www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Что делать природопользователю при сбросе на рельеф (тема полностью)

lesnonogaya 07.05.2013 05:41

[img]http://img202.imageshack.us/img202/9906/26955541.jpg[/img]

Добрый всем день!

Хочу представить на ваш суд схему, которая иллюстрирует возможные действия природопользователей при наличии у них сбросов на рельеф местности.

В сети очень много информации, которая в основном касается несовершенсва нормативной базы. Но практически ни одна статья не решает вопрос о том, как действовать в такой ситауции природопользователям. Я хотела бы предложить исчетпывающий перечень возможных вариантов, которые были бы вполне целесообразны и адекватны. Идеального варианта в такойм случае предложить просто невозможно, но систематизировать и выбрать наилучшии из числа возмодных я постаралась. Хотела бы услышать обоснованную критику, возможно ваши варианты.

Простите за плохое качество изображения. На всякий случай дублирую последние столбцы.

Неорганизованный сброс на рельеф:


[u]Ждать проработки нормативной базы[/u]

Вариант 1 (рекомендуется)

Платить по расчету без повышающего коэффициента. При проверке в суде отстаивать свою правоту, если суд присудит, сделать перерасчет и платить с 25-кратным коэффициентом .

+ За это время возможно будут приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие получение Разрешения.

- Отстаивание интересов в суде, хотя можно ограничиться предприсанием надзорного органа.

Вариант 2

Отбирать пробы раз в квартал и рассчитывать плату за загрязнение по факту. Платить без превышающего коэффициента.

+ За это время возможно будут приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие получение Разрешения.

- Отстаивание интересов в суде, хотя можно ограничиться предприсанием надзорного органа.

– Затраты на проведение лабораторных анализов (от 5000 в квартал по каждой промплощадке).

Вариант 3

Платить с превышающим коэффициентом и ждать проработки нормативной базы для получения Разрешения.



Организованный сброс на рельеф:

[u]Строительство/реконструкция очистных сооружений[/u]

Вариант 1 (рекомендуется)

Попробовать отвести стоки в близлежащий водный объект, получить Разрешение и Решение на сброс.

+ Будут правоустанавливающие документы, что позволит однозначно избежать проблем с контролирующими органами при проверках и в рамках закона осуществлять плату за негативное воздействие без повышающего коэффициента.

- Затраты на прокладку отводящих трубопроводов, затраты на разработку документов и получение Разрешения и Решения.

Вариант 2 (если нет возможности отводить в водный объект и объем сбросов достаточно большой)

Сбрасывать на рельеф без разрешения, сделать запрос в Росприроднадзор с просьбой прояснить ситуацию и предложить решение в рамках закона.

При наличии очистных платить по результатам лабораторного анализа без превышающего коэффициента. Можно попробовать провести биотестирование сточных вод.

При отсутствии очистных предусмотреть их строительство в обязательном порядке и платить по сверхлимиту.

Осуществлять мониторинг почв, грунтов и других параметров окружающей среды, чтобы исключить причинение вреда объектам природной среды и как следствие исключить затраты на возмещение ущерба, причиненного окружающей среды по искам природоохранных органов

- затраты на отстаивание интересов в суде, затраты на строительство очистных, на проведение экологического мониторинга.

Вариант 3 (если нет возможности отводить в водный объект и объем сбросов небольшой)

Собирать воду в емкость, затем откачивать.

Вариант 4

Использовать систему оборотного водоснабжения.

Вариант 5

Проложить отводящие стоки трубопроводы до ближайшей канализационной сети.

brat 07.05.2013 05:50

очень удобно....

OrIgInAl 07.05.2013 09:11

вы молодец!)

ну а вот почему, вы считаете, что если сброс организованный, то неизбежно строительство очистных сооружений?
У нас новый объект, всю ливневку мы аккумулируем в прудах-отстойниках, а после направляем на водоподготовку для подпитки оборотных систем. Однако на случай сверхнормативных ливней согласно СНиП предусмотрен организованный перелив на рельеф. Эти решения прошли гос.экспертизу - претензий не было. Обратившись в терр. упр. РПН, по вопросу порядка оформления данного выпуска и необходимости вносить плату за НВОС, нам ответили, что необходимо только согласование с собственником зем.уч. на котороый осуществляется сброс и осуществление мониторинга в месте сброса. Про плату за НВОС вообще умолчали и, на сколько мне известно, в нашем регионе РПН не практикует взимание платы за сбросы на рельеф.
Как считаете, что нам делать в такой ситуации?

И кто подскажет как правильно (в каких точках и с какой периодичностью) организовать требуемый мониторинг? где отбирать пробы почв, воды?

maskaradd 07.05.2013 09:28

lesnonogaya, а почему нет еще одного варианта - осуществлять сброс на рельеф, осуществлять контроль за работой о/с (в случае их наличия) и не платить НВОС (в виду того что постановлением 344 утверждены нормативы платы за сброс зв в поверхностные и подземные водные объекты и не утверждены за сброс зв на рельеф местности)?

lesnonogaya 07.05.2013 09:54

OrIgInAl,

Описанный вами случай вполне подходит под мой Вариант 4 - повторное использование воды. Я бы сказала, что это один из лучших вариантов, очень экологически правильный и рациональный.
Что касается платы за негативное воздействие, то лично моя позиция - если вы загрязняете, то должны платить. Не загрязняете - не платите. При этом природоользователь не должен нести ответственность за несовершенство законодательной системы и соответственно платить по сверхлимиту ему ни к чему. И свою позицию в этом вопросе нужно пытаться отстаивать.
Что касается платы в Вашем случае, если вы ведете мониторинг и контролируете состояние ОС и какого-либо негативного влияния не оказываете, то и не платите, там более что сбросы у вас не постоянные.

С мониторингом я, если честно, никогда еще не сталкивалась. Но думаю разобраться можно, попробуйте проконсультироваться у какой-нибудь лаборатории или если есть знакомые научники - у них. К тому же у вас есть проект с заключением экспертизы, может от туда можно что-то взять.

lesnonogaya 07.05.2013 10:07

maskaradd,
объясню. Потому что есть такое понятие как юридическая сила документа. Постановление Правительства по юридической силе слабее чем ФЗ № 7.
Пункт 1 статьи 16 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает общее правило о том, что «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 этой же статьи среди видов негативного воздействия прямо названы «сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади». Таким образом, не зависимо от состояния нормативно-правовой базы, сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади рассматриваются (в том числе и судами) как вид негативного воздействия, за который необходимо платить.

Я думаю, есть только один вариант оспаривания платности воздействия. Если доказать что оно не является негативным. То есть вот мы построили хорошие очистные, сброс у нас в принципе не большой (т.е. не происходит заболачивания территории), мы ведем мониторинг, нормативы ПДК рыбохозяйственных в стоках не превышаем....Все очень замечательно и вроде бы негативного воздействия нет. Но как на практике (в суде либо контролирующим органам) доказать что нет негативного воздействия, никаких методик нет, никаких критериев...Кто-что думает, такое в реальности возможно?

maskaradd 07.05.2013 11:19

Пользователь lesnonogaya написал(а) 07.05.2013 10:07
maskaradd,
объясню. Потому что есть такое понятие как юридическая сила документа. Постановление Правительства по юридической силе слабее чем ФЗ № 7.
Пункт 1 статьи 16 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает общее правило о том, что «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 этой же статьи среди видов негативного воздействия прямо названы «сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади». Таким образом, не зависимо от состояния нормативно-правовой базы, сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади рассматриваются (в том числе и судами) как вид негативного воздействия, за который необходимо платить.

Я думаю, есть только один вариант оспаривания платности воздействия. Если доказать что оно не является негативным. То есть вот мы построили хорошие очистные, сброс у нас в принципе не большой (т.е. не происходит заболачивания территории), мы ведем мониторинг, нормативы ПДК рыбохозяйственных в стоках не превышаем....Все очень замечательно и вроде бы негативного воздействия нет. Но как на практике (в суде либо контролирующим органам) доказать что нет негативного воздействия, никаких методик нет, никаких критериев...Кто-что думает, такое в реальности возможно?
Согласен про "юридическую силу" и в принципе судебная практика не на стороне, НО! Вы приходите в магазин и хотите купить коробку конфет (в нашем случае это сброс на рельеф), а вам отвечают пока цену на этот товар нам не установили, а вы им в ответ кладете деньги как за коробку мармелада и забераете конфеты... Помоему не совсем верно? Следуя вашей логике и моим довыдам можно платить 1 руб. и будет все в рамках закона.

profiman 07.05.2013 12:21

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании Разрешения, выдаваемого органами, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Недавно этим занимались территориальные управления Росприроднадзора. Государственная функция по выдаче разрешений на сброс сточных вод, регламентировалась Приказом МПР РФ от 31октября 2008 г. № 288 , но уже отменена приказом МПР РФ 31.10.2012. № 357).
Для получения Разрешения на сброс, водопользователю необходимо представить утвержденные нормативы допустимых сбросов от источника загрязнения. Однако Методика разработки нормативов допустимого сброса на рельеф отсутствует.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344,тарифы на оплату установлены только за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты. Тарифы за сброс на рельеф не установлены. Нормативы сбросов НДС устанавливаются исходя из нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) воды водного объекта. Для рельефа местности нормативы ПДК не установлены.
Применять к данному выпуску термин – водосборная площадь либо неорганизованный сброс некорректно. Законы не дают формулировку понятия водосборная площадь применительно к процессу отведения сточных вод.
Кроме того, данный сброс не является неорганизованным, а является именно организованным, после соответствующей очистки стоков на сооружениях либо централизованно отводимых. ВК РФ сброс на рельеф не может регламентировать, так как его действие направлено исключительно на водные объекты.
Если сброс идет на рельеф, то естественно разрешение РПН просто так не выдаст. Однако его наличие , либо наличие вашего, юридически грамотно выраженного желания его получить, необходимо. Для этого КАК ВЫШЕ ГОВОРИЛОСЬ , необходимо направить в РПН заявление, с просьбой выдать такое разрешение. К заявлению приложить все документы, какие необходимо для получения стандартного разрешения на сброс в в/о, только без НДС. После получения отказа, добавить в пакет доп. информации и еще раз направить. После чего ситуацию можно заморозить, платя в пределах норматива, а можно попробовать подать в суд. Конкретная схема действий зависит от поставленной цели, НАЛИЧИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, и местных условий.

OrIgInAl 07.05.2013 14:41

Пользователь lesnonogaya написал(а) 07.05.2013 09:54
OrIgInAl,

К тому же у вас есть проект с заключением экспертизы, может от туда можно что-то взять.

ага, щазз)). в проекте ровно столько про это написано, сколько я исходных данных давал...

lesnonogaya 08.05.2013 07:10

maskaradd,
ну на сколько я понимаю, все именно так как вы описали) главное хоть сколько нибудь заплатить

lesnonogaya 08.05.2013 07:15

profiman,
я с вами полностью согласна! Спасибо что коротко и ясно все изложили)

profiman 08.05.2013 15:31

Для lesnonogaya. Пожалуйста и спасибо. Помните что сброс на рельеф законодательно закреплен. Во многих городах ближайшие реки находятся за десятки км., водосборной площадью даже не пахнет по отметкам земли и водоразделам, проекты ОСК прошли все согласования и т.д.

ameba23 15.05.2013 12:06

Доброго времени суток. У нас на предприятии такая ситуация сложилась. Построили ЛОСЫ, сброс будет на рельеф. Говорю начальству что необходимо разработать НДС и получить Разрешение и решение. Мне отвечают где в законодательстве прописано что мы это обязаны это делать и платить за это. Вот села и думаю как доказать что загрязнение окружающей среды все равно происходит. Теперь необходимо обосновать затраты на договор для разработки проекта НДС и получения соответствующих документов.

Chinuc 15.05.2013 13:09

ameba23,
вообще то Решение дается на пользование водным объектом, а не для сброса на рельеф. Разрешение без Решения точно не дадут.

profiman 16.05.2013 13:25

Для ameba23. НДС разрабатывается по Методике МПР РФ 333 от 17.12.2007. только для сбросов в водные объекты. На рельеф Методики расчета НДС нет. Плата за негативное воздействие закреплена в ст. 16 ФЗ " Об ООС".