www.ecoindustry.ru » Обсуждение новостей и статей » Проет закона "О санитарно-эпидемиологическом страховании" [новость] (тема полностью)

LTG 22.10.2008 17:20

Кажется, скоро для деятельности по обращению с отходами понадобится еще и сантарно-эпидемиологическое страхование. Очевидно, лицензирования не достаточно. Можно только порадоваться за РПН, который похоже будет его курировать.

ultra 22.10.2008 17:43

LTG,

В ГАРАНТЕ отсутствует текст законопроекта, а на сайте Роспотребнадзора похоже висит старый вариант законопроекта от 2002 года.

Вот несколько упоминаний о законопроекте в системе ГАРАНТ.

-----------------------------

Основная цель проекта Минздрава - подготовка проекта закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании". К настоящему времени проект документа уже готов. Первой и главной задачей эксперимента - собрать достоверную страховую статистику, что необходимо для обеспечения высокого качества страховых услуг. Пока собранной страховой информации недостаточно, т.к. для этого необходимо иметь статистику, минимум, за три года и которая должна обрабатываться по специальной методике, учитывающей специфику страхования гражданской ответственности за качество продукции.
---------------------------------------
Недавно Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека был разработан проект закона "Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании". В проекте говорится, что компания не сможет работать на территории России, если она не заключила договор страхования ответственности за качество продукции или услуг. Этим Роспотребнадзор планирует снять с предпринимателей излишнее административное регулирование и одновременно защитить интересы потребителей. К страховщикам, которые будут осуществлять такой вид страхования, будут предъявлены следующие требования: опыт работы не менее двух лет на добровольной основе и наличие не менее 30 представителей в российских регионах.

--------------------------------------------

Страхование безответственности

Роспотребнадзор выступил с инициативой ввести обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование. Законопроект, подготовленный чиновниками совместно с крупнейшими страховыми компаниями, призван застраховать ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество продукции или услуг. Если данная инициатива будет претворена в жизнь, у предпринимателей возрастут издержки, что непременно выразится в росте цен на продукцию.

Инициативные чиновники

Роспотребнадзор регулярно выражает крайнюю озабоченность качеством товаров и услуг на российском рынке: то и дело сотрудники ведомства выявляют ряд нарушений. И это несмотря на строгую систему сертификации качества продукции и лицензирования различных видов деятельности. Однако чиновники нашли способ решения указанной проблемы - введение обязательного санитарно-эпидемиологического страхования. По мнению чиновников Роспотребнадзора, если контрольные мероприятия не способны уберечь производителей от возможных ошибок, а потребителей - от ущерба, необходимо застраховать такие риски. Соответствующий документ находится сейчас в разработке.
Как следует из пресс-релиза Роспотребнадзора, в случае одобрения нового законопроекта будет уменьшено избыточное административное регулирование предпринимательской деятельности и обеспечена защита потребителей от недобросовестных продавцов.
В пользе документа об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании уверены некоторые эксперты. По словам генерального директора юридического центра "АННЭКСУС" Светланы Михальченко, данную инициативу можно только приветствовать, "особенно в наших условиях, когда прилавки заполнены некачественными и даже опасными для здоровья продуктами и товарами".
Итак, о самом нововведении. Страховые отчисления организаций будут направлены на формирование страхового резерва для компенсации ущерба и убытков застрахованным лицам и не будут использоваться для финансирования иных бесхозяйственных действий компаний. Причем выгоду от принятия документа должны ощутить на себе не только потребители, но и производители продукции или услуг, поскольку обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование, по мнению разработчиков законопроекта, сможет в некотором роде заменить лицензирование.
По расчетам властей, страхование санитарно-эпидемиологической ответственности станет дополнительным документом к уже имеющемуся пакету бумаг, который необходимо будет иметь предпринимателям для работы на рынках товаров и услуг. Предприятие должно будет представить страховой компании все необходимые документы, которые позволили бы определить степень принимаемого на страхование риска. К таковым законопроект относит анкету и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы, при отсутствии которой можно будет представить декларацию безопасности или сертификат соответствия. Однако страхование не ограничивается лишь представлением документов - страховщику законопроект позволяет осуществлять самостоятельный анализ страхователя для определения вероятности наступления страхового случая.
Помимо требований к страхователям документ предусматривает и наличие требований к страховым организациям. Они должны иметь двухлетний опыт на рынке страхования ответственности производителей, продавцов и исполнителей за причинение вреда за нарушение санитарно-эпидемиологических норм. Кроме того, страховые компании, имеющие доступ к новому виду страхования ответственности, должны иметь не менее 30 представительств в различных регионах и лицензии на проведение обязательного страхования.

Никто не внакладе?

Законопроект вызвал множество споров по поводу необходимости данной меры. Предложение Роспотребнадзора вызвало возражения Союза потребителей России. Председатель данной организации Петр Шелищ отметил, что сегодня имеются достаточная законодательная база и соответствующие правовые механизмы возмещения ущерба потребителю, если доказана взаимосвязь потребления продукта ненадлежащего качества и причиненного им вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя.
Позицию Союза потребителей России об эффективности существующих инструментов защиты поддерживает и генеральный директор юридического центра "БАЗАЛЬТ" Василий Неделько:
- Например, если сейчас я отравлюсь йогуртом, я могу обратиться в суд и потребовать возмещения материального ущерба от молочного комбината. Для этого я должен доказать, что причиной моего отравления послужила конкретная пачка йогурта, что он стал непригодным для употребления из-за проблем производства, а не из-за условий хранения в торговой организации, плюс доказать наличие вреда, причиненного моему здоровью, и потребовать его возмещения.
С принятием нового закона для потребителя практически ничего не изменится, за исключением следующего: закон о страховании не предусматривает возмещения морального вреда, и в суде на стороне производителя будет выступать страховая компания, которая будет стремиться доказать правоту производителя. Выиграв суд, с помощью исполнительного листа и судебного пристава можно получить причитающиеся деньги, если у производителя таковые окажутся, отмечает Василий Неделько:
- Безусловно, на этапе исполнения решения суда наличие страховки значительно облегчит мою задачу. Таким образом, по сравнению с существующим положением наличие страховки позволит потребителю взыскать доказанный в суде причиненный вред с мелких производителей, не имеющих собственных средств для возмещения ущерба.
Обязанность доказывания причин ущерба, его размеров по-прежнему лежит на потребителе, и в этом смысле его положение никак не изменилось, утверждает аудитор компании "Вече-Инвест" Валерия Кузнецова:
- Не думаю, что возмещение ущерба в спорных случаях как-то упростит этот процесс, наоборот, страховая компания с ее профессиональным подходом на уменьшение убытков, то есть сокращение страховых выплат, сделает получение страхового возмещения крайне затруднительным. С другой стороны, в проекте никак не очерчиваются размеры страховых премий, не станут ли они для мелких и очень мелких производителей еще одним препятствием, "входными воротами" в отрасль или рынок, и без того порой недостаточно конкурентный?

Конец административному произволу

Страхование, по мнению чиновников, позволит избежать избыточного административного давления на бизнес. Однако такое мнение кажется Валерии Кузнецовой совсем необоснованным:
- Из проекта закона не складывается представление о механизме, реализуя который производитель смог бы ощутить большую свободу, чем ту, которую имеет на сегодняшний день.
Достигнуть облегчения работы производителей вряд ли удастся, ведь необходимости обращения в СЭС им все равно не избежать, говорит Василий Неделько:
- Я сталкивался с работой экспертов страховых компаний и с достаточной степенью уверенности могу сказать, что страховщики не будут тратиться на собственную экспертизу производства. Страховые компании работают с вероятностями. 1000 производителей застраховались, по одному из них пришлось возместить 10 000 рублей ущерба. Зачем тратить деньги на собственных экспертов? Проще нанять хороших математиков и юристов. Предприятия могут расслабиться. Зачем ставить дополнительное звено контроля качества, если в случае чего страховщики за все заплатят?
В свою очередь, в Союзе потребителей России переживают, что внедрение системы обязательного санитарно-эпидемиологического страхования может привести к свертыванию государственного надзора на потребительском рынке. А такой подход не соответствует интересам российских потребителей и опыту развитых стран. Тем не менее при надлежащем контроле со стороны федерального органа исполнительной власти бесконтрольности при страховании ответственности возможно избежать, уверена Светлана Михальченко:
- Особенно хотелось бы обратить внимание на контроль за страховщиками и на государственное регулирование страховых тарифов.
По мнению экспертов, помимо обязательного страхования (если оно вообще будет принято) государству следует подумать и над другими вариантами регулирования качества продукции. Светлана Михальченко видит необходимость в усилении контроля за качеством товаров, ввозимых в страну. Причем особенно это касается стран третьего мира. Кроме того, государство должно сертифицировать технологию и условия производства и потом внезапными проверками контролировать их соблюдение, полагает Василий Неделько. По его словам, предприятиям должно быть выгодно следить за соблюдением технологического процесса, а не надеяться компенсировать возможный вред с помощью страховой компании.

Д. Кадатов

Страховщики не в восторге

ОСАО "Ингосстрах" упомянуто в числе страховщиков, участвовавших в подготовке законопроекта. Однако компания отрицает участие в подготовке окончательной редакции законопроекта, поскольку работала над ним еще в 2004 году, а с тех пор многое изменилось. Генеральный директор ОСАО "Ингосстрах" Александр Григорьев заявил, что компания всецело поддерживает необходимость уменьшения различных проверок малого и среднего бизнеса и переход от порядка лицензирования к заключению договоров страхования ответственности. Тем не менее в законе об обязательном страховании необходимо определить конкретные отрасли, подпадающие под действие закона, лимиты ответственности и тарифы. Причем данное страхование должно учитывать интересы потребителей, а не базироваться на минимальной стоимости защиты.

"Московский бухгалтер", N 12, июнь 2008 г.
------------------------------------

LTG 22.10.2008 19:40

Хорошая статья

irunchik1 22.10.2008 22:16

Вобщем так... Заплати страховой взнос и ты в шоколаде... Прикроют тебя со всех сторон, и тут главное не в том, что моральный ущерб пострадавшему не получить, или что цены возрастут, а то что прямая ответственность исчезает... Роспотребнадзор озабоченность выражает регулярно и по всем направлениям, это из СМИ очень заметно, только вопрос: "А что он делает в связи с этой озабоченностью?" Ну а цель - снять с предпринимателей излишнее административное регулирование просто вызывает недоумение... Мне это не понятно... ... и это при том, что едим-пьем мы не знамо что, носим не знамо из чего... А уж во что наши детки играют ... Так теперь в случае, сами понимаете ЧЕГО, меня, ЛЮБИТЕЛЯ, поставят в спарринг с ПРОФЕССИОНАЛОМ!!! за которам целый штат таких же профи-тренеров... А у меня в тренерах работник местного отдела "Защиты прав потребителей"! И до победного свистка рефери в мою пользу...сами понимаете как и до чего...
А радостно-приветственный настрой некоторых экспертов вполне понятен, чтоб отстоять свои права потенциальному потребителю теперь ох как понадобятся их услуги.
Вот такое у меня частное мнение потенциального потребителя...

ZEVS 22.10.2008 22:23

irunchik1, солидарен