ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  |  О ЖУРНАЛЕ  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ  
Вход
запомнить
Войти
Досье LELbkA Отправить E-mail Профессиональная сеть Блог Лента друзей Гостевая книга Статьи в журнале Новостная лента


Персональная страница LELbkA


СОСТАВ ДОКУМЕНТАЦИИ

по охране окружающей среды на предприятии

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

В общем виде может быть выделена обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация.

Обосновывающая документация включает проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию.

Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:

·        лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием;

·        договоры и решения на водопользование;

·        разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;

·        заключения;

·        сертификаты соответствия на топливо, сырьё, оборудование и т. п. или другие аналогичные документы.

Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т. п.

Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание экологических программ и программ производственного экологического контроля.

Договорная документация, под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, оформляется на производство работ, поставки продукции и оказание услуг, поставку программных продуктов в области охраны окружающей среды и т. п.

Отчётная документация включает различные зарегистрированные данные, в том числе:

·        результаты производственного контроля;

·        записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний;

·        протоколы совещаний по экологической тематике;

·        сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС и др.);

·        оперативную отчётность о выполнении мероприятий и программ в области охраны окружающей среды;

·        расчёты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;

·        зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;

·        зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий;

·        первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы).

К документации по охране окружающей среды частично относится и смежная внутренняя документация административного управления:

·        технологическая и техническая документация;

·        документация в области безопасности гидротехнических сооружений и промышленной безопасности, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов);

·        документация управления персоналом (положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п.);

·        документация по делопроизводству.

Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определённых документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения предприятием установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В отношении отдельных видов воздействия на окружающую среду в нормативных правовых актах регламентированы формат и содержание документов, что должно учитываться при документировании деятельности предприятия. При этом на предприятии могут быть разработаны и использоваться (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т. п.).

Ниже приведена краткая характеристика состава документов с учётом характера и условий воздействия деятельности предприятия (организации) на окружающую среду.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Для действующих предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, основная документация включает:

1.     Материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимых выбросов - ПДВ.

2.     Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

3.     Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

4.     Проект организации санитарно- защитной зоны, если это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в новой редакции от 25.09.2007 с изменением, содержащимся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08) и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным требованиям.

5.     Результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа). Периодичность контроля устанавливается в нормативах ПДВ, как правило, с использованием рекомендаций, которые содержит Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С.-Пб., 2005).

6.     Программа (план-график) контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на контрольных точках, согласованная с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

7.     Результаты контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (протоколы количественного химического анализа).

8.     Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих количественный химический анализ проб воздуха.

9.     При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов - план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения ПДВ.

10.                       Для предприятий, имеющих пылегазоулавливающие установки, - документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов. Действующие Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. 21.11.1983) предусматривают наличие следующих документов:

·        приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа (ГОУ) и о его функциях;

·        должностные инструкции для персонала, обслуживающего ГОУ;

·        паспорт на каждую ГОУ;

·        акты проведения осмотров установок для оценки их технического состояния;

·        план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования и акты проведения испытаний;

·        инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;

·        приказ о порядке ведения журналов учёта работы ГОУ;

·        график планово-предупредительного (текущего) ремонта ГОУ.

11.                       Для предприятий, потребляющих тепло, - сертификаты соответствия или декларации о соответствии топлива установленным нормам и требованиям.

12.                       Сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

13.                       Материалы первичного учёта по охране атмосферного воздуха. Учёт может осуществляться в различных формах, в том числе по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, которые традиционно используются на крупных промышленных предприятиях.

14.                       Приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля) и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы.

15.                       Для организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, - документы, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов и проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов транспортных и иных передвижных средств.

16.                       Для организаций, осуществляющих экспорт или импорт фреонов (хладагентов) или содержащего эти фреоны оборудования (холодильники, кондиционеры) по спискам А и Б, установленным постановлением Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» - разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (по приказу Минприроды России от 31.10.2008 № 287).

17.                        Для предприятий, имеющих источники выбросов, которые в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) могут привести к чрезвычайному загрязнению атмосферного воздуха - документы по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ:

·        приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

·        журнал регистрации приёма предупреждений о НМУ от территориального органа Росгидромета;

·        план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу.

Документация в отношении вредных физических воздействий регламентируется санитарным законодательством (СН и СанПиНы серии 2.1.8.000-00).

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Документирование деятельности по охране водных объектов в настоящее время регламентировано преимущественно Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ и принятыми в соответствии с его нормами подзаконными нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 73-ФЗ (ст. 4) с 01.01.2007 законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Установленная водным законодательством документация затрагивает отношения как по использованию, так и по охране водных объектов. В данном разделе представлена только документация, которая относится непосредственно к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при водоотведении, а также документация по охране водных объектов, регламентированная федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для предприятий, осуществляющих любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, основная документация включает:

1.     Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Для предприятий, оформивших право пользования водным объектом до 01.01.2007, может сохранять свое действие ранее выданная лицензия на водопользование в пределах установленного в ней срока действия (в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», ст. 5).

2.     Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные и утверждённые в установленном порядке. Для предприятий, у которых фактический сброс ниже расчётных значений допустимых сбросов, НДС устанавливается по фактическому сбросу.

3.     Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.

4.     Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

5.     Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод (с их нумерацией), а также узлов приёма (передачи) таких вод, согласованная с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов.

6.     Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод.

7.     Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов), согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно- эпидемиологической службы.

8.     Журнал учёта водоотведения средствами измерений или журнал учёта водоотведения другими методами.

9.     Журнал учёта качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод.

10.                       Сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных (дренажных) вод и их качества, для предоставления в установленные сроки в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

11.                       Результаты (протоколы) лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, подлежащие передаче в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке для подтверждения соответствия санитарным правилам.

12.                       Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды.

13.                       При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов – план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

14.                       Сведения об использовании воды (в части водоотведения и других показателей) по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) - таблицы 2, 3.

15.                       Документ (приказ, распоряжение или иной документ) о назначении лица, уполномоченного вести учёт водоотведения и качества сточных (дренажных) вод в организации.

Если организация (компания, предприятие) самостоятельно не осуществляет водоотведение (т. е. любой сброс в водные объекты) или осуществляет его не по всем категориям вод (или не в полном объёме), легитимность удаления этих вод с территории организации может быть подтверждена наличием договора о передаче сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, законно оказывающего услуги по приёму сточных и иных вод, бухгалтерской документацией о выполнении такого договора, какой-либо иной документацией, подтверждающей отсутствие у организации необходимости в сбросе сточных (ливневых, дренажных) вод в водный объект.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

В связи с реформированием правовых основ обращения с отходами, в том числе в связи с изменениями в федеральных законах «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об экологической экспертизе», внесёнными Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, формы и содержание отдельных документов в области обращения с отходами подлежат пересмотру. Исходя из этого состав основной документации в области обращения с отходами приводится по принятым нормам федеральных законов, действующим с 01.07.2009. Утверждённые формы конкретных документов, которые действовали по состоянию на 01.04.2009, будут действовать вплоть до их изменения или отмены.

К числу основных документов в области обращения с отходами на предприятии относятся:

1.     Документы по паспортизации отходов, включая исходные сведения об отходах, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, паспорта на отходы I—IV классов опасности с подтверждающими материалами.

2.     Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполнявших анализы и исследования для паспортизации отходов.

3.     Для предприятий, не относящихся по Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, - проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), оформленные по установленным образцам и включающие следующие разделы:

·        титульный лист;

·        содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;

·        аннотация;

·        общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

·        сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

·        сведения об отходах;

·        расчёт и обоснование годовых нормативов образования отходов;

·        схема операционного движения отходов;

***

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различного вида – государственной статистической отчетности, журналах аналитического контроля и работы очистного оборудования, а также инструкциях, приказах, утвержденных планах мероприятий и пр.

При отсутствии на предприятии экологической службы (эколога), документация по вопросам охраны окружающей среды находится в различных службах, что не позволяет осуществлять постоянный производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и вести планомерную работу по охране окружающей среды. Для обеспечения эффективности природоохранной деятельности на предприятии и предотвращения применения штрафных санкций со стороны контролирующих органов целесообразно создание экологической службы предприятия (или введение в штатное расписание должности эколога), который будет оформлять и хранить документацию по вопросам охраны окружающей среды.

Ориентировочный перечень документации по организации экологической службы и обеспечению производственного контроля на предприятии в соответствии с действующими в настоящий момент требованиями приводится ниже.

Документы по организации экологической службы предприятия. Экологическая служба предприятия организовывается на основании:

  • приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия,
  • приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе,
  • должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия),
  • документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия).

Организационные документы производственного экологического контроля. Набор документов зависит от предприятия и в общем случае включает в себя:

  • Планы мероприятий по охране окружающей среды.
  • Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

В части охраны атмосферного воздуха:

  • приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ),
  • должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,
  • приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,
  • приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:

  • приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
  • порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,
  • производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

В части обращения с отходами:

  • приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
  • приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку,
  • документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,
  • приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,
  • порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

Рабочая документация производственного экологического контроля. В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:

В части охраны атмосферного воздуха:

Нормативные документы:

  • проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)»,
  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,
  • план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),
  • проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,
  • паспорта газоочистных установок,
  • график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,
  • график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

Первичная учетная документация:

  • ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
  • ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
  • ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,
  • журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

Планы мероприятий:

  • план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
  • план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

  • журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,
  • журнал ежедневного расхода горючего,
  • журнал пройденного километража,
  • журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,
  • журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:

Лицензионные документы и договоры:

  • лицензия на пользование водными объектами,
  • лицензионное дело на пользование водными объектами,
  • договор на пользование водными объектами,
  • договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации,
  • договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории).

Нормативные документы:

  • лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям,
  • проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации,
  • схема-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами и их влиянием на водные объекты и эффективностью работы очистных сооружений при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,
  • паспорта на очистные сооружения,
  • график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений.

Первичная учетная документация:

  • № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,
  • № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»,
  • № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

В части охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов:

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:

  • документы на право владения или пользования земельным участком,
  • лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,
  • выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,
  • положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,
  • свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,
  • документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,
  • свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),
  • договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями.

Нормативные документы:

  • заключения контролирующих органов о загрязненности почвы (территории предприятия)
  • протоколы аналитического контроля химического, биологического, радиоактивного загрязнения почвы,
  • проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
  • лимиты размещения отходов,
  • паспорта опасных отходов.

Первичный учет:

  • перечень отходов, образующихся на предприятии, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов,
  • материалы по определению класса опасности отходов,
  • справки, накладные, квитанции, письма о количестве и виде отходов, направленных на размещение, переработку, обезвреживание.

Государственная статистическая отчетность. В соответствие с Российским законодательством юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по формам федерального государственного статистического наблюдения.

Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 , утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 2002 года). Раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды» включает в себя следующие формы государственного статистического наблюдения:

  • № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
  • № 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах";
  • № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Форма № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В данной форме отражаются объемы инвестиций (с вводом в действие мощностей), направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов, строительство предприятий по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, установок для утилизации и переработки отходов, а также на организацию заповедников и других природоохранных территорий .

Форма N 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах". В отчете отражаются водоохранные работы, осуществляемые за счет любых источников финансирования. Форма №2-ос составляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими водоохранные работы на водных объектах, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на водопользование и осуществляющими водоохранные работы на водных объектах. Отчеты составляются по каждому водному объекту, на котором осуществляются водоохранные работы.

Форма № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах». Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.

Форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-ос представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. В текущие затраты предприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов включаются текущие затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения.
  • на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей природной среды (например: прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение, переработка и т.д. отходов производства и потребления, проведение экологического аудита, контрольных замеров и организация природоохранного мониторинга, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка специалистов и др.);
  • на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению различных отходов собственными силами;
  • на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую природную среду и рациональное использование природных ресурсов, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью на отчитывающемся предприятии (в том числе на содержание работников экологических служб);
  • на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций;
  • на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей природной среды;
  • на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую природную среду.

Экологические и платежи за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятия исков, взысканных в возмещение ущерба, и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

Форма № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Форму № 2-тп (воздух) представляют предприятия и их обособленные подразделения, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Сюда же включаются котельные, состоящие на балансе жилищно-коммунальных хозяйств, транспортных и других организаций. От­чет не составляется предприятиями, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу которых не превышают установленного норматива предельно допустимого выброса (ПДВ) и составляет 100 тонн в год и менее. При отсутствии установленных нормативов ПДВ отчет не составляется предприятиями, выбрасывающими в атмосферу 100 и менее тонн загрязняющих веществ в год и не имеющими в составе выбросов примесей 1 и (или) 2 классов опасности. В этом случае при наличии в выбросах из веществ 2 класса только окислов азота (в пересчете на диоксид азота) в количестве, не превышающем 50 тонн в год, отчет также не составляется.

Отчет по форме № 2-тп (воздух) включает в себя пять разделов:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация;
  2. Выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ;
  3. Источники загрязнения атмосферы;
  4. Выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  5. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения

Отчет составляется на основании данных первичного учета, организуемого на предприятиях по типовым формам ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

Форма № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Форма N 2-тп (водхоз) представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, осуществляющими водопользование. Отчет по форме № 2-тп (водхоз) включает в себя следующие таблицы:

  • Забрано из природных источников, получено от других предприятий (организаций), использовано и передано воды;
  • Водоотведение;
  • Другие показатели.

Форма № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Сведения по форме N 2 тп - (отходы) представляют предприятия и их обособленные подразделения, независимо от формы собственности, на которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются, хранятся (складируются) и захораниваются отходы производства и потребления.

Отчет по форме N 2 тп-( отходы) составляется на основании данных первичного и бухгалтерского учетов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Учету подлежат все виды токсичных отходов производства и потребления, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества (включая, пришедшие в негодность и запрещенные к применению пестициды). Не подлежат учету вредные вещества (продукты, соединения), являющиеся готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, а также полуфабрикатами, предназначенными по технологии производства для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции. Также не учитываются токсичные отходы, поступающие в водные объекты со сточными водами и в атмосферный воздух, которые отражаются в формах статистической отчетности 2-тп (водхоз) "Отчет об использовании воды" и 2-тп (воздух) "Отчет об охране атмосферного воздуха". Вместе с тем, в отчете должно отражаться образование, обезвреживание, складирование и т.п. токсичных веществ, уловленных (полученных) в процессе очистки отходящих газов и сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.

Данные о токсичных отходах производства и потребления показываются в отчете в тоннах с точностью до трех знаков после запятой по общему весу данного отхода. Определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, входит в обязанность природопользователя.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Документы по плате за негативное воздействие на окружающую среду включают в себя:

  • декларация плановых платежей за негативное воздействие на окружающую среду на текущий год,
  • ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду,
  • копии платежных поручений о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
  • ежемесячные налоговые Декларации по плате за пользование водными объектами,
  • копии платежных поручений о перечислении платежей за пользование водными объектами,
  • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду,
  • расчеты ежемесячной платы за пользование водными объектами.

Государственный экологический контроль. Документы по результатам осуществления государственного экологического контроля включают в себя:

  • журнал регистрации проверок контролирующими органами,
  • акты проверок предприятия,
  • протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, разрешения на возобновление работы,
  • приказы по предприятию об устранении нарушений, установленных при проверке предприятия,
  • отчеты о выполнении предписаний,
  • переписка с контролирующими органами.

Нормативно-законодательная документация. При отсутствии на предприятии юридической службы нормативно-правовая база, действующая в сфере охраны окружающей среды, должна формироваться в экологической службе (у эколога). Целесообразнее формировать пакет законодательной документации на базе стандартных программ («Кодекс», «Консультант+», «Гарант» и пр.). Нормативная документация приобретается в специализированных магазинах и фирмах, на семинарах, в контролирующих органах, ведомственных структурах и т.д.

 

 

***

 




Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться
26.11.2010 20:06
Freeeco

подробно и понятно))) спасибо)


27.11.2010 17:30
RosaRR

Сан-эпид заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам - это что? Наш ручей - приемник ливневых стоков пересыхает (появляется не несколько недель в паводок) и на нем никто кроме нас исследований не проводит; гидромет почти ничего не может нам о нем сообщить. Неужели еще это заключение с нас потребуют?


16.08.2013 14:17
SAV_589
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам (в случае использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов). Ст.18 п.3 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
29.11.2010 06:40
Daria-Pasutina

Будет очень полезно начинающим экологам! Кстати, а составляли сами или уже откуда-то готовое взяли?



29.11.2010 08:24
LELbkA

Не за что!=) По поводу сан-эпид заключения ничего не могу сказать. Сама еще не во всем разобралась. Работаю экологом 2 месяца,пришлось начинать с 0. Нашла эту информацию в интернете! Очень рада,если она поможет кому-то!=)


29.11.2010 10:40
IrinaLA

Спасибо! Очень полезная информация! Отличная возможность расставить в своей голове все по полочкам и перепроверить себя)))


02.12.2010 17:40
Tatyanikum

Подробно так расписано, но вот хотелось бы узнать на какие нормативно-правовые документы можно сослаться по поводу производсвтенного контроля, где это все написано! Я просто сейчас с этим столкнулась,порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами  и порядок согласования производственного контроля.



03.12.2010 15:40
LELbkA

По поводу производственного контроля в области обращения с отходами можно сослаться на такие документы: Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Статья 26. Производственный контроль в области обращения с отходами
1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Федеральнsq закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».


13.09.2011 10:47
natali_l

Спасибо Вам большое!!! Сейчас по работе как раз необходимо разобраться, какие формы стат.отчетности в области ООС необходимо представлять! Ваш материал очень помог, спасибо!



13.09.2011 14:19
LELbkA

Рада,что мой материал Вам помог! Не за что!!!


10.03.2012 20:49
vvmiss

пожалуйста,подскажите,в соответствии с какими правилами,СН,ФЗ и т.д. назначается "ответственный за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений"




Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться


Rambler's Top100

ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА НА ПОРТАЛЕ  |  ОТЗЫВЫ
Новости портала  |  Новости  |  Новости компаний  |  Проекты  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги  |  Актуальный вопрос

© 2004-2017 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 15 Dec 2017 19:10:05
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения