![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 17.09.2010 17:07![]() Удивительно, что на форуме еще не проявилась бурная радость от регистрации в Минюсте за № 18364 приказа любимого министерства №238 от 08.07.2010 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"... ![]() Я, конечно согласен, что триллер под названием передача полномочий РТН был захватывающим, но полномочия передали, и "под шумок" приняли и эту методику. ![]() Думаю, большинство из вас уже давно оценили всю прелесть свежеявленного нормативно-правового акта. Проект его первой редакции висел на сайте МПР с апреля по июль, прежде чем появилась редакция вторая, которая уже, как выясняется, была не "проектом", а вполне себе утвержденной приказом МПР методикой (просто еще не зарегистрированной в Минюсте). Различия между первой и второй редакцией поражают глубиной проработки - то, что в первом варианте называлось СНВ, во второй редакции получило наименование СХЗ, без изменения физического смысла (а, вернее, бессмыслицы) этого параметра. ![]() «Вступление в силу методики позволит значительно повысить эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора», - подчеркнул Р.Гизатулин. ![]() Никто не сомневается, что эффективность осуществления деятельности Росприроднадзора в том виде, в котором ее представляет любимое министерство (как известно, "экология должна стать доходной статьей бюджета", да) с принятием этой методики повысится. Ведь если раньше деньги с природопользователей можно было собирать только в качестве платы за негативное воздействие и штрафов (а с позапрошлого года - за сбросы в водные объекты можно было взыскать с природопользователей аж трижды - в виде штрафа, в виде платы и в виде "вреда водным объектам"), то теперь есть сверхуниверсальный способ сделать "экологию доходной статьей бюджета". ![]() Поднимите руки те экологи-производственники, которые уверены, что внутри их промплощадки концентрации ЗВ не превышают ни единого ПДК/ОДК. А ведь методика предусматривает возмещение ущерба в том числе и почвам внутри промплощадок (точнее она вообще не разграничивает территории по такому признаку). ![]() Поэтому, таки да, эффективность надзорной деятельности с этой методикой существенно повысится. Ибо взыскать ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды, не представит ровно никакого труда. ![]() Только.... В тех ли единицах измеряется эффективность? ![]() Тем не менее, предлагаю порадоваться за Министерство, существенно повысившее эффективность своей контрольно-надзорной деятельности. Давайте не будем смотреть и оценивать физический смысл методики, знание разработчиками методики геологии и почвоведения (есть даже такая дисциплина, которую в МГУ, в частности, изучают), обоснованность использованных коэффициентов и такс... Все это будет низко и подло с нашей стороны, граждане экологи-производственники. Давайте просто порадуемся... ![]() Ну а закончив радоваться, дружно, закажем в ближайшей аптеке валерьянки, валидола, виагры и цианида, а потом сядем и посчитаем, чем это все грозит для наших работодателей... | |||
![]() | ||||
![]() | ecoservis 17.09.2010 21:11![]() uncle_chelya, Не думаю, что всё так мрачно. Вряд ли можно будет добиться через суд возмещения вреда за превышение (загрязнение) внутри промплощадки концентрации ЗВ. Ну за исключением, если будет доказано, что загрязнение связано с конкретной зафиксированной и задокументированной аварией на территории предприятия. Другое дело - за несанкционированное размещение отходов - это легко доказывается. Этого и следовало ожидать после внесение изменений в закон об отходах положение о декларативной (заявительной) форме отчётности для малого и среднего бизнеса. Но я "за" такие меры - территории городов и поселений и около безмерно захламлены отходами. | |||
![]() | ||||
![]() | vadim64 17.09.2010 22:16![]() uncle_chelya, ну с проектом этого приказа я был знаком до того как ВВП предложил, а ДАМ поддержал... Какой уж тут шумок. | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 17.09.2010 23:07![]() vadim64, ну, с проектом этого приказа все были давно знакомы. с апреля, как минимум. а некоторые и того раньше. под шумок его приняли. На него большую-большую телегу отдельные товарищи готовили, да вот, не успели отправить. ![]() ecoservis, нет, ну конечно, для использования данной методики на практике требуется некое нарушение природоохранного законодательства. только вот беда, методика полностью игнорирует ГК РФ, в частности, п.2 ст. 1064, ст. 1079 и п. 1 ст. 401, из которых следует, что для предъявления вреда кому или чему либо, необходимо установление факта нарушения, факта возникновения вреда (ущерба), а также вины нарушителя в возникновении вреда. Кстати эта позиция отражена в статье в 9-м номере за авторством аж самой прокуратуры. ![]() Но если читать методику с самого начала, то видим: "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения природоохранного законодательства". ![]() Вред нанесен почвам в результате нарушения природоохранного законодательсва. Точка. Доказывать причинно-следственные связи не требуется (вопрос к Минюсту уже - как они зарегистрировали нормативно-правовой акт, противоречащий ГК). Может быть, разработчики что-то там подразумевали, хотели сказать что-нибудь другое, но главное правило чтения нормативно-правовых актов, которому меня учили - читать надо то, что там написано, а не пытаться проявлять экстрасенсорные способности. А написано там именно это. ![]() Таким образом получается, что достаточно факта нарушения природоохранного законодательства, и превышения ПДК/ОДК в почве на территории промполщадки, чтобы у проверяющего имелись все основания обратиться в суд о взыскании вреда почвам. ![]() Собственно, подход здесь тот же, что и в водной методике. А уж ее научная обоснованность и вовсе никакой критики не выдерживает. Даже чисто арифметически. Вот, взять ту часть, которая формула ущерба от химического загрязнения: ![]() УЩ = Кв *S* Кr* Кисх*Тх ![]() Сам УЩ - измеряется в рублях. Смотрим дальше, коэффициенты - величины безразмерные. S - площадь, размерность м2. Тх - такса - размерность рубли. Вспоминаю школу, уроки математики и физики и понимаю, что по всем правилам размерность полученной величины м2*руб. Правильно? Нет. Неправильно. Размерность полученной величины - рубли. Хотя бы одно это говорит о серьезной научной проработке этой методики. ![]() Есть такие почвы - красноземы. В РФ они, правда встречаются редко, в основном на югах. Природное содержание в них оксидов железа и алюминия превышает наши же нормативы раз эдак в пять. И что? Будем возмещать ущерб? Ведь методика предусматривает использование "фона" только в случаях отсутствия ПДК/ОДК. А природные свойства почвы при этом вообще никак не учитываются. ![]() И так можно по каждому слагаемому. ![]() Вспомните дела, которые были по водной методике. Есть превышения нормативов? Значит вред. И не важно, что в соответствии с законодательством (пока еще действующим, хотя готовятся изменения, в том числе и пересматривающие понятие "вреда"), вредом считается "истощение, деградация и т.д.."... ![]() Мы тут с правовым нигилзмом боремся, а принимаем нормативно-правовые акты, которые законодательные определения и требования просто не учитывают. | |||
![]() | ||||
![]() | nataly-pr 20.09.2010 16:50![]()
![]() На мой взгляд здесь нет противоречия ГК РФ. Из п.1 Методики на мой взгляд вытекает следующее. ![]() Для возникновения обязанности возмещения вреда необходимо: ![]() 1. наличие в природоохранном законодательстве требования к использованию и охране почв, 2. нарушение данного требования природопользователем, 3. наличие вреда, причиненного в результате нарушения указанного требования, 4. наличие причинно-следственной связи между вредом и нарушением соответствующего требования (иначе, как Вы докажете, что "вред нанесен В РЕЗУЛЬТАТЕ нарушения природоохранного законодательства" - цитата из методики????) ![]() И ГК, и ФЗ об охране окружающей среды, будучи законами, имеют высшую юр. силу. Поэтому Методика по-любому будет применяться в соответствии с требованиями ГК и др. законов. Т.е. установление причинно-следственной связи между вредом и нарушением законодательства будет необходимо. ![]() Защищая разработчиков Методики, можно сказать, что формулировка "компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды" используется прежде всего в ФЗ об охране окружающей среды. | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 20.09.2010 17:35![]()
![]() Начну с п. 3 и 4. В том то все и дело, что именно так и написано: "вред нанесен В РЕЗУЛЬТАТЕ нарушения природоохранного законодательства". Не требуется никакого доказательства: - наличия вреда как такового (если понимать под вредом "истощение, деградацию"... и т.д. по тексту) - доказательства причинно-следственной связи между вредом и нарушением природоохранного законодательства. ![]() Вот этой самой фразой методика ставит знак равенства между вредом и нарушением природоохранного законодательства. ![]() вспомним водную методику и практику ее правоприменения. отбираем пробу. в пробе есть превышения. на основании этого расчитываем ущерб и идем с этим в суд. никакого обоснования "истощения, деградации...." не предоставлялось. суд принимал доводы истца на основании того, что Методика зарегистрирована в Минюсте. Т.е. факт нарушения природоохранного законодательства приравнивался к вреду (во второй редакции хотя бы сделали учет платежей за сбросы сверх нормативов). ![]() Аналогично будет и с этой методикой. Отобрали керн почвы (я сейчас о той части, в которой речь о хим.загрязнении). Выявили превышение ПДК/ОДК и выкатили иск о возмещении вреда. ![]() По п.1 и 2. Это конечно прозвучит дико, но я читаю то, что там написано. А написано там "в результате нарушения природоохранного законодательства". Точка. "требования к использованию и охране почв" - этого в методике не написано. Поэтому да, гротеск, но наше законодательство (и не только природоохранное) гротескно само по себе. Поэтому я не слишком сильно удивлюсь (хотя, хочется верить, что до этого все-таки не дойдет), что кому-то насчитают вред почвам в результате, допустим, невыполнения мероприятий в период НМУ. ![]() Т.е. есть нарушение природоохранного законодательства. Отобрали пробу почвы. Посчитали - выкатили. Обосновать взаимосвязь превышения концентраций в почве и невыполнения мероприятий в период НМУ при желании не так уж сложно. В атмосфере были созданы условия неблагоприятные для рассеивания, ЗВ выпали на почву (демонстрируется протокол КХА), таким образом был нанесен вред. Теперь представьте себе, что вы в суде и вот этот бред вам вменяют. И попробуйте его оспорить, имея на руках только эту методику. Нарушение природоохранного законодательства есть? Есть (в методике не указано, про какой "раздел" природоохранного закон-ва речь). Загрязнение почвы есть? Есть (подтверждено протоколами). Расчет по методике выполнен верно? Верно. Всем встать, суд удаляется для принятия решения... ![]() Как должно было бы быть. 1. Установить факт вреда - почва на отдельной территории истощена, деградировала и т.д. (методикой НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО). 2. Установить причину истощения и деградации (методикой НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО). 3. Если причина - хим. загрязнение - установить источник хим.загрязнения (методикой НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО, если это на вашей территории, значит источник - вы. я могу привести массу примеров, начиная от накопленного ущерба с той поры, когда предприятием управлял Госплан СССР и даже купец Демидов) 4. И вот только после этого - определить причину загрязнения и если это было вызвано нарушением природоохранного законодательства - выкатывать иск. Вот тогда бы эта последовательность соответствовала ГК РФ. | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 20.09.2010 17:40![]() P.S. перечитал сообщение, и предвидя комментарий, что в суде можно будет сослаться на все тот же ГК, заявив, что причинно-следственные связи не доказаны, ссылаюсь на судебную практику по водной методики... где на это ссылались все ответчики... и всем ответ был один. | |||
![]() | ||||
![]() | nataly-pr 20.09.2010 19:00![]() uncle_chelya, да, хотела это написать))) но может тут дело в порочности судебной практики и единственный вариант - это оспаривать ее??? ![]() Вот что думаю. Дело здесь в многозначности русского (да наверное и любого другого языка). Я эту фразу читаю "по-другому", чем Вы. Таким образом, возможно, по крайней мере, два варианта прочтения нашего положения Методики: "Методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды...". ![]() 1-ый вариант. Нарушение законодательства в области ООС = нанесение вреда почвам. Положение можно перефразировать так: Методика предназначена для исчисления размера вреда, нанесенного почвам НАРУШЕНИЕМ законодательства РФ в области охраны окружающей среды (без использования фразы "в результате", указаывающего на взаимосвязь).Т.о. необходимо доказать только факт нарушения законодательства. ![]() 2-ой вариант. Нарушение законодательства не = нанесение вреда. Нарушение законодательства приводит к нанесению вреда. Надо доказать факт нарушения зак-ва, факт нанесения вреда и причинно-следственную связь между ними. ![]() Я придерживаюсь второй позиции и отстаивала бы ее в суде. Попытаюсь объяснить почему. Во-первых, есть определение понятие "вреда" в ст. 1 закона об охране ОС. Вред ОС - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. ![]() Т.о., нарушение законодательства само по себе, без наступления каких-то фактически последствий НЕ может считаться вредом в соответствии с ФЗ об ООС! ![]() Методика - подзаконный акт, который принят на основании законов и применяется с их учетом, в их контексте, в их смысле. Т.о., в Методике говорится о двух взаимосвязанных событиях, которые никак не могут совпадать (учитывая определение вреда, содержащееся в законе). ![]() Есть событие нарушения природоохранного законодательства, есть факт нанесения вреда, который явился результатом (именно это слово и используется в Методике) нарушения законодательства. Другое дело, Вы правы, что в Методике могли бы написать конкретнее, какой части природоохранного законодательства. | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 20.09.2010 20:03![]() nataly-pr, эх, кто ее только не оспаривал... дошли до Верховного суда даже... решение - одно... методикак принята, извольте платить... если покопаться в Консультанте - там есть решение Верховного суда... Если не ошибаюсь истцом был Сыктывкарский ЛПК (т.е. в Верховном суде он был истцом, а по самой методике - ответчиком)... у меня до пятницы руки до консультанта не доберутся, поэтому реквизиты я сказать не могу - поищите по Сыктывкарскому ЛПК (на 99% уверен, что они иск подавали). ![]() что-же касается двойного толкования... я, в общем-то не юрист, но меня всегда учили, что нормативно-правовой акт не должен иметь двойного толкования. ни при каких обстоятельствах. более того, существует ПП РФ (опятьже реквизиты сказать не могу, т.к. в голове номера не держатся принципиально... семдесят-какое-то, вроде бы), об утверждении методики анализа проектов нормативно правовых актов на коррупциогенность... Там прямым текстом написано, что одним из признаков коррупциогенности является возможность различного трактования положений НПА. ![]() это принципиальный вопрос к методике.... но даже если его не рассматривать есть и еще огромная куча вопросов - в первую очередь физический смысл используемых в формулах параметров (откуда коэффициенты, откуда таксы и т.д.)... Я писал на примере формулы, когда размерность величины, согласно методике измеряется в рублях, а согласно всем правилам арифметики - в руб*м2. И там таких нюансов - тьма тьмущая... Не учитываются физические и химические характеристики почв, не учитываются особенности рельефа (накопление ЗВ в почвах очень сильно от этого зависит) и прочая, прочая, прочая... В общем много вопросов, помимо основного.... ![]() Т.е. все эти вопросы можно снять "одним ударом"... Если признать, что истиная цель существования методики - не компенсация некоего "вреда" (вообще, по хорошему, если речь идет о компенсации вреда, то там-же должен быть изложен механизм использования взысканных средств - чтобы деньги шли не в бюджет, а там исчезали, а действительно шли на восстановление ОС), а еще один способ получения денег с природопользователей в бюджет (ага, "мы должны сделать экологию доходной статьей бюджета" сами-знаете-кто) и возможность оказывать на них административное (и коррупционное, кстати) давление... Вот тогда все встает на свои места... Становятся понятным и физический смысл формул, и происхождение коэффициентов и такс... Только к охране окружающей среды это имеет самое отдаленное отношение... | |||
![]() | ||||
![]() | nis_kowka 20.09.2010 21:40![]() Смотрела тоже изменения, вопрос: почему в консультанте не доступны приложения? на стадии редактирования? | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 21.09.2010 06:45![]() nis_kowka, не знаю, я смотрел не в консультанте, а в интернете скачивал, как только на сайте МПР появилась новость о регистрации в Минюсте. Там все с приложениями было. Если не ошибаюсь, скачивал с сайта Кодекса. | |||
![]() | ||||
![]() | nataly-pr 21.09.2010 10:21![]() uncle_chelya, спасибо за ссылку на постановление, обязательно поищу. Соглана, что акты не должны быть двусмысленными и про "прозрачность" (объяснимость) формул и коэффициентов согласна. Про то, что деньги должны идти именно на восстановление ОС тоже согласна. Последнее не обязательно в конкретной Методике может предусматриваться, а по-хорошему в более общих актах (наверное, первоначально в законе). | |||
![]() | ||||
![]() | uncle_chelya 21.09.2010 16:04![]() [quote="nataly-pr#21.09.2010 10:21"] Про то, что деньги должны идти именно на восстановление ОС тоже согласна. Последнее не обязательно в конкретной Методике может предусматриваться, а по-хорошему в более общих актах (наверное, первоначально в законе).[/quote] Про деньги есть "замечательное" определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О из п. 5 данного Определения: [quote]по сути, они [платежи] носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. […] В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.[/quote] ![]() То, что такая трактовка противоречит 16-му принципу рио-де-жанейрской декларации ООН 1992 г. (одна из двух формулировок принципа "загрязнитель платит") - фигня... главное, что покажите мне, где даже такой механизм на практике реализуется... | |||
![]() | ||||
![]() | nis_kowka 22.09.2010 15:20![]() uncle_chelya, грустно, но нигде | |||
![]() |