www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Аттестация по обращению с отходами и обеспечению экологической безопасности в Росприродназдоре (тема полностью)

Ecologist38 04.10.2010 06:09

Доброго времени суток!

Как известно, вопросы аттестации работников предприятий в области обеспечения экологической безопасности и обращения с отходами с 30.09.10 перешли от Ростехнадзора к Росприроднадзору.

Интересует вопрос, изменилось ли что-нибудь в порядке аттестации, или еще что-нибудь в связи с этим.

Прошу поделиться опытом.

Fatsia 04.10.2010 06:57

Ecologist38, просветите, пожалуйста, а для чего данная аттестация нужна и с какой переодичностью должна проходить???

Ecologist38 04.10.2010 08:52

Fatsia, обучение по обращению с отходами необходимо в соответствии со ст. 15 закона 89-ФЗ "Об отходах...", а по обеспечению экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления - в соответствии со ст. 73 закона 7-ФЗ "Об ООС".

Раньше это регламентировалось приказом РТН № 793, который с прошлого года отменен, и сейчас все документы по этому вопросу выложены на сайте РТН, на сайте РПН пока ничего нет, кроме разделения полномочий.

Я работаю в вузе, и мы осуществляем предаттестационную подготовку, т.е. обучение соотвественно по 112 ч. и 72 ч. программам, а дальнейшая аттестация раньше проходила в РТН, а сейча, значит, должна быть в РПН.

В четверг отправили туда письмо, завтра должен быть ответ насчет аттестации.

А тему открыл для обмена опытом, если кто занимается аттестацией уже сейчас, какие возникают проблемы с РПН в этом плане, или же всё как раньше в РТН?

ultra 04.10.2010 09:16

Пользователь Ecologist38 написал(а) 04.10.2010 08:52
А тему открыл для обмена опытом, если кто занимается аттестацией уже сейчас, какие возникают проблемы с РПН в этом плане, или же всё как раньше в РТН?

Да, какие могут быть у Росприроднадзора проблемы с аттестацией, если они этим в принципе в настоящие время вообще еще не занимаются.
У Росприроднадзора нет никакой ни правовой, ни технической базы и никакого опыта в аттестации работников предприятий в области экологической безопасности.

Нет ни Порядка подготовки и аттестации, ни созданных и утвержденных центральной аттестационной и территориальных аттестационных комиссий для аттестации работников поднадзорных предприятий.

После отмены Приказа Ростехнадзора от 20.11.2007 № 793 "О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности" подготовка и аттестация в области экологической безопасности осуществлялась в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

При этом в области экологической безопасности подготовка и аттестация специалистов осуществлялась по категории "В" - "Проверка знаний требований экологической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации".

В связи с внесением в Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" изменений в части закрепления за Минприроды РФ полномочий по установлению порядка подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности в Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 должны быть внесены изменения.

А пока нет нормативных правовых актов Минприроды РФ, направленных на установление порядка подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности, исполнить природопользователям обязанность, установленную федеральным законом, не представляется возможным.

OrIgInAl 04.10.2010 17:54

ultra, занимаюсь сейчас как раз этим вопросом. помогите разобраться: т.е. фактически пройти аттестацию стало невозможно с сентября прошлого года? Т.е. проходить обучение по экологической безопасности сейчас не имеет смысла. Или прописанная законом обязанность повышения квалификации не обязательно связана с аттестацией? И что должны выдавать учебные заведения: свидетельство, сертификат или удостоверение?

stas 04.10.2010 19:54

OrIgInAl, это напоминает обучение наследника цесаревича до революции 1917 года: учиться можно и нужно, но оценки ставить нельзя!
Из современных реалий похоже на несданный ЕГЭ - только разница в том, что Вам его и не надо сдавать. Документ об образовании все равно дадут.

Прописанная законом обязанность повышения квалификации НИКАК НЕ СВЯЗАНА с аттестацией. В Законе такого требования нет. Значит, нет у Вас и обязанности проходить аттестацию и быть аттестованным в этой сфере деятельности.
Всё это еще не значит, что такая бездонная кормушка не будет создана.

Ecologist38 04.10.2010 19:57

Пользователь OrIgInAl написал(а) 04.10.2010 17:54
ultra, занимаюсь сейчас как раз этим вопросом. помогите разобраться: т.е. фактически пройти аттестацию стало невозможно с сентября прошлого года? Т.е. проходить обучение по экологической безопасности сейчас не имеет смысла. Или прописанная законом обязанность повышения квалификации не обязательно связана с аттестацией? И что должны выдавать учебные заведения: свидетельство, сертификат или удостоверение?

Учебные заведения выдают по 112- часовой программе свидетельство о повышении квалификации, по 72-часовой - удостоверение.
Но это - предаттестационная подготовка, а аттестацию проводил РТН (сейчас должен проводить РПН), и он, как справедливо заметил ultra, после проверки протоколов выдавал сертификат по категории В независимо от программы.

millera 05.10.2010 13:26

stas, абсолютно с Вами согласна. Аттестация и повышение квалификации - разные вещи. На данный момент аттестация приостановлена (с сентября), и когда начнется- неизвестно.

OrIgInAl 05.10.2010 13:52

Ecologist38, подскажите, если я проходил обучение в феврале 2008 по 112-час. программе "Проф.подготовка лиц на право работы с опасными отходами" и получил Свидетельство, мне необходимо в феврале 2011 снова пройти эти курсы? А руководителю экологической службы необходимо проходить обучение по двум группам: "экологическая безопасность" и "отходы"? или достаточно "экологической безопасности"? И кого на предприятии еще задействовать в прохождении обучения по "экологич. безопасности"?

OrIgInAl 05.10.2010 13:58

stas, т.е. согласно закона у руководителя экологической службы предприятия должны быть свидетельства о повышении квалификации (кстати слова "повышение квалификации" в самом документе отсутствуют) по результатам обучения по "экологич.безопасности" и "отходам"? А аттестацию пройти тогда, когда на это появятся законные основания (т.е. РПН разработает регламент)? я правильно понимаю? или же к тем, кто пройдет курсы повышения квалификации сегодня 3 года можно не аттестовываться независимо появится такой регламент или нет?

Malga 05.10.2010 14:17

OrIgInAl, в правовом вакууме РоспрН действует Постановление Правительства РФ № 610 от 26.06.95 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»
см. п.7 - Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Так что до 2013 г. не суетитесь

OrIgInAl 05.10.2010 14:32

Malga, а почему именно до 2013 г? типа не реже 1 р. в 5 лет. Просто где-то я читал, что надо через 3 года, или же это все в том же отмененном приказе РТН? Ну а по "экологической безопасности" нужно обучаться если ранее не проходил? (хотя в протоколе по результатам обучения в 2008 г. было прописано "проверка знаний требований экологической безопасности, установленных федер.законами и иными нормативными правовыми актами РФ", а про "отходы" ни слова)

stas 05.10.2010 14:37

Пользователь OrIgInAl написал(а) 05.10.2010 13:58
stas, у руководителя экологической службы предприятия должны быть свидетельства о повышении квалификации (кстати слова "повышение квалификации" в самом документе отсутствуют) по результатам обучения по "экологич.безопасности" и "отходам"? А аттестацию пройти тогда, когда на это появятся законные основания (т.е. РПН разработает регламент)? я правильно понимаю? или же к тем, кто пройдет курсы повышения квалификации сегодня 3 года можно не аттестовываться независимо появится такой регламент или нет?


Понимаете правильно. Если регламент (приказ) появится, там должно быть сказано, подлежат ли аттестации все ранее обученные, или только те, кто обучается с момента издания этого приказа.

Malga 06.10.2010 04:53

OrIgInAl, если подробно раскрывать определение экологической безопасности, то обращение с отходами, соответствующее по своим способам действующему законодательству, есть одна из составляющих ЭБ. Обучение ведь проходили по какой-то утвержденной РТН программе, там не могло не быть обращения с отходами.

nika19ne 06.10.2010 10:28

информация к размышлению...

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2008 г. по делу N А56-41014/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О., при участии от Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" Митрофана А.К. (доверенность от 09.07.2008 N 2), рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-41014/2007 (судья Трохова М.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РС-центр" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) от 27.06.2007 N 0648/01.
Решением от 04.12.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда.
По мнению подателя жалобы, отсутствие у должностных лиц Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой проверки Инспекция установила, что руководители и специалисты Общества, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение требований статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что является несоблюдением экологических требований при эксплуатации предприятия.
Выявленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Инспекция квалифицировала по статье 8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 18.06.2007 N 0648/1 постановлением Инспекции от 27.06.2007 по делу об административном правонарушении N 0648/01 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует лишь о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает данные выводы суда правильными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Закона N 7-ФЗ.
В частности, требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов предусмотрены в статье 39 Закона N 7-ФЗ и заключаются в обязанности юридических и физических лиц:
- соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды;
- обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды;
- проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как правильно указал суд, статья 73 Закона N 7-ФЗ, несоблюдение которой вменено в вину Обществу, находится в главе XIII "Основы формирования экологической культуры" указанного Закона.
Таким образом, по смыслу указанной нормы непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2007 по делу N А56-41014/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Е.О.МАТЛИНА

nika19ne 06.10.2010 10:35

и аналогичное

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2008 по делу N А56-18136/2007
Признавая незаконным постановление старшего государственного инспектора по охране природы о привлечении предпринимателя к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, суд указал, что отсутствие у предпринимателя подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует лишь о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону названного правонарушения.

КОАП не предусматривает наказания за обсутствие обучения, более того, в приложении 1 к административному регламенту в перечне документов, кот. предоставляются организациями для проверки этот пункт уже отсутствует.

Учиться или не учиться - вот в чем вопрос?

Julia 06.10.2010 11:30

Пользователь nika19ne написал(а) 06.10.2010 10:35

Учиться или не учиться - вот в чем вопрос?

Учиться, учиться и еще раз учиться - как завещал великий Ленин!!!
Свет экологического просвещения должен освещать нашу нелегкую дорогу)))
Только вот учиться негде. Сидите, пока РПН не разродится. И всем контролирующим организациям показывайте постановления ФАС.

OrIgInAl 08.10.2010 10:04

вчера звонил в учебный центр, они порекомендовали подождать до тех пор пока не выйдут руководства к действию от РПН....сидим. ждем.

я правильно полагаю что по экологической безопасности (1 и 2 квалификационные группы) на предприятии должны быть обучены 2 лица: руководитель, отвечающий за экологическую безопасность на предприятии (у нас технический директор) по 72-часовой программе и руководитель экологической службы по 250-часовой программе?

stas 08.10.2010 13:48

Пользователь OrIgInAl написал(а) 08.10.2010 10:04
я правильно полагаю что по экологической безопасности (1 и 2 квалификационные группы) на предприятии должны быть обучены 2 лица: руководитель, отвечающий за экологическую безопасность на предприятии (у нас технический директор) по 72-часовой программе и руководитель экологической службы по 250-часовой программе?

Считаю, что к этим двоим надо еще прибавить тех, кто их замещает по должности (отпуск, командировка, болезнь и т.п.). Предприятие не может оставаться без квалифицированного экологического управления.

Julia 08.10.2010 14:45

Пользователь OrIgInAl написал(а) 08.10.2010 10:04
вчера звонил в учебный центр, они порекомендовали подождать до тех пор пока не выйдут руководства к действию от РПН....сидим. ждем.

я правильно полагаю что по экологической безопасности (1 и 2 квалификационные группы) на предприятии должны быть обучены 2 лица: руководитель, отвечающий за экологическую безопасность на предприятии (у нас технический директор) по 72-часовой программе и руководитель экологической службы по 250-часовой программе?

Откуда вы это взяли? У нас действует только 37 приказ, что-то я там таких точностей не видела...

OrIgInAl 08.10.2010 15:21

Пользователь Julia написал(а) 08.10.2010 14:45
Пользователь OrIgInAl написал(а) 08.10.2010 10:04
вчера звонил в учебный центр, они порекомендовали подождать до тех пор пока не выйдут руководства к действию от РПН....сидим. ждем.

я правильно полагаю что по экологической безопасности (1 и 2 квалификационные группы) на предприятии должны быть обучены 2 лица: руководитель, отвечающий за экологическую безопасность на предприятии (у нас технический директор) по 72-часовой программе и руководитель экологической службы по 250-часовой программе?

Откуда вы это взяли? У нас действует только 37 приказ, что-то я там таких точностей не видела...
что именно? про группы и часы? из ж. "ЭП" №6 2008 (понятное дело что там речь шла об отмененном на сегодня 793 приказе)

Ecologist38 08.10.2010 16:48

Сегодня провели аттестацию.
На наш запрос к нам направили специалиста из РПН, хотя сейчас этого и не требуется.
Слушателям выдали только свидетельства на 112 часов, специиалист РПН сказала, что этого сейчас достаточно.

expector 09.10.2010 04:11

Беру слова обратно...

Vitalina 09.10.2010 20:41

nika19ne, хороше постановление Вы привели! Боюсь, что оно не сработает, если например в постановлении гос. инспектора будет приведена ссылка на ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Требование об обязательном наличии у лиц, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

millera 26.10.2010 13:11

Некоторые центры дополнительного и професиионального образования уже предлагают получение свидетельств об аттестации специалистов в РПН.Непонятно только, каким образом это будет осуществляться, при условии того, что отсутствуют даже административные регламенты по организации и контролю аттестации специалистов...

stas 26.10.2010 14:10

Пользователь millera написал(а) 26.10.2010 13:11
Некоторые центры дополнительного и професиионального образования уже предлагают получение свидетельств об аттестации специалистов в РПН.Непонятно только, каким образом это будет осуществляться, при условии того, что отсутствуют даже административные регламенты по организации и контролю аттестации специалистов...


Главное - рубка бабла!

ultra 26.10.2010 14:20

Бояться нечего. Разве что только за экологическую культуру должностных лиц.

-----------------------------------------------------------

"Главная книга", 2009, N 20

ГРОЗИТ ЛИ ШТРАФАМИ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ"

В любую непроизводственную компанию (и даже в обычный магазин) могут прийти должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ, отвечающего за госэкоконтроль, и проверить соблюдение экологических требований . В рамках такой проверки "экологические" контролеры могут поинтересоваться наличием у сотрудников компании подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. И если такой подготовки у них нет, то контролирующий орган может оштрафовать как саму организацию, так и ее руководителя (или предпринимателя) за несоблюдение экологических требований . Правомерны ли такие действия и какие аргументы можно привести в суде в свою защиту?

Внимание! Негативное воздействие на окружающую среду оказывает деятельность любой компании, даже если ее единственным отходом является макулатура.

--------------------------------
Статья 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья 8.1 КоАП РФ.

Позиция экологов

Госэкоконтролеры обосновывают правомерность привлечения к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП при отсутствии экологической подготовки так.
Согласно Закону об охране окружающей среды руководители и другие специалисты организаций, ведущих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности . Отсутствие же такой подготовки госэкоконтролеры приравнивают к нарушению экологических требований при создании и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов .
--------------------------------
Пункт 1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Контраргументы

Отсутствие экологических знаний не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Ведь эта статья устанавливает ответственность за несоблюдение экологических требований при создании и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Эти требования содержатся в нормах гл. VII Закона об охране окружающей среды, а среди них нет положений, обязывающих проходить "экологическое" обучение.

Для справки
Штраф за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов составляет :
- для руководителей и индивидуальных предпринимателей - 2000 - 5000 руб.;
- организаций - 20 000 - 100 000 руб.

Требование об обязательном наличии подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности находится в гл. XIII Закона об охране окружающей среды, которая называется "Основы формирования экологической культуры". Значит, нарушение требований этой статьи свидетельствует лишь о недостаточном уровне экологической культуры должностных лиц, но не образует состава правонарушения. С этими аргументами соглашаются и суды .

* * *

Таким образом, если вас попытаются оштрафовать по ст. 8.1 КоАП РФ за отсутствие экологических знаний, смело обжалуйте это в суде.
--------------------------------
Примечание к ст. 2.4, ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 N А56-27199/2008, от 04.03.2008 N А56-41014/2007, от 26.02.2008 N А56-18136/2007.

А.Л.Судакова
Экономист