www.ecoindustry.ru » Проблемы охраны окружающей среды » Кто является собственником уличного мусора? (тема полностью)

Novaya 30.08.2005 09:33

Эта проблема, в общем, меня сейчас не касается, но из профессионального интереса хочется разобраться и понять.
А ситуация такова: Организация занимается санитарной уборкой территории города по договору с Администрацией города, вывозит на полигон тонны мусора ежедневно. Экологи заставляют включать этот мусор в ПНООЛР и соответственно платить за него! В ФККО такой графы как «мусор уличный» нет, да и не появится никогда – это же может быть все, что угодно! Культурой наш народ не блещет. А как они себе представляют паспорт опасного отхода на такой вид отходов? Или нужно паспорт составлять на каждый компонент? Да ведь Бог его знает, что там может быть! Или ради эксперимента несколько машин с уличным мусором разобрать по компонентам и посмотреть процентное соотношение? И кто это будет делать?
А сейчас эта организация будет заниматься ликвидацией несанкционированных свалок в пригородных лесах. Там даже представить себе компонентный состав мусора сложно! Тем более сортировкой никто заниматься не будет – хорошо, что вообще будут леса чистить.
Наше экологическое законодательство говорит:
«Право собственности на отходы принадлежит собственнику… товаров (продукции), в результате использования, которых эти отходы образовались» (ст. 4 ФЗ «Об отходах…) – то есть это мы с вами, кто бросает свой мусор на землю или же в урну (в конечном итоге все равно, просто уборка территории с земли дороже выходит городу);
«В случае, если отходы брошены собственником …, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок…может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ ИХ В СОБСТВЕННОСТЬ в соответствии с гражданским законодательством» (цитата оттуда же) – а ну, экологи-юристы, помогите разгадать задачку. Можно говорить о том, что собственником отходов является Муниципалитет (его же земля)? Вот это словосочетание «может обратить их в свою собственность…» - а может и не обращать? Можно оставить их там, где лежат и не трогать? И ненужно тогда никому ничего платить… «Совершив иные действия» - а сбор и вывоз на полигон считается иными действиями? Мне кажется, в любом случае, собственником является Муниципалитет, а организация просто оказывает услуги по сбору и транспортировке отходов. В общем, в этом вопросе много вопросов.
Ваши мнения. А как в ваших городах решают эту проблему?

ultra 30.08.2005 10:08

Novaya,
Что вывозится на городские свалки и полигоны ТБО? Это в основном уличный смет и ТБО от организаций, предприятий и жилищного фонда.
Если организация обслуживает полигон ТБО и этот полигон соответствует природоохранному законодательству, то на этот полигон должна быть вся документация в полном объеме: проект, заключение ГЭЭ, ПНООЛР, проект рекультивации полигона и т.д.
Если это санкционированная свалка, то говорить о полном комплекте документации не приходится, в том числе и проекте НООЛР. Ведь свалка не отвечает экологическим нормам.
Что касается разработки паспортов отходов на уличный смет и ТБО, то не вижу здесь проблем. У нас они, например, есть. Причем по компонентному составу все расписано.
По поводу внесения платежей за размещение отходов на полигоне или свалке ТБО, то однозначно это должны делать организации или предприятия, на которых эти отходы образовались. Т.е. организация, которая обслуживает эти объекты платежи вносить не должна. Ей спасибо и на том, что занимается услугами по размещению отходов других организаций.
Платежи за размещение коммунальных отходов от жилого фонда я думаю должен осуществлять муниципалитет. Причем они могут засчитываться за строительство, например, новых полигонов или мусороперерабатывающих заводов. Кстати, с 1 января 2006 года обязанности по управлению отходами на своих территориях полностью возложены на местное самоуправление

Novaya 30.08.2005 12:10

ultra , речь не идет об отходах производства (само собой предприятие обязано платить за свои отходы ), речь идет об отходах потребления, причем "ничейных" отходах. А когда конкретный источник не определен, как можно определить состав ? Он же меняется в зависимости от спроса на рынке товаров ширпотреба, от культуры общества .
А как делать паспорт на отходы от несанкционированных свалок в пригородных лесах ?
Предприятие не имеет собственный полигон, работает по договору оказанию услуг на прием и утилизацию ТБО.
Мой вопрос скорее не как конкретному предприятию выйти из ситуации, а как работает механизм экологического нормирования и регулирования в данной сфере (санитарное содержание городской территории), потому как здесь преобладают полномочия Роспотребнадзора (СанПиН, СНиП и проч.), которые в основном требуют того-то и того-то , а как реализовать, за счет каких средств, по какой бюджетной строке - это мне непонятно.
Потому я и спрашиваю: как этот вопрос урегулируется в других городах ?

ultra 30.08.2005 12:47

Novaya,
А я и не имел ввиду отходы производства, а как раз, образующиеся при потреблении отходы, т.е. коммунальные
Вообще санитарным и экологическим регулированием в данной сфере должны заниматься органы местного самоуправления. В свое время многие субъекты РФ, городские администрации и поселковые СМС разрабатывали свои Правила благоустройства и соблюдения чистоты городских, поселковых и лесных территорий, а также программы по улучшению санитарно-экологической обстановки. В этих документах прописывалось и регулирование по управлению коммунальными отходами.
У нас, например, в Татарстане была разработана целая "Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан". Очень интересный документ (если хочешь могу выслать ). Там определены и морфологический и физико-химический составы ТБО.
В этой Концепции расписано все, начиная от сбора, транспортировки, стратегии обезвреживания и кончая платой за размещение отходов.
А по очистке лесов у нас, например, в нашем районе все лесные массивы распределены между крупными предприятиями, которые отвечают за их чистоту. Кстати, и городские территории распределены между предприятиями и организациями. Есть Постановление мэра, согласно которому все отходы, мусор и смет с территорий города и лесных массивов размещается бесплатно на городской свалке. Предприятия и организации несут только расходы, связанные с уборкой мусора и транспортировкой.
А у Вас не так что-ли

P.S. Короче говоря, у нас вопрос не стоит: кто собственник уличного мусора? Люди сами сорят и сами-же потом убирают.
ТБО от жилищного фонда вывозит автотранспортное предприятие санитарной очистки (сокращенно - САПСО). Эта же организация занимается обслуживанием гор.свалки.

Novaya 31.08.2005 08:32

ultra, Нет у нас не так
У нас за чистотой в городе следит Администрация, точнее Комитет по природопользованию и экологии. Для этих целей ежегодно из бюджета выделяются деньги, проводится тендер и выбирается подрядная организация, которая впоследствии и занимается санитарной очисткой данной территории. Получается она берет на себя все обязательства по данной работе и должна самостоятельно решать все свои проблемы. Когда стали поднимать вопрос об экологических платежах, они махнули рукой и сказали: да ничего вы не должны платить! А на основании чего, каких документов? - доказать трудно. Тут еще проблема разделения власти: Муниципалитет - местное самоуправление, а отделение Ростехнадзора - федеральная власть. Им наши доводы не закон. Думаю, это только у нас такая чехорда, бардак и беспорядок .

ultra 31.08.2005 09:13

Novaya,
У нас в субъекте РФ всегда были сильны органы власти. Есть свои органы законодательной и исполнительной власти. Даже есть свое Министерство экологии. С одной стороны это хорошо, но с другой стороны плохо. Чиновничий аппарат раздулся хуже некуда. Растут нормативные базы: как федеральная, так и региональная. Причем иногда противоречащие друг другу.
Раньше всеми средствами, поступающими от экологических платежей, распоряжался субъект РФ по своему усмотрению. Администрации и местные самоуправления выпрашивали деньги на выполнение различных программ (строительство полигонов, изготовление контейнеров и т.п.)
Но сейчас, в связи с передачей функций по управлению отходами на муниципальный уровень может быть проблемы, связанные с отходами, на местах будут решаться более эффективнее.
Хотя, постоянно встречается информация, что полномочия субъектам РФ постепенно возвращаются. Разве хочется власти отдавать без боя свои полномочия по разделу жирного пирога