siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
  • Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
  • Подготовка предприятия к экологической проверке
  • Воспрепятствование проведению проверки
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

recultivation2024

Дело № А35-4977/2014 по заявлению Управления Росприроднадзора по Курской области к ЗАО Агрофирма «Любимовская»о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


Материал прочитан 603 раза и оценен
0
АС Курской области
Дата рассмотрения: 27.08.2014


[pdf, 237 KB]
АС Курской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А35-4977/2014

г. Курск
27 августа 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2014.
Решение изготовлено в полном объеме 27 августа 2014.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Морозовой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алименко А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Росприроднадзора по Курской области

к ЗАО Агрофирма «Любимовская»

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Управление Росприроднадзора по Курской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО Агрофирма «Любимовская» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме, согласно доводов, изложенных в заявлении.

Заинтересованное лицо возражало на доводы заявителя, согласно письменного мнения на доводы заявителя, имеющегося в материалах дела, дополнительных документов, представленных в судебном заседании.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

ЗАО Агрофирма «Любимовская» расположено по адресу: 307414,Курская обл., Кореневский район, с. Благодатное, зарегистрировано в качестве юридического за ОГРН 1034624000432, ИНН 4610002849.

С 21.04.2014 г. по 20.05.2014 г. государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Угрюмовой Е.В. проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Агрофирма «Любимовская».

Основанием проведения плановой выездной проверки послужил приказ от 14.04.2014 г. № 132 руководителя Управления Росприроднадзора по Курской области (далее - Управление).

Цель проведения плановой выездной проверки - проверка соблюдения установленного порядка при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха.

20 мая 2014 года в 14 ч. 25 мин. в ходе осуществления государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Угрюмовой Е.В. федерального государственного экологического надзора в отношении ЗАО «Агрофирма «Любимовская» установлено нарушение п. 30 ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В связи с указанным, 27.05.2014 года в отношении ЗАО Агрофирма «Любимовская» был составлен Протокол №132/4 об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.

Арбитражный суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Полномочия Управления Росприроднадзора по Курской области по осуществлению государственной функции по контролю и надзору в сфере природопользования и исполнению административных процедур определены Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, Федеральным законом РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, Федеральным законом №294 от 26 декабря 2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды», Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г.№285 «О перечне объектов подлежащих Федеральному государственному экологическому контролю», Приказом Минприроды РФ от 24.08.2011г. №707 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Курской области, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», Положением об Управлении Росприроднадзора по Курской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 г. № 450, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012г. №191, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008г. №300.

Таким образом, государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Курской области Угрюмова Е.В. имела право на составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает для юридических лиц ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

То есть, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как следует из материалов дела, административный орган вменяет ЗАО Агрофирма «Любимовская» нарушение п. 30 ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.

Согласно пункту 3.1.22 "ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1092-ст) накопление отходов: временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с 6.3 "ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" (далее - ГОСТ Р 53692-2009) аспекты экологической безопасности ликвидируемых отходов включают комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических видов деятельности по оценке и защите окружающей среды от опасного воздействия отходов на этапах технологического цикла отходов (далее ЭТЦО).

Аспекты безопасности при ликвидации объектов и/или отходов включают в себя обеспечение безопасности при проведении технологических операций обращения с ними (операции по обезвреживанию, включая нейтрализацию, дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию, разложение, уничтожение и др.) (п. 6.3.1 ГОСТ Р 53692-2009).

Дезинфекция объектов и отходов I - IV классов опасности является одним из видов обезвреживания и заключается в уничтожении или ослаблении действия вредных микроорганизмов, содержащихся в отходе (объекте), и осуществляется путем соответствующей их физической и/или химической обработки (п. 6.3.1.1 ГОСТ Р 53692-2009).

Демеркуризация объектов и/или отходов I - IV классов опасности является одним из видов их обезвреживания и заключается в извлечении содержащейся в них ртути и/или ее соединений (п. 6.3.1.2 ГОСТ Р 53692-2009).

Разложение отходов I - IV классов опасности представляет собой их деструкцию и связано с выполнением биохимических, биологических, физико-химических и термических операций над ними, приводящих к возможности обезвреживания их опасных компонентов и дальнейшей утилизации (п. 6.3.1.3 ГОСТ Р 53692-2009).

Нейтрализация отходов I - IV классов опасности связана с их физической, химической или биологической обработкой с целью снижения или полного устранения любых вредных воздействий на людей и окружающую среду (п. 6.3.1.4 ГОСТ Р 53692-2009).

Дезактивация объектов и/или отходов I - IV классов опасности охватывает любые способы удаления радиоактивных веществ и/или радиоактивных составляющих (п. 6.3.1.5 ГОСТ Р 53692-2009).

Обезвреживание объектов и/или отходов I - IV классов опасности ставит целью разработку и реализацию таких организационно-технических мероприятий и технологических процессов, которые обеспечивают исключение всех видов опасности для людей и окружающей среды или снижение ее уровня до допустимого значения с возможным использованием объектов и/или отходов I - IV классов опасности в технологических процессах получения полезных продуктов (п. 6.3.2 ГОСТ Р 53692-2009).

При захоронении объекты и/или отходы I - IV классов опасности размещают в специально приспособленных могильниках (п. 6.3.3 ГОСТ Р 53692-2009). Объемы захоронения объектов и/или отходов I - IV классов опасности должны соответствовать требованиям по допустимым пределам, установленным для данного могильника в пределах его штатной мощности.

Уничтожение объектов и/или отходов I - IV классов опасности производства и потребления связано с целенаправленной технологической обработкой (в том числе сжиганием), приводящей к практически полному прекращению их существования (п. 6.3.4 ГОСТ Р 53692-2009).

Во Временных правилах охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994 также установлено, что временное накопление отходов на промплощадке представляет собой хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов и является временной мерой; предельные количества единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются территориальными органами Минприроды России.

Из системного толкования указанных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов распространяется только на специализированные организации, для которых эта деятельность является основной деятельностью, осуществляемой с целью получения прибыли.

Указанный правовой подход согласуется со сложившейся судебной практикой, в том числе Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 N 07АП-5672/2011, Постановлением ФАС УО от 04.08.2008 N Ф09-5487/08-С1.

Как следует из материалов дела, административный орган вменяет ЗАО Агрофирма «Любимовская» нарушение п. 30 ст. 12 Федерального закона от 05.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Однако, как следует из материалов дела, ЗАО АФ «Любимовская» специализируется на воспроизводстве, откорме и продаже свиней. Процесс воспроизводства: на участке искусственного осеменения свиноматки осеменяются через катетеры. Во время супоросности свиноматки содержатся в специализированных свинарниках. Опорос происходит в свинарниках для опороса. Доращивание поросят происходит в специализированных свинарниках. Для откорма поросят перевозят «на площадку откорма». В процессе откорма поросят: формируются в однородные по возрасту, полу и весу группы. Содержится скот на щелевых полах, под которыми проходят каналы для само сплавного удаления навозной жижи.

Навоз удаляется автоматически и доставляется в отстойники. После этого навоз передается на поля в качестве удобрения. Отстойники представляют собой лагуны вместимостью 60000 м. В лагунах обеспечивается последовательное накопление навоза, обеззараживание навоза - уничтожение возбудителей болезней и семян сорняков в лагуне происходит в процессе анаэробного сбраживания.

Таким образом, из материалов дела следует, заявителем не оспаривается тот факт, что основным видом деятельности ЗАО Агрофирма «Любимовская» является разведение свиней, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. В результате указанной деятельности Общества образуются, в том числе, отходы 3 класса опасности - навоз от свиней.

Как следует из письменного отзыва Общества, навоз свиней последнее распределяет в качестве удобрений на полях, принадлежащих самой агрофирме. Навоз сторонним лицам не реализовывается. Прибыли от деятельности по обезвреживанию и размещению навоза от свиней Общество не получает.

Следовательно, заявитель занимается животноводческим производством, в результате которого образуются отходы естественного происхождения.

Само по себе нахождение на территории предприятия отходов, образующихся в результате производственной деятельности самого Общества, и их использование в дальнейшей его деятельности, не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности данного предприятия по размещению отходов, требующей получения соответствующей лицензии.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ЗАО Агрофирма «Любимовская» не осуществляет в качестве основной приносящей доход деятельности, деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Изложенное в свою очередь позволяет сделать вывод о том, что ЗАО Агрофирма «Любимовская» у Общества отсутствует обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Отсутствие события административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд установил, что административным органом не представлено убедительных доказательств несоблюдения Обществом требований и условий действующего законодательства, что, в свою очередь, свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.

Процедура привлечения ЗАО Агрофирма «Любимовская» к административной ответственности соблюдена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Иные доводы сторон не принимаются судом в силу вышеизложенного.

Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 156, 165, 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного Управлением Росприроднадзора по Курской области требования о привлечении ЗАО Агрофирма «Любимовская» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
04.05.2024

Минэкономразвития предложило бизнесу новый стандарт отчетности об устойчивом развитии

РОП: подано 389 заявлений о включении в реестр утилизаторов

Внедрение зеленых стандартов стимулирует экономический рост

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

20 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»

Экосбор 2024 2 мая, 08:51

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Sat, 04 May 2024 09:06:10
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения