siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А71-13224/2013 по заявлению Дочернего ОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» г. Ижевск к Управлению Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Салехард о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №465/2013 от 11.11.2013


Материал прочитан 986 раз и оценен
0
АС Удмуртской Республики
Дата рассмотрения: 17.09.2014


[pdf, 259 KB]
АС Удмуртской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
Дело № А71-13224/2013

г. Ижевск
10 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2014г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» Открытого акционерного общества «Газпром» г. Ижевск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Салехард о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №465/2013 от 11.11.2013,

при участии представителей:

от заявителей: Пупышев Д.В. по доверенности от 30.12.2012;

от ответчика: Киселевой М.А. по доверенности от 30.12.2012, Мурзанаева В.Б. по доверенности от 1.12.2013, Руфова А.В. по доверенности от 20.01.2014, Вакулова А.О. по доверенности от 10.01.2014 №2


УСТАНОВИЛ:


Дочернее открытое акционерное общество «Спецгазавтотранс» Открытого акционерного общества «Газпром» г. Ижевск (далее – ОАО «Спецгазавтотранс» общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №465/2013 от 11.11.2013 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Салехард (далее – Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, административный орган, ответчик) о назначении административного наказания, предусмотренного статьей ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и в отзыве на дополнение к заявлению (т.1 л.д.74-82, т.6).

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.

Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжения от 11.06.2013 № 277-р была проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО «Газпром добыча Надым» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды при обследовании территории Бованенковского НГКМ.

По результатам проверки составлен акт обследования от 16.07.2013 (т.1 л.д.144-146).

В ходе проведения проверки, при обследовании натурного осмотра 16.07.2013 Бованенковского НГКМ на территории, прилегающей к объекту ОАО «Газпром» «Склад взрывчатых материалов. База геофизиков. Промбаза ГП-1» Бованенковского НГКМ, выявлен факт несанкционированного размещения на почве отходов производства (лом и отходы черных металлов) на площади 7 090 м2, объемом с учетом пустот 12 400 м, с неравномерной высотой в пределах от 1,5 до 2,5 м. Замер площади произведен GPS-приемником TrimbleR7 в присутствии представителя ООО «Газпром добыча Надым».

Из пояснений представителя ООО «Газпром добыча Надым» и представленных им документов, следует, что после проведения технической и биологической рекультивации карьера и подъездной автодороги к нему ООО «Газпром добыча Надым» земельный участок площадью 41,0 га 22 сентября 2009 года был сдан и принят постоянной комиссией по рекультивации земель муниципального образовании Ямальский район для дальнейшего использования земли под сельскохозяйственное назначение - оленьи пастбища.

Постановлением от 01.06.2010 № 474 Администрации муниципального образования Ямальский район «О предварительном согласовании места размещения земельного участка» утвержден акт выбора земельного участка площадью 4,0 га (40000 м2), под размещение объекта «Площадка для складирования материалов на Бованенковском ГКМ» для ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий», предназначенного для складирования материалов производства и потребления с целью дальнейшей передачи специализированным предприятиям для размещения, переработки и использования.

Кроме того, письмо №19/1463 от 06.04.2011 свидетельствует о том, что ДОАО «Спецгазавтотранс» на основании государственного контракта №12гк-535А/2010, заключенного ГКУ ЯНАО «Дирекция о развитию сельских территорий» производит вывоз металлолома и других отходов на данную территорию. Складирование отходов производится в пределах отведенной площадки.

Проанализировав указанные документы, Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу пришло к выводу о том, что ДОАО «Спецгазавтотранс» осуществляет накопление отходов производства и потребления на не оборудованной площадке свыше шести месяцев.

19.08.2013 определением Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу №465/2013 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Из материалов дела следует, что между ДОАО «Спецгазавтотранс» (Подрядчик) и с ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий» (Заказчик) заключен Государственный контракт № 12 гк-535А/2010 от 08.09.2010 далее - Государственный контракт) (т.1. л.д.15-45).

Предметом Государственного контракта является выполнение Подрядчиком работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения в рамках мероприятия: «Разработка проектов, проведение технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязненных сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) на полуострове Ямал» (п.1.1.).

Пунктом 1.2. Государственного контракта предусмотрено, что работы производятся в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) к настоящему государственному контракту, утвержденной проектно-сметной документацией и в соответствии с календарным планом (приложение № 2) к настоящему государственному контракту согласованным с Заказчиком в установленном порядке.

Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения № 1 «Техническое задание» к Государственному контракту, Подрядчик осуществляет зачистку территории и вывоз отходов после выполнения буровых работ на полигоны ТБО механизированным способом, с использованием вездеходной техники, с последующей планировкой нарушенных участков для проведения биологической рекультивации. Место расположения полигона ТБО - «Площадка для складирования материалов на Бованенковском ГКМ» расположена на оленьих пастбищах муниципального оленеводческого предприятия «Ярсалинское», муниципального образования Ямальский район. Географические координаты: 68 градусов. 31 минута. 52.87 секунды сев. широты (68°31'52.87"с.ш.,); 70 градусов, 21 минута. 32,53 секунды вост. долготы (70°21'32.53"в.д.) (т.1 л.д. 23-45).

Пунктом 4 Технического задания к Государственному контракту определены отходы, сбор и перевозка на место временного складирования которых является предметом контракта. Срок начала работ: 2010 год, срок окончания работ: 2011 год.

Разделом 7.2 Проектной документации установлен перечень и объем отходов образующихся при выполнении работ:

1. В зимний период:

- древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные собрать и складировать непосредственно на площадках скважин для дальнейшего использования коренными жителями (учитывая отсутствие леса в районе);

- отходы цемента в кусковой форме собрать и вывезти в карьер № 1 (полигон ТБО) для последующего использования;

- лом черных металлов несортированный разрезать газорезным аппаратом, вывезти и передать специализированной организации (Вторчермет) для дальнейшего размещения, затопленный лом черных металлов освободить от льда;

- мусор строительный от разборки зданий, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), покрышки отработанные, отходы при добыче нефти и газа (отходы бурения), песок, загрязненный маслами (содержание масла менее 15%) собрать и вывезти в карьер № 1 (полигон ТБО);

- отходы химического происхождения собрать, пригодные отходы вывезти в карьер № 3 (под бурой шлам) для дальнейшего использования, потерявшие потребительские свойства вывезти в карьер № 1 (полигон ТБО);

- остатки дизельного топлива, потерявшего потребительские свойства слить в герметическую емкость, вывезти с площадки и передать специализированной организации для дальнейшего размещения, емкость пропарить, вывезти и передать специализированной организации (Второчемет) для дальнейшего размещения.

2. В летний период:

Выполнить рыхление и планировку земельных участков скважин, на которых располагался мусор строительный от разборки зданий, мусор от бытовых помещений (организаций, отходы цемента в кусковой форме и отходы химического происхождения.

Отходы производства вывозятся по существующим автомобильным дорогам с отсыпкой и внедорожным проездам. Расположение скважин, карьеров № 1 и № 3, автомобильных дорог с отсыпкой и внедорожных проездов указаны на карте М 1:100 000 «Транспортная доступность к объектам рекультивации», смотри раздел 1 «Пояснительная записка».

С учетом изложенного, Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу пришло к выводу о том, что ДОАО «Спецгазавтотранс» осуществляет накопление отходов производства и потребления в нарушение экологических требований непосредственно на почве свыше шести месяцев. Свалка производственных отходов, расположенная на земельном участке с координатами 70.36093' с.ш., и 68.528206' в.д., на момент осмотра (акт обследования от 16.07.2013) не ликвидирована, накопленные отходы по истечении 6 месяцев с предоставленного земельного участка для дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования не вывезены. В связи с чем, в действиях ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

По факту несоблюдения ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» ст. 8.2 КоАП РФ Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол от 25.10.2013 №465/2013. О времени и месте составления протокола заявитель был уведомлен путем направления ему телефонограммы от 21.10.2013 (т.1 л.д.109-115).

Установив в действиях ДОАО «Спецгазавтотранс» состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей ст.8.2 КоАП РФ, административным органом в отсутствие законного представителя надлежащим образом извещенного, вынесено постановление от 11.11.2013 № 465/2013 о назначении административного наказания, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т.1 л.д.8-14).

Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что административным органом не установлен состав административного правонарушения, не доказана вина общества в совершении вменяемого правонарушения. В постановлении не указано, какие именно правовые нормы были нарушены обществом. Постановление не определяет точно предмет правонарушения, в нем нет указания на то, какие именно отходы, и в каком количестве обнаружены при осмотре БНГКМ. Координаты места нахождения отходов в постановлении противоречат координатам, указанным в Государственном контракте. Проектная документация «Разработка проектов, проведение технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязненных сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) на полуострове Ямал» разделяет объемы и характер отходов, подлежащих вывозу на площадку временного складирования с территории, подлежащей рекультивации и те отходы, которые образуются в результате выполнения ДОАО «Спецгазавтотранс» обязанностей по контракту. Административный орган необоснованно подменяет один вид отходов другим, в связи с чем, обязанности ДОАО «Спецгазавтотранс» по отношению к собственным отходам приравниваются им к обязанностям в отношении отходов, подлежащих перевозке в рамках государственного контракта. Государственный контракт с приложениями является единственным документом в полном объеме определяющим обязанности ДОАО «Спецгазавтотранс» в отношении работ на указанном выше объекте. Утвержденная проектно-сметная документация регламентирует работу ДОАО «Спецгазавтотранс» только в части тех работ, которые определены государственным контрактом. Иные работы, включенные в проектную документацию на ДОАО «Спецгазавтотранс» не возложены, ответственности за их выполнение, либо не выполнение общество не несет. Решением Арбитражного суда ЯНАО от 12.04.2013 по делу А81-1385/2012 работы общества по государственному контракту № 12 ГК-535А/2010 оценены как выполненные. Нахождение каких-либо отходов на площадке временного складирования, расположенной в районе Бованенковского ГНКМ, не имеет никакого отношения к деятельности ДОАО «Спецгазавтотранс» по рекультивации скважин геологоразведки в рамках государственного контракта, в связи с чем, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Также заявитель ссылается на то, что об осмотре места нахождения отходов, указанных в обжалуемом постановлении, ДОАО «Спецгазавтотранс» не извещалось, представитель общества не присутствовал, в связи с чем, необходимые пояснения о характере отходов и их дислокации, не представлялись. Кроме того, по мнению заявителя, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент принятия оспариваемого постановления истек 28.07.2012, поскольку ДОАО «Спецгазавтотранс» окончил все работы по рекультивации скважин и вывозу отходов не позднее 28.07.2011

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на то, что государственным контрактом №12 гк-535А/2010 и утвержденной проектной документацией определены выполняемые работы, включающие вывоз отходов на Площадку складирования материалов на Бованенковском ГКМ, с целью дальнейшей передачи специализированным организациям для размещения, переработки, использования. Пунктом 4.2 государственного контракта предусмотрено, что Подрядчик собственными силами в счет цены работ, предусмотренных настоящим договором, возводит все необходимые временные сооружения. Площадка для складирования отходов ДОАО «Спецгазавтотранс» не была сооружена, и отходы сбрасывались непосредственно на почву. Такой сброс на почву отходов привел к длящемуся нарушению экологических требований - накоплению (складированию) отходов с нарушением требований природоохранного законодательства, т.е. на почве. В ходе проверки было установлено, что сброс отходов на почву в период с 17.03.2011 по 16.07.2013 на площади 7090м осуществлял ДОАО «Спецгазавтотранс». Указанные нарушения обществом на момент проведения проверки не были устранены, отходы продолжают накапливаться на почве в нарушение экологических требований. Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу при установлении события противоправного деяния и квалификации правонарушения не подменяет один вид отхода на другой, а указывает именно на те, отходы, которые ДОАО «Спецгазавтотранс» по Государственному контракту вывозит на «Площадку складирования материалов на Бованенковском ГКМ». Предметом рассмотрения дела А81-1385/2012, на которое ссылается заявитель, явилась оценка полноты выполнения гражданско-правовых обязательств сторонами Государственного контракта в части взаиморасчетов и объемов выполненных работ, а не соблюдение Подрядчиком при выполнении работ природоохранного законодательства. Управление не отрицает факт вывоза и складирования отходов по государственному контракту на отведенное в соответствии с Государственным контрактом место, однако, ДОАО «Спецгазавтотранс» выполнил условия контракта с грубым нарушением законодательства. Вывоз отходов осуществлялся не на Площадку временного складирования, а на почву, на том земельном участке, который выделен под Площадку складирования материалов на Бованенковском ГКМ. Следовательно, обществом осуществлялось временное складирование отходов, т.е. накопление отходов в месте, не соответствующем экологическим требованиям. В рамках производства по данному делу установлено событие нарушения - складирование отходов в нарушение экологических требований непосредственно на почве свыше шести месяцев и лицо, его совершившее - ДОАО «Спецгазавтотранс». Таким образом, факт совершенного ДОАО «Спецгазавтотранс» правонарушения, а также вина юридического лица, установлены и подтверждены материалами административного дела. В постановлении четко указано, какие именно нормы законодательства в области обращения с отходами были нарушены, а также указано, какие именно отходы складированы на почве, установлено событие, место и время совершения правонарушения. Установлено, что отходы вывезены 17.03.2011 (согласно актов о приемке выполненных работ дата составления 17.03.2011 (за отчетный период с 01.12.2010 по 17.03.2011). Нарушение носит длительный непрекращающийся характер, и на момент выявления нарушения 16.07.2013, оно не устранено.

Кроме того, ответчик указал, что в техническом задании к Государственному контракту место расположения площадки для складирования материалов на Бованенковском месторождении не соответствует указанным координатам. Широта в контракте указана как долгота, а долгота как широта, что подтверждается письмом ГУ ЯНО «Дирекция по развитию сельских территорий» от 03.02.2014 №30.

Также ответчик указал, что заявитель не извещался об осмотре места нахождения отходов, в связи с тем, что осмотр территории Бованенковского НГКМ осуществлялся в рамках проведения плановой выездной проверки по соблюдению ООО «Газпром добыча Надым» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Определением №465/2013 от 19.08.2013 общество было уведомлено о факте нарушения экологических требований, о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Датой совершения административного правонарушения является период с 17.03.2011 по 16.07.2013. На момент осмотра территории Бованенковского НГКМ - 16.07.2013, правонарушение является длящимся, поскольку вывезенные отходы продолжают находиться на земельном участке. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности (ст.4.5 КоАП РФ) истекает 16.07.2014.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Обязанность выполнения требований санитарного законодательства предусмотрена ст. 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Объектом указанного административного правонарушения является, в частности, окружающая среда, то есть совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав названного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно ст. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

В соответствии с государственным кадастром отходов, который согласно ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ включает в себя федеральный классификатор отходов (Федеральный классификационный каталог отходов - перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду).

Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.).

Режим собственности отходов определяется ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Из материалов дела следует, что документом, определяющим обязанности ДОАО «Спецгазавтотранс» в отношении работ на объекте Бованенковского НГКМ на территории, прилегающей к объекту ОАО «Газпром» «Склад взрывчатых материалов. База геофизиков. Промбаза ГП-1» Бованенковского НГКМ, является Государственный контракт № 12 гк-535А/2010 от 08.09.2010, заключенный ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» (Подрядчик) с ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий» (Заказчик) на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения.

В соответствии с п.15.1. Государственного контракта, срок действия контракта с момента его подписания, до 01.12.2011.

Предметом Государственного контракта является выполнение Подрядчиком работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения в рамках мероприятия: «Разработка проектов, проведение технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязненных сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) на полуострове Ямал» (п.1.1.).

Пунктом 1.2. Государственного контракта предусмотрено, что работы производятся в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) к настоящему государственному контракту, утвержденной проектно-сметной документацией и в соответствии с календарным планом (приложение № 2) к настоящему государственному контракту согласованным с Заказчиком в установленном порядке.

В соответствии с п.1.3. Государственного контракта сроки выполнения работ определяются в соответствии с календарным планом согласованным и утвержденным Заказчиком (приложение № 2), который является неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта.

Согласно подпункту 3 пункта 2 приложения № 1 «Техническое задание» к Государственному контракту, Подрядчик осуществляет зачистку территории и вывоз отходов после выполнения буровых работ на полигоны ТБО механизированным способом, с использованием вездеходной техники, с последующей планировкой нарушенных участков для проведения биологической рекультивации. Место расположения полигона ТБО - «Площадка для складирования материалов на Бованенковском ГКМ» расположена на оленьих пастбищах муниципального оленеводческого предприятия «Ярсалинское», муниципального образования Ямальский район. Географические координаты: 68 градусов. 31 минута. 52.87 секунды сев. широты (68°31'52.87"с.ш.,); 70 градусов, 21 минута. 32,53 секунды вост. долготы (70°21'32.53"в.д.).

Указанный перечень работ является исчерпывающим. Следовательно, возложение на ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» иных работ, в том числе, включенных в перечень Проектной документации, но не предусмотренных Государственным контрактом, является необоснованным.

Ссылки ответчика на то, что обществом должна осуществляется еще и утилизация отходов, предусмотренная Проектной документацией, являются необоснованными.

Действительно, разделом 7. «Охрана окружающей среды» Проектной документацией предусмотрено, что производство работ связано с образованием определенного количества производственных и бытовых отходов, поэтому в этот период особую актуальность приобретает организация системы сбора, складирования и временного хранения отходов, а в дальнейшем – их размещение (утилизация) (т.1 л.д.46-58).

Между тем, утвержденная проектно-сметная документация регламентирует работу ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» лишь в части тех работ, которые определены государственным контрактом.

Условиями же Государственного контракта обязанность по утилизации отходов на ДОАО «Спецгазавтотранс» не возлагается.

Указанная проектная документация четко разделяет объемы и характер отходов, которые подлежат вывозу на площадку временного складирования с территории подлежащей рекультивации и те отходы, которые образуются в результате выполнения ДОАО «Спецгазавтотрас» обязанностей по контракту.

Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в оспариваемом постановлении необоснованно подменяет один вид отходов другим, в связи с чем, обязанности ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» по отношению к собственным отходам приравниваются к обязанностям в отношении отходов, подлежащих перевозке в рамках государственного контракта.

Согласно Техническому заданию и Проектной документации, все отходы подразделяются на собственные хозяйственно-бытовые и отходы, образующиеся в процессе выполнения обществом обязанностей по контракту.

ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» производился вывоз отходов, образующихся в процессе выполнения обществом обязанностей по Государственному контракту, а не собственных хозяйственно-бытовых отходов.

Из выше изложенного следует, что нахождение иных отходов на площадке временного складирования, расположенной в районе Бованенковского ГНКМ, не имеет отношения к деятельности ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» по рекультивации скважин геологоразведки в рамках государственного контракта.

Довод ответчика о том, что ДОАО «Спецгазавтотранс» не была сооружена Площадка для складирования отходов, судом отклоняются, поскольку Государственный контракт не содержит условий, предусматривающих порядок обустройства Площадки.

Материалами дела подтверждается, что ДОАО «Спецгазавтотранс» в полном объеме выполнены условия Государственного контракта. Складирование осуществлялось согласно условиям Технического задания к Государственному контракту в пределах Площадки для складирования материалов на Бованенковском ГКМ, со следующими Географическими координатами: 68°31'52.87"с.ш.,; 70°21'32.53"в.д.

При этом претензий по качеству выполненных работ со стороны Заказчика - ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий», не имеется, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 17.03.2011 №№ 2.1-2.4, от 28.03.2011 №№ 3.1-3.6, от 25.05.2011 №№ 4.2-4.4, от 19.09.2011 № 5.1, от 23.12.2011 № 6.1-6.10 (т.4 л.д.1-150, т.5 л.д.1-113), и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2013 по делу № А81-1385/2012 (т.1 л.д.59-72).

В письме от 06.04.2011 №19/1463 (т.2 л.д. 14) ДОАО «Спецгазавтотранс», адресованного и.о.генерального директора ООО «Газпром добыча Надым» сообщается о том, что складирование металлолома и других отходов на площадке в карьере №1 не является несанкционированным. Данные работы выполняются ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» в соответствии с Государственным контрактом № 12 гк-535А/2010 от 08.09.2010. На основании постановления Администрации МО Ямальский район № 474 от 01.07.2010 предварительно согласовано место размещения площадки для складирования материалов (металлолома и т.п.). Складирование осуществляется в пределах указанной площадки.

Кроме того, ДОАО «Спецгазавтотранс» 06.04.2011 в адрес директора ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий» направлено письмо №19/1471 (т. 6 л. д. 5) согласно которому, в связи с получением письма от ООО «Газпром добыча Надым» (исх. №064/2998 от 22.03.2011) об освобождении площадки в карьере 31 от отхода до 01.05.2011, просит разрешить вопрос об отводе указанной площадки в карьере № 1 и выслать в их адрес оформленные документы.

В ответ на указанное письмо ГКУ ЯНАО «Дирекция по развитию сельских территорий» в адрес ДОАО «Спецгазавтотранс» направило ответ от 08.04.2011 №156 (т. 6 л.д. 6) согласно которому дирекция сообщает, что ООО «Газпром добыча Надым» не правомочно предъявлять какие-либо требования к земельному участку, предоставленному дирекции под площадку складирования материалов на Баваненсковском ГКМ. Дальнейшее выполнение работ по складированию отходов на данной площадке дирекция подтверждает.

Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе проверки в адрес государственного инспектора по охране природы также ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» направляло письмом от 21.10.2013 № 14/4194 (т.5 л.д.114) согласно которому ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» указано, что не размещало и не накапливало отходы производства и потребления на необустроенной площадке в районе Бованенковского НГКМ. ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» не является собственником каких-либо отходов в районе Бованенковского НГКМ. Складирование отходов ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» нельзя признать накоплением в том смысле, который определен законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 №16234/06).

Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

По смыслу ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ установлен перечень сведений, которые должны содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, которым завершается рассмотрение дела по существу, в частности наряду с другими необходимыми сведениями постановление должно содержать описание существа совершенного правонарушения, в т.ч. указание на то, в чем выражается противоправность действия (бездействия) правонарушителя, его вина.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса (п. 16 названного постановления).

При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности Управлением Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2. КоАП РФ.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, в нем не указаны, какие именно нормативно-правовые акты были нарушены обществом. В постановлении изложено только описание выявленных проверкой обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями общества и нарушениями требований законодательства не установлена, причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.

В оспариваемом постановлении административный органа указывает, что имеющиеся в материалах дела доказательства, являются достаточными для квалификации противоправного деяния и подтверждают наличие в действиях ДОАО «Спецгазавтотранс» вины. Однако, какие это доказательства Управлением не уточняется.

Кроме того, из оспариваемого постановления не представляется возможным определить какие именно отходы, в каком количестве обнаружены Управлением Росприроднадзора при осмотре БНГКМ; кому принадлежат данные отходы.

Как следует из содержания постановления, в нарушение ст. 1.5 КоАП РФ административным органом на лицо, привлекаемое к административной ответственности, возложена обязанность по доказыванию своей невиновности. При этом административным органом в оспариваемом постановлении не указано, какие именно нормы и правила нарушены обществом, не установлено и не указано, какие меры не приняты обществом для соблюдения Правил и не установлено имелась либо не имелась возможность у общества для их соблюдения.

В оспариваемом постановлении о привлечении общества к административной ответственности административным органом не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение обществом своих организационно-распорядительных или административных функций. Из содержания оспариваемого постановления не следует, что вопрос о наличии (отсутствии) у заявителя возможности по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления административным органом был исследован. В чем конкретно состоит вина общества в постановлении не отражено. Констатация административным органом в постановлении только фактов нарушений экологических требований при обращении с отходами производства и потребления без указания на виновные действия либо бездействие заявителя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.

Установление и конкретизация противоправных и виновных действий либо бездействия на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, является недопустимым, поскольку это противоречит принципам административного производства. Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено требованиями ст. ст. 1.6, 2.1, 4.1-4.3, 24.1, 26.1-26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ. Событие (объективная сторона) и вина (субъективная сторона) должны быть ясно сформулированы и описаны.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются судом в пользу этого лица.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд пришел к выводу что административный орган при вынесении оспариваемого постановления ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако состав административного правонарушения надлежащим образом не установлен и не исследован вопрос о наличии в действиях заявителя вины, что является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса.

Кроме того, по некоторым фактам выявленных нарушений материалы дела содержат противоречия.

Так, оспариваемое постановление содержит противоречия в части, касающейся географических координат осмотра Площадки для складирования отходов.

Как уже было указано выше, согласно условиям Технического задания к Государственному контракту складирование необходимо осуществлять в пределах Площадки для складирования материалов на Бованенковском ГКМ со следующими Географическими координатами: 68°31'52.87"с.ш., 70°21'32.53"в.д. В то время, как в постановлении содержится ссылка на то, что фактическое накопление отходов произведено в границах выделенного постановлением №474 от 01.06.20101 Администрации МО Ямальский район земельного участка на площади 1090 кв.м. Свалка производственных отходов расположена на земельном участке совершенно с иными координатами 70.36093' с.ш, и 68.528206' в.д.

Таким образом, координаты места нахождения отходов в постановлении противоречат координатам, указанным в Государственном контракте, что дает повод для сомнения в правильности определения административным органом выбора географических координат места осмотра при проведении проверки, и в конечном итоге достоверности полученных результатов от проведения проверки.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку арбитражный суд не может подменять административный орган в вопросе установления элементов состава правонарушения, следует признать, что административным органом не доказана вина общества, и, как следствие, состав административного правонарушения.

Доводы административного органа о доказанности состава правонарушения и его элементов, судом отклоняются, поскольку опровергаются содержанием оспариваемого постановления.

Таким образом, оспариваемое постановление содержит недостаточные сведения для установления наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, заявление ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» подлежит удовлетворению.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент принятия оспариваемого постановления истек 28.07.2012.

Из материалов дела следует, что осмотр проводился Управлением Росприроднадзора 16.07.2013 (акт обследования от 16.07.2013). Постановление № 465/2013 вынесено Управлением Росприроднадзора 11.11.2013 - в течение одного года в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард от 11.11.2013 №465/2013 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс» Открытого акционерного общества «Газпром», г. Ижевск.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
18.04.2024

Информация о досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

В Тамбовской области сахарный завод стал причиной загрязнения окружающей среды

Мусорная отрасль отчиталась за первую пятилетку

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Сегодня, 16:18
ЗСО и СЗЗ отказ Сегодня, 14:16

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Thu, 18 Apr 2024 22:11:09
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения