





Дважды в год, в промежуток между февралём и мартом, воды Атлантического океана накатывают вместе с приливом вверх от устья Амазонки на территории Бразилии, создавая самую длинную на земле волну. Эта приливная волна может достигать четырёх метров в высоту и длиться более получаса, за которые она может продвинуться на тринадцать километров вверх по течению Амазонки со скоростью до двадцати пяти километров в час. Услышать поророку можно на полчаса раньше, чем увидеть; она настолько мощная, что разрушает всё на своём пути: вырывает с корнем деревья, смывает дома местных жителей, не говоря уже о животных.
Эта-то опасность и привлекает в ней сёрфингистов: с 1999-го года в Санто-Доминго-до-Капим проходит ежегодный чемпионат. Сёрфинг на поророке в самом деле невероятно опасное занятие из-за возможности столкновения со всем тем, что несётся волной с окраин реки, а также встречи с ядовитыми змеями, анакондами, аллигаторами, пираньями и паразитическими рыбками кандиру (Vandellia cirrhosa), имеющими склонность заплывать во все мыслимые биологические отверстия в теле человека и питаться кровью (удаляется паразит только хирургическим путём). Несмотря на всё это, известен рекорд, установленный в 2003-ем году бразильским сёрфингистом по имени Пикурута Салазар – за тридцать семь минут на доске он преодолел двенадцать с половиной километров. Возможно, попытки побить этот рекорд не прекращаются потому, что мечта любого сёрфингиста – движение в бесконечной волне.
Аномально высокие приливные волны не стоит путать с цунами, поскольку при их образовании действует иной механизм: во время прилива поступающие в широкий залив массы воды нагнетаются в суженное устье, где концентрируются, образуя ударную волну (волновой фронт). В некоторых случаях за фронтом следуют одна или несколько солитонов, то есть уединённых волн.
Аномально высокая приливная волна, возникающая в устьях некоторых рек и узких заливов и движущаяся вверх по их рукавам, носит во всём мире общее название «бор» (от старо-норвежского bara — «волна, зыбь»). Бор может представлять собой угрозу для судоходства, поскольку движется он с большой скоростью и имеет значительную энергию.
Это природное явление имеет разные названия в разных частях света: порорóка на Амазонке, маскарé на атлантическом побережье Франции, бенак в Малайзии, макарео на Ориноко. Возникают боры и во многих других местах: самый высокий в мире бор высотой до девяти метров и скоростью до сорока километров в час на реке Фучуньцзян (провинция Ханчжоу, Китай) занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Высота бора на реке Петиткодиак в заливе Фанди (Канада) достигала двух метров, ныне он сильно ослаблен дамбой. Той же высоты бор в заливе Кука, скорость его составила двадцать километров в час.
Средняя скорость приливной волны составляет около тридцати километров в час, однако она может возрастать по мере того, как река становится мельче и уже. Поророка на реке Гуайара (Rio Guajara) в бассейне Амазонки продвинулась на триста километров вверх по течению.
«Два основных фактора влияют на размер и силу приливных волн, – считает Виктор Мигель Понсе, профессор кафедры гражданского и природоохранного строительства университета Сан-Диего, Калифорния, – протяжённость прилива и форма дельты реки».
Все приливы на Земле вызваны солнечной и лунной активностью. Каждые двадцать четыре часа на планете происходит два высоких прилива – один на ближней к Луне стороне планеты, другой на наиболее удалённой от неё. Поскольку Солнце почти в сорок раз дальше от Земли, чем Луна, приливы, вызванные солнечной активностью, значительно слабее. Высокие весенние приливы приходят тогда, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. Приливы наступают и после каждого новолуния и полнолуния.
На приливы могут повлиять и погодные условия: штормовой ветер с моря может нагнать волны выше обычных, в результате чего в дельте реки образуется аномально высокая приливная волна. Однако не на всякой реке может образоваться бор, какими бы впечатляющими ни были приливы. «Чтобы образовался бор, устье реки должно быть мелководным и однородным по рельефу, чтобы принять надвигающийся приливный вал», – отмечает Понсе, – «В открытом океане приливная волна движется симметрично. Выйдя на мелководье, гребень (высшая точка прилива) получает большую скорость, чем подошва (основание), так что волна становится круче». Настигнув подошву, гребень заостряется. Формируется заметная головная волна, а с ней и бор.
Впрочем, фактически, боры могут сформироваться только на ста реках во всём мире, да и то в чрезвычайных приливных ситуациях. И далеко не все из них являются одинаково смертоносными и разрушительными.
Автор: Ксения Чернышева