Водоотведение 2020
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  |  О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  НА ПОРТАЛЕ  
Онлайн-конференция для промышленных экологов
ECOMONDO 2020
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Расчет экологического сбора в форме электронного документа: комментарий к приказу Росприроднадзора
  • Новые критерии отнесения объектов НВОС к определенной категории
  • Опыт предприятия. Обращение с отходами, запрещенными к захоронению
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации


Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

ecopoliscorp.com


Подписка

Дело № А62-5491/2013 по заявлению ОАО "Дорогобуж" к Управлению Росприроднадзора по Смоленской области о признании недействительным решения от 03.07.2013 № 2499 и прилагаемого к нему документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение


Материал прочитан 598 раз и оценен
0
АС Смоленской области
Дата рассмотрения: 23.12.2013


[pdf, 141 KB]
АС Смоленской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А62-5491/2013

город Смоленск
23.12.2013

Резолютивная часть решения оглашена 16 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2013 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скобелевой Я.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Дорогобуж" (ОГРН 1026700535773; ИНН 6704000505)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (ОГРН 1046758325118; ИНН 6730054024)

о признании недействительным решения от 03.07.2013 № 2499 и прилагаемого к нему документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение серия СМ-0 08 рег. № 0027 в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Переслегин А.А. – представитель (доверенность от 14.01.2013 № 04-Д/04, паспорт);
от ответчика: Калинина М.В. – старший специалист 3 разряда (доверенность от 16.09.2013 № 010, паспорт), Саввон Е.А. – специалист-эксперт отдела государственной экологической экспертизы и нормирования (доверенность от 18.11.2013 № 013, паспорт);

установил:

Открытое акционерное общество "Дорогобуж" (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее по тексту – Управление, ответчик) о признании недействительным решения от 03.07.2013 № 2499 и прилагаемого к нему документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение серия СМ-0 08 рег. № 0027 в части установления норматива образования и лимита на размещение отходов - карбоната кальция.

Как следует из материалов дела, 09.04.2013 ОАО «Дорогобуж» представило в Управление Росприроднадзора по Смоленской области заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту - НООЛР) и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту - ПНООЛР), в который включено 154 наименования отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности Общества.

Решением Управления Росприроднадзора о согласовании ПНООЛР и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 03.07.2013 № 2499 Обществу утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на 5 лет и выдан документ серии СМ-0 08 peг. № 0027 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом из указанных документов следует, что Обществу утверждены (установлены) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение с содержанием 155 наименований отходов, в связи с включением в перечень отходов карбоната кальция.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения и прилагаемого к нему документа об утверждении НООЛР со ссылкой на следующие обстоятельства.

Основным видом деятельности ОАО «Дорогобуж» является производство минеральных удобрений. При изготовлении минерального удобрения азофоски (нитроаммофоски) образуется побочный продукт - карбонат кальция. Карбонат кальция применяется в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности, как сырье для производства извести и известковых цементов, стекла, а также для других целей, т.е. имеет потребительскую ценность, что дает возможность его практического применения. При этом заявитель осуществляет реализацию (продажу) карбоната кальция в рамках договоров поставки. Обществом разработаны и утверждены Технические условия на побочный продукт - «Карбонат кальция конверсионный» (ТУ 113-08-667-98), получено заключение федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» о соответствии карбоната кальция конверсионного, производимого в ОАО «Дорогобуж» требованиям ТУ 113-08-667-98 «Карбонат кальция конверсионный».

Таким образом, являясь побочным продуктом, в соответствии с положениями пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее по тексту - ГОСТ 30772-2001) карбонат кальция отходом не является, что исключает обязанность Общества включать его в НООЛР.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Управлением представлен отзыв на заявление, в котором предъявленные требования не признаны со ссылкой на то обстоятельство, что карбонат кальция, образующийся в деятельности Общества, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-Ф «Об отходах производства и потребления» является отходом, имеет V класс опасности, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (действующего до 31.07.2014) имеет код 50000000 00 00 0 «Отходы химического происхождения», в связи с чем подлежит включению в НООЛР.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту - Порядок), который устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты (пункт 1 Порядка).

Согласно пунктам 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определены следующие понятия:

- отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Таким образом, применение отходов для производства товаров (в качестве сырья), либо их самостоятельного использования без переработки является использованием отходов, которое Федеральным законом № 89-ФЗ отнесено к обращению с отходами.

Согласно определениям, данным ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определение» (от 28.12.2001 г. № 607-ст) отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующийся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью; используемые отходы - отходы, которые используют в народном хозяйстве в качестве сырья (полуфабрикатов) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива как на самом производстве, где образуются отходы, так и за его пределами.

Следовательно, в рассматриваемом случае использование карбоната кальция в производстве другого товара, а также возможность его самостоятельного использования в сельском хозяйстве при известковании кислых почв (свидетельство о государственной регистрации в качестве агрохимиката от 29.11.2012 № 2447) не меняет статус данного продукта как отхода производства, порядок обращения с которым регулируется Федеральным законом № 89-ФЗ.

ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», на положения которого ссылается Общество в обоснование своей позиции, не регулирует отношения по обращению отходов, обладающих опасными свойствами, а устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.

Как следует из смысла определения, изложенного в пункте 3.16 данного ГОСТа побочный продукт – это дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. Согласно примечанию к данному пункту – побочный продукт не является отходом.

Между тем, данное определение дано не в целях отнесения или не отнесения продукта к опасным отходам, а в целях производственного процесса. При этом, как было отмечено выше, применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии в силу положений статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ является одним из видов обращения с отходами (а именно, использованием отходов).

На основании изложенного, Управлением сделан обоснованный вывод о необходимости установления НООЛР в части образующегося в деятельности Общества отхода – карбоната кальция.

При этом указанный вывод подтверждается также тем обстоятельством, что за период 2010-2012 согласно данным, отраженным в годовых формах федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) от 75% до 95% объема образованного отхода (карбоната кальция) размещается на собственном объекте размещения отходов (таблица – т.5, л.д.1), то есть не реализуется, каким-либо иным способом не используется.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отхода (карбоната кальция) осуществляется Обществом на внесенном в государственный реестр объекте размещения отходов – «Площадка промежуточного хранения карбоната кальция 2 очередь».

При этом в Проекте строительства указанного объекта (том 5. Охрана природы) приведены характеристики вредного воздействия карбоната кальция на природную среду (возможность загрязнения воздушной среды (раздел 3.2), подземных вод (раздел 3.3)).

Анализ указанных обстоятельств позволяет согласиться с выводом Управления о необходимости классификации карбоната кальция, образующегося в деятельности Общества, в качестве отхода.

Довод Общества о том, что Управление самостоятельно включив в ПНООЛР ранее утверждённый норматив образования карбоната кальция в количестве 187000,000 т/год, вышло за пределы предоставленных полномочий, что свидетельствует о незаконности принятого решения, суд отклоняет по следующим мотивам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и определяется с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Таким образом, с учетом признания судом обоснованным вывода Управления об отнесении карбоната кальция к отходам производства и, соответственно, необходимости утверждения нормативов его образования, действия Управления по включению указанного отхода в ПНООЛР в пределах ранее установленного лимита самостоятельно прав Общества не нарушает, так как отказ в утверждении ПНООЛР по мотивам невключения в него одного из видов отхода повлек бы для Общества неблагоприятные последствия, связанные с необходимостью осуществления деятельности в отсутствие утвержденных нормативов относительно иных видов отходов, по которым отсутствовали разногласия сторон, что повлекло бы для заявителя необходимость внесения платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

На основании изложенного, при рассмотрении дела судом не установлено незаконности оспариваемого решения и утвержденного им приложения, нарушения прав и законных интересов Общества, что исключает удовлетворение предъявленных требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Дорогобуж" (ОГРН 1026700535773; ИНН 6704000505) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
05.08.2020

Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО

05.08.2020

Письмо Минприроды России от 14.07.2020 N 12-50/8744-ОГ "О разработке разрешительной документации"

05.08.2020

В Москве представят инновационные решения по обращению с отходами

12-13 августа 2020 г.
Wasmа Central Asia

25-27 августа 2020 г.
II Специализированная выставка "ЭКОЛОГИЯ. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

8-10 сентября 2020 г.
ВэйстТэк 2020

Программа ПЭК Сегодня, 11:23

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


Rambler's Top100

ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ  |  ОТЗЫВЫ
Новости портала  |  Новости  |  Новости компаний  |  Проекты  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги  |  Актуальный вопрос

© 2004-2020 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Wed, 05 Aug 2020 13:27:44
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения