www.ecoindustry.ru » Обменяемся опытом » Транспортирование опасных отходов (тема полностью)

kmlbyrf 23.04.2008 17:06

Добрый день !!! Люди добрые, пожалуйста, помогите разобраться в ситуации с перевозкой опасных отходов: должен ли водитель автомобиля проходить курс профессиональной подготовки лиц по программе: «Обращение с опасными отходами», либо достаточно сопровождения специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. И еще: где это четко прописано (постановление, приказ и т.д.). Заранее, огромное спасибо.

ultra 23.04.2008 17:39

kmlbyrf,
Что касается подготовки водителей.

----------------------
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 6 декабря 1994 г. N 92

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
(в ред. Приказ Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" и в целях организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, приказываю:
1. Ввести в действие с 10 декабря 1994 года Учебно-тематический план и программы курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1).
2. Подготовку водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, проводить в Учебно-курсовых комбинатах и других образовательных учреждениях, имеющих аккредитацию Министерства транспорта Российской Федерации, подтвержденную свидетельством об аккредитации согласно Приложению N 2.
Водителям, прошедшим подготовку, выдавать свидетельство в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов сроком на 3 года.
3. Подготовку преподавателей осуществлять в образовательных учреждениях, имеющих аккредитацию Министерства транспорта Российской Федерации, подтвержденную свидетельством об аккредитации согласно Приложению N 3.
Преподавателям, прошедшим подготовку, выдавать удостоверение сроком на пять лет по форме согласно Приложению N 4.
4. Департаменту кадровой и социальной политики Министерства совместно с Департаментом автомобильного транспорта обеспечить аккредитацию Учебно-курсовых комбинатов и других образовательных учреждений при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности и преподавателей, имеющих специальные знания по организации перевозки опасных грузов, подтвержденные документом.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68)
5. Российской транспортной инспекции, отделениям Ространсинспекции обеспечить контроль за наличием у водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, свидетельств, предусмотренных п. 2 настоящего Приказа.
6. Департаменту кадровой и социальной политики Министерства об аккредитации Учебно-курсовых комбинатов и других образовательных учреждений или лишении их аккредитации информировать Российскую транспортную инспекцию и соответствующие региональные отделения Ространсинспекции.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68)
7. Департаменту кадровой и социальной политики Министерства совместно с Департаментом автомобильного транспорта обеспечить постоянный контроль за надлежащей организацией специальной подготовки водителей и совершенствованием учебных программ с учетом обновляемой нормативно-правовой базы, регламентирующей перевозку опасных грузов.
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68)
8. Департаменту автомобильного транспорта обеспечить информирование автотранспортных предприятий и образовательных учреждений о порядке организации подготовки преподавателей и водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Министр
В.Б.ЕФИМОВ


Приложение N 1
к Приказу
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 6 декабря 1994 г. N 92

Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.М.РОГОВСКИЙ
24 ноября 1994 года

Заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.А.ШЕВЧУК
25 ноября 1994 года

Согласовано
Начальник ГУ ГАИ МВД
Российской Федерации
В.А.ФЕДОРОВ
22 ноября 1994 года

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММЫ
КУРСОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
(в ред. Приказ Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-тематический план и программы специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" и имеют целью ознакомить водителей с опасностями, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им основные знания, необходимые для уменьшения вероятности происшествия, а в случае такого происшествия - для принятия необходимых мер в целях безопасности водителей и окружающих и ограничения последствий происшествия.
Учебный план и программы построены по принципу последовательного и дифференцированного обучения водителей в зависимости от класса опасного груза и специфики его перевозки.
Основополагающие знания водитель получает при прохождении "Базового курса" в объеме 24 учебных часов, включая контроль усвоения.
"Базовый курс" является универсальным, состоит из 10 тем и включает в себя основы нормативно-правового обеспечения при перевозке опасных грузов, общие характеристики опасных грузов по классам опасности, требования к специализированному подвижному составу и дополнительному оборудованию, маркировке опасных грузов, особенности организации перевозок, меры по предотвращению инцидентов и аварий и ликвидации их последствий.
Перевозка радиоактивных грузов (7 класс опасности) предполагает прохождение водителем "Специального курса" объемом 12 часов, включая контроль усвоения. Изучаются особенности законодательной базы при перевозке радиоактивных веществ, углубленно - основные физико-химические свойства радиоактивных веществ, способы радиационной защиты персонала, а также требования к оборудованию автотранспортных средств и к упаковке радиоактивных материалов.
"Основной курс" в объеме 12 часов, включая контроль усвоения, состоит из 5 тем и отражает специфические вопросы, связанные с особенностями транспортировки жидких и газообразных опасных веществ в цистернах, динамические характеристики автоцистерн, особенности управления автотранспортными средствами, заливки и слива цистерн, требования к дополнительному специальному оборудованию.
В случае перевозки в цистернах опасных грузов класса 2 водитель проходит "Дополнительный курс" обучения объемом 4 часа, включая контроль усвоения. Аналогичный подход к перевозке в цистернах опасных грузов класса 3 или классов 5.1, 6.1, 8. В дополнительных курсах обучения водителям даются более детализированные (целенаправленные) знания об особенностях перевозки грузов упомянутых классов опасности. Это относится к конструктивной и эксплуатационной специфике цистерн и их оборудования, технологии погрузо-разгрузочных работ.
Таким образом, "Базовый курс" дает водителю право перевозки опасных грузов всех классов, за исключением радиоактивных, на любых автотранспортных средствах, кроме цистерн.
Право перевозки радиоактивных грузов предоставляется водителю после прохождения помимо "Базового курса" еще и "Специального курса".
Перевозка опасных грузов в цистернах может производиться водителем после прохождения "Базового курса", "Основного курса" и одного из дополнительных курсов, учитывающих специфику того или иного класса опасных грузов.
При проведении занятий изложение учебного материала, независимо от рассматриваемой тематики, рекомендуется осуществлять в следующем порядке: вначале освещать основные положения ADR (ДОПОГ) по данной проблеме, затем раскрывать существующую практику в Российской Федерации.
При проведении занятий по теме: "Меры, принимаемые после ДТП при перевозке опасных грузов" основное внимание должно быть уделено тренировке профессиональных навыков (тренингу), закрепляющих до автоматизма необходимые действия в аварийных ситуациях и формирующих адекватные условиям стереотипы поведения водителя.
При изложении материала, касающегося конструктивных и эксплуатационных особенностей специализированных автотранспортных средств и дополнительного оборудования, желательно организовать демонстрацию соответствующих типов подвижного состава.
Учебные материалы должны отражать фактическую информацию, представленную в форме графического и иллюстрационного материала (знаки опасности, информационные таблицы); описание типичных ситуаций, предлагаемых слушателям к разбору (дорожно-транспортные происшествия с опасными грузами), задания, рассчитанные как на индивидуальную, так и на групповую работу слушателей (отработка навыков и действий водителя по ликвидации последствий аварий и оказанию первой доврачебной помощи).
Учебный час равен 45 минутам. Объем контроля усвоения составляет по "Базовому", "Специальному" и "Основному" курсам по 1 учебному часу; по дополнительным курсам - по 15 минут. Контроль усвоения может осуществляться путем устного опроса по билетам, разрабатываемым Министерством транспорта Российской Федерации, тестированием при помощи различных контролирующих устройств или экзаменационных аппаратов.
Учебно-тематический план и программы являются государственным документом, обязательным для выполнения всеми образовательными учреждениями (организациями), ведущими специальную подготовку водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Указанное в тематическом плане количество часов на изучение "Базового", "Специального", "Основного" и дополнительных курсов не может быть изменено без согласования с Министерством транспорта Российской Федерации.
Время, отводимое на изучение отдельных тем каждого курса, может быть изменено в случае необходимости по решению педагогического совета образовательного учреждения, но при условии, что программы будут полностью выполнены, а водители получат прочные знания.
Отзывы и замечания по совершенствованию учебно-тематического плана и программ и предложения по разработке и внедрению средств обучения, необходимые для комплексного обеспечения учебного процесса и способствующие повышению качества специального обучения водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, следует направлять по адресу: 101433, Москва, ГСП-4, Садовая-Самотечная, 10, Министерство транспорта Российской Федерации, Отдел кадровой политики, тел.: 209-97-72, 209-75-73.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВОДИТЕЛЮ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ
ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Водитель автотранспортного средства, осуществляющий перевозку опасных грузов, должен иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя автотранспортного средства данной категории не менее трех лет.
Водитель автотранспортного средства, осуществляющий перевозку опасных грузов, должен знать:
1) общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности;
2) основные виды опасности;
3) превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности;
4) меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования и т.д.);
5) знаки и маркировку для обозначения опасности;
6) назначение технического оборудования транспортного средства и управления им;
7) поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКУ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ


Приказом Минтранса РФ от 02.07.1997 N 68 в Учебно-тематический план специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов были внесены изменения.

--------------------------------------------------------------------------------------

NPK 24.04.2008 16:59

ultra, опасный ОТХОД не обязательно является опасным ГРУЗом. У них и классификация опасности разная. По поводу необходимости обучения водителя,- РТН вполне может его потребовать, т.к. транспортировка это тоже обращение. Это уже избитая тема. Наш РТН всем разъясняет, что по закону вправе требовать обученности с любого офисного работника, дворника и т.п., но, цитата: "Будем ли мы требовать, это другой вопрос" . И так оно и бытует- у одних требуют, у других нет. Та же ситуация и с лицензиями по отходам . Да, собственно, Вы это не хуже меня знаете...

xp 24.04.2008 17:28

ultra, Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73
"Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"
(с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999 г.)


1.2. Действия Правил не распространяются на:
- технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;
- перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел;
- перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку не опасного груза.**

**ДОПОГ (в этом документе сказано, что при определенном объеме(массе) и при соблюдении инструкции по упаковке ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ МОЖНО ПЕРЕВОЗИТЬ НА НЕОБОРУДОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ И БЕЗ ДОПОГ У ВОДИТЕЛЯ!!!!

xp 24.04.2008 17:29

ultra, Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73
"Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом"
(с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999 г.)


1.2. Действия Правил не распространяются на:
- технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;
- перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел;
- перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку не опасного груза.**

**ДОПОГ (в этом документе сказано, что при определенном объеме(массе) и при соблюдении инструкции по упаковке ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ МОЖНО ПЕРЕВОЗИТЬ НА НЕОБОРУДОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ И БЕЗ ДОПОГ У ВОДИТЕЛЯ!!!!

ultra 24.04.2008 17:30

Пользователь NPK написал(а) 24.04.2008 16:59
Наш РТН всем разъясняет, что по закону вправе требовать обученности с любого офисного работника, дворника и т.п., но, цитата: "Будем ли мы требовать, это другой вопрос" . И так оно и бытует- у одних требуют, у других нет. Та же ситуация и с лицензиями по отходам . Да, собственно, Вы это не хуже меня знаете...

РТН кому угодно может разъяснять, но это не говорит о том, что данные "разъяснения" нельзя оспорить в суде.

По части обучения в области обращения с отходами единственным нормативно-правовым актом, устанавливающим круг лиц, подлежащих подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления, а также в области транспортирования опасных веществ и отходов, является Приказ РТН от 20 ноября 2007 г. N 793 "О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности".

Приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" не устанавливает круг лиц, подлежащих обучению, а только утверждает примерную программу профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

В соответствии с Приказом РТН от 20 ноября 2007 г. N 793 подготовке и аттестации в области экологической безопасности, в том числе по части обращения с отходами производства и потребления, а также транспортирования опасных веществ и отходов, подлежат руководители и специалисты.
Никаких требований об обучении офисных работников, дворников, уборщиц, водителей и т.д. в области обращения с отходами в нормативно-правовых актах не содержится.
Отсутствие требования в Законе или нормативно-правовом акте трактуется в пользу лица, права которого потенциально могут быть затронуты или нарушены в виду неоднозначности установленной нормы.

xp 24.04.2008 17:44

ultra, Это касается раздела транспортирования опасных отходов в Материалах обоснования. В методических указаниях (приказ № 596а) сказано описать раздел в соотвествии с приказом № 73, указать рекизиты ДОПОГ и т.п.

ultra 24.04.2008 18:10

Пользователь xp написал(а) 24.04.2008 17:44
ultra, Это касается раздела транспортирования опасных отходов в Материалах обоснования. В методических указаниях (приказ № 596а) сказано описать раздел в соотвествии с приказом № 73, указать рекизиты ДОПОГ и т.п.

Это еще одно подтверждение, что водители должны обучаться не по программе обучения в области обращения с опасными отходами, а по программе курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.

В соответствии с Приказом РТН № 596а в разделе «Сведения о намечаемой деятельности по транспортировке опасных отходов» рекомендуется приводить информацию о наличии документа, подтверждающего допуск водителя к перевозке опасных грузов, а также его реквизиты.
Информацию рекомендуется приводить в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 г. № 997).

Zalit 24.04.2008 18:11

Выдержка из 89-ФЗ :
ст 15. п.1 Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Физическая перевозка отходов на мусоровозе под управлением водителя - тоже относится к понятию "транспортировка отходов", т.е. является "обращением с отходами", т.е. водитель допущен к обращению с отходами - следовательно, должен иметь СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО РАБОТЫ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ.

xp 24.04.2008 18:29

Zalit, Для перевозки опасных грузов у водителя должно быть два документа: ДОПОГ и свидетельство?! РТН ДОШЕЛ ДО АБСУРДА!!! ДОПОГ приводится перечень опасных грузов (00н) и условия перевозки, инструкции по упаковке, отнесение к транспортной группе и т.д. и т.п. (кстати в этом документе сказано ветошь промасленная не попадает под ДОПОГ). Так вот 1 транспортная группа 20 (кг или л), 2 группа - 333 (кг или л), 3 группа 1000 (кг или л) в соответствующей упаковке или креплении и возите на необорудованном транспорте и без ДОПОГ!!!
Объясните зачем тогда требовать освидетельстовавание транспортного средства? Мне интересно при составлении мет.указаний кто-нибудь из чинуш читал ДОПОГ!!!

ultra 24.04.2008 18:31

Пользователь NPK написал(а) 24.04.2008 16:59
ultra, опасный ОТХОД не обязательно является опасным ГРУЗом. У них и классификация опасности разная.

В соответствии с п. 1.4. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73):
--------------
… п.1.4. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, ОТХОДЫ производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
--------------

ultra 24.04.2008 18:32

Пользователь Zalit написал(а) 24.04.2008 18:11
Выдержка из 89-ФЗ :
ст 15. п.1 Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Физическая перевозка отходов на мусоровозе под управлением водителя - тоже относится к понятию "транспортировка отходов", т.е. является "обращением с отходами", т.е. водитель допущен к обращению с отходами - следовательно, должен иметь СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО РАБОТЫ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ.

Ну, что же. Пойдём еще раз по кругу.
Статья 15 89-ФЗ не содержит прямых конкретных указаний на состав лиц, подлежащих профессиональной подготовке в области обращения с отходами.
Неоднозначность трактовки данной нормы закона может говорить только об одном – должен быть принят подзаконный акт, устанавливающий состав лиц, подлежащих такому обучению, а также порядок такой подготовки.

Правовые системы указывают только на один подзаконный акт, принятый для реализации данной нормы закона - Приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами", который, как я уже указывал, не устанавливает круг лиц, подлежащих обучению, а только утверждает примерную программу профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

Таким образом, утверждение о том, что водители, занятые на транспортировке опасных отходов, должны проходить профессиональную подготовку в области обращения с опасными отходами не основано на законодательстве.

В соответствии с п. 1.4. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73):
--------------
… п.1.4. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, ОТХОДЫ производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
--------------

xp 24.04.2008 18:58

ultra, В примерной программе нет темы касающейся перевозки опасных грузов!!!
Представляете себе водителя перевозящего опасный груз (обученного и имеющего сертификат) - он знает все законы, методы утилизации ,обезвреживания, знает даже как рассчитать класс опасности отхода, но не знает при какой скорости ему двигаться и как должно быть оборудовано его транспортное средство!!!

ultra 24.04.2008 19:18

Пользователь xp написал(а) 24.04.2008 18:58
ultra, В примерной программе нет темы касающейся перевозки опасных грузов!!!
Представляете себе водителя перевозящего опасный груз (обученного и имеющего сертификат) - он знает все законы, методы утилизации ,обезвреживания, знает даже как рассчитать класс опасности отхода, но не знает при какой скорости ему двигаться и как должно быть оборудовано его транспортное средство!!! :25:

Я знаю, что нет. Разве я такое утверждал?
Разве я говорил, что водители должны обучаться по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной Приказом МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868? Я как раз неоднократно повторял, что не должны.

А говорил я, что (цитирую самого себя) … водители должны обучаться не по программе обучения в области обращения с опасными отходами, а по программе курсов специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Я одного не пойму. Почему мне приходится говорить несколько раз одно и то же, чтобы люди поняли мою точку зрения. Неужели я непонятно изъясняюсь.

kmlbyrf 05.05.2008 17:01

kmlbyrf,
Огромное всем спасибо!!!!