www.ecoindustry.ru » Обсуждение новостей и статей » Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу [новость] (тема полностью)

ultra 19.04.2010 16:23

В заключение своего доклада квинтэссенцией нового подхода департамента в случае выявления фактов сброса неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод Е.А. Самаркин отметил следующее: «При установлении факта ненормативного сброса - расчет и предъявление нарушителю сумм вреда, причиненного окружающей среде».
------------------------------------

Да, вообще они понимают там, что вытворяют?
В стоимостной форме можно выразить только экономический ущерб, причиненный в результате нанесения вреда окружающей среде, а не сам вред.

Вот кстати, что об этом говорит Е.В. Рюмина, профессор, д.э.н., Институт проблем рынка РАН.

-------------------------------
Несмотря на это, 30 марта 2007 года в МПР РФ была утверждена «Методика исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». Из содержания методики видно, что под исчислением размера вреда в ней понимается экономическая, денежная оценка этого вреда. Уже в названии методики присутствует методологическая неточность: вред причиняется водным объектам, т.е. не субъекту экономики, а выражается в стоимостных единицах.

То, что единственным субъектом нанесения вреда в этой методике являются именно водные объекты, подчёркнуто в п. 4: «Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причинённого здоровью граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов; водным объектам в результате стихийных бедствий; затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций, при разрушении гидротехнических сооружений на водных объектах». Из этого следует, что Методика не направлена на оценку ущерба от загрязнения, засорения, истощения водных объектов. Её направленность может быть выявлена только из контекста, поскольку методологическая некорректность присутствующих в названии слов «исчисление размера вреда» нами уже раскрыта.

Оказывается, что по сути предлагаемое в Методике «исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для фиксации и устранения причин факта загрязнения, … и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением показателей состояния водного объекта до допущенного нарушения, а также для устранения последствий нарушения» (п. 6).

Непонятно, о каких последствиях нарушения идёт речь, если, как было приведено выше, последствия для населения и юридических лиц в Методике не учитываются. В то же время в следующем пункте говорится о том, что исчисление вреда осуществляется с учётом понесённых убытков, в том числе упущенной выгоды. Видно, что в методологическом плане формулировки Методики полны противоречий.

Как бы то ни было, из этих противоречивых формулировок следует, что Методика оценивает все затраты, связанные с причинением вреда водным объектам, включая затраты на полное восстановление состояния водного объекта и устранение последствий экологического нарушения. Получается, что в общем случае оценивается больше, чем ущерб экономике от допущенного нарушения, т.к. ущерб может быть меньше, чем затраты на полное восстановление окружающей среды, и его компенсация может не предполагать такого восстановления.
----------------------------------------