем вообще подтверждается наличие складированного осадка (подсушенного ила, отхода IV класса опасности), а не иных грунтов, веществ, объектов, поскольку при осмотре отбор проб исследуемого вещества, грунта не производился, понятые в осмотре не участвовали. Объяснения начальника цеха Спицына С.Н., отраженные в указанном акте, не могут быть приняты судом, поскольку Спицын С.Н. не являлся лицом, уполномоченным представлять МУП «Курскводоканал» при проверке.

Помимо указанного, данный акт обследования и прилагаемые к нему фототаблицы не могут быть приняты в качестве доказательств, по следующим основаниям.

Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (ч.3 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Исходя из указанных норм, акт проверки составляется непосредственно после ее завершения, т.е. после проведения и завершения административным органом всех предусмотренных проверкой контрольных мероприятий; при этом акт проверки является итоговым документом проверки, фиксирующим все проведенные контрольные мероприятия и их результаты; все собранные в результате проверки документы и доказательства подлежат отражению в акте проверки и к нему прилагаются. Из совокупности вышеуказанных норм следует, что после составления акта проверки, фиксирующего начало, окончание проверки и ее результаты, проведение каких-либо иных контрольных мероприятий не допускается.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, акт проверки №211 был составлен должностными лицами, проводившими проверку, 11 июля 2014 года в 16 час. 30 мин., что подтверждается сведениями, содержащимися в графах «дата составления акта» и «время составления акта».

Вместе с тем, как следует из материалов дела, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №211 был составлен 11 июля 2011 года в период с 16 час. 30 мин. до 17 час. 10 мин. Как следует из представленных административным органом фототаблиц, являющихся приложением к указанному акту, отраженное на фототаблицах время съемки также подтверждает, что осмотр производился после составления акта проверки – то есть в период с 16 час. 59 мин. по 17 час. 01 мин. 11.07.2014.

Таким образом, акт обследования №211 был составлен уже после завершения проверки и составления акта проверки №211 от 11.07.2014; при этом в акте проверки в качестве приложений уже были указаны акт обследования и фотоматериалы, что вызывает сомнения в достоверности отражения в акте проверки сведений об указанных документах как о существующих на момент составления акта приложениях. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что контрольное мероприятие - обследование территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований было проведено административным органом уже после завершения проверки и составления акта по ее результатам, что в силу положений Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ является недопустимым.

В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Аналогичная норм содержится в ч.3 ст.64 АПК РФ.

С учетом изложенного, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №211 от 11.07.2014, а также представленные административным органом фототаблицы, изготовленные во время проведения обследования территория, не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, поскольку получены после завершения проверки и составления акта проверки №211 от 11.07.2014.

Административным органом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих об осуществлении МУП «Курскводоканал» деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, и как следствие – о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2 ст.1.5 КоАП РФ). В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.п.1 и 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в частности, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст.206 АПК РФ).

Недоказанность наличия в действиях Предприятия состава вменяемого административного правонарушения является самостоятельным и достаточными основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, в связи с чем иные доводы сторон не рассматриваются судом.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.1.6, 4.1, 4.5, 14.1, 29.7-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 27, 29, 65, 70, 110, 156, 167-170, 176, 177, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Курска» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
25.04.2024

Комитет по экологи обсудил необходимые законодательные изменения для реализации нового проекта по оздоровлению водных объектов

Административную ответственность за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства установил президент РФ Владимир Путин

12 млн рублей выплатило УК «ПЖКХ» по плате за НВОС

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

ФГИС ОПВК Вчера, 04:05
Экосбор 2024 23 апреля, 15:26

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 25 Apr 2024 03:23:27
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения