www.ecoindustry.ru » Отраслевые вопросы » Эксплуатация ОПО (опасного производственного объекта) (тема полностью)

wsdbkbcn 12.03.2014 14:18

Добрый день /вечер.

Помогите разобраться на уровне законодательства с вопросом: обязанность получения специального разрешения на выбросы в атмосферный воздух и внесение платежей. Дело в том, что Природоохранная прокуратура вынесла постановление о привлечении организации к ответственности по ст. 8.21 и 8.41КоАП. Дело в суде. У всех возник вопрос кто обязан совершать все действия по охране воздуха. Организация имеет лицензию на эксплуатацию ОПО, оказывает собственникам ОПО услуги по технической эксплутации, в целях обеспечения без аварийной работы. Объект ОПО организации собственникам не передався, заключен договор аренды помещения где расположен газовый котел. Наша в суде позиция: Организация не является природопользователем, так как не эксплуатирует котел , не приобретает газ и не продает коммунальные услуги (ГВС и отопление), а занимается технической эксплутацией и в результате своей деятельности не образует вредных выбросов. Эксплутацией здания. в том числе котельной, в данном случае занимаются собственники многоквартирных домов, ТСЖ и собственники административных зданий, так как приобретаю газ, оплачитают ресурсникам коммунальные платежи и получаю от работы котельной продукт в виде горячей воды и отопления. Сообственно ТСЖ, управляющие компании, которые заимаются надлежащим содержанием общего имущества, обязаны получать разрешения которые выдаются на 5 лет. Какие соображения по этому поводу.

RosFeder 12.03.2014 14:52

Пользователь wsdbkbcn написал(а) 12.03.2014 14:18
заключен договор аренды помещения где расположен газовый котел. .

Договор аренды до 1 года или больше 1 года ?

http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic.html?f=9&archive=1&t=10937

wsdbkbcn 12.03.2014 14:54

менее года

RosFeder 12.03.2014 15:13

wsdbkbcn, берите юристов и разбирайтесь именно здесь.
Если бы Ваш договор аренды был внесен в реестр договоров и зарегистрирован в рег.палате это одно - т.е у Вас были бы имущественные отношения, а т.к. договор не занесен, то арендодатель имеет право разорвать с Вами договор в любой момент времени - через 1 месяц, через 2 месяца и т.д. поэтому у Вас нет стационарных источников выбросов, а следовательно нет и тома ПДВ и разрешения на выброс. Разрешение на выброс и том ПДВ должен иметь арендодатель. Поэтому, чтобы Вам закрыть вопрос - разбирайтесь с "договор аренды до года" , "договор аренды больше года", что-такое стационарные источники выбросов ЗВ, которые должны быть у Вас на балансе или переданы по договору аренды не менее чем на 5 лет (т.к. том ПДВ - 5 лет, разрешение на выброс ЗВ - 5 лет) с регистрацией его в рег. палате.
Ну и еще раз прочитайте, что мы писали в вышеуказанной ссылке.

Jo-Jo 12.03.2014 15:50

Пользователь RosFeder написал(а) 12.03.2014 15:13
Разрешение на выброс и том ПДВ должен иметь арендодатель.

Вовсе не обязательно. В законодательстве РФ нет четкого указания на то кто должен иметь разрешение на выброс - арендодатель или арендатор.

Пользователь RosFeder написал(а) 12.03.2014 15:13
...что-такое стационарные источники выбросов ЗВ, которые должны быть у Вас на балансе или переданы по договору аренды не менее чем на 5 лет (т.к. том ПДВ - 5 лет, разрешение на выброс ЗВ - 5 лет) с регистрацией его в рег. палате.

Логика, лежащая в основе этого заявления вообще не выдерживает критики.

wsdbkbcn 13.03.2014 09:25

RosFeder, В суде это завлялось, что договор может быть расторгнуть в любой момент и всвязи с чем нецелесообразно получать разрешение на 5 лет, тем неменее другая Прокуратура утверждает, что при расторжении договора с собственником, друга фирма будет получать разрешение и так бесконечно, что не запрещено законом.

wsdbkbcn 13.03.2014 09:29

Jo-Jo, В законе указано, кто эксплуатирует ОПО, являясь природопользователем, тот и получает разрешение на выбросы. Поэтому в суде решается кто же эксплуатирует:
собственники объекта (пользуясь общедомовым имуществом) или организация которая обслуживает ОПО и имеет лицензию с указанием вида работ как эксплуатация.

Jo-Jo 13.03.2014 10:56

Пользователь wsdbkbcn написал(а) 13.03.2014 09:29
Jo-Jo, В законе указано, кто эксплуатирует ОПО, являясь природопользователем, тот и получает разрешение на выбросы.

Видать снова отстаю от жизни (как и в случае истеричного заявления о том, что Москва не имеет права издавать свои НПА) - новость о том, что именно эксплуататор ОПО обязан получать разрешение на выброс обошла меня стороной. Урок всем нам - нужно аккуратнее формулировать свои мысли (эксплуатация ОПО- отнесение к природопользователям- обязанность получения разрешения на выброс).

/ФЗ -96 Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух
1. ВЫБРОС вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, .../

Далеко не всегда именно непосредственный эксплуататор стацианарного источника обязан получать разрешение на выброс.

Пользователь wsdbkbcn написал(а) 13.03.2014 09:29
Поэтому в суде решается кто же эксплуатирует:
собственники объекта (пользуясь общедомовым имуществом) или организация которая обслуживает ОПО и имеет лицензию с указанием вида работ как эксплуатация.

Так что если и "обнаружится" непосредственный эксплуататор, то это отнюдь не повлечет автоматического "наделения" его "счастьем" получать разрешение на выброс.

wsdbkbcn 13.03.2014 14:06

Jo-Jo, Это мы в суде и доказываем. Что наша деятельность не связана с выбросами и разрешения мы не обязаны получать. Однако даже суд сомневается.

RosFeder 13.03.2014 14:21

wsdbkbcn, снова обращаем Ваше внимание, что "источник" должен либо стоять на Вашем балансе, либо передан по договору аренды с регистрацией его в реестре договоров.
Поскольку "источник" не Ваш, то разрабатывает проект ПДВ и получает разрешение арендодатель.

Смотри "святцы":
Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
"О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него"

"8. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности)."

Jo-Jo 13.03.2014 14:48

Пользователь RosFeder написал(а) 13.03.2014 14:21
Поскольку "источник" не Ваш, то разрабатывает проект ПДВ и получает разрешение арендодатель.

Не обязательно.

Пользователь RosFeder написал(а) 13.03.2014 14:21
Смотри "святцы":
Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183
"О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него"

"8. Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разработка предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности)."


Примечание: жирный шрифт - это мои художества - для удобства.

Если смысл данной части поста заключался в попытке обоснвать, что именно и исключительно арендодатель, как лицо, имеющее в собственности стационарные источники загрязнения, обязано получать разрешение на выброс (и делать проект ПДВ), то попытка провалилась. НПА не уточняет как именно надо иметь (прошу прощения за некоторую корявость фразы) эти стационарные источники, чтобы иметь счастье в виде необходимости получать разрешение на выброс (и делать проект ПДВ) - на праве собственности или на праве аренды. Т.е. обязанность получения разрешения на выброс ЗВ может иметь как арендодатель (источник находится в его собственности), так и арендатор (источник им арендуется).
Все зависит от формулировок, содержащихся в Договоре (аренды, оказания услуг и пр.). Факт регистрации (или не регистрации) договора в Реестре в данном случае значения не имеет.

RosFeder 13.03.2014 15:49

Jo-Jo, да тут есть некая "тафталогия" в слове "имеющим" .... НО:

в соответствии с

Приказом Минприроды России от 26 октября 2011 г. N 863
"Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 января 2012 г. Регистрационный N 23071)

ВСЕ юр. лица + инд предприниматели должны были ДАВНО получить:

Уведомление
о постановке на государственный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух


а РПН вести декларативную + административную часть…

7. Декларативная часть базы данных включает:
а) сведения (данные) о хозяйствующих субъектах:
полное наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, адрес места нахождения юридического лица и его отдельных производственных территорий;
фамилия, имя, отчество, место жительства, адрес места нахождения индивидуального предпринимателя и его отдельных производственных территорий;
идентификационный номер налогоплательщика и дата постановки на учет в налоговом органе;
основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
код общероссийского классификатора предприятий хозяйствующего субъекта;
код причины постановки на учет хозяйствующего субъекта по месту нахождения стационарного источника выбросов, месту регистрации (приписки) передвижного источника выбросов;
код общероссийского классификатора организационно-правовых форм хозяйствующего субъекта;
виды экономической деятельности основных и вспомогательных видов деятельности (с кодами общероссийского классификатора внешнеэкономической деятельности);
удельные выбросы вредных (загрязняющих) веществ от основных видов деятельности;
наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора продукции, общероссийского классификатора услуг населению);
расход топлива (по видам) и его сернистость:
на производство тепла и энергии;
на производство продукции;

б) сведения (данные) об источниках выбросов, подлежащих государственному учету и нормированию:

тип стационарного источника выбросов (организованный, неорганизованный; точечный, линейный, площадной);
сведения о технологических процессах, применяемых технологиях, в результате которых осуществляются выбросы;
наименование стационарного источника выбросов;
местные и географические координаты места нахождения стационарного источника выбросов, адрес регистрации (приписки) передвижного источника выбросов;
код общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления, на территории которого расположен стационарный источник выбросов, на территории которого зарегистрирован (приписан) передвижной источник выбросов;
вид экономической деятельности, выбросы от которой поступают из стационарного источника выбросов (с кодом общероссийского классификатора внешнеэкономической деятельности);
порядковый номер стационарного источника выбросов;
геометрические параметры стационарного источника выбросов (высота источника выбросов (м), область поступления загрязняющих веществ из источников выбросов, их геометрические характеристики);
термогидродинамические характеристики газовоздушной смеси (далее - ГВС), в составе которой загрязняющие вещества выбрасываются из источника выбросов (средние за двадцатиминутный интервал времени значения температуры ГВС, скорости выхода ГВС в атмосферу или объемного расхода ГВС, концентрации водяных паров в ГВС);
наименование, мощность, тип (согласно приложению N 1 к настоящему Порядку), фактическая эффективность работы установок очистки газа;
сведения о модернизации, ликвидации, консервации стационарного источника выбросов;
сведения о приборах учета выбросов;
тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
регистрационный номер передвижного источника;
экологический класс транспортного средства;
вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);

.8. После внесения сведений о хозяйствующем субъекте, о его источниках выбросов, а также о количестве и составе выбросов в декларативную часть базы данных Росприроднадзором хозяйствующему субъекту и его обособленным производственным территориям присваиваются индивидуальные составные коды-идентификаторы (далее - ИСКИ), подтверждающие его/их постановку на государственный учет по месту нахождения производственных территорий хозяйствующего субъекта, и в 10-дневный срок направляется уведомление о постановке на государственный учет в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.

Приложение N 2
к Порядку

Бланк территориального органа
Росприроднадзора


Уведомление
о постановке на государственный учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух


Настоящее уведомление выдано________________________________________
(наименование территориального органа
Росприроднадзора)
Кому_____________________________________________________________________
(полное наименование юридического лица и его отдельных
производственных территорий
_________________________________________________________________________
в соответствии с учредительными документами; Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя полностью)
_________________________________________________________________________
Адрес места нахождения юридического лица (адрес места жительства
индивидуального предпринимателя) и его отдельных производственных
территорий ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

ИНН юридического лица (индивидуального предпринимателя)

┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐

└──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘

Юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) и его отдельным производственным территориям присвоен/ы индивидуальный/ые составной/ые код/ы-идентификатор/ы (ИСКИ)*:


┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐┌──┬──┐┌──┬──┬──┬──┴──┬──┐

└──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘└──┴──┘└──┴──┴──┴──┴──┴──┘

Дата уведомления "____"_______________ 20____г.

Руководитель (заместитель
руководителя) территориального
органа Росприроднадзора ____________ _______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы, печать)

______________________________
* Индивидуальный составной код-идентификатор (ИСКИ) соответствует совокупности данных и имеет следующую структуру:

┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐┌──┬──┐┌──┬──┬──┬──┬──┬──┐
А А А А Б В В В В Г Г Д Д Д Д Е Е
└──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘└──┴──┘└──┴──┴──┴──┴──┴──┘

Ну а поскольку нет у арендатора ИСКИ : то поскольку передача «источника» не прописана в договоре аренды за получение разрешения отвечает собственник «источника»

Чтобы «ликвидировать» подобные случаи «чей» «источник» выброса в

Проект федерального закона N 584587-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий"

в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 21; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2008, N 26, ст. 3012; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54) вносят следующие изменения:


"Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду


21) дополнить статьями 69.1 и 69.2 следующего содержания:

"Статья 69.1. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

3. Документами, подтверждающими сведения, представляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являются:
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
информационное сообщение о постановке на учет в органах государственной статистики;

правоустанавливающие документы на объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду;

свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки, на которых расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

6. Актуализация сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о смене собственника (владельца) или арендатора объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, включая изменение координат угловых и поворотных точек границ земельного участка, координат источников воздействия на окружающую среду;
об изменении характеристик источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, производственных процессов;
об изменении характеристик технических средств обезвреживания выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее тридцати дней со дня государственной регистрации изменений.

Документами, подтверждающими сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, являются документы:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

8. Результатом актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является выдача юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность на таком объекте, свидетельства об актуализации учетных сведений.

9. Свидетельства об актуализации учетных сведений выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в срок не более десяти рабочих дней со дня подачи документов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Jo-Jo 13.03.2014 16:19

Пользователь RosFeder написал(а) 13.03.2014 14:21
Ну а поскольку нет у арендатора ИСКИ : то поскольку передача «источника» не прописана в договоре аренды за получение разрешения отвечает собственник «источника»

Как арендодателю можно сдать в аренду арендатору (опять корявость фразы, но что делать...) источник, не указав это (передачу источника арендатору) в договоре?

wsdbkbcn 14.03.2014 10:23

Jo-Jo, В договоре прямо не предусмотрено, что передается ОПО, передается только помещение где расположено ОПО. Для получения лицензии необходимо заключения договора аренды ОПО, но мы несоврем корректно составили договор, тем неменее он для Ростехнадзора подошол. Так же для получения лицензии необходимо внесение в реестр ОПО все обслуживаемые объекты. На сегодняшний день у нас есть свидетельствона нашу организацию, где прописаны ОПО, за что и цепляются Природоохранная прокуратура. Раз сами поставили на учет, то вы их эксплуатируете, как эксплуатирующая организация, то и обязаны нести все тяжести закона за свой счет. У нас в обслуживании есть ОПО в многоквартирных домах.

alitvinova 25.04.2014 09:25

С точки зрения экологического законодательства- Можно ли осуществлять погрузку в судно нефтепродуктов без помощи стендера(пр.используя гибкие шланги)?

skey 25.04.2014 09:43

alitvinova, Хоть ведрами носите, главное чтоб проливов не было :)

maxira 25.04.2014 09:48

с точки зрения экологического можно, чего ж нет-то? при наличии объектового плана лрн. а вот что делать с лицензией на погрузо-разгрузочную деятельность, паспортом причала, обязательными постановлениями по порту, и регламентами работ на объекте не знаю. транснадзор может быть очень не доволен

irina12 25.04.2014 11:12

wsdbkbcn, В свидетельстве где ОПО, что рядом написано, что Вы с этими ОПО делаете? В любом случае, ОПО не находилось на Вашем балансе и газ проходит по чужой бухгалтерии. Отвечаете только за, то что Ваше.
Все правильно делают Ваши юристы.

irina12 25.04.2014 11:25

RosFeder, правильно ли я понимаю.... вот есть, например, договор предоставления рабочих мест, договор менее 1 года. Ничего на баланс арендатору не переходит. В этом случае арендодатель обязан за свой счет закупать все расходные материалы для работы, например, станков (которые стоят на его балансе), но на котором работают сотрудники арендатора? А также обязан платить за НВОС за эти станки (выбросы, отходы)? Но при этом спецодежду для сотрудников ареднадора закупает сам арендатор и "утилизирует" и платит НВОС за отход-спецодежду арендатор? А если, например, арендатор организовал стоянку своего транспорта на территории арендодателя, то за выбросы от стоянки платит арендатор, т.к. это его транспорт?

RosFeder 25.04.2014 12:23

Пользователь irina12 написал(а) 25.04.2014 11:25
RosFeder, правильно ли я понимаю.... вот есть, например, договор предоставления рабочих мест, договор менее 1 года. Ничего на баланс арендатору не переходит. В этом случае арендодатель обязан за свой счет закупать все расходные материалы для работы, например, станков (которые стоят на его балансе), но на котором работают сотрудники арендатора? А также обязан платить за НВОС за эти станки (выбросы, отходы)? Но при этом спецодежду для сотрудников ареднадора закупает сам арендатор и "утилизирует" и платит НВОС за отход-спецодежду арендатор? А если, например, арендатор организовал стоянку своего транспорта на территории арендодателя, то за выбросы от стоянки платит арендатор, т.к. это его транспорт?

Уважаемая irina12 к сожалению у нас на этой неделе полный..... п... поэтому чтобы ответить на Ваш вопрос нужно время. Только среда-четверг.
К сожалению из-за отсутствия на данном форуме нормального модератора рассмотрение данного вопроса который Вы задаете очень быстро "убежало" в архив.
Поступим следующим образом:
1) посмотрите ветку

http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic.html?f=9&archive=1&t=10937
2) вопрос уходит чъя земля, чьи "границы земельного участка", на котором располагаются стационарные, передвижные источники, объекты временного хранения (накопления) отходов ну и т.д. и т.п. ... поэтому арендодатели и стараются заключать договор до года, чтобы в любое время его можно было "разорвать"....

http://www.ecoindustry.ru/phorum/viewtopic.html?f=9&archive=1&t=10937