siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А48-465/2014 по заявлению ЗАО «ОПЭК» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2014 № 17


Материал прочитан 764 раза и оценен
0
АС Орловской области
Дата рассмотрения: 31.03.2014


[pdf, 208 KB]
АС Орловской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
Дело № А48-465/2014

г. Орёл
31 марта 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 года.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Прониной Е.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюховой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» (ОГРН 1025700829164, г. Орел, ул. Северный парк, д. 9) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (ОГРН 1055753017990, г. Орел, Наугорское шоссе, д. 2 а) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2014 № 17

при участии:

от заявителя – представитель Кулешов А.Н. (доверенность от 28.01.2014);

от ответчика – начальник отдела юридического обеспечения Новикова Е.А. (доверенность № 1 от 09.01.2014).

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 26.03.2014 до 28.03.2014 до 12 час. 00 мин.

установил:

Закрытое акционерное общество «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «ОПЭК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее – ответчик, Управление Роспотребнадзора по Орловской области) о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2014 № 17.

Требования заявителя мотивированы нарушением ответчиком при привлечении Общества к ответственности положений КоАП РФ, Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По мнению заявителя, ответчиком не соблюден установленный в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ порядок проведения проверки.

Заявитель так же указывает на то, что из оспариваемого постановления и материалов дела невозможно установить, на каком конкретно земельном участке (кадастровый номер) производился осмотр территории и выявлены нарушения, указанные в оспариваемом постановлении.

Ответчик требования не признал, в отзыве на заявление указал, что должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Орловской области в рамках представленных КоАП РФ полномочий провело административное расследование и непосредственно обнаружило факт нарушения ЗАО «ОПЭК» требований законодательства, при этом положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о порядке проведения внеплановых проверок применению не подлежали.

Управление указывает на то, что при вынесении оспариваемого постановления соблюден предусмотренный КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Оспариваемое постановление в отношении ЗАО «ОПЭК» вынесено Управлением законно на основании полного и всестороннего рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил следующее.

В адрес руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области поступило письмо Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры от 05.11.2013 № 73ж-2013, согласно которому в адрес Управления направлено коллективное обращение жителей д. Ананьевка по вопросам загрязнения воздуха населенного пункта и размещения отходов за пределами полигона ТБО г. Орла.

В соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Тузовым А.Н. 19.11.2013 вынесено определение № 111 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица ЗАО «ОПЭК».

Данное определение было вручено заявителю, что подтверждается соответствующей отметкой.

В рамках проведения административного расследования в присутствии представителя Общества и двух понятых Управлением произведён осмотр территории по результатам которого составлен протокол от 22.11.2013 № 695 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе осмотра было установлено, что на момент осмотра складирование ТБО осуществлялось по рабочей карте, однако со стороны д. Ананьевка за границами полигона ТБО и ПО обнаружены свалки ТБО размером 200 м. на 20 м. На полигоне с запада имеются две контрольные скважины (низ полигона). В верхней части полигона имеющаяся контрольная скважина завалена твердыми бытовыми отходами. Лабораторная служба за контролем ТБО в ЗАО «ОПЭК» отсутствует.

В ходе осмотра производилась фотосъемка, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе осмотра.

Копия протокола смотра от 22.11.2013 № 695 вручена начальнику отдела по эксплуатации полигона ТЮО и ПО Алехину С.А., о чем имеется соответствующая отметка в протоколе осмотра.

В ходе проведения осмотра в присутствии понятых и начальника отдела по эксплуатации полигона ТБО и ПО Алехина С.А. 22.11.2013 произведено взятие образцов (проб) воды и почвы, о чем составлены протокол № 372 от 22.11.2013 взятия образцов (проб) воды и протокол № 373 от 22.11.2013 взятия образцов (проб) почвы.

С данными протоколами ознакомлен начальник отдела по эксплуатации полигона ТБО и ПО Алехин С.А, копии протоколов ему вручены, о чем имеются соответствующие отметки.

Ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Тузовым А.А. 22.11.2013 вынесено определение № 184 о назначении экспертизы проб почвы и грунтовых вод, соблюдения гигиенических нормативов и эксплуатации, ограждению полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Итальянская, 33, обслуживаемого ЗАО «Объединённая промышленно-экологическая компания».

Проведение экспертизы поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:

1. Имеется ли превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, бактериологических показателей в пробах почвы, отобранных со стороны д. Ананьевка на расстоянии 50 м и 100м от границ полигона; со стороны д. Башковка на расстоянии 50 м от границы полигона; в районе контрольных скважин на расстоянии 100 м от границы полигона ТБО и ПО?

2. Имеет ли место влияние фильтрата с полигона на пробы грунтовых вод, отобранных из контрольных скважин?

3. Каким образом выполнено устройство ограждения полигона и соответствуют (не соответствуют) оно требованиям п.4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»?

4. Соответствует (не соответствует) система эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и промышленных отходов, расположенного по адресу г. Орел, ул. Итальянская, 33, обслуживаемого закрытым акционерным обществом «Объединенная промышленно-экологическая компания», требованиям п. 5.1, 5.3, 5.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» в части складирования ТБО и проведения их промежуточной изоляции; наличия переносных сетчатых ограждений, очистки от мусора перехватывающих обводных каналов.

В распоряжение эксперта предоставлены протокол взятия образцов (проб) воды № 372 от 22.11.2013 года, протокол взятия образцов (проб)почвы № 373 от 22.11.2013.

Копия определения о назначении экспертизы направлена в адрес заявителя сопроводительным письмом от 25.11.2013 № 02/8913-13, что подтверждается потовым уведомлением с отметкой о вручении.

Согласно заключению эксперта № 281 от 02.12.2013 исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) с западной стороны на расстоянии 50 м от границ полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Орел ул. Итальянская 33 (протокол лабораторных исследований № 123 от 29.11.2013) соответствует требованиям ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрат (ОДК) химических веществ в почве» по валовому содержанию мышьяка, свинца, требованиям ГН 2.1.7. 2041-06 «Предельно допустимые концентрат (ПДК) химических веществ в почве» по содержанию нитратов ( по NO) соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований №508 от 25.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по исследованным паразитологическим показателям не соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований №827 от 27.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по исследованным микробиологическим показателям (по индексу БГКП почва относится к категории «чрезвычайно опасная»).

Исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) со стороны д. Башковка на расстоянии 50 м от границы полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Орел ул. Итальянская 33 (протокол лабораторных исследований № 124 от 29.11.2013) соответствует требованиям ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве» по валовому содержанию мышьяка, свинца, требованиям ГН 2.1.7. 2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» по содержанию нитратов (по NO3) соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 509 от 25.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; по исследованным паразитологическим показателям не соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 829 о 27.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по исследованным микробиологическим показателям (по индексу БГПК почва относится к категории «опасная»).

Исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка площадью (200x200м) со стороны д. Ананьевка на расстоянии 100 м от границы полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Орел ул. Итальянская 33 (протокол лабораторных исследований № 125 от 29.11.2013) соответствует требованном ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве» по валовому содержанию мышьяка, свинца требованиям ГН 2.1.7. 2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» по содержанию нитратов (по NO3) соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 510 от 25.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»; по исследованным паразитологическим показателям не соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 828 от 27.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по исследованным микробиологическим показателям (по индексу энтерококков почва относится к категории «умеренно опасная»).

Исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) со стороны д. Ананьевка на расстоянии 50 м от границы полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Орел ул. Итальянская 33 (протокол лабораторных исследований № 126 от 29.11.2013) соответствует требованиям ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве» по валовому содержанию мышьяка и свинца, требованиям ГН 2.1.7. 2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве» по содержанию нитратов (по NO3); соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 511 от 25.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в редакции Изменений №1 от 25.04.2007) по исследованным паразитологическим показателям; не соответствует требованиям (протокол лабораторных исследований № 830 от 27.11.2013) таблицы 2 пункту 4.1 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в редакции Изменений №1 от 25.04.2007) по исследованным микробиологическим показателям (по индексу энтерококков почва относится к категории «умеренно опасная»).

Оценить наличие влияния фильтрата с полигона па пробы грунтовых вод, отобранных из контрольных скважин ниже полигона, не представляется возможным из-за отсутствия контрольной скважины выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), что не соответствует требованиям п. 4.6 СП 2.1.7.103 8-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

С северной стороны (со стороны д. Башковка) полигон ограничен посадкой высокоствольных деревьев, имеющей разрывы для заезда транспорта. С восточной стороны (со стороны д. Ананьевка), ограждение представлено траншеей шириной до 2 метров; на протяжении приблизительно 300 метров траншея залита сточной водой с неприятным запахом и частично завалена мусором; далее на протяжении 300-350 метров, ближе к д. Ананьевка траншея свободна от воды и частично завалена мусором или обрушена.

С южной стороны находится ограничительная траншея (ров), имеются полуразрушенные края и частично заполнена мусором. С западной стороны ограничительная траншея заполнена сточными водами и инфильтратом, имеется излитие сточных вод на территорию санитарно-защитной зоны полигона.

Со всех четырех сторон имеются множественные скопления твердых бытовых отходов. Следы регулярного осмотра ограничительных сооружений и уборки загрязненной территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель отсутствуют со всех 4 сторон, что не соответствует требованиям п.п. 4.4,. 5.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

На подъездной дороге на теле полигона имеются кучи мусора, разгруженные не на рабочей карте, что не соответствует требованиям п.5.1 СП 2.1.7 .1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; сетчатые переносные ограждения по рабочей карте отсутствуют, что не соответствует требованиям п.5.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; Нагорные перехватывающие обводные каналы находятся в полуразрушенном состоянии. Следы регулярной очистки отсутствуют, что не соответствует требованиям п..5.5 СП 2.1.7.1038-1 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

В данном случае ответчиком правомерно на основании поступившего из Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры заявления жителей близлежащей деревни возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование, в ходе которого произведен осмотр полигона.

В данном случае проверка в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не назначалась ответчиком, в связи с чем довод заявителя о несогласовании проверки с органами прокуратуры не принимается судом во внимание.

Как следует из материалов дела, 25.11.2013 в адрес ответчика направлено письмо №02/9248/13 о необходимости явки 09.12.2013 в 15 час. 00 мин. в Управление Роспотребнадзора по Орловской области для составления протокола об административном правонарушении. Кроме того в письме Обществу разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.

Данное письмо вручено Обществу 06.12.2013, о чем имеется соответствующая отметка.

Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

Управлением 09.12.2013 в присутствии представителя Общества Михалева Е.С. составлен протокол № 1385 об административном правонарушении, согласно которому с 22.11.2013 по 28.11.2013 при проведении административного расследования в отношении юридического лица ЗАО «ОПЭК», расположенного по юридическому адресу: Орловская область, Орловский район, ул. Северный парк, д.9 и осуществляющего эксплуатацию полигона твёрдых бытовых и промышленных отходов по адресу: г. Орёл, ул. Итальянская, 33, в соответствии с протоколом осмотра № 695 от 22.11.2013 и заключением эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» № 281 от 02.12.2013 установлено:

- согласно п. 4.6. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод и 1 -2 скважины ниже полигона, однако в нарушение п. 4.6. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов контрольная скважина выше полигона отсутствует, что не позволяет оценить влияние складирования ТБО на грунтовые воды;

- согласно п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» складирование ТБО допускается только на рабочей карте полигона, однако в нарушение п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов на подъездной дороге к рабочей карте обнаружены кучи мусора, разгружённые не на рабочей карте;

- согласно п. 5.3. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО для задержки лёгких фракций отходов», однако в нарушение п. 5.3. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов на полигоне отсутствуют переносные сетчатые ограждения;

- согласно п. 5.5 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твердых и бытовых отходов» регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, однако в нарушением п. 5.5. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» нагорные перехватывающие обводные каналы замусорены, их регулярная очистка не производится;

- согласно п. 5.6. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» в случае загрязнения территории санитарно-защитной зоны полигона и прилегающих земель к подъездной дороге обеспечивается её тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона, однако в нарушение п. 5.6. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов» со стороны деревни Ананьевка за границей полигона обнаружена свалка твёрдых бытовых отходов (длина - 200 м, ширина от 20 - 30 м).

В соответствии с п. 6.9. СП 2.1.7.1038-091 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона твёрдых бытовых отходов», качество почвы в зоне возможного влияния полигона должно отвечать требованиям по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Отобранные пробы почвы в санитарно-защитной зоне полигона ТБО и ПО (протокол взятия проб почвы № 373 от 22.11.2013) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» по микробиологическим показателям:

- исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) с западной стороны на расстоянии 50 м от границы полигона ТБО и ПО (протокол № 827 от 27.11.2013) не соответствует требованиям по микробиологическим показателям таб.2 п. 4.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (по индексу БГКП почва относится к категории «чрезвычайно опасная»)

- исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) со стороны д. Башковка на расстоянии 50 м от границы полигона ТБО и ПО (протокол № 829 от 27.11.2013) не соответствует требованиям по микробиологическим показателям таб. 2 п. 4.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (по индексу БГКП почва относится к категории «опасная»)

- исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) со стороны д. Ананьевка на расстоянии 100 м от границы полигона ТБО и ПО (протокол № 828 от 27.11.2013) не соответствует требованиям по микробиологическим показателям таб. 2 п. 4.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (по индексу энтерококков почва относится к категории «умеренно опасная»);

- исследованная проба почвы, отобранная с земельного участка (площадью 200x200 м) со стороны д. Ананьевка на расстоянии 50 м от границы полигона ТБО и ПО (протокол № 830 от 27.11.2013) не соответствует требованиям по микробиологическим показателям таб. 2 п. 4.1. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (по индексу энтерококков почва относится к категории «умеренно опасная»).

Таким образом, Обществом не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования при захоронении отходов производства и потребления. Тем самым, Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Представителю Общества Михалевой Е.С. разъяснены пава и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе.

В протоколе также имеется отметка о необходимости явки представителя Общества 24.12.2013 с 14 час. 00 мин. в Управление Роспотребнадзора по Орловской области для рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

Копия протокола об административном правонарушении получена 09.12.2013 представителем Общества Михалевой Е.С., о чем имеется соответствующая отметка протоколе.

Также в адрес Общества направлялось письмо от 11.12.2013 № 02/9383-13 о необходимости явки представителя Общества 24.12.2013 к 15 час. 00 мин. в Управление Роспотребнадзора по Орловской области для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьями 6.3 и 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ЗАО «ОПЭК».

Данное письмо получено Обществом 17.12.2013, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.

В адрес Управления от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.

Управление определение от 24.12.2013 отложило рассмотрение дела об административном правонарушении на 14.01.2014 на 15 час. 00 мин., а также продлило рассмотрение дела об административном правонарушении на 1 месяц.

Данное определение вручено Обществу 27.12.2013, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении.

В адрес Управления от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.

Управление определением от 14.01.2014 отложило рассмотрение дела об административном правонарушении на 21.01.2014 на 15 час. 00 мин.

Заместителем руководителя Роспотребнадзора по Орловской области Румянцевым А.П. в присутствии представителя Общества по доверенности от 16.09.2013 № 57 Михалевой Е.С. 21.01.2014 вынесено постановление № 17 по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.

Дело об административном правонарушении рассмотрено согласно ст.23.13 КоАП РФ.

Также в отношении Общества Управлением 21.01.2014 вынесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому Обществу необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Копия постановления от 21.01.2014 № 17 и копия предписания от 24.01.2014 направлены в адрес Общества сопроводительным письмом от 24.01.2014 № 07/328-14-36.

Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.

Оспаривая законность постановления по делу об административном правонарушении от 21.01.2014 № 17, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, охватывает действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), отходы производства и потребления (далее - отходы) это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов включает хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов (каковыми признаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов: полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 г. №15331/11, в котором указано, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) в Закон об отходах были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения "обращение с отходами" и видов такой деятельности.

В Законе N 309-ФЗ образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, размещения.

Законом N 309-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Таким образом, под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу пункта 2.1 санитарных Правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001г. №16 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

Как видно из материалов дела, ЗАО «ОПЭК» является предприятием, специализирующемся на приеме и захоронении твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений, населения г.Орла.

Следовательно, ЗАО «ОПЭК» обязано соблюдать при осуществлении своей деятельности по размещению отходов, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Управлением установлено, что Обществом не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования при захоронении отходов производства и потребления.

Доказательств обратного Обществом не представлено.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленного административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии вины ЗАО «ОПЭК» в совершении вменённого административного правонарушения.

Судом не принимается довод заявителя о том, что некоторые земельные участки, входящие в состав полигона переданы им в субаренду третьим лицам-ЗАО «Эко-Сити», ООО «Диском», которые также должны нести ответственность.

Как видно из материалов дела, ЗАО «ОПЭК» является предприятием, специализирующемся на приеме и захоронении твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений, населения г.Орла. Для осуществления деятельности Обществу по договору от 08.02.2006 передан в эксплуатацию полигон для размещения твердых бытовых отходов по адресу: г.Орел ул.Итальянская д.33, согласно данному договору исполнитель (ЗАО «ОПЭК» вправе привлечь по договорам к исполнению своих обязанностей третьих лиц. ЗАО «ОПЭК» выдана лицензия серия 057 №00052 от 21.03.2013 на размещение отходов IV класса опасности. По данным Государственного реестра объектов размещения отходов полигон ТБО г,Орла закреплен за ЗАО «ОПЭК».

В материалах дела имеется договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земли от 14.11.2012 №31, по которому ЗАО «ОПЭК» уступило, а ООО «Диском» приняло на себя права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды земли от 06.01.2004 №5531, в отношении земельного участка с кадастровым номером 57:25:002 16 04:0011, общей площадью 98 437,850кв.м, расположенного на землях поселений по адресу:г.Орел ул.Итальянская д.33, разрешенное использование –для эксплуатации и обслуживания полигона под сбор и переработку свалочного газа.

В силу пункта 5.1 Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области одной из основной задачей территориального управления являются осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей.

Процедура привлечения Общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, ответчиком соблюдена, права Общества, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ обеспечены: генеральный директор Общества уведомлен о дате проверке, времени и месте составления акта проверки, протокола об административном правонарушении, о рассмотрении материалов проверки, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначена минимальная санкция – штраф в размере 100 000руб.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований ЗАО «Объединенная Промышленно-Экологическая Компания» о признании незаконным и об отмене постановления № 17 от 21.01.2014 следует отказать.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается в силу части 4 статьи 208 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) в десяти дней со дня его принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
07.05.2024

ESG подбирают кадры

07.05.2024

Даны разъяснения по вопросу применения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

07.05.2024

До 1 сентября 2027 г. продлевается действие правил подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

ФГИС ОПВК Сегодня, 17:03
Экосбор 2024 Сегодня, 15:59

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Tue, 07 May 2024 19:33:10
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения