![]() | |
![]() | Andrew_G 19.05.2009 14:07![]() Здравствуйте, помогите пожалуйста советом!!! У нас на производстве хотят затраты на озеленение территории промплощадки включить в себестоимость выпускаемой продукции. Разрешается ли это? Если да, то на какие законодательные документы или нормативные акты можно сослаться? |
![]() | |
![]() | Usak 19.05.2009 14:32![]() Andrew_G, Затраты на рекультивацию, платы за древесину и озеленение территории относятся к затратам на себестоимость. Можно сослаться на "ПОЛОЖЕНИЕ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ", утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552. Правда консультатн пишет, что оно утратило силу. а другого нет |
![]() | |
![]() | Andrew_G 19.05.2009 15:38![]() Спасибо большое за ответ!!! |
![]() | |
![]() | ultra 21.05.2009 15:52![]() О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ![]() 1. Требования, предъявляемые к благоустройству территории ![]() Территория вокруг возведенного объекта недвижимости должна быть после окончания строительства приведена в подобающий вид. К объекту недвижимости прокладываются пешеходные и автомобильные дороги. У административных корпусов, если это представляется возможным, организуется парковка для личного автотранспорта сотрудников; на остающемся свободном месте устраивают газоны, высаживают деревья и кустарники. ![]() В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ![]() На основании вышеуказанного Федерального закона постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25.09.2007 N 74 утверждена новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03". ![]() Согласно п. 2.1 данных СанПиН вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Применительно к видам производства устанавливаются и соответствующие требования к устройству санитарно-защитных зон. ![]() Так, постановлением Главного государственного санитарного врача России от 11.06.2003 N 142 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций. СанПиН 2.2.3.1385-03", в соответствии с п. 2.7 которых территория предприятия должна быть озеленена, проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие (например, асфальтовое), которое в летнее время должно регулярно очищаться от пыли и поливаться водой, а в зимнее время - очищаться от снега и льда и посыпаться песком. ![]() Аналогичные нормы имеются и в других гигиенических требованиях или правилах эксплуатации объектов. Так, согласно п. 2.1.4 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов ВРД 39-1.10-006-2000, введенных в действие приказом ОАО "Газпром" от 15.02.2000 N 22, на территории производственных объектов общества должны отсутствовать источники запыления воздуха. Открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов должны быть засеяны газонной травой или асфальтированы (бетонированы). ![]() 2. Признание расходов на благоустройство территории экономически обоснованными ![]() На основании требований, предъявляемых к благоустройству территории, можно сделать вывод, что затраты на благоустройство непосредственно прилегающей к построенному объекту территории должны признавать экономически обоснованными расходами, без осуществления которых организация не может в полной мере эксплуатировать построенный объект. ![]() Но финансовое ведомство в ряде своих разъяснений, не носящих характер нормативных документов, придерживается несколько иного мнения. Так, в письме Минфина России от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 сделана попытка дать определение понятию "благоустройство территории", под которым следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. ![]() На основании вышеприведенного делается вывод, что объекты благоустройства нельзя признать амортизируемым имуществом согласно подпункту 4 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и расходы на них нельзя учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли. ![]() Однако в подпункте 4 п. 2 ст. 256 НК РФ говорится только о том, что амортизация не начисляется по объектам лесного и дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, по специализированным сооружениям судоходной обстановки и иным аналогичным объектам. Если же организация производит благоустройство прилегающей территории за свой счет, то назвать источник финансирования расходов бюджетным либо целевым никак нельзя. ![]() Кроме того, организация обязана нести расходы на благоустройство территории в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов органов исполнительной власти. Следовательно, говорить о том, что эти расходы не связаны с коммерческой деятельностью организации, не вполне корректно. ![]() Арбитражная практика в подавляющем большинстве случаев подтверждает правоту сделанных нами выводов. Так, ФАС Волго-Вятского округа в решении от 26.09.2006 по делу N А39-1240/2006-66/9 не согласился с мнением налогового органа о том, что организация неправомерно включила стоимость затрат на ремонт асфальтового покрытия в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, и отнесла их к операциям, по которым суммы НДС принимаются к вычету, поскольку вышеуказанные работы не связаны с производственной деятельностью налогоплательщика. ![]() Суд указал, что ремонт покрытия производился на земельном участке, предоставленном организации в аренду сроком на 49 лет с указанием назначения земли "для эксплуатации производственных помещений", и затраты на ремонт покрытия относились к расходам, связанным с производством и реализацией. ![]() ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 04.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1322 отметил, что НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. ![]() По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан компании "Кадет истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы", суды не должны проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. ![]() На основании вышеизложенного у налоговых органов и судов отсутствовали правовые основания для признания произведенных обществом расходов на содержание прилегающей территории экономически не обоснованными, учитывая и то, что в силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений и иных объектов, возложена обязанность осуществлять мероприятия по благоустройству территорий. В соответствии с постановлением ФАС Московского округа от 16.01.2008 N КА-А41/14082-07 по делу N А41-К2-5321/07 работы по созданию и ремонту объектов внешнего благоустройства проводились на территории заявителя, созданные объекты использовались для производственных целей и способствовали извлечению доходов. Следовательно, они уменьшали в процессе их эксплуатации налогооблагаемую прибыль, а уплаченный подрядчикам НДС подлежал вычету. ![]() Таким образом, на основании вышеприведенного можно сделать вывод, что затраты организации на благоустройство земельного участка, на котором возведен принятый к учету в качестве объекта основных средств объект недвижимости, признаются расходами организации, направленными на получение прибыли. ![]() В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) каждый из объектов благоустройства должен признаваться объектом недвижимости, как неразрывно связанный с землей объект, перемещение которого на другое место невозможно без нанесения ему несоразмерного ущерба. ![]() В зависимости от срока полезного использования объекта (больше или меньше года) и затрат на его сооружение (больше либо меньше 20 000 руб.) он может быть принят к учету либо как объект основных средств, либо как материальные расходы. ![]() 3. Признание затрат организации на благоустройство территории расходами, связанными с ее производственной, коммерческой и управленческой деятельностью ![]() На практике могут применяться различные варианты благоустройства территории. Рассмотрим один из них. Допустим, что территория вокруг построенного организацией офиса обнесена оградой, к площадке для парковки служебных машин (и личных автомобилей сотрудников) проведена подъездная дорога, для прохода сотрудников от ворот до входа в здание проложена пешеходная дорожка, по периметру высажен декоративный кустарник, на оставшемся пространстве устроен газон. Кроме того, для освещения территории установлены светильники. ![]() Ограждение можно охарактеризовать как устройство, препятствующее несанкционированному проникновению посторонних лиц на территорию организации, то есть способствующее сохранению ее имущества. ![]() В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), металлическим оградам (заборам) присвоен код 12 3697050. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация), металлические ограды (заборы) включены в восьмую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно. ![]() В вышеупомянутом постановлении ФАС Московского округа от 16.01.2008 N КА-А41/14082-07 по делу N А41-К2-5321/07 указано, что работы по устройству внешнего ограждения должны признаваться работами по созданию объекта основных средств, признаваемого амортизируемым имуществом. ![]() Что касается декоративного кустарника, высаженного по периметру ограждения, то, во-первых, его можно считать дополнением к ограде, во-вторых, он является пыле- и звукопоглощающим фильтром как для организации, так и для внешней территории. По нашему мнению, такой кустарник также следует признать объектом основных средств. ![]() Код по ОКОФ декоративного кустарника (насаждения многолетние декоративные озеленительные на территориях предприятий) - 18 0160250; согласно Классификации он принадлежит к десятой амортизационной группе (срок полезного использования свыше 30 лет). ![]() Автомобильную дорогу от ворот до парковочной площадки перед офисом следует признать, вне всякого сомнения, объектом основных средств, используемым для производственных и управленческих нужд организации. Внутрихозяйственным дорогам (дорогам промышленных и складских районов) присвоен код по ОКОФ 12 4527316; в Классификации они не приведены. Однако согласно п. 6 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. ![]() По нашему мнению, внутрихозяйственная дорога может быть включена в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно по аналогии с автомобильными дорогами с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код по ОКОФ - 12 4526372). ![]() Асфальтированная или бетонированная площадка для парковки служебного авто-транспорта (и личных автомобилей сотрудников) крайне необходима в любой организации и, являясь дополнительной мерой по обеспечению сохранности автотранспорта, может считаться объектом, используемым для управленческих нужд организации. ![]() Площадки производственные с покрытием отнесены к основным средствам, и им присвоен код по ОКОФ 12 0001121. Такие сооружения включены Классификацией в седьмую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно. ![]() Пешеходные дорожки на территории организации предназначены для безопасного прохода сотрудников и посетителей в помещение, что позволяет им соблюдать правила техники безопасности. Кроме того, отсутствие у офиса грязи весной и осенью и пыли летом позволяет экономить на уборке помещений. ![]() Хотя такие объекты основных средств и не поименованы в ОКОФ и в Классификации, они могут, по нашему мнению, быть включены в седьмую амортизационную группу (по аналогии с дорогами и автостоянкой). ![]() Озеленение территории (посадка и уход за газонами), не занятой постройками и асфальтом, позволяет избежать пыли, проникающей в здание, несмотря на почти герметичные пластиковые окна и солидные входные двери. Чем ухоженнее газоны на территории организации, тем меньше работы у уборщиц в здании. ![]() Так как газон нельзя отнести к многолетним насаждениям, то затраты на его устройство и уход за ним должны быть отнесены к управленческим расходам в регистрах бухгалтерского учета и к прочим расходам для целей налогообложения прибыли как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). ![]() Что касается освещения территории, то согласно п. 3.1.3 санитарных правил и норм "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 08.04.2003 N 34, организации следует предусмотреть рабочее освещение для всех помещений зданий, а также для участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта. ![]() Согласно ОКОФ код устройств уличного освещения (фонарей, прожекторов и т.п.) - 14 3190020; в Классификации они помещены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. Исходя из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что, несмотря на мнение Минфина России, практически все затраты на благоустройство территории вокруг возведенного организацией объекта могут быть признаны расходами, связанными с ее производственной, коммерческой и управленческой деятельностью. ![]() С.А. Верещагин "Налоговый вестник", N 3, март 2009 г. |
![]() |