www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Государственный экологичекий контроль субъектов РФ (тема полностью)

Garbageman 29.11.2007 00:28

Уважаемые коллеги!
К сожалению, в рубрике "Региональные вопросы" нет раздела, общего для работников природоохранных органов субъектов РФ, где можно было бы обменяться опытом и полезными наработками независимо от местонахождения. Ведь порой практически во всех регионах возникают одни и те же вопросы, проблемы. А в рубрике «Региональные вопросы» каждая территория, что называется «варится в собственном соку». По этому поводу я уже обращался к администрации форума, но пока тишина ... . Тогда я разместил в ряде регионов одну и ту же тему «государственный экологический контроль субъекта РФ». На деле же получилось создание мной десяти одинаковых тем, за что вызвал недовольство редактора форума и предупреждение за нарушение правил.
Однако, не смотря на отсутствие нужного раздела, для начала я всё же здесь попробую обратить ваше внимание на следующие вопросы, которые возможно будут интересны и вам. Как вы думаете …
# …есть ли нормативно установленные минимальные критерии загрязнения ОС предприятием (объёмы выбросов, сбросов, размещения ЗВ), при которых возникает обязательность платежей за загрязнение ОС ?
# …на основании какого нормативно правового акта субъект РФ в праве передавать часть своих полномочий в сфере государственного экологического контроля органу местного самоуправления муниципального образования?
# …на основании каких действующих нормативно правовых актов можно обосновать создание службы внештатных инспекторов природоохранного органа субъекта РФ?

ultra 29.11.2007 17:05

Пользователь Garbageman написал(а) 29.11.2007 00:28

# …на основании какого нормативно правового акта субъект РФ в праве передавать часть своих полномочий в сфере государственного экологического контроля органу местного самоуправления муниципального образования?

Закон Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. N 38-ЗРТ "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан"

Статья 9(1). Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

-/-/-/-
4. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут быть отнесены отдельные государственные полномочия Республики Татарстан, переданные в порядке, установленном законодательством.
-/-/-/-

Garbageman 29.11.2007 23:45

ultra,
Спасибо за ответ. Но приведёный вами закон является "внутренним" нормативным правовым актом Республики Татарстан и для других субъектов РФ не может быть основанием для этого. Однако, если такой закон в Татарстане действует - значит должны быть и соответствующие основания в федеральном законодательстве. Но если учесть время его издания, то как на счёт того, что действующим законом РФ "Об охране окружающей среды" полномочия муниципальных образований по осуществлению экоконтроля исключены в конце 2005г. на основании закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 ... ?

ultra 30.11.2007 00:10

Пользователь Garbageman написал(а) 29.11.2007 23:45
ultra,

как на счёт того, что действующим законом РФ "Об охране окружающей среды" полномочия муниципальных образований по осуществлению экоконтроля исключены в конце 2005г. на основании закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 ... ?

Да, мне это известно.
Но, что интересно. Даже после внесения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ Изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" полностью муниципальный экологический контроль не исчез.

Посмотрите пункт 2 статьи 64 Главы ХI "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)":

Цитирую:
"... В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды".

Хотя Статья 68.1., касающаяся полномочий муниципальных инспекторов, утратила силу с 1 января 2006 г.

Как Вам это?

Garbageman 30.11.2007 02:16

ultra,
Этот ляпсус мне известен. Но, в качестве «оправдания» данного противоречия между пунктом 2 статьи 64 и статьёй 7 ( в которой из полномочий муниципалов исключён экологический контроль) можно предположить, что таким образом, не смотря на исключение прямых полномочий, всё же возможно оставлена «лазейка» для передачи муниципалам части полномочий в области государственного экологического контроля. Только этот механизм по идее должен ещё быть подкреплён иным федеральным нормативным актом о существовании такой возможности у субъектов РФ. Некоторые регионы это делают. Но на основании чего? Вот в чём вопрос.

ultra 30.11.2007 08:52

Пользователь Garbageman написал(а) 29.11.2007 23:45
ultra,
Однако, если такой закон в Татарстане действует - значит должны быть и соответствующие основания в федеральном законодательстве. Но если учесть время его издания, то как на счёт того, что действующим законом РФ "Об охране окружающей среды" полномочия муниципальных образований по осуществлению экоконтроля исключены в конце 2005г. на основании закона № 199-ФЗ от 31.12.2005 ... ?

В том-то и дело, что Статья 9(1) «Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» появилась в 2006 году после принятия Закона Республики Татарстан от 22 июня 2006 г. N 47-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан".

Новая статья, появившаяся в Законе Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. N 38-ЗРТ "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан":
---------------------------------------------------
Статья 9(1). Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут быть отнесены отдельные государственные полномочия Республики Татарстан, переданные в порядке, установленном законодательством.";
----------------------------------------
Может быть, это реализация пункта 2 статьи 64 Главы ХI "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)" Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на уровне субъекта Федерации?

ultra 30.11.2007 17:59

Пользователь Garbageman написал(а) 29.11.2007 00:28
Уважаемые коллеги!

# …на основании каких действующих нормативно правовых актов можно обосновать создание службы внештатных инспекторов природоохранного органа субъекта РФ?

Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 2 апреля 2002 г. N 295 "Об утверждении "Положения о внештатных инспекторах по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (с изменениями от 11 мая 2005 г.)

Согласно письму Минюста РТ от 30 апреля 2002 г. N 13-02-09 настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

В целях регулирования деятельности общественных инспекторов и их взаимодействия с государственными инспекторами приказываю:
1. Утвердить прилагаемое " Положение о внештатных инспекторах по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан".
2. Отделу нормативно-правового регулирования направить документ на регистрацию его в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра Хайрутдинова Ф.Ю.

Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан Б.Г.Петров


Приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 11 мая 2005 г. N 368 в настоящее Положение внесены изменения

Положение "О внештатных инспекторах по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (утв. приказом Минэкологии от 2 апреля 2002 г. N 295)
(с изменениями от 11 мая 2005 г.)

Положение о внештатных инспекторах по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан" от 28.06.2004 г. N 38-ЗРТ, Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433 и действует на территории Республики Татарстан.

1. Общие положения

Внештатные инспектора по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - внештатные инспектора по охране природы) осуществляют общественный контроль в области охраны окружающей среды и руководствуются в своей деятельности Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законом Республики Татарстан "Об охране окружающей среды" и другими действующими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, в также приказами, распоряжениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, настоящим Положением.
Организацию и координацию деятельности внештатных инспекторов осуществляют территориальные управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - территориальные управления), которые обязаны систематически инструктировать внештатных инспекторов, организовывать их учебу, проводить с ними совещания и семинары по обмену передовым опытом, оказывать помощь в организации работы.
Внештатными инспекторами по охране природы могут быть граждане, достигшие 18 лет, проживающие на территории Республики Татарстан, имеющие опыт природоохранной работы, выдвигаемые (с их согласия) государственными, частными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями (далее - организации) и прошедшие собеседование в соответствующем территориальном управлении.
1.4. Количество внештатных инспекторов по охране природы в зоне деятельности управления определяется начальником территориального управления.
1.5. Внештатные инспектора по охране природы назначаются главным государственным инспектором Республики Татарстан по охране природы Республики Татарстан на основании письменного заявления гражданина, письменной рекомендации организации или государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы - должностного лица соответствующего территориального управления, письменного ходатайства начальника территориального управления и результатов собеседования.
1.6. Внештатным инспекторам по охране природы выдаются удостоверения установленного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан образца на один год с ежегодным продлением на год по результатам ежегодного отчета. Удостоверения выдаются в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и подлежат регистрации в отделе кадров.
1.7. Внештатные инспектора по охране природы действуют на территории, находящейся в зоне деятельности территориального управления, ходатайствовавшего о его назначении.
1.8. Внештатные инспектора по охране природы выполняют работу в порядке общественного поручения без освобождения от основной работы и без дополнительной оплаты труда.
1.9. Внештатные инспектора по охране природы отчитываются перед коллективом организации, предприятия, учреждения их выдвинувшего и перед территориальными управлениями не реже одного раза в год.
1.10. Внештатные инспектора по охране природы работают во взаимодействии с государственными инспекторами по охране природы и под их методическим руководством.

2. Права внештатного инспектора по охране природы

Внештатные инспектора по охране природы имеют право:
а) принимать участие в проведении совместно с государственными инспекторами Республики Татарстан по охране природы рейдов и проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсов;
б) выявлять обстоятельства и условия, способствующие нарушениям природоохранительного законодательства, вести профилактическую работу по предупреждению таких нарушений;
в) утратил силу;
См. текст подпункта в) пункта 2
г) защищать право граждан на благоприятную окружающую среду, разъяснять населению требования природоохранительного и природоресурсного законодательства;
д) вносить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предложения об отмене решений по размещению, строительству, эксплуатации экологически опасных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

3. Обязанности внештатного инспектора по охране природы

Внештатный инспектор по охране природы обязан:
а) знать и правильно применять законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан в пределах своей компетенции;
б) добросовестно выполнять возложенные на него задания и информировать соответствующий территориальный орган о результатах проверок и рейдов сразу по их окончанию;
в) составлять ежегодный отчет о проделанной работе для территориального управления, выдавшего ему удостоверение;
г) нести ответственность за объективность представляемых материалов.

4. Поощрения и взыскания

При совершении внештатным инспектором по охране природы противоправных действий, не выполнении обязанностей, установленных настоящим Положением, главный государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы соответствующей территории отстраняет его от выполнения обязанностей внештатного инспектора до принятия решения Главным государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы Республики Татарстан. Главный государственный инспектор по охране природы Республики Татарстан на основании ходатайства территориального управления принимает решение о лишении внештатного инспектора его полномочий и удостоверения. Территориальное управление сообщает об этом в выдвинувшую его организацию.
Внештатные инспектора могут по представлению территориальных управлений премироваться в установленном порядке и награждаться почетными знаками, грамотами.

Garbageman 03.12.2007 03:22

ultra,
Но, при этом стоит отметить, что требуется обязательное приведение в соответствие законодательства субъектов РФ с федеральным законодательством. Из приведённой вами выдержки из Закона Республики Татарстан "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан", следует, что к полномочиям муниципалов можно отнести и экологический контроль ( пусть даже и переданный субъектом РФ на основании региональных законов). Однако эти полномочия муниципалов, как таковые, были исключены федеральным законодательством. С другой стороны, если учесть ляпсус федерального законодательства ( противоречие между пунктом 2 статьи 64 и статьёй 7 ), то законность передачи этих полномочий в полнее можно «отстоять». Тем более, что это продиктовано потребностью региона.

Garbageman 03.12.2007 03:29

ultra,
по поводу внештатных инспекторов:
Спасибо за обстоятельный ответ!
Однако, например, по вполне обоснованному мнению Ассоциации юристов-экологов России, расширительного определения «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует. При этом, не снята проблема ведомственной закрытости инспекционной работы, так как не регламентируется порядок взаимодействия государственных инспекторов и иных должностных лиц этих органов с общественными организациями и гражданами. Обязанность привлекать общественность для раскрытия природоохранных нарушений просто не входит в функции госинспекторов. С другой стороны, «общественный экологический контроль» и «внештатный экологический контроль» - это не совсем одно и то же. Внештатный инспектор, хоть и является представителем общественности, но должен работать в рамках и по «правилам» того ведомства, которым он назначен. Он работает в ведомстве, но не состоит в штате – «внештатный работник». К примеру, это определено таким ведомственным документом, как РД 02-140-97 «Положение о внештатном инспекторе органов Госгортехнадзора России». Поэтому не вполне корректно «в целях регулирования деятельности общественных инспекторов и их взаимодействия с государственными инспекторами утверждать "Положение о внештатных инспекторах по охране природы …». Таким образом, общественный экологический контроль всё же должен регулироваться отдельным правовым актом. На федеральном уровне такой проект уже существует, но не ясно, когда он будет рассматриваться. Хотя, в некоторых субъектах ( в том числе и у нас на Чукотке) уже принимаются соответствующие законы, как говориться «впереди планеты всей».
Мы же говорим о проблеме обоснования создания службы внештатных инспекторов природоохранного органа субъекта РФ – исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Либо на этот счёт в федеральном законодательстве нет ничего, либо регионам опять надо «бежать впереди паровоза», а потом в пожарном порядке приводить своё законодательство в соответствие с «проснувшимся» федеральным.

Garbageman 03.12.2007 07:14

ultra, "4. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут быть отнесены отдельные государственные полномочия Республики Татарстан, переданные в порядке, установленном законодательством."

Если вас не затруднит, не могли бы вы "сбросить" мне (либо в эл. адрес, либо здесь) текст нормативного акта Республики Татарстан о передачи части полномочий муниципалам в области государственного экологического контроля?
Заранее благодарен.

ultra 03.12.2007 10:16

Пользователь Garbageman написал(а) 03.12.2007 03:29
ultra,
Однако, например, по вполне обоснованному мнению Ассоциации юристов-экологов России, расширительного определения «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует. При этом, не снята проблема ведомственной закрытости инспекционной работы, так как не регламентируется порядок взаимодействия государственных инспекторов и иных должностных лиц этих органов с общественными организациями и гражданами. Обязанность привлекать общественность для раскрытия природоохранных нарушений просто не входит в функции госинспекторов. С другой стороны, «общественный экологический контроль» и «внештатный экологический контроль» - это не совсем одно и то же. Внештатный инспектор, хоть и является представителем общественности, но должен работать в рамках и по «правилам» того ведомства, которым он назначен. Он работает в ведомстве, но не состоит в штате – «внештатный работник».

Думается, что общественный инспектор вообще не должен являться внештатным сотрудником какого-либо природоохранного ведомства.
Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из книги "Экологическое право: Учебник", Дубовик О.Л. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 259.

"...По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания и их специфическая форма - парламентские слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд".

Из книги "Муниципальное право: Учебник для вузов", Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. - "Юстицинформ", 2005 г.

"…Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Органами местного самоуправления осуществляется экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами".

Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А., 2-е издание, переработанное и дополненное. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

"…в настоящее время наиболее активно общественные организации работают в сфере экологического образования и просвещения. Но ситуация складывается так, что другими приоритетными направлениями деятельности общественных организаций должны стать проведение общественной экспертизы и общественных слушаний, разработка механизмов влияния на принимаемые властью решения, а также общественный экологический контроль.
Гражданам также принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране".

"…Проведение общественной экспертизы предоставляет общественности дополнительные возможности доступа к проектной документации и процессу государственной экологической экспертизы.

Согласно ФЗ "Об экологической экспертизе", организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" (т.е. в том же объеме, что и органы, осуществляющие государственную экспертизу);
- знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (ст. 22 ФЗ "Об экологической экспертизе")".

"…Фактически, согласно логике действующего законодательства, общественная экспертиза является механизмом общественного контроля за ходом государственной экспертизы и общественного участия в ней. К сожалению, возможности этого участия весьма ограничены. Законодательно закреплено только право на доступ к проектной документации (причем это право ограничено не только государственной, но и коммерческой тайной) и участие наблюдателей в заседаниях комиссий. Заключение общественной экспертизы не имеет прямой юридической силы - оно является лишь одним из документов, рассматриваемых в процессе государственной экспертизы".

"…Тем не менее, не следует пренебрегать возможностью организовать общественную экологическую экспертизу.
Во-первых, как уже было сказано, она является практически единственным механизмом общественного контроля за ходом государственной экологической экспертизы.
Во-вторых, при организации разного рода общественных кампаний, работе с прессой и т.п., статус "заключения общественной экспертизы, проведенной в соответствии с законом" может восприниматься как более высокий по сравнению с "мнением независимых специалистов" или "мнением общественности".
Пользователь Garbageman написал(а) 03.12.2007 03:29
ultra, К примеру, это определено таким ведомственным документом, как РД 02-140-97 «Положение о внештатном инспекторе органов Госгортехнадзора России». Поэтому не вполне корректно «в целях регулирования деятельности общественных инспекторов и их взаимодействия с государственными инспекторами утверждать "Положение о внештатных инспекторах по охране природы …». Таким образом, общественный экологический контроль всё же должен регулироваться отдельным правовым актом. На федеральном уровне такой проект уже существует, но не ясно, когда он будет рассматриваться. Хотя, в некоторых субъектах ( в том числе и у нас на Чукотке) уже принимаются соответствующие законы, как говориться «впереди планеты всей».
Мы же говорим о проблеме обоснования создания службы внештатных инспекторов природоохранного органа субъекта РФ – исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Либо на этот счёт в федеральном законодательстве нет ничего, либо регионам опять надо «бежать впереди паровоза», а потом в пожарном порядке приводить своё законодательство в соответствие с «проснувшимся» федеральным.

В федеральном законодательстве порядок проведения общественного экологического контроля установлен только применительно к общественному земельному контролю и к общественному контролю за охраной водных биологических ресурсов.

1. Приказом Роскомзема от 22.09.1993 г. № 66 определен порядок назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель. Принятым в его исполнение письмом Роскомзема от 26.01.1995 № 3-14/166 утверждена «Памятка по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель».

2. Приказом Госкомрыболовства от 23.06.2003 № 205 утверждено Положение об организации деятельности общественных инспекторов рыбоохраны и образец удостоверения «Общественный инспектор рыбоохраны», а также определены их права и обязанности.

Garbageman 04.12.2007 00:13

ultra, "Думается, что общественный инспектор вообще не должен являться внештатным сотрудником какого-либо природоохранного ведомства."

Ну, конечно же не должен! Я же и говорю, что «общественный экологический контроль» и «внештатный экологический контроль» - это не одно и то же. Внештатный инспектор, хоть и является представителем общественности, но должен работать в рамках того ведомства, которым он назначен. Внештатник работает в ведомстве, но не состоит в штате. А "правила игры" в общественный контроль "прописаны" в федеральном Законе "Об охране ОС"

Zalit 04.12.2007 18:52

Garbageman, Скажите, пожалуйста, в чем должны заключаться, на Ваш взгляд, конкретные задачи внештатных инспекторов?

Garbageman 05.12.2007 01:02

Zalit,
Да, в общем то все же задачи, что и у штатных инспекторов того ведомтсва, в котором состоят эти внештатные инспектора. Например, обратите внимание на обстоятельный ответ ultra в этом же разделе от 30.11.2007 в 17:59, где он приводит Положение о внештатных инспекторах по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. При этом стоит отметить, что "внештатник" не в праве привлекать к административной ответственности и рассматривать соответствующие дела.

Zalit 05.12.2007 10:41

Garbageman, в том-то и дело, не станут ли "внештатники" лишним промежуточным звеном. Т.е., например, грубо говоря, увидел "внештатник" совершение административного правонарушения - сброс отходов на грунт (приехал Камаз и выгрузил строительные отходы в лесу) - вместо того, чтобы зафиксировать данное событие протоколом на месте - он ничего сделать не сможет, а гос. инспектора потом по его информации то-же вряд-ли (ввиду потери времени) смогут привлечеть водителя к административной ответственности.
У нас в регионе в органе экоконтроля субъекта ввели однажды такую практику - разделили инспекторов по уровню знаний и умений (конечно, не официально). Тех, кто менее способный (во избежание процессуальных ошибок в документах и последующих ссвзянных с этим проблем) перевели на разъездную работу по обработке информации, поступающей в обращениях граждан (свалки и т.д.), вменили им в обязаннности выезжать, актировать, фотографировать- на этом их обязанности оканчивались. А инспекторам, которые "поумнее" поручили дальнейший "разбор" по этим фактам. В результате в большинстве случаев возникала проблема, когда по представленным данным невозможно ничего понять, или выявить тонкости - приходилось выезжать на место уже им еще раз - а это - затраты на бензин, потерянное время.

Учитывая, что у "внештатников" нет полномочий даже по ст. 66 7-фз, не приведет-ли создание института "внештатников" к похожим проблемам и не усложнит-ли работу. Как Вы думаете?

Garbageman 07.12.2007 00:44

Zalit,
Из ваших разъяснений теперь видно, что речь идёт о "внештатниках" контролирующего природоохранного органа (ведь "внештатники" могут быть и на предприятии).
Во-первых, в данной ситуации надо понимать, что если внештатник не обладает правом привлекать к административной ответственности, следовательно он не имеет право оформлять протокол ( но может только участвовать совместно с госинспектором в его оформлении). Если внештатник один, без госинспектора, то он в праве зафиксировать актом (с привлечением свидетелей) выявленное происшествие. Во-вторых, на основании данного Акта уже госинспектор в соответствии со ст. 28.1 Адм.Кодекса в праве возбудить административное дело. При необходимости (ст.28.7)проводится административное расследование, срок которого не может превышать один месяц. По истечению этого срока госинспектором должно быть принято решение об оформлении протокола. Вообще в соответствии со ст. 4.5 Адм. Кодекса давность привлечения к административной отвественности за природоохранные нарушения может составль 1 год. Так что при грамотном подходе к делу, время всегда есть.
Что бы не было "путанницы", как показывает опыт, дело от начала до конца должен всегда вести один госинспектор. При проведении расследования необходим чёткий план действий. И если есть возможность, на первых порах расследования никогда не подменяйте госинспектора "внештатником". И конечно, важно не количество внештатников, а их "качество".

ultra 07.12.2007 11:37

Пользователь Garbageman написал(а) 03.12.2007 07:14
ultra, "4. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут быть отнесены отдельные государственные полномочия Республики Татарстан, переданные в порядке, установленном законодательством."

Если вас не затруднит, не могли бы вы "сбросить" мне (либо в эл. адрес, либо здесь) текст нормативного акта Республики Татарстан о передачи части полномочий муниципалам в области государственного экологического контроля?
Заранее благодарен. :17:

Ссылок на нормативные акты Закон РТ не содержит.
Но в том же Законе Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. N 38-ЗРТ "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан" имеется отдельная статья, посвященная этому вопросу.
---------------------------------------------------------------------
Статья 33. Муниципальный экологический контроль и общественный экологический контроль

1. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

3. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

4. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
--------------------------------------------------------

ultra 07.12.2007 12:49

Пользователь ultra написал(а) 07.12.2007 11:37
Пользователь Garbageman написал(а) 03.12.2007 07:14
ultra, "4. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, могут быть отнесены отдельные государственные полномочия Республики Татарстан, переданные в порядке, установленном законодательством."

Если вас не затруднит, не могли бы вы "сбросить" мне (либо в эл. адрес, либо здесь) текст нормативного акта Республики Татарстан о передачи части полномочий муниципалам в области государственного экологического контроля?
Заранее благодарен. :17:

Ссылок на нормативные акты Закон РТ не содержит.
Но в том же Законе Республики Татарстан от 28 июня 2004 г. N 38-ЗРТ "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан" имеется отдельная статья, посвященная этому вопросу.
---------------------------------------------------------------------
Статья 33. Муниципальный экологический контроль и общественный экологический контроль

1. Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

3. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

4. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
--------------------------------------------------------

Извиняюсь, поторопился.
Посмотрел недействующую редакцию документа. В ныне действующей редакции ЗРТ статья 33 сильно покоцана.
--------------------------------------------------
Статья 33. Общественный экологический контроль
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
-------------------------------------------------------------------

Garbageman 09.12.2007 23:44

ultra,
Так покоцана, что убрана возможность передачи полномочий муниципалам? А как же Положение об отделе, которое вы мне сбросили? Или оно тоже аннулировано? И вообще, у Вас в Республике всё-таки существует муниципальный экологический контроль?

ultra 10.12.2007 18:15

Пользователь Garbageman написал(а) 09.12.2007 23:44
ultra,
Так покоцана, что убрана возможность передачи полномочий муниципалам? А как же Положение об отделе, которое вы мне сбросили? Или оно тоже аннулировано? И вообще, у Вас в Республике всё-таки существует муниципальный экологический контроль? :15:

Не знаю на основании каких переданных в законном порядке полномочий действует муниципальный контроль, но судя по активности муниципалов, контроль существует. Правда, по нашему муниципальному отделу ООС я пока ничего не нашел.
А вот не хотите вот это посмотреть затравочки ради.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Положение о санитарно-экологическом отделе МУ "УК ЖКХ" (утв. постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ от 10 апреля 2006 г. N 70)

1. Общие положения

1.1. Основными целями и задачами санитарно-экологического отдела (далее СЭО) при Исполнительном комитете Лениногорского муниципального района является обеспечение экологической безопасности, природопользования и санитарно-эпидемиологического благополучия в районе, контроль за соблюдением чистоты, порядка и выполнение экологических норм.

1.2. Функциональные обязанности работников СЭО определяются согласно Закону Российской Федерации от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закону Республики Татарстан от 28.07.2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" и Кодексу об административных правонарушениях РТ.

2. Организация работы санитарно-экологического отдела

2.1. Работа СЭО организуется заведующим СЭО и контролируется директором МУ "УК ЖКХ" и Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ.

2.2. Непосредственно работа СЭО заключается в:
- реализации программных мероприятий, планов и решений межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в районе;
- проведении систематического контроля за соблюдением санитарно-экологических норм физическими и юридическими лицами путем плановых проверок и рейдов совместно с ответственными природоохранными службами;
- привлечении к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц, не соблюдающих требований Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, решений Совета муниципального образования, постановлений и распоряжений Исполнительного комитета района.

3. Финансирование СЭО

3.1. Бюджетное финансирование согласно смете СЭО.
3.2. Добровольные взносы предприятий, организаций, физических и юридических лиц.
3.3. Средства за выдачу специальных разрешений, пропусков на передвижение транспорта по городу.
3.4. Оплата за услуги по санитарно-экологическому согласованию физических и юридических лиц, согласно калькуляции.
3.5. Финансирование, расчеты и хозяйственная деятельность производятся согласно ежегодно утверждаемой смете расходов на содержание СЭО.

Директор МУ "УК ЖКХ" Е.Н.Ефременкова

Garbageman 11.12.2007 01:03

Пользователь ultra написал(а) 10.12.2007 18:15
[
А вот не хотите вот это посмотреть затравочки ради.


Замечательное положение! Если это всё работает, несмотря на явные противоречия (даже нарушения) с действующим законодательством, то это просто замечательно. Главное результат! Ничего пусть потерпят, очень скоро муниципалов наделят (вернее - им вернут) часть экоконтроля ( в области обращения с отходами).

ultra 13.12.2007 22:03

Пользователь Garbageman написал(а) 11.12.2007 01:03
Главное результат! Ничего пусть потерпят, очень скоро муниципалов наделят (вернее - им вернут) часть экоконтроля ( в области обращения с отходами).

А вообще-то складывается ощущение, что муниципальный экологический контроль камуфлируется под муниципальный земельный контроль, муниципальный контроль в бласти благоустройства территорий и так далее и тому подобное.

Garbageman 13.12.2007 23:50

[quote="ultra#13.12.2007 22:03
А вообще-то складывается ощущение, что муниципальный экологический контроль камуфлируется под муниципальный земельный контроль, муниципальный контроль в бласти благоустройства территорий и так далее и тому подобное. :6:[/quote]

Да, это то и понятно потому, что полномочия муниципалов по сути сводится к санитарной уборке территории. А дальше будет больше. Я уже ранее упоминал недавнии Рекомендации парламентских слушаний от 15 ноября этого года. Там прямо сказано в адрес Правительства РФ о необходимости внесения изменений в законы "Об ООС", "Об отходах производства и потребления" и "Общих принципах организации местного самоуправления ..." в части наделения муниципалов полномочиями по осуществлению экологического контроля(!). В общем, как говорится "за что боролись, на то и напоролись" . Остаётся только надеятся на приемственность наших "законотворцев". В чём я, по опыту прошлого, очень сомневаюсь ... .

ultra 23.01.2008 21:23

Garbageman,
Не помню, откуда у меня это. Но, может быть, Вам пригодится.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Примерное Положение о муниципальном экологическом контроле на территории муниципального образования


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение реализует принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, установленный Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Положение определяет цели, задачи, принципы, объекты, порядок осуществления муниципального экологического контроля на территории муниципального образования (далее – МО).

1.2. Муниципальный экологический контроль осуществляется Управлением по охране окружающей среды Администрации МО, которое создается решением представительного органа МО.
Деятельность Управления координируется заместителем Главы администрации МО.
Управление по охране окружающей среды Администрации МО (далее – Управление) при осуществлении муниципального экологического контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, Уставом и другими правовыми актами МО, а также настоящим Положением.
Перечень должностных лиц и специалистов Управления, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, утверждается Главой администрации МО.
Финансирование деятельности по осуществлению муниципального экологического контроля производится из средств местного бюджета.

1.3. Муниципальный экологический контроль осуществляется в пределах территории МО посредством реализации системы мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды, обеспечению соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе норм и нормативов, государственных стандартов (технических регламентов), в сфере охраны окружающей среды.
Целью муниципального экологического контроля является сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение рационального использования природных ресурсов на территории МО.
Задачей муниципального экологического контроля является обеспечение исполнения и соблюдения на территории МО законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства субъекта Российской Федерации об охране окружающей среды и правовых актов МО в области охраны окружающей среды всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

1.4. Муниципальный экологический контроль на территории МО осуществляется на основе следующих принципов:
независимость должностных лиц, осуществляющих контроль, от подконтрольных субъектов;
приоритет превентивной функции контроля;
открытость и доступность для проверок любых объектов хозяйственной и иной деятельности, в том числе режимных – с соблюдением установленных для них правил доступа;
презумпция добросовестности подконтрольных субъектов;
периодичность и оперативность проведения контрольных мероприятий;
недопустимость непосредственного получения органом муниципального экологического контроля отчислений от взысканных в результате проведения контрольных мероприятий сумм штрафов и компенсаций экологического вреда;
координация с другими видами экологического контроля.

1.5. Управление по охране окружающей среды Администрации МО осуществляет муниципальный экологический контроль во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов по технологическому и экологическому надзору, надзору в сфере природопользования, ветеринарному и фитосанитарному надзору, надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федерального органа кадастра объектов недвижимости, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, структурными подразделениями Администрации МО, общественными объединениями и гражданами.
В целях координации совместных действий и повышения эффективности государственного, муниципального и общественного экологического контроля могут заключаться соглашения о взаимодействии Управления по охране окружающей среды с названными органами власти и общественными объединениями.

2. Объекты и виды муниципального экологического контроля

2.1. Объектами муниципального экологического контроля на территории МО являются:
все объекты производственного и социального назначения, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, расположенные на территории МО, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти, способные оказывать негативное воздействие на окружающую среду, деятельность которых обусловлена получением специальных разрешений государственных природоохранных органов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов или иное воздействие на окружающую среду и подлежит экологическому нормированию в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов или иного воздействия на окружающую среду;
зеленые насаждения;
объекты растительного мира вне лесов;
обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), находящиеся в муниципальной собственности;
особо охраняемые природные территории местного значения;
лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения, природные лечебные ресурсы на этих территориях;
земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемые для отдыха граждан и туризма;
земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами;
зеленые зоны в составе пригородных зон (не входящие в состав земель иных муниципальных образований), выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в границах которых запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду;
земли природоохранного назначения.

2.2. Управление по охране окружающей среды Администрации МО ведет учет (реестр) объектов муниципального экологического контроля.

2.3. Предварительный муниципальный экологический контроль проводится путем проверки выполнения природоохранных требований и мероприятий при размещении объектов, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, предоставлении земельных участков, выдаче разрешений на отдельные виды природопользования и негативного воздействия на окружающую среду, осуществляемой посредством участия должностных лиц Управления в принятии соответствующих решений в тех формах и в той мере, как это урегулировано законодательством.
Управление по охране окружающей среды участвует в пределах своей компетенции в проведении профилактических, превентивных мероприятий, направленных на предупреждение экологических правонарушений.
Текущий муниципальный экологический контроль осуществляется за соблюдением установленных экологических требований, в том числе норм и нормативов, государственных стандартов, при осуществлении хозяйственной деятельности, землепользования и иных видов природопользования.

3. Содержание муниципального экологического контроля

3.1. Муниципальный экологический контроль на территории МО включает:
проведение специальных контрольных мероприятий – проверок соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и природопользователями установленных нормативов, лимитов и иных условий воздействия на окружающую среду при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ликвидации объектов, подлежащих муниципальному контролю, а также выполнения ими планов и мероприятий по охране окружающей среды;
участие в выполнении муниципальных программ и планов по охране окружающей среды;
принятие мер по предотвращению загрязнения и других негативных воздействий хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды;
наблюдение за состоянием окружающей среды, соответствием природных объектов установленным нормативам качества, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды;
сбор и систематизацию информации, необходимой для осуществления муниципального экологического контроля;
организацию мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его осуществления на территории МО в пределах компетенции органов местного самоуправления;
выявление ситуаций, опасных для состояния окружающей среды;
учет подведомственных источников негативного воздействия на окружающую среду и предоставление сведений о них государственным контрольным и правоохранительным органам;
учет объемов образующихся отходов производства и потребления;
учет и оценку состояния зеленого фонда на подведомственной территории;
анализ информации о результатах проверок, выполненных Управлением, и обмен этой информацией с органами государственного экологического контроля;
получение отчетной информации от субъектов хозяйственной деятельности об организации производственного экологического контроля;
принятие отчетов руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, о выполнении плановых мероприятий и программ по охране окружающей природной среды;
согласование хозяйствующим субъектам материалов инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, схем выпусков сточных вод, участков размещения отходов производства и потребления;
контроль и согласование плановых и фактических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, проверку их расчетов;
меры по взысканию задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
меры по обеспечению компенсации экологического вреда, причиненного объектам окружающей среды;
организацию общественных экологических экспертиз;
учет и анализ обращений и жалоб населения по вопросам состояния окружающей среды и соблюдения экологического законодательства.

3.2. Предварительный муниципальный экологический контроль осуществляется при:
принятии правовых актов органов местного самоуправления;
утверждении генеральных планов (схем территориального планирования) МО, документации по планировке территории, правил землепользования и застройки, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования;
выборе земельных участков и принятии решений о предварительном согласовании мест размещения объектов;
определении разрешенного использования земельных участков;
утверждении проектной документации в части выданных технических условий, направленных на охрану окружающей среды;
выдаче разрешений на строительство;
вводе объектов в эксплуатацию;
выдаче разрешений на вырубку (снос) зеленых насаждений и согласовании условий вырубки;
выдаче разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы, сбросы вредных веществ в окружающую среду, размещение отходов;
утверждении лимитов и нормативов воздействия на окружающую среду.
Участие должностных лиц и специалистов Управления в названных процедурах осуществляется в формах, предусмотренных законодательством и муниципальными правовыми актами.

3.3. Текущий муниципальный экологический контроль осуществляется за:
выполнением природоохранных мероприятий, финансируемых за счёт средств местного бюджета;
соблюдением хозяйствующими субъектами установленных им нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов вредных физических воздействий, нормативов образования и лимитов размещения отходов;
выполнением хозяйствующими субъектами условий разрешений на выбросы, сбросы, на размещение отходов производства, работой их очистных сооружений и средств контроля за выбросами, сбросами загрязняющих веществ;
наличием у хозяйствующих субъектов разрешительных документов на оказание негативного воздействия на окружающую среду;
осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов и сбросов вредных веществ, а также по ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей среды;
соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны окружающей среды;
соблюдением норм и правил обращения с отходами производства и потребления, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов;
организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечением своевременного вывоза отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения отходов, а также на другие объекты, использующие такие отходы в качестве сырья;
проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;
выполнением обязательных мероприятий по благоустройству и озеленению санитарно-защитных зон;
организацией благоустройства и озеленения территории МО, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах МО;
соблюдением порядка вырубки, обрезки зелёных насаждений;
соблюдением Правил благоустройства и содержания территории МО (состоянием контейнерных площадок для сбора твердых бытовых и иных отходов и своевременным их вывозом, очисткой территории МО от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, образованием несанкционированных свалок, предотвращением выноса грязи на улицы автомобилями и иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог, предотвращением загрязнения территории МО жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке);
соблюдением землепользователями и природопользователями установленных экологических ограничений;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв;
деятельностью по рекультивации загрязненных и нарушенных земель, приведением их в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
соблюдением условий ведения хозяйственной деятельности на землях природоохранного назначения и установленного режима охраны этих земель;
выполнением особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах;
выполнением прирородоохранных требований при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

3.4. Хозяйствующие субъекты имеют право получать от Управления информацию о своем вкладе в общее загрязнение окружающей среды, а также в охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории МО.

3.5. На территории МО проводится муниципальный экологический контроль общего природопользования, осуществляемого гражданами в потребительских (некоммерческих) целях бесплатно, без получения специальных разрешений и включающего:
отдых, занятия физкультурой, спортом, творческой деятельностью и иное не запрещенное использование условий природной среды, не влияющее на ее состояние;
сбор объектов растительного мира вне лесов;
забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, потребление подземных вод;
добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт собственниками, владельцами земельных участков.
Муниципальный экологический контроль в сфере общего природопользования осуществляется за соблюдением:
установленных общих требований по обеспечению рационального природопользования, правил сбора растений;
установленных норм рекреационной нагрузки природных территорий и комплексов;
порядка осуществления общего водопользования в части условий, установленных органами местного самоуправления;
правового режима земель в составе рекреационных зон, в том числе занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма;
правового режима земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами;
правового режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос в части осуществления в их пределах общего землепользования и водопользования граждан.

4. Полномочия должностных лиц, осуществляющих муниципальный экологический контроль

4.1. Должностные лица и иные специалисты Управления по охране окружающей среды, наделенные Главой администрации МО полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, являются по должности муниципальными инспекторами по охране окружающей среды.
Удостоверения инспекторов муниципального экологического контроля выдаются администрацией МО.

4.2. Муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей имеют право в установленном порядке:
посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления муниципального экологического контроля материалами;
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
проверять выполнение установленных в лицензиях на отдельные виды природопользования, хозяйственной и иной деятельности природоохранных условий и требований;
запрашивать и безвозмездно получать от государственных органов, других органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления по охране окружающей среды;
запрашивать и получать (не чаще одного раза в год) от субъектов хозяйственной и иной деятельности сведения об организации производственного экологического контроля и его результатах;
в ходе проверок проводить необходимые анализы, исследования, привлекать специалистов для консультаций, организовывать проведение экспертиз;
обращаться в правоохранительные органы и органы федерального экологического контроля за содействием в предотвращении или пресечении действий, нарушающих экологическое законодательство;
предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении муниципального экологического контроля, контролировать выполнение ранее выданных предписаний;
привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
определять объем убытков, причиненных экологическими правонарушениями и предлагать нарушителям добровольное возмещение экологического вреда;
принимать меры по ликвидации нарушителями последствий совершенных ими экологических правонарушений;
вносить в государственные органы и органы местного самоуправления предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к негативным экологическим последствиям;
вносить в государственные органы и органы местного самоуправления предложения о принудительном прекращении в установленном порядке прав на земельные участки в случае использования их способами, приводящими к значительному ухудшению экологической обстановки или при неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, приводящих к отравлению, загрязнению, порче или уничтожению плодородного слоя почвы, нарушению режима использования особо ценных и особо охраняемых земель;
вносить в лицензирующие государственные органы предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензий при невыполнении хозяйствующими субъектами и природопользователями установленных в лицензиях природоохранных условий и требований;
вносить в органы государственного экологического контроля представления о приостановлении или прекращении действия разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия на окружающую среду;
вносить предложения в органы государственной власти РФ и субъекта РФ по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля;
осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

4.3. Муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
обеспечивать объективность и достоверность результатов проводимых проверок;
своевременно принимать надлежащие меры к юридическим лицам и гражданам, виновным в экологических правонарушениях, а также информировать государственные природоохранные и правоохранительные органы о нарушениях экологического законодательства, требующих принятия мер в пределах компетенции этих органов;
разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
соблюдать установленный порядок осуществления муниципального экологического контроля и другие требования законодательства при исполнении должностных обязанностей.
Должностные лица и специалисты органа муниципального экологического контроля за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на них обязанностей, ненадлежащее принятие или непринятие мер в отношении нарушителей законодательства об охране окружающей среды, необъективность и недостоверность результатов проводимых ими проверок несут дисциплинарную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. Невыполнение законных требований муниципальных экологических инспекторов и выданных ими предписаний об устранении нарушений влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.
Решения муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

4.5. Муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством РФ.

5. Порядок проведения проверок

5.1. Мероприятия по муниципальному экологическому контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся с учетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

5.2. Муниципальный экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых (оперативных) проверок.
Плановые проверки в отношении каждого объекта проводятся не чаще одного раза в два года согласно графику поведения проверок, утвержденному руководителем Управления по охране окружающей среды.
Регулярные плановые проверки проводятся в отношении полигонов по обезвреживанию отходов, очистных сооружений, предприятий транспорта и дорожного хозяйства, водозаборов и гидротехнических сооружений, особо охраняемых территорий и объектов местного значения, рекреационных зон и земель природоохранного назначения.
Внеплановые проверки проводятся:
для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений экологического законодательства;
при получения от органов государственной власти, других органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и граждан информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде;
в иных случаях возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды;
на основании обращений и жалоб граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по поводу нарушения их прав и законных интересов в сфере охраны окружающей среды и природопользования действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
при получении информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующей о наличии признаков экологических правонарушений или вероятности их совершения.

5.3. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) руководителя Управления по охране окружающей среды.
В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: цели, задачи, предмет и правовые основания проводимой проверки; нормативные правовые акты, выполнение обязательных требований которых подлежит проверке; должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или данные индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка; дата начала и окончания проверки; другие реквизиты.
В перечень лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю, могут включаться представители общественных и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды. Порядок привлечения представителей общественности к проведению муниципального экологического контроля регулируется соглашениями о взаимодействии, заключаемыми Управлением по охране окружающей среды с общественными и иными некоммерческими организациями.

5.4. Действия инспекторов при проведении проверок должны соответствовать компетенции Управления по охране окружающей среды и настоящему порядку проведения контроля.
Должностные лица и специалисты органа муниципального контроля не препятствуют присутствию представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении мероприятий по контролю, предоставляют им относящуюся к предмету проверки необходимую информацию, дают разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
При проведении проверок осуществляющие их должностные лица и специалисты не вправе распространять полученную информацию, составляющую коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Продолжительность проверки на объекте не может превышать одного месяца. Срок проведения проверки может быть продлен руководителем Управления, но не более чем на один месяц, в случае необходимости проведения специальных исследований или экспертиз в соответствии с обоснованным предложением инспекторов, осуществляющих проверку.

5.5. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах.
Акт проверки (обследования) должен содержать общую информацию о проверяемом объекте, о его деятельности в области охраны окружающей среды и оказываемом на нее негативном воздействии. Акт должен отражать нарушения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и содержать рекомендуемые мероприятия по устранению выявленных нарушений, определять сроки выполнения этих мероприятий и предоставления соответствующих отчетов в орган муниципального экологического контроля.
Форма акта утверждается руководителем Управления по охране окружающей среды.
К общему акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб), обследовании отдельных объектов окружающей среды, о размере причиненного экологического вреда, протоколы (заключения) проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения лиц, в отношении деятельности которых проводилась проверка, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.
Акт подписывается инспектором, проводившим проверку, и представителем проверяемой стороны и подлежит утверждению руководителем Управления.
Должностные лица и иные представители юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка, имеют право ознакомиться с материалами проведения муниципального экологического контроля, подписать акт проверки, в том числе с приложением объяснений и замечаний, своего мнения о ходе и результатах проверки.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его представителю), индивидуальному предпринимателю.

5.6. Должностные лица и специалисты Управления по охране окружающей среды могут на основании результатов проверки вносить руководству проверяемого предприятия, организации, индивидуальному предпринимателю предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.
При наличии вероятности совершения экологического правонарушения в целях его предотвращения руководитель Управления по охране окружающей среды может направить проверяемому лицу предостережение.
В целях пресечения экологического правонарушения руководитель Управления по охране окружающей среды может направить проверяемому лицу предупреждение о возможном приостановлении хозяйственной деятельности или о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное правонарушение.

5.7. Выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения требований, норм и правил охраны окружающей среды подлежат регистрации в журнале учета и электронной базе данных (картотеке).
Акт проверки с приложением других документов и материалов, подтверждающих совершение правонарушения, направляется по подведомственности в территориальные органы государственного экологического контроля, государственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природных объектов, орган внутренних дел для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении или в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении административного производства и предъявлении иска в случае причинения экологического вреда.
При обнаружении экологических правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Законом субъекта РФ «Об административных правонарушениях», инспектор составляет протокол о совершении административного правонарушения и направляет его должностному лицу или органу, уполномоченному на рассмотрение дела и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности (назначении наказания).
Если имеются основания полагать, что совершенное правонарушение обладает признаками экологического преступления, материалы проверок направляются в органы прокуратуры или внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Руководителю юридического лица может направляться представление о привлечении работников, допустивших нарушение экологических требований, норм и правил, к дисциплинарной ответственности.

5.8. Пресечение длящихся экологических правонарушений осуществляется путем выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды с указанием сроков его исполнения.
Если обнаруженное экологическое правонарушение причиняет вред объектам окружающей среды, здоровью населения или представляет реальную угрозу причинения такого вреда, руководитель Управления выносит предписание о приостановлении хозяйственной и иной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

5.9. Определение объема убытков, причиненных экологическими правонарушениями, производится на основе такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и с учетом упущенной выгоды.
На основании материалов проверки и других документов, подтверждающих причинение вреда, руководитель Управления направляет проверяемому лицу предложение о добровольном возмещении убытков. В случае уклонения нарушителя от компенсации соответствующие материалы передаются в орган государственного экологического контроля или прокуратуру для предъявления иска в суд.

5.10. При обнаружении в ходе проведения мероприятий муниципального экологического контроля нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил, которое может оказать негативное воздействие на окружающую среду или причиняет экологический вред, пресечение нарушения и принятие других мер может осуществляться совместно с представителями органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5.11. Представители проверяемых юридических лиц, индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении контрольных мероприятий создавать должностным лицам и специалистам органа муниципального экологического контроля условия для работы, обеспечивать им доступ к проверяемым объектам, предоставлять необходимые данные и документацию, давать объяснения по вопросам, входящим в их компетенцию.
Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, работники проверяемых предприятий и организаций, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.

5.12 Орган муниципального экологического контроля регулярно информирует население через средства массовой информации о наиболее значительных нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и результатах проводимых проверок.
--------------------------------------------------------------------------------------

Garbageman 23.01.2008 23:59

ultra,

Огромное спасибо Вам за Положение. Очень интересно знакомиться с материалами других субъектов РФ. Я примерно догадываюсь откуда это у Вас (вернее с какого времени). В 2005г. во всех субъектах РФ велась активная работа по методическому обеспечению муниципалов при организации муниципального экоконтроля. Ну, а потом (как вы знаете) всё это спустили на тормозах и законодательно исключили эту возможность. Сейчас дело идёт к тому, что мы вернёмся опять к муниципальному экоконтролю. Более того, возрождается ликвидированный в 2000 г. госкомитет - Госкомэкология. А мы ведь тогда предупреждал об этом! Ну, как говорится - нет пророка в отечестве своём ... .