ppee-sak
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Применение биопрепаратов на очистных сооружениях
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Авансовые платежи в 2024 году
  • План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Особенности внесения сведений в ГВР
  • САК на квотируемых объектах, или дорога в никуда
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Газоаналитический комплекс


ООО «Энергострой»

Дело № А60-16630/2018 по заявлению ООО "ВИЗ - Сталь" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу о признании недействительным предписаний


Материал прочитан 764 раза и оценен
0
Арбитражный суд Свердловской области
Дата рассмотрения: 21.06.2018


[pdf, 291 KB]
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург
21 июня 2018 года

Дело № А60-16630/2018

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2018 года
Полный текст решения изготовлен 21 июня 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В.Ковалевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Окороковой, секретарем судебного заседания М.И.Антиповой (после перерыва в судебном заседании) рассмотрел дело №А60-16630/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИЗ - Сталь" (ИНН 6658084667, ОГРН 1026602312923)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457 )

о признании недействительным предписаний,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Кицунова О.П., представитель по доверенности от 29.12.2017 №41юр, Кощеева Т.В., представитель по доверенности от 02.04.2018 №112юр, Стариков В.А., представитель по доверенности от 21.02.2018 №102юр,

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента от 25.12.2017 №684-7 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано:

- Учесть в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отход «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также предусмотреть в действующих нормативах образования отходов «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» как IV класс опасности (дело №А60-16628/2018).

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента от 25.12.2017 №684-8 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано:

- разработать паспорта отходов оксидов, гидроксидов магния, а также на лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные IV класса опасности (дело №А60-16630/2018).

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента от 25.12.2017 №684-9 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано:

- по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов корректно отображать в данных учета движения отходов «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности (дело №А60-16635/2018).

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Департамента от 25.12.2017 №684-10 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано:

- по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов корректно отображать в статистическом отчете по форме 2-ТП (отходы) «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности (дело №А60-16631/2018).

Определением от 08.05.2018 производство по делам № А60-16630/2018, А60-16628/2018, А60-16631/2018, А60-16635/2018 объединено в одно с присвоением объединённому делу номера А60-16630/2018.

Заявленные требования обществом обоснованы тем, что основным видом деятельности общества является производство холоднопрокатной электротехнической стали, при выпуске которой образовываются отходы различного класса опасности. При производстве металлургической продукции не возникает такого отхода производства как отход оксидов, гидроксидов магния, а в силу специфики производства возникает побочный продукт «Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий», который имеет полезные свойства и не подлежит удалению как отход.

«Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий» используется в качестве слабопроницаемого покрытия при строительстве, рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, как нетоксичный материал, имеющий коэффициент фильтрации 10-3 см/с (0,86 м/сутки) в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России от 02.11.1996 (п. 3.15 Инструкции).

Кроме того, заявителем указано, что ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» провела биотестирование водной вытяжки пробы материала инертного нетоксичного МgО-содержащий (ТУ-14-48576703-002-2015), сертификат соответствия №1827186 (акт отбора проб №1 от 11.01.2018), по результатам которого выявлено отсутствие токсического действия на тест – организмы (дафнии, инфузории) проб отходов, взятых в энергетическом цехе и на участке ВОПС общества.

Также заявитель полагает, что Департаментом не установлен факт отнесения отхода «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» к IV классу опасности, поскольку при расчете Департаментом использовался лишь один из критериев определения класса опасности – расчетный и не использовался метод биотестирования, критерий – кратность произведения водной вытяжки из отхода, при котором вредное воздействие гидробионты отсутствует. При этом заявитель указывает, что согласно проведенному ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» биотестированию водной вытяжки пробы материала лом и отходы в кусковой незагрязненные 4 61 200 02 21 5 (акт отбора пробы отхода №1 от 10.01.2018), выявлено отсутствие токсического действия на тест- организмы (дафнии, инфузории) проб отходов, взятых в ЦХП, на прокатном участке, стане 1200-4 общества (протокол №1/18-ОтБ (Е) от 18.01.2018).

В связи с изложенным заявитель полагает доказанным факт отнесения отхода «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» к V классу опасности.

Заинтересованное лицо требования не признает, из представленного в материалы дела отзыва на заявления следует, что при исследовании показателей по ТУ-14-48576703-002-2015 и выявленных при анализе Отхода Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) установлено, что вещество, которое было подвергнуто лабораторному анализу, «Материалом инертным нетоксичным MgO-содержащим по ТУ-14-48576703-002-2015» не является.

Также Департамент не согласен с доводами общества о том, что «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» полежит отнесению к V классу опасности для окружающей среды. Департамент указывает, что обществом не учтено, что при натурном обследовании производственных площадок предприятия обнаружены отходы металлического лома, загрязненного нефтепродуктами (отработанные масла), что подтверждается актом обследования №33 и фототаблицей.

В результате проведенного экспертной организацией отбора проб отхода «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные», установлено, что отход отнесен к IV клaccy опасности.

Данное обстоятельство, по мнению Департамента, свидетельствует о том, что Обществом не идентифицирован образующийся в результате производственной деятельности отход IV класса опасности, как следствие, не разработан паспорт, не ведётся учёт его движения, не установлены нормативы образования и лимиты размещения, не отражаются сведения в форме 2-ТП (отходы).

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд





УСТАНОВИЛ:



В период с 08.11.2017 по 05.12.2017 Департаментом в отношении ООО «Виз-Сталь» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки № 684 от 25.12.2017 и выданы предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым обществу предписано:

1). Предписанием от 25.12.2017 №684-7:

- Учесть в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отход «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также предусмотреть в действующих нормативах образования отходов «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» как IV класс опасности.

2). Предписанием от 25.12.2017 №684-8:

- разработать паспорта отходов оксидов, гидроксидов магния, а также на лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные IV класса опасности.

3). Предписанием от 25.12.2017 №684-9:

- по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов корректно отображать в данных учета движения отходов «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности.

4). Предписанием от 25.12.2017 №684-10:

- по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов корректно отображать в статистическом отчете по форме 2-ТП (отходы) «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности, а также отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности.

При проведении проверки Департаментом установлено, что ООО «Виз-Сталь» осуществляет деятельность, связанную с образованием отходов и обращением с отходами. Данный факт подтверждается представленными в ходе проверки статистическим отчетом по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год, а также данными учета движения отходов за 2016 год. Согласно указанной отчетной документации общество образовывало отходы I - V класса опасности, а также обезвреживало отходы II - III класса опасности.

ООО «Виз-Сталь» имеет действующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утвержденные приказом Департамента Росприроднадзора по УрФО от 09.03.2017 № 370 (документ об утверждении № 1334-С).

В соответствии с указанным разрешительным документом (документ об утверждении от 04.03.2011 № 1334-С) у общества был учтен отход «отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид)» V класса опасности. Однако в действующих нормативах образования отходов и лимитов на их размещение данный отход отсутствует.

Заявитель указывает, что в процессе деятельности предприятия изготавливается продукт «Материал инертный нетоксичный MgO-содержащий» (ТУ-14­48576703-002-2015) (далее - «Материал»).

Исходя из позиции Общества, «Материал» образуется как побочный продукт в технологическом процессе производства электротехнической анизотропной холоднокатной стали. Образуется после обезвоживания отходов отжига рулонной стали.

Заявителем указано, что ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» провело биотестирование водной вытяжки пробы материала инертного нетоксичного МgО-содержащий (ТУ-14-48576703-002-2015), сертификат соответствия №1827186 (акт отбора проб №1 от 11.01.2018), по результатам которого выявлено отсутствие токсического действия на тест – организмы (дафнии, инфузории) проб отходов, взятых в энергетическом цехе и на участке ВОПС общества.

Также при направлении в Департамент возражений к акту проверки общество дополнительно представила экспертное заключение №02-01-18-14-02/284 ОП от 20.07.2016 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» согласно, которому продукция материал инертный нетоксичный MgO-содержащий, изготовленный по ТУ-14­48576703-002-2015 соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных комиссиями Таможенного Союза от 28.05.2010 №299, а также протокол, подтверждающий коэффициент фильтрации материала №123ф-04-17 от 21.04.2017.

В связи с изложенным заявитель утверждает, что поскольку «Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий» не относится к отходам по своим качественным характеристикам, не имеет признаков опасности (токсичности), то он относится к побочному продукту в металлургическом производстве общества и используется в других отраслях.

Поскольку побочный продукт, по мнению общества, не является отходом, то заявитель не включил в действующие НООЛР общества, не разрабатывал паспорта отхода на данное вещество и не включал информацию о нем в отчет по форме 2-ТП (отходы).

Заинтересованное лицо возражает против изложенных доводов и указывает, что требование к составу и физико-химическим свойствам «Материала» приведены в таблице ТУ-14-48576703-002-2015.

К проведению проверки Департаментом привлечены в качестве экспертов, представители экспертной организации ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу».

При исследовании ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» показателей по ТУ-14-48576703-002-2015 и выявленных при анализе Отхода Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) установлено, что вещество, которое было подвергнуто лабораторному анализу, «Материалом инертным нетоксичным MgO-содержащим по ТУ-14-48576703-002-2015» не является.

Согласно протоколу от 07.12.2017 №309/17-От (Е)) ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» результаты анализа содержат следующие сведения: Диоксид кремния 7.57 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 1-3), Железа оксид 0.1 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 2-5), алюминий 0,56 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 35-60), магний 35,2 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 35-60), кальций 0,1 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 4-10), титан 0,01 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 2-5), влажность 35,32 (при показателе ТУ-14-48576703-002-2015: 35-70).

Согласно экспертному заключению от 07.12.2017 № 17-10/185 ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» Проба отхода «Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид)», отобранная на участке водоснабжения и очистки промышленных стоков, выполненному в соответствии с приказом МПР России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», отнесена к IV классу опасности.

Таким образом, учитывая полученные данные в результате экспертного исследования отобранных проб указанного отхода, основания для вывода о том, что отход является «Материалом инертным нетоксичным MgO-содержащим по ТУ-14-48576703-002-2015» отсутствуют.

Общество указывает, что признаком, позволяющим отличить отходы от сырья, материалов является утрата потребительских свойств, невозможность их использования в дальнейшем процессе производства.

По мнению общества, полученный в процессе производства побочный продукт «Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий» не является отходом. «Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий» используется в качестве слабопроницаемого покрытия при строительстве, рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, как нетоксичный материал, имеющий коэффициент фильтрации 10-3 см/с (0,86 м/сутки) в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России от 02.11.1996 (п. 3.15 Инструкции).

Данный «Материал инертный нетоксичный МgО-содержащий» пригоден как сырье в другом производстве, используется в качестве строительного материала, является побочной продукцией общества и не является отходом производства по своим качественным характеристикам, так как не подлежит удалению.

Заявителем представлены договор №167887 от 07.04.2017, заключенный с ЕМУП «Спецавтобаза» от 07.04.2017, товарные накладные в подтверждение факта реализации отхода предприятию.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом № 89-ФЗ.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

При этом, исходя из диспозиции приведенной нормы абз. 2 ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ не следует, что критерием определения отхода является наличие потребительских свойств сырья после использования материала в производстве.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.

Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно п. 1 ст. 2 Базельской конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

«Удаление» означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции). Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В соответствии с "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения":

п. 6.32 удаление опасных или других отходов: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.

п. 5.33 Переработка отходов: Деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами: - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Таким образом, утилизация отходов рассматривается в качестве разновидности операций по удалению отходов.

В ходе проверки установлено, что на предприятии в момент проведения проверки образовывался не «Материал», а отход, идентифицированный в качестве отхода Отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид) IV класса опасности для окружающей среды.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Обществом не идентифицирован образующийся в результате производственной деятельности отход IV класса опасности, как следствие, не разработан паспорт, не ведётся учёт его движения, не установлены нормативы образования и лимиты размещения, не отража-ются сведения в форме 2-ТП (отходы).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.2, ч. 3, ч. 4, ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89­3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Таким образом, в нарушение требований природоохранного законодательства у ООО «Виз-Сталь» не учтены в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отходы: «отходы оксидов и гидроксидов (магния оксид, магния гидроксид)» IV класса опасности.



Кроме того, при натурном обследовании производственных площадок общества Департаментом обнаружены отходы металлического лома, загрязненного нефтепродуктами (отработанные масла), что подтверждается актом обследования № 33 и фототаблицей.

В ходе проведения проверки специалистами ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», привлечёнными в качестве экспертов, произведён отбор проб указанных выше отходов, что зафиксировано актами отбора проб отходов №№ 308/17От(Е), 309.17-От(Е) от 07.12.2017.

Установлено, что проба отхода «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» ФККО 4 61 200 02 21 5, отобранная в цеху холодного проката по расчету класса опасности отхода для окружающей среды, выполненному в соответствии с приказом МПР России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», отнесена к IV клaccy опасности.

С учётом того факта, что в составе отхода обнаружено содержание нефтепродуктов, а класс опасности отхода для окружающей среды, рассчитанный в соответствии с приказом МПР России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»- IV, Департамент пришел к выводу о том, что фактически отобранный и проанализированный отход не соответствует указанному в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов наименованию.

Вместе с тем, ФККО содержит указание на иной вид отходов, - лом и отходы стальных изделий, загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), которому присвоен код 4 68 105 11 51 4, то есть в силу рассматриваемого нормативного правового акта такой отход отнесён к IV классу опасности для окружающей среды.

Заявитель полагает, что Департаментом не установлен факт отнесения отхода «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» к IV классу опасности, поскольку при расчете Департаментом использовался лишь один из критериев определения класса опасности – расчетный и не использовался метод биотестирования, критерий – кратность произведения водной вытяжки из отхода, при котором вредное воздействие гидробионты отсутствует.

В силу статьи 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду).

Согласно ч. 1 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу пункта 3 Приказа № 536 критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются: степень опасности отхода для окружающей среды; кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

В пунктом 15 Приказа № 536 установлено, что для определения класса опасности отхода применяется: либо Критерий (1) - степень опасности отхода для окружающей среды (К), либо Критерий (2) - кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Департаментом при отнесения отхода лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные к IV классу опасности использовался расчетный метод (акт отбора проб№1 от 29.11.2017, протокол №307/17-От (Е) от 07.12.2017). Суть метода заключается в установлении количественного химического состава пробы. По итогам разложения пробы содержания нефтепродуктов составило 0,12%. Показатель степень опасности отхода по компоненту «нефтепродукты» составляет – 0,719. При этом отход относится к V классу опасности при показателе суммы степеней опасности всех компонентов менее 10. Суммарный показатель степени опасности отхода составил 36.9, при этом основной компонент отхода «железо» имеет показатель 32,9.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что даже при исключении степени опасности такого показателя как «нефтепродукты» суммарный показатель степени опасности отхода не приведет к понижению класса опасности.

Общество, ссылаясь на результаты биотестирования водной вытяжки из отхода Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные от 18.01.2018 и абз.2 п.17 Критериев, полагает, что указанный отход полежит отнесению к V классу опасности для окружающей среды (акт отбора проб №1 от 10.01.2018, протокол №1/18-ОтБ (Е) от 18.01.2018).

При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К) и применения Критерия кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, устанавливается класс опасности отхода на основании кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода согласно приложению № 5 к Критериям (то есть метод биотестирования).

Согласно пунктам 12, 13 Приказа № 536 определение кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, основано на биотестировании водной вытяжки отходов - исследовании токсического действия на гидробионты водной вытяжки из отходов, полученной с использованием воды, свойства которой установлены применяемой методикой биотестирования при массовом соотношении отхода и воды 1:10.

Определение кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, осуществляется по аттестованным методикам (методам) измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

При определении кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, применяется не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии и инфузории, цериодафнии и бактерии или водоросли), например, по смертности рачков Ceriodaphnia affinis не более 10 процентов за 48 часов (БКР10-48), по смертности рачков Ceriodaphnia dubia не более 10 процентов за 24 часов (БКР10-24) или смертности рачков Daphnia magna Straus не более 10 процентов за 96 часов (БКР10-96) и по снижению уровня флуоресценции хлорофилла и снижению численности клеток водорослей Scenedesmus quadricauda на 20 процентов за 72 часа (БКР20-72). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, проявившем более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Значения кратности разведения водной вытяжки из отхода приведены в Приложении № 5 к Критериям (пункт 14 Приказа N 536). Согласно Приложению № 5 к Критериям если кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода составляет 1 < Кр < 100, то отход относится к IV классу опасности, если Кр = 1, то отход относится к V классу опасности.

Как следует из материалов настоящего дела, ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» провело биотестирование водной вытяжки пробы отходов, по результатам которого выявлено отрицательное воздействие отобранных в бетонном бункере в месте образования отхода проб отходов на тест-объекты – дафнии, инфузории. Безвредная кратность разведения водной вытяжки из отхода составила 1 (без разведения).

Таким образом, значение кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода соответствует IV классу опасности отхода (код по ФККО 4 61 200 02 21 5).

Также судом приняты во внимание следующие доводы заявителя в обоснование заявленных требований:

Согласно п. 3.6 Методического пособия по применению Критериев отнесения опасных отходов класса опасности для окружающей природной среды, разработанного ФГУ «Центр экологического контроля и анализа» Министерства природных ресурсов РФ, отходы незагрязненных черных и цветных металлов, а также их сплавов в расчете их класса опасности не нуждаются, поскольку для них в ФККО класс опасности предусмотрен.

Для загрязненных металлов и их сплавов расчет класса опасности ведется по загрязняющему компоненту, как практический неопасный компонент, то есть коэффициент степени опасности для металлов W (мет) = 106,

Показатель степени опасности для металлов К (мет) = 0,99869, суммарный показатель степени опасности ?Кi=1,78179, ?Кi<10,0.

При показателе степени опасности ?Кi<10,0 отход относится к пятому классу опасности для окружающей природной среды, то есть содержание данного количества нефтепродуктов в отходе стали не указывает на токсичность отхода.

В соответствии с методикой определения токсичности (ФР.1.39.2007.03222 п. 8.1.1 – Приложение №4) наличие нефтепродуктов напрямую не свидетельствует о токсичности среды.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что содержание данного количества нефтепродуктов не повлияло на понижение класса опасности расчетным методом.

Отходы, внесенные в ФККО и относящиеся к группе «Стали и стальные изделия незагрязненные», содержащие в свое составе в качестве основного компонента железо (с показателем опасности – 32,9) относятся к V классу опасности.

Таким образом, принимая во внимание, что в результате проведенной экспертизы подтвердился V класс опасности на лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные, то доводы Департамента о том, что Обществом не идентифицирован образующийся в результате производственной деятельности отход IV класса опасности, как следствие, не разработан паспорт, не ведётся учёт его движения, не установлены нормативы образования и лимиты размещения, не отражаются сведения в форме 2-ТП (отходы) суд признает неправомерными, а оспариваемые предписания в данной части – отмене.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.



Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд



РЕШИЛ:



Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу №684-7 от 25.12.2017 в части обязания ООО «Виз-Сталь» предусмотреть в действующих нормативов образования отходов «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» как IV класс опасности,

Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу №684-8 от 25.12.2017 в части обязания ООО «Виз-Сталь» разработать паспорта на отход «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности.

Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу №684-9 от 25.12.2017 в части обязания ООО «Виз-Сталь» по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов корректно отображать в данных учета движения отходов, отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности .

Признать недействительным предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу №684-10 от 25.12.2017 в части обязания ООО «Виз-Сталь» по результатам проведенной инвентаризации образующихся отходов, корректно отображать в статистическом отчете по форме 2-ТП отход, поименованный в текущем проекте как «Лом и отходы стальные в кусковой форме незагрязненные» IV класса опасности.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Информацию прислал: morra     Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
29.03.2024

Власти Якутии усиливают контроль за работой предприятий-недропользователей

Вопросы снижения выбросов в атмосферу обсудили на стратегической сессии в Иркутске

В.Абрамченко: Провели всероссийское совещание по подготовке к пожароопасному сезону 2024.

11 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Программа повышения экологической эффективности и система автоматического контроля»

25 апреля 2024 года
Онлайн-практикум «Расчет выбросов парниковых газов, формирование отчетности и иные аспекты климатического регулирования в РФ»

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

скважина Сегодня, 12:57
Экосбор 2024 Сегодня, 12:16
ФГИС ОПВК Сегодня, 12:15

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 29 Mar 2024 13:20:19
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения