- «Белый список» НПА, регулирующих отношения в промышленной экологии
- Порядок подготовки документации для подачи заявки на КЭР
- Подготовка предприятия к экологической проверке
- Воспрепятствование проведению проверки
- Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 3
Читайте далее
Учредители
Издательский дом "Отраслевые ведомости"
|
Обращение с медицинскими отходами: законодательство и практика
Авторы: Иванов Артём
Не так давно ко мне обратился клиент, у него возникла необходимость лицензировать деятельность по обращению с медицинскими отходами, в частности с отходами, образующимися в организациях при осуществлении фармацевтической деятельности (лекарственные препараты, утратившие потребительские свойства).
В настоящий момент, действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены. Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Соответственно процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная федеральными законами № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не распространяется на обращение с медицинскими отходами.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством Российской Федерации утверждены Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681). Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, (п.2 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на классы: А, Б, В, Г и Д. Иной классификации для медицинских отходов, чем предусмотрено последними документами — по классам: А, Б, В, Г, Д — не существует на законодательном уровне. Возникают вопросы: к какой группе опасности следует относить медицинские отходы — к высокоопасным, чрезвычайно опасным, умеренно опасным, малоопасным либо практически неопасным.
Кроме того, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 Федеральный классификационный каталог отходов включает группу 7 47 800 00 00 0 «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов». Иными словами, указанный каталог содержит только отходы, полученные после обеззараживания медицинских отходов.
Так как требования Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ не распространяются на медицинские отходы, то не представляется возможным классифицировать медицинские отходы по ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. Таким образом, фактически нет оснований для включения медицинских отходов в лицензию на размещение и обезвреживание отходов I-IV классов опасности.
Согласно ч. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Требования, предъявляемые к медицинским отходам, определяются СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», при этом медицинские отходы класса «Г», соотносимые в соответствии с указанным документом с промышленными отходами в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются I-IV классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами I-IV класса опасности подлежит лицензированию.
Пп.4.29 и 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены требования к наличию соответствующих лицензий на вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Аналогичные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», в котором сказано, что уничтожение недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, требований к соискателю лицензии СанПиН 2.1.7.2790-10 не устанавливает, вследствие чего становится невозможным получить лицензию на обращение с медицинскими отходами.
Наряду с этим, иным законодательством Российской Федерации требований по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение не установлены.
Таким образом, выходит, что требования есть – процедура не урегулирована. По такому принципу и живет наша правовая система.
Средняя оценка актуальности тематики: 4,4615 из 5 Средняя оценка содержания статьи: 4,4286 из 5
Информацию прислал: temka_iv Для того, чтобы добавить или прочитать статью в журнале, необходимо зарегистрироваться Обсуждается в форуме (7)
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
06.05.2024
> 32 млн рублей долг АО «ПТЭК» за НВОС Кому из россиян грозят штрафы за навоз Даны разъяснения по вопросу переноса срока подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения
27 мая 2024 года Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация» 06 июня 2024 г. Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт» 20 июня 2024 г. Онлайн-семинар «Отбор проб в рамках ПЭК и надзорных мероприятий: особенности и рекомендации»
Контактная информация
РЕДАКЦИЯ Адрес: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10 E-mail: red@ecoindustry.ru
ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА: support@ecoindustry.ru
|