Nallika 22.01.2008 09:29 Уважаемые коллеги! Помогите, пожалуйста, с таким вопросом: Предприятие имеет в собственности нефтеперекачивающую станцию (судно). Контролирующими органами был затребован План мероприятий по предупреждению загрязнения окружающей среды по этому судну. А теперь моя паника: С чего начать? Дайте хоть что-нибудь для примера Хоть по простому судну какой-нить план Какими вообще документами нужно руководствоваться при эксплуатации судов вообще и судов, перевозящих нефтепродукты, в частности??!! | |
ultra 22.01.2008 14:51 Nallika, Раньше в Правилах охраны поверхностных вод, ныне недействующих, говорилось, что все водопользователи должны иметь согласованные с органами Госкомприроды планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями, хозяйствами или судами. В новом Водном кодексе тоже говорится, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе: - информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; - своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; Но это всё нормы непрямого действия. А вот нормами прямого действия установлено, что организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов должны разрабатывать План ликвидации (аварийных) разливов нефти, так называемый ПЛАРН (ПЛРН). Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"(с изменениями от 15 апреля 2002 г.) установлено, что: … Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов: - нефтеналивное судно - 2 танка; - нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности; - стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн; ………………… - т.д. ------------------------------------------------------- Но сложность состоит даже не в том, чтобы его разработать, а в том, чтобы получить потом положительное заключение экспертизы ПЛАРН (ПЛРН), согласовать его и утвердить кем положено. А самое основная трудность состоит в том, что организация должна создать собственное нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ) или заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (ПАСФ), причем НАСФ или ПАСФ должно иметь аккредитацию на проведение ликвидации разливов нефти и ведение аварийно-спасательных работ на водах. При отсутствии НАСФ или договора с ПАСФ невозможно согласовать ПЛАРН (ПЛРН) и получить положительное заключение экспертизы. У нас этот момент был и до сих пор остается самым сложным при согласовании ПЛАРН в чиновничьих ведомствах. | |
Nallika 23.01.2008 05:10 ultra, спасибо за ответ но все-таки, как я поняла, речная служба у нас просит не ПЛАРН (этим у нас уже занимаются), а что-то менее глобальное... мне бы набросать какие-нибудь мероприятия, вот только какие..? никогда не имела дел с водным транспортом | |
evenk 23.01.2008 06:36 Nallika, может Вам поискать какие-нибудь ведомственные руководящие документы где-нибудь там в порту, в представительстве ЕРП, у нас просто есть Система норм. док-тов газовой пром-ти - регламенты, внутренние стандарты в том числе и по охране ОС, там есть примерные планы мероприятий по охране воды, воздуха и др. Я думаю что у водного транспорта тоже есть что-то подобное, например, у железнодорожников я точно знаю чтоесть какие-то внутренние доки | |
ultra 23.01.2008 15:11 Nallika, По идее, чтобы составить мероприятия по охране окружающей среды или по предупреждению и ликвидации загрязнений с судов, необходимо знать требования, которые предъявляются к собственникам этих объектов, а также какие вопросы могут подвергаться проверке органами госконтроля. Так ведь? Есть такие "Методические указания по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации" (утв. МПР РФ 12 июля 1999 г.). ------------------------------------------------------------------------- Вот кое-что оттуда: 3. Госконтроль за соблюдением требований по предотвращению загрязнения нефтью и вредными веществами акваторий портов 3.1. При осуществлении контроля за соблюдением требований по предотвращению загрязнения нефтью и вредными веществами портовыми плавсредствами, эксплуатируемыми в пределах акватории порта, стоечными судами и судами смешанного плавания акватории порта органы госводконтроля проверяют: 3.1.1. Наличие на портовых плавсредствах, стоечных судах и судах смешанного плавания танка (танков) для сбора нефтесодержащих вод. В обоснованных случаях, согласованных с Морским Регистром Судоходства, на плавсредствах длиной менее 24 м нефтесодержащие воды могут накапливаться в льялах для последующей сдачи их в приемные сооружения. Портовые самоходные плавсредства, в обоснованных случаях, могут быть дополнительно оснащены фильтрующим оборудованием и сигнализатором по согласованию с Морским Регистром; 3.1.2. Наличие на портовых плавсредствах, стоечных судах и судах смешанного плавания трубопроводов для сдачи нефтесодержащих вод машинных помещений в приемные сооружения. Требования к устройству систем, расположению трубопроводов и гидравлическим испытаниям арматуры и трубопроводов систем перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей должны быть согласованы (одобрены) Морским Регистром. Выходные патрубки должны устанавливаться в удобных для присоединения шлангов местах, оснащаться сливными соединениями с фланцами и иметь отличительные планки. Выходные патрубки должны быть оборудованы глухими фланцами; 3.1.3. Соблюдение требования по расположению трубопровода для сдачи нефтесодержащих вод в приемные сооружения на плавучих доках (трубопровод должен быть выведен в ниши выше стапель-палубы с обоих сторон и не должен препятствовать нормальной работе в доке); 3.1.4. Наличие независимого насоса для сдачи нефтесодержащих вод в приемные сооружения; 3.1.5. Соблюдение требований по пуску и остановке откачивающих средств (в районе расположения выходных патрубков должно быть оборудовано место наблюдения и дистанционного отключения откачивающих средств или предусмотрена эффективная связь между местом наблюдения за сбросом и местом управления откачивающими средствами. Требования по пуску и остановке откачивающих средств должны быть согласованы с Морским Регистром); 3.1.6. Соблюдение правил регистрации в специальном журнале всех операций, связанных с передачей на портовые плавсредства, стоечные суда сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и твердых пищевых отходов; 3.1.7. Соблюдение портами и терминалами, осуществляющими налив на суда нефти и других вредных веществ, правил (инструкций) по предотвращению загрязнения морских вод при осуществлении операций по наливу нефти и иных вредных веществ, а также правил (инструкций) по приему и очистке балластных и других загрязненных этими веществами вод, утвержденных в установленном порядке; 3.1.8. Оборудование портов и терминалов соответствующими сооружениями для приема и очистки балластных и других загрязненных этими веществами вод, емкость которых должна быть достаточной для удовлетворения потребностей использующих их судов; 3.1.9. Наличие и осуществление морскими портами, производящими перевалку химических грузов мероприятий по предотвращению загрязнения акваторий морских портов и прибрежных зон при хранении и перевалке химических средств, в частности: оборудование портов специальными причалами для приема и отправки химических грузов; помещениями для хранения и перетаривания химических грузов, а также полигонами для обеззараживания остатков химических веществ; применение эффективных методов и технических средств, предотвращающих потери химических веществ при их погрузке и выгрузке; обеспечение сбора, очистки и обеззараживания загрязненных вод, образующихся при промывке грузовых емкостей, и ливневых вод с территорий портов, причалов и других объектов и сооружений; 3.1.10. Соблюдение правил регистрации в специальных журналах всех операций, связанных с наливом на суда нефти и иных вредных веществ, с приемом и очисткой балластных и других загрязненных нефтью и иными вредными веществами вод, а также операций по перевалке и хранению химических средств; 3.1.11. Оборудование портов, нефтеналивных причалов (районов) и других мест отстоя судов специальными устройствами, судами или другими плавсредствами, которые могут обеспечить ограничение, ликвидацию или сбор плавающей нефти и других вредных веществ для очистки акваторий порта и ближайших участков моря от попавшей в воду нефти и других вредных веществ, в том числе и при аварийных ситуациях, с последующей сдачей их на берег для утилизации; 3.1.12. Соблюдение порядка согласования с бассейновыми органами (или по их поручению с территориальными органами) МПР России деклараций, заявлений, а также обязательных постановлений по порту, в том числе издаваемых на иностранных языках, в части предотвращения загрязнения вод морей, выдаваемых администрацией порта на заходящие суда; 3.1.13. Наличие правил предотвращения загрязнения моря при производстве погрузочно-разгрузочных операций по каждому грузу, перевозимому на судах наливом, насыпью, в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, автодорожных и железнодорожных цистернах. Правила разрабатываются и утверждаются владельцами и перевозчиками грузов по согласованию с бассейновыми органами МПР России и с органом санэпиднадзора Минздрава России, погранслужбы и иными органами контроля и надзора в пределах их компетенции; 4. Госводконтроль за соблюдением требований по предотвращению загрязнения сточными водами акваторий портов 4.1. При осуществлении контроля за соблюдением требований по предотвращению загрязнения акватории порта сточными водами портовыми плавсредствами, эксплуатируемыми в пределах акватории порта, стоечными судами и судами смешанного плавания, органы госводконтроля проверяют: 4.1.1. Наличие на портовых судах, стоечных судах и суда смешанного плавания сборной цистерны или цистерн, а также трубопровода для сдачи сточных вод в приемные сооружения; 4.1.2. Размещение выходных патрубков (патрубки должны устанавливаться в удобных для присоединения шлангов местах и должны быть оснащены сливными соединениями с фланцами); 4.1.3. Наличие независимого насоса (эжектор) для сдачи сточных вод в приемные сооружения (пуск и остановка откачивающих средств должны производиться вручную. В районе расположения выходных патрубков должно быть оборудовано место наблюдения и дистанционного отключения откачивающих средств или предусмотрена телефонная или радиосвязь между местом наблюдения за сбросом и местом управления откачивающими средствами); 4.1.4. оборудование сборных цистерн световой и звуковой сигнализацией, срабатывающей при заполнении их на 80%; 4.1.5. Оборудование стоечных судов и судов смешанного плавания установками для обработки сточных вод. Установка для обработки сточных вод должна быть оборудована устройством для отбора проб очищенных и обеззараженных вод. При этом возможность их эксплуатации должна быть согласована с бассейновым (территориальным) органом МПР России. 5. Госводконтроль за соблюдением требований по предотвращению загрязнения мусором акваторий портов При осуществлении контроля по предотвращению загрязнения акватории порта мусором с портовых плавсредств, эксплуатируемых в пределах акватории порта, и стоечных судов, органы госводконтроля проверяют соблюдение следующих требований: 5.1.1. Сброс мусора в акватории порта с судов и других плавсредств и объектов запрещен; 5.1.2. Портовые плавсредства и стоечные суда должны быть оборудованы устройствами для сбора мусора, отвечающих следующим требованиям: устройства для сбора мусора могут быть съемными или встроенными и должны иметь надежные приспособления для их крепления, вместимость устройств для сбора мусора должна соответствовать предполагаемому режиму эксплуатации судов и числа людей на борту; 5.1.3. Устройства для сбора мусора должны иметь крышки, обеспечивающие плотное закрытие отверстий для приема мусора; 5.1.4. В помещениях (жилых и производственных, столовых, машинных помещениях) в качестве устройства для сбора мусора могут использоваться отдельные емкости (ведра, бочки, которые должны иметь отчетливую маркировку, отражающую категорию мусора, различаться цветом, формой размером или местонахождением); 5.1.5. В случае оборудования портовых плавсредств и стоечных судов инсинераторами мощностью до 1500 квт, последние должны отвечать требованиям, согласно инструкции по их эксплуатации, утвержденной в установленном порядке; 5.1.6. Инсинераторы должны быть оборудованы загрузочным бункером, кроме предназначенных для разовой загрузки, запорные крышки которого имеют блокировку, исключающую их одновременное открывание; 5.1.7. Инсинераторы, предназначенные для разовой загрузки, должны иметь загрузочный люк с блокировкой, исключающей его открывание, если температура в камере сгорания во время сжигания мусора превышает 220°С; 5.1.8. На инсинераторе должна быть предупредительная табличка; 5.1.9. Дверь зольника, предназначенного для выгрузки отходов горения, должна иметь блокировку, исключающую ее открывание при температуре сгорания выше 220°С. ----------------------------------------------------------------------------------------------- 1.3. При проведении госводконтроля общим требованием, предъявляемым к судам, в части предотвращения загрязнения моря, является проверка наличия на судне следующих документов: 1.3.1. Лицензии на водопользование (или копии), выданной судовладельцу-водопользователю, и соблюдение ее требований конкретным судном; 1.3.2. Международного свидетельства, предусмотренного Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и Правилами Морского Регистра Судоходства, выданной Морским Регистром; 1.3.3. Наставления, инструкции и правила по предотвращению загрязнения моря, обеспечивающие выполнение водного законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам предотвращения загрязнения моря с судов, утвержденного министерствами, ведомствами и иными судовладельцами по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда - МПР России и органом госсанэпиднадзора Минздрава России; 1.3.4. Схемы пломбирования запорной арматуры, систем откачки за борт подсланевых, нефтесодержащих и сточных вод, а также других запорных устройств, через которые в морскую среду могут быть сброшены вредные вещества; 1.3.5. Акта пломбирования запорной арматуры, произведенного перед выходом в навигацию, а в случае пломбирования в рейсе - записи в вахтенном журнале; 1.3.6. Сертификатов Морского Регистра Судоходства на оборудование по предотвращению загрязнения моря и свидетельств о типовом испытании или одобрении, предусмотренных резолюциями ИМО и Комитета защиты морской среды ИМО, для судов, имеющих водоохранное оборудование: на установку очистки нефтесодержащих вод и сигнализатор; на установку очистки и обеззараживание сточных вод; на печь-инсинератор для сжигания мусора; 1.3.7. Копии протоколов анализов проб очищенной подсланевой нефтесодержащей воды и очищенной и обеззараженной сточной воды (при наличии на судне станций по очистке нефтесодержащих вод и сточных вод); 1.3.8. Правил регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими вредными веществами и их смесями, перевозимых на судах и других плавучих объектах, вредными для здоровья людей, живых ресурсов моря, или ухудшающих условия водопользования, в том числе условия отдыха, а также качество морских вод; 1.3.9. Журнала нефтяных операций (ЖНО), Часть I "Операции в машинном отделении" (для всех судов); 1.3.10. Журнала нефтяных операций (ЖНО Часть II" Грузовые и балластные операции (для нефтяных танкеров); 1.3.11. Журнала грузовых операций для судов, переводящих вредные жидкие вещества наливом; 1.3.12. Журнала грузовых операций для судов, перевозящих вредные вещества в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, насыпью и навалом или в автодорожных и железнодорожных контейнерах; 1.3.13. Журнала операций со сточными водами; 1.3.14. Журнала операций с мусором; 1.3.15. Размещение морских пунктов приема загрязнений (приемных пунктов), где судно может сдать подсланевые нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор и пищевые отходы; 1.3.16. Инструкции по бункеровке судна, утвержденной капитаном; 1.3.17. Актов освидетельствования Морским Регистром Судоходства оборудования, систем, устройств и приборов, предназначенных для предотвращения загрязнения моря с судов и соблюдение сроков освидетельствования; 1.3.18. Судового плана чрезвычайных мер по предупреждению загрязнений морской среды нефтью (для нефтяных танкеров) и иных документов по предотвращению загрязнения моря с судов, предъявляемых капитаном судна государственным инспекторам по контролю за использованием и охраной водных объектов органов госводконтроля МПР России. 1.4. Наставления, инструкции, правила и другие руководящие документы по вопросам предотвращения загрязнения моря, не согласованные с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), а также не отвечающие требованиям водного законодательства Российской Федерации, считаются недействительными. --------------------------------------------------------------- А вообще там еще много чего интересного, что по моему мнению может пригодиться для разработки мероприятий по ООС для судов. А еще мне понравилось Приложение 13 "Расчет условных повреждений корпуса нефтеналивных судов и предполагаемого вылива нефти", которое в принципе можно использовать при составлении плана ликвидации аварийных ситуаций. Если нады будет, вышлю. | |