siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А60-22855/2014 по заявлению ОАО «СУМЗ» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о признании недействительными предписаний


Материал прочитан 701 раз и оценен
0
АС Свердловской области
Дата рассмотрения: 02.10.2014


[pdf, 255 KB]
АС Свердловской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А60-22855/2014

02 октября 2014 года
г. Екатеринбург

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 октября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О. Трониным и помощником судьи Ксенофонтовой Е.С., рассмотрел 29- 30 сентября 2014г. в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" (ОАО «СУМЗ») (ИНН 6627001318, ОГРН 1026601641791)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671154680, ОГРН 1046604007471)

о признании недействительными предписаний.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – Насыров Р.Ф., представитель по доверенности от 04.12.2013, Грачев Д.Л., доверенность от 04.12.2013, Сычева М.Н., доверенность № 22-875 от 29.07.2014, Шевченко О.Н., доверенность № 22-859 от 17.06.2014.

от заинтересованного лица – Милков И.Г., доверенность № 05.01/7612 от 25.12.2013г.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

ОАО "Среднеуральский медеплавильный завод" (далее - общество, заявитель, ОАО «СУМЗ») обратилось в суд с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний № 46-09 от 14.03.2014г. и № 46-11 от 14.03.2014г.

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу представлен отзыв на заявленные требования. Заинтересованное лицо указывает, что доводы общества противоречат фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на неверном толковании норм материального права. В заявленных требованиях просит отказать.

Определением суда от 22.07.2014г. дела №А60-22855/2014 и №А60-24107/2014 объединены в одно производство № 22855/2014.

По ходатайству заинтересованного лица в судебном заседании от 29.09.2014г. объявлялся перерыв до 9-30 час. 30.09.2014г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) в отношении открытого акционерного общества «Среднеуральский медеплавильный завод» (далее по тексту - ОАО «СУМЗ», предприятие, заявитель) в период с 10.02.2014 г. по 14.03.2014 г. проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения предприятием требований природоохранного законодательства Российской Федерации.

По результатам указанной проверки был составлен Акт проверки № 46 от 14.03.2014 г. (далее по тексту - Акт проверки), а также вынесен ряд предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в том числе - предписание №№ 46-09, 46-11 от 14.03.2014 г.

Предписанием № 46-09 от 14.03.2014г. ОАО «СУМЗ» предписано произвести инвентаризацию и установить класс опасности отходов: лом и отходы, содержащие сталь (лом нержавеющей стали), лом и отходы, содержащие цветные металлы (стружка цветных металлов), металлические шламы (пески строительные), прочие твердые минеральные отходы (Фосфогипс), с учетом расчетного метода и провести инвентаризацию этих отходов. Срок исполнения 30.12.2015г.

Предписание № 46-11 от 14.03.2014 г. содержит следующие адресованные ОАО «СУМЗ» требования (со сроком исполнения - до 20.01.2015 г.):

1) Произвести корректировку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом неучтенной массы отходов, отнесения отходов: Металлические шламы (пески строительные) к 4 классу опасности за период 2011-2014 года и представить их на согласование в Департамент Росприроднадзора по Уральскому Федеральному округу не позднее 10.11.2014 года;

2) В соответствии с корректировкой расчетов платы за негативноевоздействие на окружающую среду за период 2011-2014 года произвестиперечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду непозднее 20.01.2015 года;

3) Копии платежных документов представить в ДепартаментРосприроднадзора по Уральскому Федеральному округу.

ОАО «СУМЗ», полагая, что указанные предписания являются незаконными и нарушают права заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что установленные заинтересованным лицом нарушения не основаны на требованиях законодательства, являются следствием ненадлежащего исследования фактических обстоятельств, неверного истолкования применимых норм права и допущенных при проведении проверки нарушений законодательства.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно требованиям ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу требований ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

класс - чрезвычайно опасные отходы;

класс - высокоопасные отходы;

класс - умеренно опасные отходы;

класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В целях реализации данных положений Закона об отходах принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности).

Таким образом, с 1 августа 2014 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Для отходов всех классов опасности предусмотрена обязательная разработка заявителем и согласование территориальными органами Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, утвержденном приказом МПР РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - приказ №50).

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27.11.2013г. № АА-ОЗ-03-31/17837 до вступления в силу порядка проведения паспортизации отходов следует руководствоваться приказом от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В силу требований приказа от 15.08.2007г. № 570, действующего на момент вынесения оспариваемых предписаний, класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511.

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.03.2014г. № АА-05-12-44/5164 до вступления в силу указанных приказом Минприроды России необходимо руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", поскольку в нем содержатся все методологические нормы, которые и в дальнейшем не будут изменены.

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды установлены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. № 511 (далее - приказ МПР РФ № 511).

Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В п. 2 Критериев, утвержденных ППР РФ № 511, содержится таблица 1, в которой перечислены критерии в соотношении к степени вредного воздействия отходов на окружающую среду.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами (п. 3 Критериев).

В соответствии с п. 4 Критериев в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Согласно п. 15 Критериев экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Пунктом 16 Критериев предусмотрено, что экспериментальный метод используется в следующих случаях:

- для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленного расчетным методом;

- при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

- при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с Приложением 1 или расчетным методом.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Для указанных в предписании № 46-09 от 14.03.2014г. отходов, отнесенных ранее к 4-ому классу опасности, класс опасности должен определяться один раз в три года в соответствии с требованиями п. 2.9 СП 2.1.7.1386-03.

Согласно п.2.4 указанных Санитарных правил класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.

Если полученный расчетным методом класс опасности не удовлетворяет его производителя (или собственника), то класс опасности определяется экспериментально (п. 2.7 СП 2.1.7.1386-03).

Из совокупности данных норм следует, что указание заинтересованным лицом в предписании № 46-9 от 14.03.2014г. о проведении инвентаризации с учетом расчетного метода в отношении отходов, относящихся к 4-ому классу опасности (лом и отходы, содержащие цветные металлы), противоречит требованиям СП 2.1.7.1386-03, поскольку инвентаризация отходов с целью определения количества, состава отходов, подразделения их по существующим классификационным группам в зависимости от их опасности для окружающей среды и здоровья человека (установления класса опасности) заявителем проводилась ранее, при этом срок следующей инвентаризации в соответствии с требованиями п. 2.9 СП 2.1.7.1386-03 (один раз в три года) у общества на момент выдачи оспариваемого предписания № 46-9 от 14.03.2014г. не истек.

Кроме того, из материалов дела следует, что обществом по всем отходам, указанным в предписании № 46-9 от 14.03.2014 г., в том числе, относящимся к 5-ому классу опасности, проведена (в ходе проверки и после) инвентаризация с учетом, как расчетного метода, так и экспериментального метода; у общества имеются паспорта отходов, свидетельства о классе опасности; обществом получена новая лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Более того, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу 30.05.2014г. (после проверки) утверждены заявителю нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, в котором подтверждены ранее установленные классы опасности (отходы - металлические шламы (пески строительные) отнесены к 5-ому классу опасности).

В п. 2.2. акта проверки Департамент указал, что ОАО «СУМЗ» в нарушение Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года №511, класс опасности отхода «металлические шламы (пески строительные)» определил на основании экспериментального метода, показавшего 5 класс опасности отхода, а не расчетного метода, показавшего 4 класс опасности отхода для окружающей среды.

Указанный вывод Департамента, по мнению суда, является необоснованным в связи со следующим.

Для отходов всех классов опасности предусмотрена обязательная разработка заявителем, а также согласование территориальными органами Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, утвержденном приказом МПР РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Таким образом, обязанность по определению класса опасности отхода для окружающей природной среды возложена на предприятие, в процессе деятельности которого образуется отход. Класс опасности определяется и подтверждается в указанном выше порядке расчетным и (или) экспериментальным методами.

Правильность определения класса опасности должна быть проверена уполномоченным органом при оформлении и выдаче Свидетельства о классе опасности отхода и согласовании Паспорта опасности отхода.

Во исполнение данного требования заявитель подтвердил класс опасности отхода «металлические шламы (пески строительные)». По результатам исследований на данный отход в соответствии с действующим на момент предписания приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 оформлен паспорт опасного отхода, который согласован с МТУ Ростехнадзора по УрФО; уполномоченным органом оформлено свидетельство о классе опасности отхода.

Таким образом, ОАО «СУМЗ» на момент выдачи оспариваемых предписаний имело всю необходимую документацию, подтверждающую отнесение отхода «металлические шламы (пески строительные)» к 5 классу опасности для окружающей среды (практически неопасный отход).

Кроме того, как указывалось выше, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу 30.05.2014г. (после проверки), проверив правильность определения класса опасности, утвердил заявителю нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, подтвердив ранее установленные классы опасности, в том числе для отхода - металлические шламы (пески строительные) - 5-ый класс опасности.

К проекту нормативов образования отходов, представленному на утверждение заинтересованному лицу, обществом прилагались протоколы результатов анализов отходов, заключения специализированных организаций о классе опасности отходов (в отношении указанных в предписании отходов использовались как расчетный, так и экспериментальный методы), представлен технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

При этом суд считает необоснованным вывод Департамента о том, чтоОАО «СУМЗ» в нарушение Критериев отнесения опасных отходов к классуопасности для окружающей природной среды, утвержденных приказомМинистерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511, классопасности отхода «металлические шламы (пески строительные)» определил наосновании экспериментального метода, показавшего 5 класс опасности отхода,а не расчетного метода, показавшего в одном случае - 4 класс опасности отхода для окружающей среды и в 2-х случаях _ 5-ый класс опасности.

Из совокупности пунктов 2, 3, 4, п. 16 Критериев, утвержденных приказом МПР РФ № 511 от 15.06.2001г., следует, что расчетный метод признан обязательным всегда, за исключением случаев отсутствия возможности его применения (когда невозможно установить качественный и количественный состав отхода), а экспериментальные методы признаны обязательными для целей подтверждения 5 класса, определенного расчетным методом, а также в случае, когда отсутствует возможность применения расчетного метода (когда невозможно установить количественный химический состав отхода).

При определении класса опасности обществом учитывались все исследования в совокупности, проведенные, как расчетным методом, так и экспериментальным методом, в том числе, аккредитованными лабораториями проведены параллельные исследования проб, отобранных в рамках проверки, что подтверждается отзывом заинтересованного лица.

Более того, суд считает, что исследования, выполненные в ходе проверки привлеченной Департаментом аккредитованной лабораторией (ФГУ «ЦЛАТИ» по УрФО), не опровергли класс опасности, определенный ОАО «СУМЗ» ранее (5-ый класс опасности).

Таким образом, заинтересованным лицом сделал ошибочный вывод о том, что заявитель при отнесении отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды нарушил порядок определения класса опасности, установленный Критериями.

Предписание № 46-11 содержит требование о корректировке расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом неучтенной массы отходов: Металлические шламы (пески строительные) к 4-ому классу опасности за период 2011-2014 года и осуществлении платежей.

В п. 2.6. Акта Департамент указал, что ОАО «СУМЗ» в статистических отчетах по форме № 2-ТП (отходы) за период с 2011 по 2013 г.г. указывал недостоверную информацию о количестве образующихся на предприятии отходов, в том числе - отхода «металлические шламы (пески строительные)».

Однако данный вывод Департамента о наличии неучтенного отхода противоречит фактическим обстоятельствам.

Порядок учета в области обращения с отходами ведется на предприятии в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011г. «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее -приказ № 721).

Согласно п. 4 приказа № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приёма-передачи; договоров.

При этом ОАО «СУМЗ» в отчетах по форме № 2-ТП (отходы) указывало сведения на основании данных учета, а именно на основании цеховых журналов учета образования и движения отходов, которые содержат фактические данные о количестве использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Поскольку указанные документы в ходе проверки исследовались заинтересованным лицом, расхождений данных в цеховых журналах учета образования и движения отходов и в государственных статистических отчетах по форме №2-ТП (отходы) за период с 2011 по 2013 г.г. не установлено, суд считает, что вывод Департамента о наличии неучтенных отходов не подтвержден надлежащими доказательствами.

Порядок определения платы и ее предельных размеров установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

В настоящее время действует Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие, утверждённый приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 - приложение № 2 (далее по тексту -Порядок заполнения и представления формы расчета платы).

Согласно п. 3 данного порядка расчет составляется и представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчётным кварталом. Согласно разделу 4 - расчет составляется по каждому объекту размещения отходов с указанием его характеристик и установленных лимитов на размещение отходов; отходы, используемые в собственном производстве, в расчёте платы не учитываются (их количество вычитается из количества отходов, за которые взимается плата).

Согласно приказу Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 отчетным периодом для исчисления и уплаты за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный квартал.

Из материалов дела следует, что такие отходы как металлические шламы (пески строительные), учитывались заявителем на протяжении длительного времени в составе отходов производства и потребления. По результатам данных исследований на отход на момент проверки оформлен паспорт опасного отхода в соответствии с п. 2.7 приказа № 570, который согласован с МТУ Ростехнадзора по УрФО; на данный отход уполномоченным органом оформлено Свидетельство о классе опасности отхода, выданное в установленном порядке.

В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: первый класс - чрезвычайно опасные; второй класс -высоко опасные; третий класс - умеренно опасные; четвертый класс -малоопасные (пункт 2.1). Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с данными правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями (пункт 2 СП).

Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом (пункт 2.4 СП).

Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально (п. 2.5 СП). Если полученный расчетным методом класс опасности отхода не удовлетворяет его производителя (или собственника), то класс опасности определяется экспериментально (п. 2.7 СП).

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций (п. 2.8 СП).

Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.

При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности (п. 2.9 СП).

Согласно п. 2.10. СП 2.1.7.1386-03 установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Пунктом 2.11. СП 2.1.7.1386-03 установлено, что решение спорных вопросов о принадлежности того или иного отхода к классу опасности осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Поскольку определение класса опасности является обязанностью лица –производителя (собственника) отхода производства и потребления в установленном действующим законодательством порядке, указание Департаментом на установление конкретных классов опасности вновь выявленных отходов, состав и иные необходимые для этого параметры не определены, является неправомерным, поскольку в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 класс опасности устанавливается по результатам инвентаризации и исследования таких отходов и согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Судом не принимается, как необоснованный, довод Департамента о том, что классы опасности этих отходов были определены в ходе проверки путем лабораторных исследований отобранных проб отходов, что является достаточным основанием для отнесения отходов к конкретному классу опасности, поскольку результаты исследований, полученных в ходе проверки, могут являться основанием для проведения исследований состава и иных параметров отходов с последующим определением их класса опасности в указанном выше порядке, но не является достаточными доказательством конкретного класса опасности этих отходов.

Также суд отмечает, что заинтересованным лицом, на которое возложено бремя доказывания оспариваемых ненормативных актов в силу требований ст. 200 АПК РФ, не указана нормативная база обоснованности периода корректировки платежей (за период с 2011 по 20014г.).

При этом заявитель ссылается на то, что в ходе проверки исследовалась проба свежего отхода «Металлические шламы (пески строительные (2014).

Кроме того, суд считает, что предписание № 46-11 от 14.03.2914г. в силу установленных в нем сроков, с учетом сроков, указанных в предписании№ 46-09 от 14.03.2014 г., которым предписано провести инвентаризацию отхода- Металлические шламы (пески строительные), является неисполнимым, в связи с невозможностью произвести корректировку платежей до инвентаризации и учета отходов.

При таких обстоятельствах, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, уплаченные заявителем, взыскиваются с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


РЕШИЛ:


1. Заявленные требования открытого акционерного общества"Среднеуральский медеплавильный завод" (ИНН 6627001318, ОГРН1026601641791) удовлетворить.

2. Признать недействительными предписания № 46-09 от 14.03.2014г. и№46-11 от 14.03.2014г. Департамента Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Уральскому федеральному округу.

3. Обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671154680,ОГРН 1046604007471) устранить допущенные нарушения прав и законныхинтересов открытого акционерного общества "Среднеуральскиймедеплавильный завод" (ИНН 6627001318, ОГРН 1026601641791) путемотмены предписаний № 46-09 от 14.03.2014г. и №46-11 от 14.03.2014г.

4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с ДепартаментаФедеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскомуфедеральному округу (ИНН 6671154680, ОГРН 1046604007471) в пользуоткрытого акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод"

(ИНН 6627001318, ОГРН 1026601641791) денежные средства в сумме 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
20.04.2024

Счетная палата поделилась опытом аудита изменения климата на Симпозиуме ООН – ИНТОСАИ

Эксперт: Увеличение экспорта торфа может привести к проблемам с экологией

Российские ученые предложили новый метод безопасного хранения водородного топлива

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 18 апреля, 16:18

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 20 Apr 2024 06:21:36
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения