Zalit, автопокрышки могут быть ценным источником энергии при применении соответствующих технологий, в частности пиролиза. Изношенные шины представляют собой самую крупнотоннажную продукцию полимеросодержащих отходов, практически не подверженных природному разложению. Поэтому переработка и вторичное использование вышедших из эксплуатации шин имеют важное экономическое и экологическое значение.
Общемировые запасы изношенных автошин оцениваются в 25 млн. т. при ежегодном приросте не менее 7 млн. т. На европейские страны приходится 3 млрд. шт. "накоплений" изношенных автошин (около 2 млн. т.)
Только в Московском регионе, по экспертным оценкам, образуется ежегодно от 70 до 90 тыс. тонн изношенных шин. Из этого объема порядка 10 тысяч тонн перерабатывается на Чеховском регенератном заводе и на Тушинском заводе по переработке РТИ, а остальная масса шин оказывается на подмосковных полигонах, несанкционированных свалках, пригородных лесах, довольно часто возгорает, усугубляя и без того непростую экологическую обстановку в регионе.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области образуется около 60 тыс. т. б/у автошин. Такие объемы позволяют рассматривать отходы (автопокрышки) как нетрадиционные источники углеводородов.
Наиболее перспективный метод переработки отходов - пиролиз. При пиролизне в полной мере решается задача ресурсосбережения. Процесс не требует расхода кислорода, позволяет использовать энергохимический потенциал перерабатываемых материалов.
Состав продуктов пиролиза автопокрышек:
• жидкое топливо -40-45%,
• твердое топливо -30-35%,
• пиролизный газ -15-17%,
• металлокорд - до10%(в зависимости от типа шин).
Современные технологии пиролиза могут быть разделены по таким характерным признакам: скорость нагрева (быстрый, медленный пиролиз); среда, в которой происходит пиролиз (вакуумный, гидропиролиз, метанопиролиз).
Из 15000-20000 тыс. тонн автомобильных покрышек, накопившихся на территории России (по состоянию на 1997 г.), можно было получать энергию в виде метана и углеводородов (около 7000 тыс. тонн углеводородов). Так, только в Санкт-Петербурге можно было бы получать из 60 тыс. тонн ежегодно образующихся покрышек более 30 тыс. тонн УВ. Для этого необходимы технологии и система сбора покрышек.
Имеющиеся отечественные разработки и особенно внедрение пиролизных технологий, технологий плазменного горения в области переработки бытовых отходов в настоящее время несколько отстают от темпов распространения зарубежных аналогов во всем мире.
В России отходы (ТБО), в т.ч. автомобильные покрышки до сих пор не рассматриваются в качестве нетрадиционных источников получения углеводородов.
В результаты многолетние работы и усилия российских проектировщиков новейших технологий по получению УВ из отходов могут оказаться невостребованными.
Вместе с тем существует, по крайней мере, два положительных момента, свидетельствующих в пользу применения отечественных установок, а именно:
- меньшая стоимость по сравнению с зарубежными аналогами (примерно в 10 раз);
- отсутствие зависимости в вопросах обслуживания установок от зарубежных поставщиков (при отсутствии комплектующих материалов, необходимых реагентов, катализаторов, специалистов по ремонту зарубежные установки могут оказаться недееспособными), что подтверждается только на практике.