![]() | ||||
![]() | beer 10.05.2011 10:42![]() В связи с выходом ФЗ-99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", появился вопрос о "судьбе" лицензий на право пользования природными ресурсами (в т.ч. недрами). В новом законе этот вид деятельности не упоминается ни в ст.1 (где перечисляются виды деятельности, на которые действие закона не распространяется), ни в ст.12 (где перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию). Что это - ошибка, случайность или нас ждут перемены и в этой сфере? | |||
![]() | ||||
![]() | A_L 10.05.2011 17:53![]() beer, Насколько я помню, необходимость лицензирования закреплена в законе "О недрах". Лицензиям - быть! Более того, Роснедра отныне не имеют право выдавать лицензию на право добычи подземных вод в отсутствие материалов по подсчету запасов. Сначала нужно получить лицензию на разведку. Составить проект геологоразведочных работ, отдать его на экспертизу, затем выполнить сами работы, составить отчет и вновь представить его на экспертизу. После утверждения запасов протоколом ТКЗ роснедра могут выдать лицензию на право добычи. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 11.05.2011 11:27![]() Когда-то из недр Интернета вытащил Ваш комментарий на обсуждаемую тему. Можно и здесь повторить, так как вопросы очень серьезные - тянут за собой дополнительные расходы. ![]() ------------------------------ ![]() Комментарии к приказам № 463 и № 569 МПР РФ. ![]() Проблемы лицензирования недропользования и проведения государственной экспертизы запасов подземных вод. Лукьянов А.Е. ![]() Введение ![]() Министерством природных ресурсов и экологии РФ за последние пол года издан ряд приказов и нормативных документов, касающихся эксплуатации месторождений пресных подземных вод. Это приказ № 463 от 27.10.10 «Об утверждении Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод» и приказ № 569 от 31.12.10 «Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод». ![]() Приказ № 463 вносит ясность в вопрос проектирования подземных водозаборов, структуры и состава проекта. Во многом данный приказ повторяет требования, предъявлявшиеся ранее к проектам водозаборов, изложенные в ряде документов по изучению, использованию и охране подземных вод. Отдельное внимание при составлении проекта для добычи питьевых и технических вод (см. Глава III, приказ № 463) следует уделить таким, относительно новым пунктам, как п. 3.5. «Расчет нормативного водопотребления и водоотведения», а также п.п. 6, 7, касающихся обеспечения промышленной безопасности и мероприятий по охране окружающей среды. ![]() Приказ № 569 устанавливает требования по оформлению представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов подземных вод. Фактически, данный приказ приводит правила оформления отчетов в соответствие с основным нормативным документом по подсчету запасов – действующей Классификацией запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной приказом МПР № 195 от 30.07.07. С этих позиций можно рассматривать приказ № 569 как запоздавший на три года. ![]() Введение в 2008 году новой Классификации запасов (М., 2007 г.), содержавшей значительные изменения по сравнению с прежней версией – Классификацией (1998 г.), требовало и изменения правил оформления материалов. В отсутствие таковых, оформление отчетов с оценкой запасов подземных вод в соответствие с новой Классификацией запасов 2007 г. выполнялось по старым правилам, установленным в Рекомендациях по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, М. 1998 г. ![]() Следует отметить, что указанные документы не подразумевают значительных нововведений в практику эксплуатации подземных водозаборов. Однако, на фоне обновления нормативной базы существенно изменяется процедура получения лицензий на право пользования недрами, проведения работ по оценке запасов подземных вод, вводится система согласования и экспертизы проектов геологоразведочных работ, что неизбежно повлечет увеличение стоимости данного вида исследований. ![]() Изменения в системе лицензирования ![]() Начиная с 2011 года, процедура проведения работ по получению лицензии на право добычи подземных вод стала более сложной. ![]() Ранее существовала практика выдачи лицензий, устанавливающих право добычи подземных вод, в отсутствие утвержденных запасов подземных вод по участку недропользования. Требование по подсчету запасов подземных вод включалось в качестве одного из пунктов лицензионного соглашения. Недропользователь мог провести работы по оценке запасов подземных вод в процессе эксплуатации месторождения. Теперь Роснедра не выдают лицензии на право добычи подземных вод в отсутствие протокола Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), подтверждающего постановку запасов подземных вод на государственный учет. ![]() Новые правила требуют обязательного наличия протокола ТКЗ. Без оцененных запасов подземных вод владелец водозаборной скважины может претендовать только на получения лицензии с целью геологического изучения участка недр. В данном виде лицензии устанавливаются сроки выполнения геологоразведочных работ, результатом которых является подсчет запасов подземных вод и постановка их на государственный учет. Только после этого недропользователь может претендовать на получение лицензии на право добычи подземных вод. Правда, в ряде случаев лицензия на проведение геологоразведочных работ может устанавливать и право опытно-промышленной эксплуатации. Т.е. в процессе геологического изучения участка недр владелец лицензии имеет право добывать и использовать подземные воды. Тем не менее, любому недропользователю отныне придется получать лицензию на один и тот же участок недр два раза: сначала лицензию на геологоразведочные работы, затем лицензию на право добычи. ![]() Оценка запасов подземных вод ![]() Наравне с лицензированием, определенные сложности возникают и с оценкой запасов подземных вод. Ранее, на основании лицензии владелец скважины мог провести работы по подсчету запасов подземных вод с привлечением специалистов сторонних организаций, выполнить необходимые исследования и, в установленном порядке, представить отчет с подсчетом запасов подземных вод на государственную экспертизу. Результатом проведения экспертизы был требуемый протокол ТКЗ с постановкой запасов на государственный учет. ![]() Однако, теперь Роснедра вводят дополнительные требования, которые призваны привести процедуру подсчета запасов в соответствие действующему законодательству. Исследования по оценке запасов подземных вод являются видом геологоразведочных работ. В свою очередь, на любые геологоразведочные работы должен быть составлен проект, содержащий сметный расчет, перечень необходимого оборудования, расход материалов, расчет трудозатрат, затрат времени, рекомендации по охране труда и экологической безопасности. Работы по оценке запасов подземных вод могут выполняться только в соответствие с проектом при условии его утверждения. ![]() Работы по проектированию по своему объему сравнимы с работами по оценке запасов подземных вод. Таким образом, общие трудозатраты возрастают ровно в два раза. Проектные материалы в обязательном порядке проходят государственную экспертизу, проводимую территориальными отделениями ФГУ «Государственная экспертиза запасов». После утверждения проекта проводятся работы по геологическому изучению недр. Отчет о выполненных работах также представляется на экспертизу. Таким образом, работы, касающиеся одного и того же объекта исследований, два раза проходят государственную экспертизу – сначала в виде проекта, затем в виде отчета о выполненной разведке недр. ![]() При рассмотрении экспертами проекта геологоразведочных работ с целью подсчета запасов подземных вод экспертируется не только правильность выполнения работ и достаточность предполагаемых результатов, но и экономические показатели (сметный расчет), являющиеся основой договорных отношений между недропользователем и организацией-исполнителем. Система контроля расходования средств при проведении геологоразведочных работ была необходима в советское время, когда все работы финансировались государством. В современных условиях такое вмешательство может носить противоправный характер. Эксперты могут исключать некоторые виды работ или дополнять перечень дополнительными видами исследований, уменьшая или увеличивая их итоговую стоимость. ![]() Необходимо отметить, что, на сегодняшний день, стоимость работ по оценке запасов подземных вод, как правило, является заниженной, по сравнению со сметным расчетом. Экспертиза проектов геологоразведочных работ с контролем перечня необходимых исследований дает заинтересованным экспертам мощный рычаг давления на ценообразование в данной сфере. ![]() Государственная экспертиза запасов подземных вод ![]() Основным документом при проведении геологоразведочных работ по подсчету запасов подземных вод является Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, 2007 г. Введение последней редакции данного документа, произошедшее 01 января 2008 г., вызвала много возражений, в том числе и в ФГУ «Государственная комиссия по запасам». Фактически, данный документ был утвержден министерским приказом вопреки мнению большинства ведущих специалистов-гидрогеологов и сотрудников ФГУ «ГКЗ». На заседании научно-технического совета ФГУ «ГКЗ» 11 декабря 2007 г. новая Классификация запасов получила ряд отрицательных отзывов. ![]() Основные возражения были связаны с неопределенностью многих ключевых понятий, возникшей в новой версии документа. Так, например, исчезла однозначность в определении понятий оцененного и разведанного месторождений, исчезли принципиальные отличия в отнесении запасов подземных вод к категории В или С1 по степени геолого-гидрогеологической изученности. ![]() Отсутствие однозначности в базовых нормативных документах неизбежно приводит к их вольной трактовке заинтересованными сторонами. При этом, тотальное преимущество получают надзорные органы. Так, например, при отнесении месторождения пресных подземных вод к оцененным, специалисты Роснедра могут потребовать от недропользователя проведения дополнительных геологоразведочных работ, т.к. промышленная эксплуатация предусмотрена только для разведанных месторождений. Отнесение экспертами ГКЗ запасов подземных вод к более низкой категории С1 также может означать необходимость доизучения месторождения с целью повышения геолого-гидрогеологической изученности и отнесения запасов к категории В. Необходимость проведения дополнительных работ в дальнейшем может быть включена в условия лицензионного соглашения по добыче подземных вод, что вынуждает недропользователя нести дополнительные затраты. ![]() В соответствие с Положением о государственной экспертизе полезных ископаемых, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 69 от 11.02.2005, Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность. ![]() Из Положения о ГКЗ следует, что экспертиза материалов геологоразведочных работ по оценке запасов подземных вод представляется важным условием учета, изучения и охраны данного ценного ресурса. Несомненно, экспертиза запасов должна проводиться по всем участкам недр, эксплуатируемым с целью добычи подземных вод. Однако, также несомненно, что государственная экспертиза должна быть независимой и объективной. К сожалению, данное условие выполняется не всегда. ![]() Экспертами ГКЗ в большинстве случаев являются внештатные специалисты. То есть, для экспертизы привлекаются сотрудники различных коммерческих организаций, выполняющих работы по оценке запасов подземных вод, бурению и проектированию водозаборных скважин на договорной основе. Нередко, эти организации располагаются в одном здании с территориальным отделением ГКЗ и Департамента по недропользованию. ![]() Эксперты прямо заинтересованы в результатах проводимой экспертизы. Понижая категории запасов подземных вод или относя месторождения к оцененным, они принуждают недропользователя выполнять дополнительные работы. Тем самым эксперты, как сотрудники специализированных геологических организаций, лоббируют собственные интересы. Поэтому, экспертиза запасов подземных вод нередко лишена объективности и может проводиться с нарушениями действующих нормативных документов. Отсутствие независимых экспертов противоречит п. 25 Руководства по организации и проведению экспертизы проектов геологического изучения недр (Приложение 1 к приказу № 83-орг ФГУ «ГКЗ» от 21.02.2011). ![]() Спорные вопросы ![]() Этап перехода от старого регламента к новому порождает путаницу, с которой, прежде всего, тяжело справляться самим сотрудникам Департамента по недропользованию. В числе неоднозначных моментов следует отметить требование о наличии заключения о соответствие качества подземных вод требованиям законодательства в сфере санитарной защиты населения. ![]() Ранее такие заключения выдавали органы Санэпиднадзора, подведомственные Роспотребнадзору. Также санитары выдавали заключения на соответствие проекта организации зоны санитарной охраны водозаборного сооружения. Однако, приказом № 309 Роспотребнадзора от 12.08.2010 г. деятельность по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения исключена из перечня видов деятельности, на которые выдаются санитарно-эпидемиологические заключения. В практике защиты материалов по подсчету запасов питьевых подземных вод в 2010 г. уже возникали ситуации, когда представители Роснедра требовали от недропользователя санитарное заключение, несмотря на то, что в соответствие с новым приказом Роспотребнадзора органы СЭС таких заключений больше не выдают. Как будет решаться этот вопрос в дальнейшем, пока не ясно. ![]() Заключение ![]() В целом, введение приказами МПР №№ 463 и 569 в действие новых нормативных документов следует рассматривать как положительный момент. Появление новых документов вносит определенную ясность и однозначность в вопросы проектирования подземных водозаборов и оформления материалов подсчета запасов подземных вод. ![]() Вопрос однозначности нормативной базы, на сегодняшний день, является наиболее острым в сфере пользованиями недрами с целью добычи подземных вод. Приведение процедуры подсчета запасов в соответствие с существующими нормами повлекло за собой необходимость выполнения нового вида работ – составления проектов геологоразведочных работ. Неизбежное увеличение временных, трудовых и экономических затрат отразится на стоимости подсчета запасов. Последовательная экспертиза проекта, а затем материалов подсчета запасов пресных подземных вод создает дополнительные условия для давления на недропользователя со стороны заинтересованных структур. Отсутствие независимой экспертизы усугубляет данную ситуацию. ![]() Введение новой процедуры, как и следовало ожидать, вызвало неразбериху. Вероятно, Департамент по недропользованию пока не имеет нового четкого регламента, касательно требований по проектирования геологоразведочных работ, контролю и экспертизе проектов. Для перехода системы лицензирования и подсчета запасов подземных вод на новые рельсы, формирования устоявшегося свода требований и правил, несомненно, потребуется некоторое время. После чего о достоинствах или недостатках новой системы можно будет судить более определенно. -------------------------- | |||
![]() | ||||
![]() | Viktoria 11.05.2011 11:53![]() ultra, дорогой, привет! Подскажи мне неразумной, с кем теперь согласовываем проект ЗСО скважин. Оценку запасов закончила, с этим пока все понятно, разработка проекта ЗСО второе требование лицензионного соглашения. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 11.05.2011 12:03![]()
Викуся, ответ содержится в Письме Роспотребнадзора от 15.04.2011 N 01-4310-1-32 "О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений". ![]() На проект зон санитарной охраны водозаборов (ЗСО) необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение. ![]() --------------------------- ![]() ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ![]() ПИСЬМО от 15 апреля 2011 г. N 01/4310-1-32 ![]() О ВЫДАЧЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ![]() В связи с поступлением обращений территориальных органов по вопросу порядка выдачи и форме санитарно-эпидемиологических заключений Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает следующее. В соответствии со статьей 2 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза проводится в соответствии с Положением о порядке санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, которое не предусматривает выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции санитарным правилам. Порядок выдачи иных видов санитарно-эпидемиологических заключений, включая санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг, определен Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, действующими в части, прямо не противоречащей международным соглашениям. Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения. В соответствии с пунктом 13 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), проектной документации осуществляется на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки "B". Формы санитарно-эпидемиологических заключений утверждены Приказом Минздрава России от 27.10.2000 N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора" (зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2000, регистрационный номер 2438). Санитарно-эпидемиологические заключения оформляются на следующую проектную документацию: 1. проекты предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ); 2. обоснования организации санитарно-защитных зон (СЗЗ); 3. проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); 4. проекты зон санитарной охраны водозаборов (ЗСО); 5. проекты нормативно-допустимых сбросов (НДС); 6. проекты на размещение источника электромагнитных излучений (ПРТО). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство лекарственных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; образовательная деятельность. ![]() Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО ![]() ---------------------------------- ![]() Здесь http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic.html&f=6&t=7630&show=1305028717#1305028717 размещен Комментарий компании "ЭКОТИМ" на Письмо Роспотребнадзора № 01/4310-1-32 от 15 апреля 2011 года «О выдаче санитарно-эпидемиологических заключений» | |||
![]() | ||||
![]() | Viktoria 11.05.2011 12:17![]() ultra, спасибо дорогой! Та как всегда ЛУЧШИЙ! | |||
![]() | ||||
![]() | Novaya 12.05.2011 14:58![]() ultra, в ключе приводимой статьи: то-то наши Недра спохватились - ни с того ни с сего прислали письмо с требованием провести оценку запасов подземных вод по водозабору, лицензия на который была выдана в 2005 и никакого требования о проведении оценки не содержит. Аргументируют тем, что Закон о недрах содержит такое требование и мы должны закон выполнять. | |||
![]() | ||||
![]() | A_L 13.05.2011 21:06![]() К сожалению, в этом вопросе со временем ситуация становится только хуже и хуже. Нормативная база запутана. Экспертиза становится все более предвзятой. Требования Роснедр противоречат действиям Роспотребнадзора. | |||
![]() |