Doctor_T, мы все умеем читать и читаем:
Вопрос
Пользователь сайта «Эковопрос»
Необходимо ли организации, относящейся к III категории объектов, оказывающих негативное воздействие, согласовывать проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), кроме веществ I-II классов опасности, в Роспотребнадзоре?
Или правильнее будет провести расчет нормативов ПДВ, утвердить его и хранить в организации?
Ответ
В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Применительно к лицам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, законодательство не содержит положений, прямо указывающих на обязанность осуществлять расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
Тем не менее оговорка, на основании которой мы приходим к выводу, что такая обязанность установлена, содержится в п. 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Пункт 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
В настоящее время главной проблемой в вопросе исполнения лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, обязанности по расчету НДВ и своего рода «легитимизации» такого расчета является отсутствие законодательных положений или подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих специальный порядок расчета и оформления соответствующих НДВ.
Иными словами, применительно к объектам III категории законодательство не предусматривает какие-либо требования к порядку оформления расчета НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
В частности, нет требований, предусматривающих, что указанные расчеты должны быть разработаны и оформлены в виде проектов НДВ (ПДВ).
Однако на практике позиция представителей отдельных территориальных органов Роспотребнадзора состоит в том, что проекты нормативов ПДВ (нормативы ПДВ) обязаны разрабатывать и утверждать (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) все лица, имеющие стационарные источники выбросов в атмосферный воздух (в том числе лица, осуществляющие деятельность на объектах III категории).
Представляется, что такое утверждение действующему законодательству не соответствует.
Фактически эта позиция основана:
▸на убеждении в необходимости применения к разрабатываемым нормативам для объектов III категории (и не только для таких объектов) старых процедур утверждения (установления);
▸нормах, которые были обязательны к соблюдению всеми лицами, осуществлявшими выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до 01.01.2019 — то есть до перехода на новую систему нормирования.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам».
Из указанного положения как раз и делается вольный вывод: все хозяйствующие субъекты, которые должны рассчитывать НДВ, должны их утверждать при наличии СЭЗ.
Тем не менее из содержания приведенного положения видно, что даже этот закон не устанавливает обязанность лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, утверждать НДВ (проекты нормативов ПДВ).
В процитированной норме речь идет об условии утверждения нормативов ПДВ (разумеется, в ситуации, когда такие нормативы должны утверждаться).
Еще раз назовем установленные законом обязанности лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории: расчет (а не утверждение), в частности, НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).
А это означает, что любые доводы о необходимости утверждения, согласования, экспертизы расчетов НДВ (самих нормативов, проектов нормативов ПДВ) для объектов III категории в условиях действующего законодательства являются необоснованными.
Но суть в другом. Меня удивляют всезнающие пользователи форума, со своими высказываниями: "читайте законы внимательно", ""отход становится отходом, только когда собственник решит, что это отход", "где законное обоснование, что что-то надо согласовывать"..,.. а в итоге когда проверка, не один язык не может повернуть, что б, что-то возразить инспектору, единицы оспаривают что-то. Я отвечаю здесь так, как требуют это надзорники. Мне проще сделать больше работы и потом чтобы не было ни малейшей претензии, чем бегать потом доказывать руководству, что мы можем обратиться в суд.