![]() | ||||
![]() | nif-nif 07.08.2008 08:47![]() Помогите кто-нибудь :)... Расскажите порядок получения сертификата. Может кто-то уже проходил эту процедуру, обменяйтесь опытом, расскажите, кто где обучался, по какой программе, сколько аудитов, в какое время.... Все что касается ИСО 14000.... Расскажите.... | |||
![]() | ||||
![]() | oks 07.08.2008 09:27![]() nif-nif, поможем конечно. Наше предприятие получило сертификат 3 года назад. В этом году этот сертификат свое действие уже закончил и время нашу систему ресертифицировать. Общий порядок был следующий (после заключения договора с сертифицирующим органом на сертификацию): 1. предсертификационный аудит, 2. сертификационный аудит (через 3 месяца после этапа 1), 3. 1-й надзорный аудит (примерно через 1 год после этапа 2), 4. 2-й надзорный аудит (1 год после этапа 3), 5. далее ресертификация, если принято такое решение. Что касается обучения, то не совсем понятно обучался чему? Как строить систему в соответсвии со стандартом iso 14001, мы не обучались. В построении системы нам помогали консультанты. А внутренние аудиторы действительно обучались, но, по-моему, это не обязательное требование. Если заинтересует, отвечу более подробно. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 07.08.2008 10:30![]() nif-nif, ![]() Простой парень. Расскажи ему, да покажи. Ну, вот почитай пока это руководство. Только не бери этот документ, как за основу. По-моему мнению это не самое лучшее руководство. Но для некоторого ознакомления подойдет. А вообще сам читал какую-нибудь литературу по СЭМ? ----------------------------------------------- РУКОВОДСТВО ПО ВНЕДРЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА БАЗЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 14000 1. Подготовительный этап На подготовительном этапе руководство предприятия должно решить, какие именно обязательства в части экологического менеджмента оно готово принять на себя, включая обязательства по: - внедрению, поддержке и улучшению системы экологического менеджмента; - подтверждению соответствия принятой (принимаемой) политики в области окружающей среды; - демонстрированию этого соответствия третьим сторонам (местным органам исполнительной власти, руководству вышестоящих организаций, общественности, потребителям, инвесторам, кредиторам, страховым фирмам); - сертификации системы экологического менеджмента; - внутреннему подтверждению (самодекларации) соответствия системы экологического менеджмента стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Затем руководство должно принять (или скорректировать уже принятую) экологическую политику в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007. На подготовительном этапе клиент (заказчик работ) осуществляет выбор исполнителя (внутренние экоаудиторы, экоаудиторская фирма) и совместно с исполнителем определяет состав исходной информации, характеризующей состояние природоохранных работ на предприятии. Эта документация потребуется при первоначальной оценке состояния работ, проводимой рабочей группой экоаудиторов непосредственно на объекте, как это предусмотрено в ГОСТ Р ИСО 14004 (п. 4.1.3). При отборе исходной информации основное внимание уделяется имеющимся документам, связанным с функционированием создаваемой системы экологического менеджмента, относящимся к: - экологической политике предприятия; - планированию в части экологического менеджмента; - внедрению и функционированию системы экологического менеджмента; - документации системы экологического менеджмента; - проверкам и корректирующим действиям. Типовой перечень исходных документов для проведения оценки состояния работ по охране окружающей среды приведен в приложении 1. 2. Первоначальная оценка состояния работ на объектах внедрения стандартов ИСО серии 14000 На этом этапе оцениваются различные аспекты деятельности предприятия, связанные с воздействием на окружающую среду. Первоначальная оценка воздействий на окружающую среду (оценка текущего состояния предприятия в части его деятельности, продукции, услуг, воздействующих на окружающую среду, и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию работ в этом направлении с учетом требований стандартов ГОСТ Р серии 14000) предполагает: - использование вопросников; - интервью; - заполнение контрольных листков; - посещение места деятельности; - проверку документации; - документирование полученных результатов. Ниже рассматриваются отдельные этапы первоначальной оценки состояния предприятия в части воздействия на окружающую среду. 2.1. Определение области применения проводимой оценки и состава исходных данных для ее проведения ![]() Работы по определению области применения проводимой оценки и исходных данных, необходимых для ее проведения, включают в себя: - установление границ оценки: производств; элементов жизненного цикла продукции; поставщиков комплектующих изделий и материалов; субподрядчиков; потребителей; - установление перечня производств (цехов, технологических процессов), соответствующих входов и выходов балансовой схемы материальных потоков (включая вспомогательные производства и обращение отходов), которые оказывают или могут оказать воздействие на окружающую среду; - установление показателей производства (наименование, единица измерения, количество в год на планируемый (рассматриваемый) период), комплектующие изделия и материалы, энергетические ресурсы); - оценка состояния работ на предприятии в части обращения сточных вод, опасных веществ, выбросов в атмосферу, шумового загрязнения, санитарного состояния почв, неутилизируемых отходов. 2.2. Оценка выполнения предприятием обязательных и добровольных (принятых самим предприятием) требований в области окружающей среды ![]() На этом этапе рассматриваются: - экологические нормативы, действующие на предприятии; - экологические аспекты и воздействия на окружающую среду; - соответствие экологических характеристик предприятия требованиям законодательных актов, нормативных и правовых документов. 2.3. Рассмотрение внутренних и внешних взаимодействий предприятия при выполнении работ, связанных с окружающей средой ![]() На этом этапе рассматриваются: - действия внешних организаций; - закупки и контракты предприятия; - заинтересованные стороны; - финансовая деятельность, связанная с деятельностью предприятия в области охраны окружающей среды. 2.4. Оценка состояния работ по управлению окружающей средой на предприятии ![]() На этом этапе проводится оценка наличия и эффективности действующих на предприятии правил и процедур экологического менеджмента, в том числе: - оценка принятой экологической политики с точки зрения общих принципов действий предприятия в области охраны окружающей среды, главных целей (экологических характеристик), определяющих ответственность предприятия в области окружающей среды; - оценка целевых (плановых) экологических показателей, принятых в соответствии с экологической политикой предприятия; - оценка структурно-функциональной схемы работ, связанных с окружающей средой, на предприятии, обязанностей, прав и ответственности руководящего персонала предприятия в части экологического менеджмента; - оценка существующих программ предприятия, затрагивающих вопросы экологического менеджмента; - оценка наличия кадровых и технических ресурсов; - оценку экологического образования персонала; - оценка ведения отчетности по вопросам, связанным с окружающей средой; - оценка правил и процедур управления документацией, связанной с управлением окружающей средой или содержащей данные, касающиеся окружающей среды (разработка, ведение, пользование, изъятие, хранение, уничтожение); - оценка комплекса работ, связанных с обращением отходов; - оценка подготовленности к аварийным ситуациям, в том числе имеющихся планов и процедур на случай их возникновения; - оценка действующей системы измерений и контроля экологических воздействий; - оценка наличия и эффективности корректирующих (предупреждающих) действий по выявленным несоответствиям экологических характеристик и воздействий на окружающую среду установленным требованиям; - оценка наличия и выполнения процедур проведения внутренних проверок ![]() 2.5. Отчетность по первоначальной оценке ![]() Отчет по первоначальной оценке содержит выводы и рекомендации по совершенствованию работ в области окружающей среды, созданию системы экологического менеджмента на предприятии и подготовке ее к сертификации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007. ![]() 3. Разработка документации по системе экологического менеджмента на объектах внедрения ![]() Одним из основных требований к системе экологического менеджмента является ее документирование. Предприятие должно располагать информацией на бумажных или электронных носителях, необходимой для того, чтобы можно было описать основные элементы системы управления и их взаимодействие. Процедуры управления документацией, предусматриваемой ГОСТ Р ИСО 14001-2007, требуют, чтобы имелась возможность: а) установить ее местонахождение; б) производить периодическую проверку, пересмотр и подтверждение ее действия уполномоченными на то лицами; в) установить наличие действующих редакций документов и своевременность изъятия устаревших документов со всех мест их использования. Предприятие должно четко определить виды документов, в которых устанавливаются процедуры функционирования и контроля отдельных элементов системы экологического менеджмента. Типовой перечень основных организационно-технических документов, регламентирующих процедуры работ, предусмотренных ГОСТ Р ИСО 14001-2007, приведен в приложении 1. Характер документации может изменяться в зависимости от размера и деятельности предприятия. В тех случаях, когда элементы системы экологического менеджмента интегрированы в общую систему управления предприятием, документация по окружающей среде должна быть также интегрирована в общую документацию. В состав документации по системе экологического менеджмента рекомендуется включить Руководство по системе управления, в котором: - определяется политика, цели и задачи в области окружающей среды; - описываются средства достижения этих целей и задач; - документально подтверждаются основные роли, ответственности и процедуры; - описываются другие элементы системы управления организации, если это необходимо, и подтверждается внедрение элементов системы экологического менеджмента, подходящих для организации. При разработке и применении документации следует обратить внимание на то, чтобы вся документация была датированной (с указанием срока действия), легко идентифицируемой, упорядоченной и сохранялась в течение всего периода ее использования. Предприятие должно обеспечить: - закрепление документации за соответствующими подразделениями и элементами системы экологического менеджмента и должностными лицами; - периодическую проверку документации и (при необходимости) ее пересмотр; - доступность действующих редакций необходимых документов везде, где выполняются операции, требующиеся для эффективного функционирования системы; - немедленное изъятие устаревших документов со всех мест их использования. Основополагающие документы системы экологического менеджмента целесообразно представлять в виде стандартов предприятия, разработанных в соответствии с требованиями Государственной системы стандартизации. ![]() 4. Внедрение системы экологического менеджмента на промышленных объектах ![]() Предприятие может рассматривать различные варианты внедрения стандартов ИСО серии 14000: - использование стандарта ГОСТ Р ИСО 14004-2007 или части его для инициирования разработки или совершенствования системы экологического менеджмента; - использование его для сертификации системы экологического менеджмента; - использование стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-2007, ГОСТ Р ИСО 14004 для признания второй стороной (например, потребителем) при заключении договоров на поставку. Выбор варианта внедрения для конкретного предприятия зависит от следующих факторов: - принятой (разрабатываемой) экологической политики предприятия; - уровня зрелости предприятия (наличия общей системы управления предприятием, включающей в себя фрагменты системы экологического менеджмента); - размера и местоположения предприятия; - других факторов (положения на рынке, репутации, внешнеэкономических связей предприятия и т. д.). Область распространения создаваемой на предприятии системы экологического менеджмента может охватывать все или отдельные виды деятельности, продукции и услуг, оказывающие воздействие на окружающую среду. Наиболее удобным является создание систем экологического менеджмента в каждом структурном подразделении предприятия, созданном по признаку общности основного вида деятельности и/или по территориальному признаку. ![]() 5. Обеспечение функционирования и внутренние проверки системы экологического менеджмента на объектах ![]() Для обеспечения функционирования системы экологического менеджмента в документации системы должны быть четко распределены ответственности всех должностных лиц, чья деятельность может оказать воздействие на окружающую среду. Руководство предприятия должно назначить специального представителя (представи-телей), которые, независимо от этого, будут иметь определенные обязанности, ответственность и полномочия для того, чтобы: а) устанавливать требования к системе управления и контролировать их применение в соответствии с ИСО серии 14000; б) сообщать характеристики системы экологического менеджмента предприятия руководству с целью их проверки и выработки дальнейших действий по улучшению системы экологического менеджмента. Экологическое управление предприятия включает в себя: - установление необходимости обучения (тренинга) персонала; - установление потенциальных возможностей аварий, чрезвычайных ситуаций и реакции на них с целью предупреждения или уменьшения возможных воздействий на окружающую среду; проверку и, при необходимости, пересмотр планов действий в чрезвычайных ситуациях после имевших место аварий; периодическое испытание готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях; - определение и выделение соответствующих людских, материальных и финансовых ресурсов для выполнения политики в области окружающей среды и достижения принятых целей. Предприятие должно устанавливать и поддерживать программу(ы) и процедуры для проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента, для того чтобы: а) определять соответствие или несоответствие системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой, включая требования ГОСТ Р ИСО 14001-2007, а также эффективность ее функционирования; б) представлять результаты аудита руководству. Экоаудиты системы экологического менеджмента могут проводится специально подготовленным персоналом предприятия и/или внешними аудиторскими организациями, выбранными предприятием. Частота экоаудита должна определяться характером производства с точки зрения потенциальных воздействий на окружающую среду. При определении частоты экоаудитов, как и при составлении программ экоаудита, должны учитываться результаты предыдущих аудитов. ![]() 6. Анализ со стороны руководства и обеспечение непрерывного улучшения экологического менеджмента на объектах ![]() Предприятие должно проверять и непрерывно улучшать свою систему экологического менеджмента с целью улучшения общих экологических характеристик предприятия. Проверка системы экологического менеджмента включает в себя: - проверку целей в области окружающей среды, целевых (плановых) экологических показателей, эффективности экологической политики предприятия и необходимость ее изменения в связи с: - изменениями законодательства; - изменениями намерений или требований заинтересованных сторон; - изменениями номенклатуры продукции и услуг; - изменениями ситуации на рынке; - изменениями в порядке предоставления отчетности; - научно-техническим прогрессом; - анализ несоответствий и замечаний, сделанных при проведении экоаудитов. Следует подчеркнуть необходимость личного участия руководства предприятия в проверке системы экологического менеджмента, привлечения к проверкам руководителей всех уровней, что обеспечивает действенность таких проверок. В процессе принятия решений по результатам проверок должны приниматься во внимание мнения всех заинтересованных сторон. Руководство предприятия должно следовать принципу непрерывного улучшения. Средствами осуществления этого принципа являются внутренние экоаудиты системы, проверки ее функционирования со стороны руководства, осуществление корректирующих и предупреждающих действий по выявленным несоответствиям. Процедуры непрерывного улучшения должны обеспечивать: - установление возможных областей улучшения экологического менеджмента; - определение основной причины (причин) несоответствий; - разработку и применение плана корректирующих и предупреждающих действий; - своевременное подтверждение их эффективности; - документирование всех изменений в процедурах экологического менеджмента; - проведение сравнения с принятыми целями и задачами в области окружающей среды. ![]() 7. Подготовка к сертификации и сертификация систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007 ![]() Право проведения в установленном порядке сертификации системы экологического менеджмента и (при ее положительных результатах) получения сертификата соответствия имеют юридические и физические лица, согласовавшие ее проведение с организацией (предприятием), где имеется объект, подлежащий сертификации. Результатами работ по сертификации является выдача заявителю отчета, содержащего выводы о соответствии сертифицируемого объекта требованиям выбранного нормативного документа - в данном случае ГОСТ Р ИСО 14001-2007, - сертификата соответствия, заключение договора на право применения Знака соответствия и проведение инспекционного контроля либо, при отрицательных результатах сертификации или инспекционного контроля, - решения об отказе в выдаче сертификата, приостановлении его действия или аннулировании. Основными целями сертификации систем экологического менеджмента являются: - подтверждение соответствия системы экологического менеджмента и ее элементов требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007; - предоставление заинтересованным сторонам гарантий в выполнении организацией принятых обязательств в части окружающей среды; - создание благоприятных условий для инвестирования, кредитования и страхования; - содействие получению необходимых разрешений от государственных органов различного уровня; - создание благоприятных условий для сертификации продукции. Объектами проверки и оценки при сертификации систем экологического менеджмента являются: - деятельность по управлению окружающей средой; - состояние производственной системы с точки зрения экологических воздействий; - воздействие на окружающую среду от деятельности проверяемой организации. Деятельность по управлению окружающей средой проверяют и оценивают на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 поэлементно, используя при этом рекомендации, приведенные в указанном стандарте. При совместной сертификации систем экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и систем управления качеством согласно выбранной модели по ГОСТ Р ИСО серии 9000 поэлементная проверка и оценка по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 увязывается с поэлементной проверкой по ГОСТ Р ИСО серии 9000. Конкретный порядок проведения сертификации системы экологического менеджмента устанавливается процедурными документами органа по сертификации. ![]() 8. Совместная сертификация систем экологического менеджмента и систем менеджмента качества (стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001) ![]() Целесообразно проектировать или пересматривать элементы системы экологического менеджмента таким образом, чтобы они эффективно встраивались в существующую систему управления организации (предприятия) в целом. При этом должны быть разработаны процедуры разрешения конфликтов между целями и приоритетами в области окружающей среды и в других областях коммерческой деятельности предприятия. Практика показывает, что наиболее эффективный путь разработки и внедрения системы экологического менеджмента - это использование в качестве основы для создаваемой системы экологического менеджмента существующей системы административного управления, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000. Во многих случаях при отсутствии системы качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000 предприятия выражали намерения осуществить совместную разработку, внедрение и сертификацию систем управления качеством и систем экологического менеджмента. Это сулит определенные экономические выгоды и позволяет использовать при создании системы экологического менеджмента огромный практический опыт по созданию систем менеджмента качества, накопленный в России и за рубежом. Так, в рамках ИСО уже разработан единый стандарт, регламентирующий требования и общий порядок проведения аудита систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента. То же самое можно сказать о стандартах по сохранению здоровья и безопасности труда (OHSAS). -------------------------------------- | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 07.08.2008 12:35![]() oks, конечно есть.... начнем сначала и по порядку :))) 1. предсертификационный аудит. какие документы нужны, и т.д. и т.п... Поподробнее можно.... если не трудно, конечно :))) | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 07.08.2008 12:40![]() когда читаю эти документы у меня в голове все путается и у меня происходит затуманивание мозгов.... тут написано одно, в следующем абзаце тоже самое только другими словами.... и получается так, что я вообще ничего не понимаю... хотя я смышленый малый ![]() Я быстро схватываю, когда мне объясняют на разговорном языке.. а не так, как в документах и положениях "вокруг да около" | |||
![]() | ||||
![]() | oks 07.08.2008 14:43![]() nif-nif, в идеале, перед предсертификационным аудитом у вас должны быть все те же документы, что и перед сертификационным, и перед надзорным. Как минимум, это документы, которые согласно стандарту iso 14001 должны быть документированы (прошу прощения за тафтологию). Обязательно должна быть политика в области охраны окружающей среды (или интегрированная), должны быть документированы область применения системы, цели и задачи, документированные процедуры по управлению операциями, которые могут нанести вред окружающей среде... еще ряд документов, каких не помню. В нашем случае большинство этой информации было документировано в Руководстве по СЭМ. Так что, на момент предсертификационного аудита у нас были: Руководство по СЭМ, технологические инструкции, инструкции по охране труда и т.п. (они закрывают пункт 4.4.6. и, думаю, есть на любом предприятии), инструкция по управлению документацией и документы, определяющие ресурсы, роли, ответственность, компетентность и т.п. (должностные инструкции, положения о цехах и службах). Кажется, это всё. Сейчас уже трудно вспомнить. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 07.08.2008 15:10![]()
Придется тебе привыкать к сухому языку нормативных документов и терминологии из области международных стандартов по системам менеджмента. ![]() А иначе нельзя, брат! Все системы менеджмента имеют большую связь с документированием процедур, обязательность документирования которых установлена самими международными стандартами. Конечно, многое зависит от того, как внедряешь систему менеджмента, но количество записей, внутренних документов и локальных нормативных актов может увеличиться в несколько раз. Многое зависит от того, описываются и управляются ли процедуры по элементам СЭМ уже имеющимися документами организации. | |||
![]() | ||||
![]() | solg 16.08.2008 12:47![]() Люди. Вчера закончился внешний аудит по сертификации СЭМ на соответствие исо 14000. Я думала застрелюсь!!! Ну вроде все. Рекомендовали н аполучение сертификата. И теперь я аудиторов минимум пол года не увижу (надеюсь) | |||
![]() | ||||
![]() | quality 18.08.2008 09:57![]() Solg а если это сообщение прочитает эксперт который всчера проводит аудит представляете его реакцию сначала так затем вот так а потом может быть так а уж за что вас прижать он найдет (поверьте мне как эксперту правда я так не делаю) ![]() nif-nif можите обращаться в личку, правда консультации проводит консалтинговая организация и за определенную плату, а как выбрать консультанта можите почитать здесь ГОСТ Р ИСО 10019-2007 ![]() ultra Откуда руководство? | |||
![]() | ||||
![]() | solg 18.08.2008 19:07![]() quality, а чихать!!! | |||
![]() | ||||
![]() | solg 18.08.2008 19:19![]() quality, работаешь в сертифицирующей компании? ![]() Вопрос для умных людей. А если требования аудитора не обосновано жесткие - в смысле законодательство предполагает выбор, а аудитор считает верным не то что выбрано в каком-то конкретном случае? Как избежать проблем связанных с такими ситуациями? Мне просто несоответсвий не критических выписали два огромных мешка, и часть из них я лично считаю придирками | |||
![]() | ||||
![]() | quality 19.08.2008 06:01![]() solg, Бывают и такие эксперты .Можите подать на аппеляцию. И поверьте каждый раз при подтверждении аккредитации у органа по сертификации в первую очередь проверяют работу с птребителем в частности работы по жалобам и аппеляциям ![]() А если не стесьняетесь чихать, то Вы не стесьнялись бы показывать информацию о себе Но это так к слову | |||
![]() | ||||
![]() | solg 19.08.2008 12:54![]() quality, да ладно чего я бодаться буду со всеми . У меня праздник. А до следующего аудита я все исправлю. Правда сейчас начиная работать по замечаниям нет уверенности что это лействительно можно изменить. На деле, а не на бумаге. Отношение у руководства к экологии как к апендициту. | |||
![]() | ||||
![]() | solg 20.08.2008 19:09![]() nif-nif, спрашивай если что. У нас внедряли так всет попытались перепонять. Может пригожусь. | |||
![]() | ||||
![]() | quality 21.08.2008 12:49![]()
А вы скальпель приобретите (ну это конечно в переносном смысле) | |||
![]() | ||||
![]() | bj1 21.08.2008 14:45![]()
| |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 21.08.2008 14:47![]() solg, конечно буду..... У меня предприятие по сборке запчастей и еще есть пласмассовое производство (литье). С чего мне начать вообще? На какую сумму расчитывать? Какие мероприятия, документы готовить... не пугайся такому количеству вопросов... Далее по-тихоньку спрашивать буду.... | |||
![]() | ||||
![]() | Marta 21.08.2008 16:41![]() я бы на вашем месте сначала поехала поучилась, тогда и формулирвока вопросов и увас будет более адекватная. Как вариант- пригласите консультанта. который оцент существующий СЭМ (ее не может не быть, просто вы ее так не называете), датс рекомендации и составит план работ с расценками.. а далее вы сами для себя решите, что вы готовы подготовить сами, а для чего вам необходим консультант, но, повторюсь, если вы не поучитесь. вряд ли сможете говорить на одном языке с консультантом. | |||
![]() | ||||
![]() | quality 22.08.2008 05:47![]() nif-nif, Артур дельный совет обратитесь к вашему основному потребителю (как я понял это Автоваз и ЖМ) Если это они то они в договорах на поставку уже навязывают систему сертификации Я думаю Вам прийдется обратиться в Приоритет (посмотрите по поисковику) в Н.Новгороде ЭТО НЕ РЕКЛАМА просто Автоваз сертифицировавшийся через них теперь всем навязывает По крайней мере ИСО ТУ 16949 | |||
![]() | ||||
![]() | quality 22.08.2008 05:52![]() Дельный совет чтобы не промахнуться с консультантом сообщите ему что сертифицироваться будете не у того кого он предложит (качество подготовки сразу повыситься тем более если Вы сможите "добраться" с этим сообщением до руководителя консалтинговой организации только делайте это после заключения договора и до оплаты денег) А то мне тут на сайте прошла информация что для сертификации делают за приличные деньги одну документированную процедуру и говорят что это достаточно для того чтобы сертифицироваться Какая должна быть документация СЭМ читайте в соседних темах Хотябы здесь http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic.html&f=6&t=3261 И вообще на этом форуме даже в архивах есть информация | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 22.08.2008 08:33![]() quality, у нас есть 16949... | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 22.08.2008 08:35![]()
![]() Может тогда и написали бы где и по какому курсу обучиться.... Intersertifica? или что и где? | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 22.08.2008 09:00![]()
Сам в Интерсертифике не учился, но видел их учебную методичекую литературу. Очеь рульная литературка, надо вам сказать! Ценности ей добавляет то, что многие вещи потом можно использовать в практической деятельности. Я сам некоторые вещи по СЭМ брал из учебных материалов Интерсертифики. | |||
![]() | ||||
![]() | solg 22.08.2008 20:40![]() nif-nif, Наверное самое важное определиться чего хотят добиться создатели СЭМ на предприятии. Соответсвие требованиям законодательства в целом, в части, не превышение каких-то поаказателей и в еще что вам больше всего хочется. Но на глобальное советую не замахиваться-наши расписали соответсвие законодательству в области экологии. И последствия соответствующие. Например можно: сниджение воздействия на окружающую среду путем ля-ля-ля, снижение потребления энергоресурсов путем ..., использование такого-то сырья для ... После этого легко расписать целевую программу, кто за что и когдпа быдет виноват (не снизили потребление воды на этапе 1-откусим ухо начальнику цеха такого то числа такого месяца следующего года ) А потом для аудиторов важно наличие реестра экологических аспектов. Поэтому для начали надо их определить (ну т.е. как предприятие оказывает воздействие на ОС), а потом оценить по какой-либо методике. Их много. Можно на их основе создать свою, утвердить у руководства. Поэтому если сейчас система еще не создана сперва начни с формулировки политики, целей и как будешь добиваться. | |||
![]() | ||||
![]() | solg 22.08.2008 20:43![]() Marta, консультант не выход. Поучиться это конечно вариант, но одно огромное НО . Каждый аудитор стандарты понимает по своему. Сертификационный аудит проходит с одной оценкой, на предаттестационном получаешь совсем другую. Поэтому главное самому быть уверенным в том что сделал и суметь доказать это аудитору. Была на курсах по 14000 у Бабиной, ИДС-Шеер, SGS и все требуют разные вещи. | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 25.08.2008 08:29![]() Спасибо всем.... Если у кого-нибудь есть еще советы... ПИШИТЕ.... | |||
![]() | ||||
![]() | Marta 25.08.2008 11:46![]() Solg, что значит разные вещи??? Я училась в BV, сертифицировала нас DNV, проблем с пониманием у нас с надзорными аудиторами не возникло. Есть спорные пункты, но они, как правило, оговариваются еще при заключении контракта с сертифицирующей компанией. Можно просто отучиться у того,кто будет сертифицировать, это не запрещено. Также не поняла вашего увержденич по поводу разницы оценок, все равно знаешь свои рисковые зоны лучше, чем любой внешний аудитор ;) Обучитсья обязательно нужно, это мое ИМХО. Рекомендоваал бы BV, DNV, Интерсертифику. Консультант- лично для меня- возможность увидеть что-то, чего мой ""замыленный " взгляд уже не замечает. | |||
![]() | ||||
![]() | sal 26.08.2008 00:43![]() Критерии аудита у всех одни - ISO 14001 Порядок и правила проведения аудита - тоже. Если два аудитора трактуют требования ISO по разному - один из них не прав, или оба (это уже к компетентности аудиторов) | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 26.08.2008 08:37![]() sal, это точно..... человеческий фактор | |||
![]() | ||||
![]() | quality 26.08.2008 09:30![]() nif-nif, аппелируйте человеческий фактор приедет аккредитующая фирма в орган по сертификации | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 26.08.2008 10:02![]() quality, ага... хорощо... всегда готовЪ | |||
![]() | ||||
![]() | solg 26.08.2008 21:33![]() Marta, а вот по поводу разных критериев. Требования надзорных органов в разных регионах не совсем одинаковые. Насколько знаю в Москве проблема-шум, а в ХМАО таким голову пока не морочат. И приезжают аудиторы проработавшие в Москве. А почему у вас нет того-этого? А у нас не предъявляли таких требований. Не может быть! Но жалобы же отсутствуют. Вах-вах, как так?! Ну ладно несоответствие не критическое. У вас же в политике соответствие требованиям законодательства в области экологии. И что тут скажешь, я это как рисковую зону даже и не рассматриваю | |||
![]() | ||||
![]() | solg 26.08.2008 21:35![]() sal, ага, скажи это аудитору! Потом дооооооооооооооолго сертифицироваться будешь! Устроит человеческий фактор | |||
![]() | ||||
![]() | sal 26.08.2008 21:51![]()
![]() Требования предъявляются соответствующими нормативными документами, а не надзорными органами. Даже если эти органы от Вас чего-то не требуют, это не значит, что ничего и не надо делать | |||
![]() | ||||
![]() | sal 26.08.2008 21:56![]()
![]() Тогда нужно не только аудитору говорить, а и его руководству, и даже в орган по аккредитации. В конце-концов сертификация по ISO - дело добровольное, можно и сертифицирующую организация сменить | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 27.08.2008 10:37![]() кто сертифицировался при помощи консультантов (фирмы)? какие плюсы? | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 27.08.2008 17:03![]() Практически свежая статья по СЭМ. ![]() --------------------------------------- К вопросу создания экологического менеджмента ![]() Автор: А.П. Шалин, к.т.н., Президент Научно-технического фонда Сертификационный Центр Контстанд ![]() Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются повсеместными негативными последствиями хозяйственной деятельности человека. Воздействие на окружающую среду носит как спонтанный, так и упорядоченный характер и определяется стремлением общества постоянно удовлетворять растущие потребности. Воздействия несут в себе опасность нарушения экологического баланса локального и глобального характера, нарушения экологического баланса оборачиваются серьезными прямыми и косвенными негативными воздействиями на человека. Особенно чувствительно воздействие окружающей среды на человека непосредственно на производстве и пространствах, подверженных влиянию этого производства. ![]() Воздействие человека на окружающую среду и воздействие окружающей среды на человека не имеет четких границ, это международная проблема, которая требует системного решения на основе совершенствования управления и технологий. Принимая в последние десятилетия различные нормативные документы, международное сообщество все больше уделяет внимания экологической безопасности и, таким образом, закладывает управленческие основы в отношении окружающей среды. ![]() В России несколько лет назад был принят федеральный закон "О техническом регулировании", основной целью которого, как нам кажется, является обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и технической безопасности государства. Этот закон должен являться стержнем технической политики государства, формирующим в то же время экономическую безопасность. Защищая от негативного воздействия основной ресурс государства - человека, этот закон предполагает разграничение безопасности человека на производстве и вне производства. Эти деления весьма условны с точки зрения опасного воздействия окружающей среды на человека, но в то же время, наверное, допустимы вследствие разницы риска упорядоченного и хаотического воздействия окружающей среды на человека и, в частности, различных экологических аспектов. ![]() Если человек является только потребителем продукции, то опасность для него (прямая или косвенная) формируется самой продукцией. Степень опасности определяют допустимые нормы воздействия, которые и должны быть установлены нормативными документами, регламентируемыми законом о техническом регулировании. Если человек участвует в процессе формирования продукции, то опасность его жизнедеятельности формируется многими факторами и определяется опасностью продукции, которую он использует в своей деятельности, безопасностью технологий, применяемых для получения конечной продукции, квалификацией персонала, осуществляющего процесс, и самого индивидуума, совершенством управления процессами создания конечной продукции. Если такие факторы, как безопасность продукции, технологий, квалификация персонала, в основном являются прерогативой составляющей системы технического регулирования, а именно той части, которая призвана формировать нормы безопасности в отношении продукции, то управление - это прерогатива второй составляющей системы технического регулирования: подсистемы подтверждения соответствия. ![]() Степень соответствия системы управления процессами, формирующими конечную продукцию на предприятии, можно подтвердить в целях обеспечения стабильности выполнения заданных требований к конечной продукции через соответствие стандарту ISO 9001 (система управления качеством). Предприятие, внедряющее систему управления качеством в соответствии с требованиями ISO 9001, при правильном понимании этого стандарта определяет риски негативного воздействия на человека в процессе его деятельности, направленной на формирование конечной продукции. Более глубокие требования к безопасности сотрудников установлены в стандартах, направленных на управление безопасностью жизнедеятельности на производстве (OHSAS, OHS и др.), а также в стандарте, устанавливающем требования к управлению окружающей средой, в частности в стандарте ISO 14001 - Система экологического менеджмента: требования и руководство по использованию. Данный международный стандарт содержит только те требования, которые могут объективно быть проверены и подтверждены. Стандарт не устанавливает абсолютных требований за пределами обязательств, принятых организацией для выполнения экологической политики, он направлен на постоянное совершенствование этих обязательств. ![]() Если система управления окружающей средой на предприятии внедрена и продекларирована таким образом, что она соответствует требованиям ISO 14001, то по просьбе заинтересованных сторон либо по желанию руководства предприятия она может быть оценена третьей стороной. Эта оценка дает только косвенное подтверждение соответствия и должна быть осуществлена независимой организацией. При этом следует соблюсти несколько условий: независимость и объективность оценки, компетентность оценщиков и др. Соблюдение этих условий возможно лишь в том случае, когда организация, проводящая оценку (сертификацию), способна выстроить внутри себя систему сертификации на соответствие стандарту ISO 14001, включающую в себя следующие основные элементы: - собственная интерпретация ISO 14001, - создание органа по сертификации, - создание процедур, применяемых органом по сертификации при подтверждении соответствия стандарту ISO 14001. ![]() Для подтверждения легитимности органа по сертификации организация может пройти процедуру аккредитации в независимом аккредитующем органе. Это очень сложный процесс. Он требует от органа по сертификации значительных усилий, так как требования международного форума по аккредитации, в который входят, как правило, авторитетные аккредитующие организации, довольно серьезные и определены в документах EA 7/02 и ИСО/МЭК 66, определяющих качество сертификации на определенном уровне. ![]() В настоящее время в России пока не выстроена легитимная и признаваемая система подтверждения соответствия, что в значительной степени затрудняет реализацию закона о техническом регулировании. В свою очередь теряется смысл формирования требований к продукции (создание норм), если нет технически обоснованного, независимого и объективного метода подтверждения соответствия, который может быть гарантирован только легитимной системой подтверждения соответствия, основанной на органе по аккредитации, устанавливающем и поддерживающем "планку" требований к организациям, осуществляющим подтверждение соответствия. На сегодняшний день в России нет органа, который мог бы осуществлять аккредитацию организаций, проводящих оценку организации на соответствие ISO 14001, кроме работающих в России органов, получивших аккредитацию членов Европейской кооперации для аккредитации (EA) либо Форума по международной аккредитации (IEF). В России с интерпретацией стандарта ISO 14001:2004 возникают значительные сложности, затруднено также понимание механизма подтверждения соответствия, основанного на документах ИСО/МЭК 66 и ЕА 7/02. В ближайшие два года ИСО/МЭК 66 утратит свое значение и на смену ему придет стандарт ISO 17021, унифицирующий требования к органам, подтверждающим соответствие различных систем менеджмента. ![]() Для того чтобы в России заработал стандарт ISO 14001, необходимы серьезные действия по созданию системы подтверждения соответствия требованиям экологического менеджмента. Первое, что необходимо сделать, - провести серьезную просветительскую работу и довести до заинтересованных сторон понимание основ экологического менеджмента через интерпретацию стандарта ISO 14001. Данная работа должна дать персоналу предприятий определенное экологическое образование, понимание того, что экологические аспекты формируются в процессах, осуществляемых для получения конечного продукта, а управление аспектами - не что иное, как управление процессами. И тогда мы не будем сталкиваться с такими ситуациями, при которых руководство предприятия требует от органа по сертификации либо консалтинговой фирмы решения вопроса по сертификации в ограниченное время, что говорит о формальном подходе к проблеме и полном непонимании значимости и сложности задачи. Внедрение стандарта ISO 14001 на предприятии - задача непростая; она может быть легче и логичнее решена, если предприятие имеет опыт внедрения и функционирования системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001. Это две разные системы и два разных стандарта, но при этом некоторые их элементы могут быть гармонизированы и даже интегрированы. При этом необходимо иметь в виду, что различий в требованиях данных систем пока много и оценивать эти стандарты совместно в настоящее время невозможно. ![]() Венцом первой задачи при создании системы является осознание работниками предприятия того, что экологические проблемы решаются в процессах формирования продукции каждым участником процесса, а не экологической службой. Таким образом, мы осветили первую задачу, которая всецело относится к предприятию и заинтересованным сторонам. ![]() Вторая задача, которую необходимо решить в системе, касается подтверждения соответствия. Коротко представим требования к органам по оценке соответствия, в данном случае органам, сертифицирующим систему экологического менеджмента на соответствие ISO 14001. Что собой представляет орган структурно, как аргументируется его деятельность и практически осуществляется, довольно подробно описано в документах ИСО/МЭК 66, ЕА 7/02, ЕN 45012, а также в принятом, но пока не вступившем в силу стандарте ISO 17021. Все эти документы не просты для понимания нашими соотечественниками, так как их структура и методология изложения не совсем привычны. Эти документы определяют выстраивание структуры органа по сертификации таким образом, чтобы были доказательства: объективности, непредвзятости, компетентности, независимости и т.д., требуется также гарантия профессионализма аудиторов (оценщиков), предоставляющих объективные доказательства в процессе оценки. Это сложная задача, и она не всегда понятна российским органам по сертификации. Действующие на сегодняшний день документы говорят о совсем разной структуре аудита (на соответствие ISO 14001 и ISO 9001) и о жестких требованиях к оценщикам (аудиторам). ![]() В любом органе по сертификации есть две основные задачи, которые должны быть решены безупречно. Первая задача - это создание внутренней системы функционирования органа, которая позволила бы ему постоянно улучшаться, а если этот орган в свою очередь имеет аккредитацию по оценке ISO 14001, то и экологическую систему внутри органа, которая позволяет выполнить все требования ИСО/МЭК 66, ЕА 7/02, а в будущем ISO 17021 и конечно же ISO 14001. Вторая задача (она вытекает из первой) - это выстроить процедуру оценки персонала в органе таким образом, чтобы быть уверенным в качестве работы аудиторов (оценщиков, экспертов) и системности проведения аудита. Результативное решение этих двух задач позволяет органу по сертификации удовлетворять пожелания заказчика - правильно оценить систему экологического менеджмента. И как результат оценки - предприятие получает добавленную стоимость, что является основной целью сертификации. ![]() Итак, тезисно обозначив основные этапы достижения соответствия требованиям ISO 14001, проясним те действия, которые необходимо предпринять для успешного прохождения пути к сертификации. При этом, предполагая, что экологическая служба предприятия имеет отечественную школу, а это грамотный эколог, знающий законодательство, региональные и отраслевые требования, на предприятии проводится мониторинг, нет конфликтов с надзорными органами и обществом, но отсутствует системность в управлении, соответствующая ISO 14001. Как достичь соответствия?! Если предприятие уже имеет экологическую службу, нет конфликта с государственным надзором, то решена первичная задача, выполняются экологические нормы, и это является основой экологического менеджмента. ![]() Далее определяются экологические аспекты, возникающие на предприятии в процессе деятельности. Имеются различные методики решения этой задачи, но наилучшие из них связаны непосредственно с процессами, которые их и формируют. Пользуясь методикой, выявляются существенные аспекты, затем создаётся реестр существенных и несущественных аспектов. Выявив аспекты, мы переходим к решению основной задачи - управление аспектами, то есть удержание абсолютных величин значения этих аспектов в допустимых пределах и в последствии постоянное снижение этих значений, то есть улучшение. Реестр аспектов при этом должен постоянно анализироваться, не только в зависимости от изменения климатических, технологический, но и управленческих процессов. Для этого должны быть выявлены все процессы, определяющие качество конечной продукции, их взаимосвязь и взаимовлияние, определены критерии оценки результативности процессов, в том числе связанные с экологическими аспектами. ![]() Управляя процессами, оценивая их результативность, управляем воздействием на окружающую среду. Результативность и эффективность этого управления оценивается через сопоставление реальных действий в каждом процессе с задокументированными действиями. Документально оформленные процедуры (действия) должны соответствовать требованиям стандарта, а проверка соответствия цепочки: действие - процедура - стандарт, осуществляется в рамках процесса внутреннего аудита, итогом которого является подготовка материалов для анализа со стороны руководства и принятия решения об улучшении деятельности предприятия в области экологического менеджмента. Кроме того, система требует постоянной оценки подрядчика, оказывающего влияние на окружающую среду - одна из оценок входа в систему. Если система выстроена по следующей усреднённой схеме (см Рис. 1 Укрупнённая схема построения системы экологического менеджмента с последовательностью действий), то с тщательной детализацией всех процессов и механизмом формирования аспектов в процессе, и если проводится реальный анализ со стороны руководства, тогда в управлении окружающей средой будет задействован каждый работник компании на своём уровне при выполнении определённой операции. В этом случае можно считать, что система целостна и работает, остаётся её оценить на соответствие ISO14001. Оценка представляет собой отдельные процессы, и, мы полагаем, это требует специального рассмотрения. ![]() к.т.н., Президент Научно-технического фонда "Сертификационный Центр "Контстанд" А.П. Шалин Опубликовано: 27/06/2008, в 22 ч. 48 мин. --------------------------------- | |||
![]() | ||||
![]() | solg 27.08.2008 20:20![]() Вот о том и разговор: когда пишете политику не надо замахиваться на все. Надо конкретно определить проблемы региона, те что интересуют потребителя или конкретные стороны и прописывать в политике обязательства по ним. А то потом можно нахватать много проблем. А вот как реально можно вовлечь в СЭМ весь персонал даже в голове не укладывается. Это какой-то германский вариант получится, если каждый будет все выполнять то, что должен. | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 04.09.2008 08:09![]() Ответьте, плиз, еще на вопросик)) Я обнаружил (подсказали коолеги))), что если сертифицироваться по исо 14... требуется на предпритяии вводить отдельную штатную единицу как инженер-эколог, правда? если кто знает, может на нормативку ссылочку даст? руководству показать? | |||
![]() | ||||
![]() | solg 04.09.2008 10:40![]() nif-nif, не обязательно. Персонал должен быть обучен, а про штат в ИСО ничего не сказано. Меня просто назначили приказом ответственным за ведение природоохранной деятельности. И аудитора это устроило. Главное показать что в должностной определены твои обязанности по этой самой деятельности. И потом расскажешь как ты каждую функцию выполняешь. | |||
![]() | ||||
![]() | rbcksq 04.09.2008 11:07![]() nif-nif, из статьи приведённой выше ".....Венцом первой задачи при создании системы является осознание работниками предприятия того, что экологические проблемы решаются в процессах формирования продукции каждым участником процесса, а не экологической службой. " ![]() Т.е. в идеале согласно идеологии ИСО на предприятии не должно быть инженеров-экологов, а должны быть эколгически грамотные инженеры-технологи | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 04.09.2008 11:22![]() сейчас просматриваю много инфы по СЭМ... ))) наткнулся на статейку из нашего любимого журнальчика)))) из №8,2006... В рубрике школа начинающего эколога есть статьявнедрение международного стандарта.... там на 76 странице написано про должность инженера-эколога..... ![]() я просто совмещаю экологию, пожарку, ГО и ЧС... мне надо как-то руководству объяснить что это надо разделить... и сделать 2 зарпл.., а то я делаю это и то, а получаю как бы так...(((( ПОМОГИТЕ!!!!! ссылка на нормативный документ, плиз..... | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 04.09.2008 12:00![]()
К сожалению нормативных документов на эту тему не существует, кроме пункта 2 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в котором говорится, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль. ![]() Структуру и численность работников экологической службы организации определяет работодатель в зависимости от численности работников в организации, её экономического положения, состояния материально-технической базы производства и уровня используемых технологий. ![]() Кстати, в рубрике «Актуальный вопрос» есть несколько ответов по этому поводу. http://www.ecoindustry.ru/actual/all.html&r=14 | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 04.09.2008 12:02![]()
Золотые слова! Положу в копилочку. | |||
![]() | ||||
![]() | ecolog_ru 04.09.2008 14:23![]() Коллеги, скажите, стоит ли вообще сертифицировать предприятие по ИСО 14000? Какие преимущества и выгоды дает этот сертификат в реальности? И дорого ли содержать эту систему? Поделитесь опытом, пожалуйста. Хочется понять смысл сертификации и затраты на это дело... А то с трудом представляю все это.. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 04.09.2008 14:34![]() Вот на глаза как раз инфа попалась. ![]() ------------------------------------------------- Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO–сертифицированные компании). Целесообразность получения предприятием сертификата соответствия его СУОС (СЭМ) требованиям стандартов ISO 14000, которые в Российской Федерации отражены в ГОСТ Р ИСО 14001, обусловлена: • экономией энергии и ресурсов, в том числе направленных на природоохранные мероприятия; • увеличением оценочной стоимости основных фондов предприятия; • возможностью завоевания новых рынков экологичной продукции; • улучшением системы управления предприятием; • повышением конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке. ![]() Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение СЭМ (СУОС, ГОСТ Р ИСО 14001), можно назвать такие, как: • улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в том числе природоохранного законодательства); • желание завоевать рынки «зеленых» продуктов; • улучшение системы управления предприятием; • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы. ![]() В законе РФ «Об охране окружающей среды» сформулированы общие требования, предъявляемые при эксплуатации объектов общего назначения. Эти требования обязывают предприятия, учреждения, организации и граждан принимать необходимые меры по соблюдению технологических режимов и проведению мероприятий по охране окружающей среды. Учитывая, что нарушение этих требований может создать угрозу здоровью и даже жизни большого числа людей, особую актуальность приобретают вопрос о проверке объектов на соответствие этим требованиям. ![]() За последние годы все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент. В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (Earth Summit-92, The United Nations Conference on Environment and Development), подчеркивается, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». ![]() Многие компании мира широко используют все возможные средства для распространения информации о своей эффективности, в том числе в области охраны природы. Например, одна из транснациональных компаний выпускает ежегодную экологическую отчетность, рассылает её в крупные информационные агентства, библиотеки и организации (выпуски можно также заказать по почте), проводит экскурсии, пресс-конференции для заинтересованных лиц и организаций. В буклетах представлена экологическая политика с комментариями к основным заявлениям, описаны новшества, позволившие компании снизить прямое воздействие на окружающую среду или опосредованное – через сокращение потребления ресурсов. Вся эта информация не только аккумулирована в специальном центре компании по работе с общественностью, но и доступна практически в каждом её филиале (дочерней компании). Рабочие и служащие компании в первую очередь должны знать и понимать принятую руководством стратегию, действовать сообща для достижения общей цели. ![]() При развитии экологической деятельности предприятия выигрывает общество в целом. Заявляя о намерениях, очерчивая круг ответственности, руководство предприятия переходит к качественно иному этапу открытых отношений со всеми заинтересованными сторонами. Появление серии международных стандартов ISO 14000 систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Эта система стандартов ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и конкретные технологии, а на систему экологического менеджмента (СЭМ или СУОС, то есть ГОСТ Р ИСО 14001, редко называемую также ЭМС). ![]() ISO – международная организация по стандартизации, существующая с 1948 года. В соответствии с уставом ISO, целью организации является «содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности». ![]() В настоящее время система стандартов ISO 14000 принята в странах Европейского Союза, Японии, США и многих других. Совокупность стандартов ISO 14000 включает несколько блоков: системы управления, экологического аудита, оценки показателей окружающей среды, оценки жизненного цикла. ![]() Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду на трех уровнях: - организационном - через улучшение экологического «поведения» корпораций; - национальном - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики; - международном - через улучшение условий международной торговли. ![]() На организационном уровне сегодня, как никогда, встает вопрос о создании экологического производства, основными целями которого являются: 1. Гармония взаимоотношений человека и природы. 2. Безотходность производства. 3. Экологически благоприятные технологии. 4. Экологичность продукции – как среда цивилизованного рынка и главный фактор экономического успеха. 5. Высокая экологическая культура персонала. 6. Развитый экологический менеджмент, отвечающий потребностям и особенностям экологического производства. Предприятия, начавшие работу по реализации комплекса природоохранных мероприятий на основе вышеуказанных стандартов, обеспечивают себе базу для получения сертификата соответствия СУОС установленным требованиям. Основными элементами этого комплекса мероприятий являются формирование экологической политики предприятия, планирование, функционирование, контроль, анализ состояния окружающей среды и их непрерывное совершенствование, являясь составной частью системы административного управления организации (предприятия). ![]() Экологическая политика является двигателем в деле внедрения и улучшения системы управления окружающей средой для данной организации, чтобы она могла поддерживать и потенциально повышать свою экологическую эффективность. Она отражает обязательства высшего руководства соблюдать законы в области охраны природы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой; должна быть достаточно четкой и динамичной, чтобы ее могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны, учитывать изменяющиеся условия и информацию. Экологическая политика создает основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые показатели. Для постановки экологических целей и задач оцениваются и анализируются (ранжируются, определяются приоритеты) следующие экологические аспекты деятельности предприятия: • существующая система управления предприятием и система менеджмента в целом; • существующая система экологического управления, ее место и роль в общей системе управления и менеджмента; • существующая экологическая документация (внешняя и внутренняя); • готовая продукция (экологические аспекты); • используемое сырье, материалы, энергоресурсы (экологические аспекты); • факторы воздействия на окружающую среду; • источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов; • источники воздействия на окружающую среду и виды отходов; • системы очистки сточных вод и отходящих газов; • системы размещения и удаления (использования, переработки, ликвидации, захоронения) отходов; • существующая система экологического мониторинга; • эколого-экономические и эколого-правовые аспекты деятельности предприятия; • экологическая деятельность, осуществляемая предприятием на добровольной и инициативной основе; • существующая деятельность по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельность в условиях происходивших чрезвычайных экологических ситуаций; • меры по снижению отрицательных экологических последствий предыдущей производственной деятельности; • формулировка экологических целей и постановка нерешенных предприятием экологических задач. Основной принцип, заложенный в систему экологического менеджмента (СЭМ), – постоянное и последовательное улучшение. Многие руководители с энтузиазмом относятся к введению стандартов предприятия, которые могут быть строже, жестче, чем государственные нормативы и требования. Такие стандарты уже используются теми организациями, которые получили или планируют получить сертификат соответствия стандартам в области менеджмента качества. Возможность разработки экологических стандартов предприятия рассматривают как приверженцы ISO 9001, так и многие другие, и это укрепляет нас в мысли о том, что такая готовность представляет собой еще одну предпосылку развития системы экологического менеджмента. ------------------------------------------------- | |||
![]() | ||||
![]() | kisik 05.09.2008 11:01![]() а есть ли у кого нибудь пример проекта в строительстве??? | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 05.09.2008 12:22![]() ))))))))))))))))))))) А в автосборочном производстве??? комплектующие)))))))))))))))))))))) | |||
![]() | ||||
![]() | Alla 05.09.2008 16:02![]() nif-nif,пишите на allaecol@mail.ru, может чем и помогу | |||
![]() | ||||
![]() | nif-nif 08.09.2008 11:46![]() Alla, хорошо поговорим по почте))))))) ![]() P.S. общение в любом его проявлении... | |||
![]() | ||||
![]() | LTG 09.09.2008 01:23![]()
Процедура дорогая и муторная. Если не работаете на экспорт - не стоит. | |||
![]() | ||||
![]() | maxira 09.09.2008 12:59![]() согласна с предыдущим комментом. ни какими доводами не обосновать руководству, что раз в три года надо выкладывать круглую сумму на переаттестацию. Довод один - если на рынок продукцию без этого не пускают и всё | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 09.09.2008 13:16![]()
Ну, это зависит от самого руководства. Собственно инициатором внедрения СЭМ оно и является. ![]() А вообще, слышал такую точку зрения, что если внедрение СЭМ не приносит экономического эффекта или даже убыточно для организации (например, если затраты на сертификацию сильно снижают остающуюся у организации прибыль), то и заниматься внедрением СЭМ не имеет никакого смысла. Только вот как быть с тем, если требование о внедрении СЭМ исходит от потребителей продукции или поставщиков сырья? Деваться некуда... | |||
![]() | ||||
![]() | maxira 09.09.2008 14:14![]() тогда необходимо конечно. а по сути, на каждом предприятии джолжна существовать сэм в том виде, какую целесообразно посторить исходя из квалификации и понимания проблемы руководством и экологом. а вот сертифицировать эту сэм не к чему. но быть она должна! работать будет проще | |||
![]() | ||||
![]() | oda81 10.09.2008 21:07![]() Народ! А кто действительно хорошо разбирается в СЭМ. Очень срочно надо составить Программу достижения экологических целей и задач....Я работаю недавно, никаких данных по экологии нет вообще:( а программу составить надо. У нас предприятие занимается ремонтом техники. Ничего особо вредного нет, кроме как паяльники. Что включать в такую программу? может кто подскажет? Или хотя бы "скелет" такой программы - поделитесь oda1981@mail.ru | |||
![]() | ||||
![]() | greenfrog 11.09.2008 10:17![]() oda81, немножко есть здесь http://www.ecoindustry.ru/92fb0c6d1758261f10d052e6e2c1123c/692c6d250386c0a3375ccc023f432501/magazineclause.pdf и здесь http://www.ecoindustry.ru/personal.php?login=greenfrog&act=doc (см. статьи про ИСО) | |||
![]() | ||||
![]() | oda81 11.09.2008 11:41![]() Спасибо, изучаю... Еще вопросик - а как надо составлять матрицу взаимодействия внутри организации по СЭМ? | |||
![]() | ||||
![]() | greenfrog 11.09.2008 12:09![]() oda81, сначала надо определиться "а оно Вам надо?" ежли жизненно необходимо и без этого никак: рисуете на большом листе бумаги таблицу: столбцы - подразделения / должности руководителей строчки - функции в СЭМ (кто что разрабатывает, утверждает, планирует, чем управляет и пр). Или наоборот...(строчки со столбцами). ![]() В квадратиках на пересечении "должность-функция" ставите буквы: Р – руководит процессом, принимает окончательное решение по процессу, несет ответственность за конечные результаты; О – организует исполнение, обобщает результаты, готовит и обосновывает проекты решений, несет ответственность за качество и своевременность подготовки решений; У- участвует в выполнении работ, несет ответственность за качество и своевременность работ в рамках своей компетентности... вот как-то так... каждая организация составляет эту матрицу, как ей удобно... в принципе, она стандартом не требуется... "ответственность должна быть распределена"- а уж в какой форме Вы ее распределите - это Ваше дело... | |||
![]() | ||||
![]() | oda81 11.09.2008 14:54![]() greenfrog, спасибо огромное за содержательный ответ! | |||
![]() | ||||
![]() | poisk 15.09.2008 10:05![]() У кого есть опыт составления реестра экоаспектов, подскажите, пожалуйста: что именно включать в пункт "Аспекты постащиков"? | |||
![]() | ||||
![]() | quality 16.09.2008 07:17![]() poisk, откуда требования читайте ГОСТ Р ИСо 14001-2007 : 4.3.1 Экологические аспекты Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процедуру(ы): а) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента, которые она может контролировать и на которые она может влиять, учитывая при этом планируемые или новые возможности развития или модифицированные виды деятельности, продукции и услуг; b) выявления тех аспектов, которые оказывают или могут оказывать значимые воздействия на окружающую среду (т.е. значимых экологических аспектов). Организация должна документировать эту информацию и поддерживать ее актуальность. Организация должна гарантировать, что значимые экологические аспекты учитываются при разработке, внедрении и поддерживании системы экологического менеджмента. ![]() Только свои аспекты читайте документацию | |||
![]() | ||||
![]() | poisk 17.09.2008 10:04![]() сам такой А если серьезно, требования международного стандарта ИСО 14004: 4.3.1.3 Идентификация экологических аспектов ![]() В дополнение к тем экологическим аспектам, которыми организация может управлять непосредственно, ей следует учесть аспекты, на которые она может влиять, - например, те аспекты, которые относятся к продукции и услугам, используемым организацией, а также те аспекты, которые относятся к продукции и услугам, предоставляемым организацией. При оценивании своей способности влиять на экологические аспекты, связанные с деятельностью, продукцией или услугой, организации следует учесть законные или контрактные полномочия, свои политики, местные или региональные проблемы, а также свои обязательства и ответственность перед заинтересованными сторонами. Организации следует также учесть влияние, которое может быть оказано на ее собственные экологические показатели, например, при закупке продукции, содержащей опасные материалы. Примеры ситуаций, к которым можно применить эти соображения, включают виды деятельности, осуществляемые подрядчиками или субподрядчиками, проектирование продукции и услуг, поставленные поставщиками и используемые материалы, товары или услуги, а также транспортировку, использование, повторное использование или рециклинг собственной продукции, поставляемой на рынок. Чтобы идентифицировать и понимать свои экологические аспекты, организации следует собирать количественные и/или качественные данные о характеристиках ее видов деятельности, продукции и услуг, такие, как «входы» и «выходы» материалов или энергии, используемые процессы и технология, установки и месторасположение, методы транспортировки и человеческие факторы (например: ослабленное зрение или слух). Дополнительно может быть полезным собирать информацию: а) о причинно-следственных связях между элементами видов деятельности организации, ее продукции и услуг и возможными или фактическими изменениями в окружающей среде; б) об экологических проблемах, волнующих заинтересованные стороны, и в) о возможных экологических аспектах, указанных в правительственных нормативных документах и разрешениях (лицензиях), в других стандартах или идентифицированных промышленными ассоциациями, академическими учреждениями и т.п. Деятельность по идентификации экологических аспектов будет более успешной при участии в ней лиц, которые хорошо знакомы с видами деятельности организации, ее продукцией и услугами. Хотя не существует единого подхода к идентификации экологических аспектов, выбранный подход может, например, принять во внимание: - эмиссии в воздух; - сбросы в воду; - сбросы на землю; - использование сырьевых материалов и природных ресурсов (например: использование земель, воды); - местные экологические проблемы, а также экологические вопросы, поднимаемые местным сообществом; - использование энергии; - выделяемую энергию (например: тепло, радиация, вибрация); - отходы и побочные продукты и - физические атрибуты (например: размер, форма, цвет, вид). Следует учесть аспекты, связанные с видами деятельности организации, ее продукцией и услугами, такие, как: - проектирование и разработка; - процессы изготовления; - упаковка и транспортировка; - экологические показатели и практика деятельности в области окружающей среды подрядчиков и поставщиков; - менеджмент отходов; - добыча и доставка сырьевых материалов и природных ресурсов; - доставка, использование и окончание «жизни» продукции и влияние на живую природу и биологическое многообразие ![]() В руководстве по применению ИСО 14001 тоже самое | |||
![]() | ||||
![]() | quality 18.09.2008 06:02![]()
где-то на сайте был пример анализа матрицы поищите | |||
![]() | ||||
![]() | Marta 23.09.2008 17:10![]()
Мне казалось, от них уже все отказались | |||
![]() | ||||
![]() | quality 24.09.2008 06:54![]() Marta, На первом этапе в организации очень помогает рассмотреть ответственность ведь есть требование: ![]() 4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия ![]() Руководство организации должно обеспечить доступность ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, обеспечения функционирования и улучшения системы экологического менеджмента. Под ресурсами подразумевают человеческие (кадровые) ресурсы, специальные знания (навыки), организационную инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы. ![]() Функциональные обязанности, ответственность и полномочия персонала должны быть определены, документированы и доведены до сведения тех лиц, которых они касаются, для улучшения результативности экологического менеджмента. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 14.11.2008 15:56![]() Неплохая презенташка "Разработка и сертификация СЭМ на предприятиях в соответствиии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007". http://eco-terra.ru/component/option,com_remository/Itemid,97/func,download/id,32/chk,071c2572fc57e24fd9aa2b4f870c40bc/no_html,1/fname,Prezentaciya_CEM.ppt/ | |||
![]() | ||||
![]() | eco-servis 15.11.2008 08:38![]() ultra, Ссылка не открывается. Сообщение Illegal download attempt. Что делать? Так хотелось посмотреть презенташку, тем более о показателях экологической деятельности (в части отходов). Ведь не на объём же вывезенных на захоронение ориентироваться. | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 15.11.2008 09:47![]() eco-servis, Вчера ссылка работала. Видимо, она была сгенерирована как временная. Тогда можно скачать прямо со страницы отсюда - http://eco-terra.ru/component/option,com_remository/Itemid,97/func,fileinfo/id,32/ Презентация "Разработка и сертификация СЭМ на предприятиях в соответствиии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007". | |||
![]() | ||||
![]() | ultra 15.11.2008 10:06![]() А на этой странице другие публикации сотрудников Экотерры http://eco-terra.ru/component/option,com_remository/Itemid,97/func,select/id,2/ , в том числе статьи, которые публиковались в журнале "Экология производства". | |||
![]() | ||||
![]() | eco-servis 15.11.2008 10:21![]() ultra, Большое спасибо, буду разбираться. В первую очередь меня волнует не документооборот в СЭМ, а возможности СЭМ в части получения результата в виде снижения негативного воздействия от реализации хозяйственной деятельности. | |||
![]() |