www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Гигиенические требования по определению класса опасности отходов (тема полностью)

key_eko 11.12.2007 18:06

Сначала я обрисую свое понимание ситуации…
СП 2.1.7.1386-03 устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов по степени их ТОКСИЧНОСТИ и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия ТОКСИЧНЫХ отходов на среду обитания и здоровье человека.
У токсичных отходов 4 класса опасности.
Таким образом, деление на классы опасности осуществляется по разным критериям:
- экологическим - в «Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»
- токсикологическим - в СП 2.1.7.1386-03
Класс опасности токсичного отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.
Отнесение отхода к 4 классу опасности (малоопасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода.
Установленный производителем (собственником) класс опасности токсичного отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Внимание! Вопрос!
1. Кто-нибудь когда-нибудь проставлял в своих паспортах отходов класс опасности ТОКСИЧНЫХ отходов?
2. Как я пониманию это должно выглядеть так:
обладающий опасными свойствами ТОКСИЧНОСТЬ (класс опасности от 1 до 4)
Так?
3. Паспорта отходов, обладающих таким опасным свойством как ТОКСИЧНОСТЬ, кто-нибудь согласовывал в СЭС?

ultra 11.12.2007 23:17

key_eko,
Зачем шумиш, а?

1. В паспортах опасных отходов проставляется класс опасности отхода для окружающей природной среды. Смотри форму Паспорта опасного отхода, утвержденную Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785. Токсичность отхода указывается в его тринадцатизначном коде, которая отображается числом 01 либо другой комбинацией в одиннадцатой и двенадцатой позиции кода.

2. То же самое. Я уже говорил, что токсичность определяется в коде на позиции 11-ой и 12-ой цифры в 13-значном коде по ФККО.

3. В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 не требуется согласовывать с Роспотребнадзором паспорта, составленные на основании Приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".

key_eko 12.12.2007 09:40

ultra,
неа...
не понятно...
Про коды понятно. Про приказ №785 понятно.
Даже про Роспотребнадзор понятно (я,кстати, про него ничего "плохого" и не спрашивала...)

Про классы опасности по СП не понятно - для токсичных отходов. Если 11-ая и 12-ая цифры кода (опасные свойства) обозначают токсичность отходов, надо использовать СП для определения класса токсичности (1-4)? Это применяется?
Про СЭС не понятно. Если у отходов, паспорт которых составляется есть опасное свойство - токсичность, то этот паспорт нужно согласовывать в СЭС?

Wine 12.12.2007 10:11

key_eko, насколько я знаю, именно паспорт опасного отхода в сэс согласовывать не нужно
другое дело, что на определение токсичных свойств отходов по СП разрабатывается другой документ, который согласовывается в сэс....
единственное не знаю, обязательно ли определять класс опасности по СП, если не нужно получать лицензию ....

key_eko 12.12.2007 10:22

Wine,
ВО!
уже что-то начинает вырисовываться!
спасибо!

ultra 12.12.2007 16:45

Пользователь key_eko написал(а) 12.12.2007 09:40
Про СЭС не понятно. Если у отходов, паспорт которых составляется есть опасное свойство - токсичность, то этот паспорт нужно согласовывать в СЭС?

В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "....данные по обоснованию класса опасности (токсичности) отхода представляются на утверждение в учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующей территории Российской Федерации".

По этим материалам проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, на основании которой выдаётся санитарно-эпидемиологическое заключение.

Кстати, тут недавно новый документ вышел по этому поводу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2007 г. N 10603

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ от 12 ноября 2007 г. N 319

О ПЕРЕЧНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

В целях реализации Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" в части выдачи санитарно-эпидемиологических заключений руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и заместителями руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместителями Главного государственного врача Российской Федерации приказываю:
1. Управлению организации службы, государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
1.1. Привлекать к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, гигиенических, токсикологических и иных видов оценок организации, указанные в приложении к настоящему Приказу.
1.2. Принимать к рассмотрению протоколы аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Шестопалова Н.В.

Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение к Приказу Роспотребнадзора
от 12.11.2007 N 319

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ,
ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ВИДЫ ОЦЕНОК ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВЫДАЧИ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

1. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора.
2. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" Роспотребнадзора.
3. ГУ НИИ медицины труда РАМН (по согласованию).
4. ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (по согласованию).
5. Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора.
6. ГУ НИИ питания РАМН (по согласованию).
7. Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (по согласованию).
8. НИИ физико-химической медицины Росздрава (по согласованию).
9. Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава (по согласованию).
10. ФГУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора.
------------------------------------------------------------------------------------

Katreen 13.12.2007 11:37

Мы вчера звонили в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора с просьбой разъяснить действие СП 2.1.7.1386-03. Там нас перенаправили в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН, так как это они разрабатывали этот СП, где нам рассказали следующее:
1. подтверждать класс опасности экспериментальным методом по СП 2.1.7.1386-03 нужно для отходов 4 класса опасности, код которых по ФККО заканчивается на 004 или 014 или на 0.
2. проводить биотестирование имеют право только аккредитованные лаборатории, причем аккредитованные именно институтом Сысина!
3. у специалистов, проводящих биотестирование, в обязательном порядке должен быть сертификат на право проведения работ по определению класса опасности в соответствии с СП 2.1.7.1386-03, полученный также в институте Сысина.
Если в местных СЭС лаборатории не аккредитованы положенным образом, то требовать и проводить биотестирование они права не имеют!

ultra 13.12.2007 12:00

Пользователь Katreen написал(а) 13.12.2007 11:37
Если в местных СЭС лаборатории не аккредитованы положенным образом, то требовать и проводить биотестирование они права не имеют!

А вот это очень интересно! Это же козырь в руках.

Iskatel 13.12.2007 16:30

У меня такой вопрос: если в проекте приведен отход 5 кл.оп., а в результате биотестирования определен 4 кл., необходимо ли в таком случае проводить корректировку проекта и составлять паспорт опас.отх. на данный отход?

key_eko 14.12.2007 09:32

Iskatel,
Необходима паспортизация опасных отходов I—IV классов опасности для окружающей среды и отходов V класса опасности для окружающей среды, если они обладают иными опасными свойствами (ст. 14 Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Iskatel 14.12.2007 12:19

key_eko, Результаты биотестирования не подтвердили отнесение отхода N к 5 кл. Значит он должен быть отнесен к 4 кл. А на отходы 4 кл. уже необходимо составлять паспорт. Опять вопрос: в проекте на отход N стоит код с пятеркой в конце, по результатам биотестирования в паспорте ставим 4 кл., а код ФККО с пятеркой в конце? Как же все-таки привести все это в соответствие?

Wine 14.12.2007 12:30

Iskatel, подобрать другой код, с 4-кой на конце

key_eko 14.12.2007 13:32

Iskatel,
по поводу паспортизации вцелом: во Введении к ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» сказано: «Следует учесть, что опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности, т.е. тогда, когда они паспортизованы. Таким образом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех отходов». Это необходимо, чтобы подтвердить отнесение отхода к любому, существующему классу опасности. В том числе к V классу опасности.

А вот по поводу соотношения кода ФККО и отнесения к классу опасности по результатам биотестирования...
Не сталкивалась... Думаю, Wine прав(а).

Просьба к Вам - когда проясните вопрос - отпишитесь в форуме.

ultra 14.12.2007 21:38

Пользователь Iskatel написал(а) 14.12.2007 12:19
key_eko, Результаты биотестирования не подтвердили отнесение отхода N к 5 кл. Значит он должен быть отнесен к 4 кл. А на отходы 4 кл. уже необходимо составлять паспорт. Опять вопрос: в проекте на отход N стоит код с пятеркой в конце, по результатам биотестирования в паспорте ставим 4 кл., а код ФККО с пятеркой в конце? Как же все-таки привести все это в соответствие?

Зачем вы подтверждали 5 класс опасности отхода экспериментальным методом, если класс опасности не был установлен расчетным методом?
Раз в коде отхода по ФККО стоит 5 класс опасности, значит 5 класс. Кто вам дал вольницу оспаривать нормативные акты федеральных органов власти?

Природопользователи вообще не вольны менять цифири в кодах ФККО. Коды менять нельзя. И потом. Вы говорите у вас в проекте в коде стоит 5, а на самом ли деле для данного отхода имеется позиция в ФККО?

PIRAL 17.12.2007 08:09

Уважаемые экологи! Подскажите пожалуйста, кто какие документы предоставлял в Роспотребнадзор для получения сан.-эпидем.заключения?
Дело в том, что у нас на предприятии была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза и мы получили "Экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам порядка, условий и способов хранения отходов производства и потребления". Затем мы этот документ в числе прочих подали на получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию... отходов. У нас запросили санитарно-эпидемиологическое заключение с Роспотребнадзора. Мы туда. А там таким тоном нам говорят, что заключения мол вы вряд ли получите, и вообще, посмотрим вашу экспертизу, которая наверняка сделана неправильно, и вернем её во ФГУЗ. Ну примерно в таком роде. И говорят что мол мы должны будем представить проект (ПНООЛР) чтобы они посмотрели его? Люди, кто-нибудь сталкивался с подобными вопросами и как они разрешались? И вообще, какие они могут требовать от нас документы для выдачи сан.-эпидем. заключения? Буду всем очень признателен.

Sibiriya 17.12.2007 08:59

Вот перечень, что дали мне в нашем РПН для санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии сан. правилам деятельности по сбору...размещению опасных отходов:
1. Перечень, химсостав образующихся на предприятии отходов, определенный предприятием самостоятельно либо с привлечением аккредитованной организации (здесь они предлагали мне у них определять химсостав). В качестве источников информации о химсоставе можно предоставлять паспорта опасности отходов, при условии содержания в них полного химсостава. Для каждого паспорта необходим перечень литературных источников, использованных для его составления, либо протоколы лабораторных исследований по определению состава.
2. Сведения о местах временного складирования (хранения) отходов, в том числе о технических устройствах площадок, локальных очистных сооружениях в соответствии с ТУ (проектом, технол. регламентом), на основании требований сан. правил и нормативов санпин 2.1.7.1322-03.
3. ПНООЛР, лимиты на размещение.
4. Программу производственного контроля за соблюдением сан. правил, на основании требований санпин 1.1.1058-01.
5. Договор на реализацию программы, заключенный с аккредитованной (аттестованной) лабораторией.
6. Результаты производственного контроля, мониторинга.
7. Акты по результатам мероприятий по контролю (если таковые имеются).
8. Договор на вывоз образующихся на предприятии отходов со сторонними организациями.
9. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ.

PIRAL 17.12.2007 11:51

Sibiriya, спасибо Вам большое за ответ, который поверг просто в ужас (от такого большого перечня). Кроме того, есть непонятный момент: в пункте 3 Вы пишите - ПНООЛР, лимиты. Так ведь все наоборот, для получения лимитов нужно представить ПНООЛР и лицензию на право обращения с отходами. А чтобы получить эту лицензию в том числе необходимо предоставить сан.-эпидем. заключение. Получается какой-то замкнутый круг? И неужели Вы все это предоставили?

Sibiriya 17.12.2007 12:43

Нет, не предоставляла, так как мы их и стремимся получить. И проблем с этим не возникло. Я думаю здесь имеет место быть случай, когда есть и проект и лимиты, а срок действия лицензии истекает. По факту я предоставила паспорта, проект, договора на на захоронение, обезвреживание отходов, программу производственного контроля. Нет только проекта СЗЗ, но решаться этот вопрос будет на верхах, с участием нашего директора.

PIRAL 17.12.2007 13:14

Sibiriya, вот насчет такой ситуации, когда лицензия уже есть на руках, тогда понятно. Кстати, в РПН мы предоставили то же, что и Вы перечислили. Посмотрим, что из этого выйдет. Тем более что, Вы со мной в одном городе.

Nallika 17.12.2007 13:22

Пользователь PIRAL написал(а) 17.12.2007 08:09
Уважаемые экологи! ... А там таким тоном нам говорят, что заключения мол вы вряд ли получите, и вообще, посмотрим вашу экспертизу, которая наверняка сделана неправильно, и вернем её во ФГУЗ. Ну примерно в таком роде. ...

с этими ФГУЗ и Роспотребнадзорами порой комедия случается...
Нам ФГУЗ сделал экспертное заключение на Материалы обоснования... Мы все это дело отдали в Роспотреб. Потом узнаем, что наши документы во ФГУЗ-е РПН-у не понравилось заключение ФГУЗ, хехе
И фразочку о том, что мы вряд ли получим заключение, мы услышали почти что в приведенной выше редакции...
вот такая комедия, от которой крыша едет

PIRAL 17.12.2007 13:50

Nallika, поведайте пожалуйста судьбу вашего экспертного заключения. Вы до сих пор не получили его? Или всё-таки дали?

key_eko 28.12.2007 10:14

Iskatel,
вчера встречалась со своим консультантом из ЦЛАТИ.
Вот что выяснила
Если код в ФККО на конкретный отход имеет 5 класс, то ни расчетного метода, ни биотестирования не надо. Если это все-таки сделано, то спрятать результаты в стол и никому не говорить, что они проводились.
Если в ФККО класс не определен или отхода нет в ФККО, то сначала 5 класс рассчитывается, а потом расчет подтверждается биотестированием. Если биотестирование не подтверждает 5 класс, то отходу присваивается 4 класс. Если ограничиваться только расчетным методом и не проводить биотестирование, то 4 класс присваивается автоматически.
С наступающим Новым Годом! Удач и профессиональных успехов на нашем нелегком поприще!

specialist 10.01.2008 12:55

Смотря о каком отходе идет речь.

key_eko 10.01.2008 15:27

specialist,
поясните, что Вы под этим "смотря о каком" подразумеваете.
Я пролезла много нормативки и нигде не нашла указания на то, что есть исключения.
Все просто - если в ФККО последние цифры 99 5, то подтверждать не нужно, а вот если нули, то тогда - дааа! По полной программе.

Lev37 30.01.2008 16:48

А у нас проблема! Написала письмо в Роспотребнадзор, чтобы выдали санэпед. заключение на деятельность по отходам, а они просят определить класс опасности по Санит.Правилам. При этом на них и ссылаются. Пробовала определить сама расчетным методом, но мало литературы и классы опасности получаются почти все 2-3 класса. Просто "жуть" покрышки отработанные 2 класс опасности.
Что делать незнаю. Сижу думаю. Подскажите люди добрые.

ultra 30.01.2008 22:22

Пользователь Lev37 написал(а) 30.01.2008 16:48
А у нас проблема! Написала письмо в Роспотребнадзор, чтобы выдали санэпед. заключение на деятельность по отходам, а они просят определить класс опасности по Санит.Правилам. При этом на них и ссылаются. Пробовала определить сама расчетным методом, но мало литературы и классы опасности получаются почти все 2-3 класса. Просто "жуть" покрышки отработанные 2 класс опасности.
Что делать незнаю. Сижу думаю. Подскажите люди добрые.

Ваши материалы, содержащие расчеты класса опасности, определенные по СП 2.1.7.1386-03, всё равно не примут, так как согласно того же СП специалисты, осуществляющие определение класса опасности отходов, должны пройти обучение в специализированном центре (ГУ НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина РАМН или другие аккредитованные гигиенические институты и центры Госсанэпиднадзора) и получить свидетельство (сертификат) установленного образца на право проведения работ по определению класса опасности отходов.

К сожалению рецепта здесь, как выйти из этой ситуации, к сожалению нет, кроме как искать организацию, аккредитованную на выполнение работ по определению класса опасности отходов согласно СП 2.1.7.1386-03.
И это, похоже, безнадёга. Утешить Вас нечем.
Что меня еще убивает в этом СП, так это требование о том, что определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. А кто определяет эту партию? Что может являться партией отходов, если, например, отход образуется постоянно по ходу технологического процесса?