siz2024
О ЖУРНАЛЕ  |  ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА  |  ОТЗЫВЫ  |  ПОДПИСКА  | РЕКЛАМА: В ЖУРНАЛЕ  В ИНТЕРНЕТ  
Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
Вход
запомнить
Войти
Карта портала




Архив номеров | Подписка


  • Опасные производственные объекты: новое регулирование
  • Порядок разработки программы ПЭК
  • Особенности внесения сведений в ГВР. Часть 2
  • Процедура определения местоположения береговой линии
  • Объекты ГЭЭ в исключительной экономической зоне: правовая коллизия
Читайте далее

Учредители

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Издательский дом
"Отраслевые ведомости"
Издательский дом "Отраслевые ведомости"

Дело № А56-26702/2017 по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу к ООО «Пит-Продукт» о взыскании 4 152 069 руб. 49 коп.


Материал прочитан 2306 раз и оценен
5
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 24.10.2017


[pdf, 443 KB]
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А56-26702/2017

г.Санкт-Петербург
24 октября 2017 года

Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Д.В. Хохлов,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Полетаевой И.С.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074; 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр-кт., д. 39)

к обществу с ограниченной ответственностью «Пит-Продукт» (ОГРН 1034700560146, ИНН 4703058668; 187322, Ленинградская обл., Кировский р-н., пгт Синявино)

о взыскании 4 152 069 руб. 49 коп.,
в заседании суда приняли участие:
от истца – Сапонджян Е.В. (по доверенности от 06.12.2016), Галкина Д.А. (по доверенности от 06.10.2017),
от ответчика – Мухин М.С. (по доверенности от 28.06.2017),


установил:


Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее – Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пит-Продукт» (далее – Общество) о взыскании 4 152 069 руб. 49 коп. задолженности за негативное воздействия на окружающую среду.

В отзыве на заявление Управление возражало против его удовлетворения.

Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования, представитель ответчика возражал против их удовлетворения.

Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Общество своевременно представляло в Департамент расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды с I-IV квартал 2014 года и I квартал 2015 года и перечисляло соответствующую плату исходя из заявленного расчета.

Департамент 25.09.2015 обратился к Обществу с требованием об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды с I-IV квартал 2014 года и I квартал 2015 года на общую сумму 4 152 069 руб. 49 коп. (за вычетом уплаченных ответчиком платежей).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитана истцом на основании данных, содержащихся в расчетах платы и приложениях к ним, о фактическом негативном воздействии на окружающую среду за названные периоды, с применением пятикратного коэффициента в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – Порядок № 632), действовавшего на момент отчетного периода и выставления Департаментом требования. Перерасчет произведен ввиду того, что, по мнению Департамента, Общество в указанный период не имело действующих утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Оставление требования Департамента без удовлетворения в досудебном порядке явилось основанием для его обращения в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим иском.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Пунктом 3 статьи 16 Закона установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок № 632), действовавший в рассматриваемый период, который распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, связанные с природопользованием и предусматривал взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 № 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Следовательно, плательщиками таких платежей являются природопользователи, которым установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Общество в процессе своей хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получают в установленном порядке разрешение на размещение отходов.

Пунктом 6 Порядка № 632 определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее – Порядок № 50).

Пунктом 2 указанного Порядка определено, что он предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением документов, указанных в пункте 7 Порядка.

Из материалов дела следует, что Общество имеет несколько производственных площадок по адресам: Ленинградская область, Ломоносовский район, Вилозское сельское поселение, Офицерское село, квартал 2 (далее – Площадка 1); Ленинградская область, Кировский район, поселок Синявино (далее – Площадка 2); Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, дом 70, корпус 2 (далее - Площадка 3).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Общества были утверждены Департаментом для Площадки 1 – от 20.04.2012 № 26-10661-О-12/17, для Площадки 2 – от 15.11.2013 № 26-5386-О-13/18, для Площадки 3 – от 15.03.2013 № 26-20607-О-13/18. производственной площадки 15.03.2013 № 265386. Лимиты на размещение отходов для Площадки 1 установлены сроком с 20.04.2012 до 19.04.2017, для Площадки 2 – с 15.03.2013 по 14.03.2018, для Площадки 3 – с 06.09.2013 по 05.09.2018.

В спорный период Общество также имело соответствующие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на указанных производственных площадках, также выданные Департаментом и имеющиеся в материалах дела.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 50 (в редакции, действовавшей в спорный период) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действовавшие в спорные периоды, утверждены приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее – Методические указания).

В обоснование заявленных требований Департамент ссылается на то, что при предоставлении технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее – Технический отчет) в целях продления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещении по Площадкам 2 и 3 Общество не предоставило вторые экземпляры указанных Технических отчетов, чем нарушило пункт 8 Методических указаний, в виду чего, по мнению Департамента, предоставленные Обществу нормативы образования отходов и лимитов на их размещении № 26-5386-О-13/18 (Площадка 2) и № 26-20607-О-13/18 (Площадка 3) приостановили свое действие и в период с I квартала 2014 года по конец I квартала 2015 года Общество осуществляло деятельность, наносящую вред окружающей среде, в отсутствие действующих нормативов.

Указанные доводы истца являются не обоснованными по причине следующего.

Действительно, согласно пункту 8 Методических указаний (в редакции, действовавшей в спорный период) Технический отчет ежегодно представляется хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

Однако, как установлено пунктом 9 Методических указаний, основными задачами при составлении Технического отчета является: подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья, подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение видов, классов опасности для окружающей среды и количеств отходов, образующихся за отчетный период; подтверждение удаления образованных за отчетный период отходов путем их использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в количествах, предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, задачей технического отчета является подтверждение информации об отходах, содержащейся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как условия продолжения действия разрешения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В данном случае Технические отчеты по Площадкам 2 и 3 были своевременно представлены Обществом Департаменту, что последним не оспаривается. Само по себе непредставление хозяйствующим субъектом второго экземпляра Технического отчета не делает невозможным для уполномоченного органа проверить информацию об отходах, а также проверить неизменность производственного процесса Общества и используемого им сырья.

При этом, суд обращает внимание, что Технический отчет в силу пункта 11 Порядка № 50 (в редакции, действовавшей в спорный период) представляется в уведомительном порядке. Таким образом, Департамент в силу действующего законодательства в сфере природопользования не наделен полномочиями по непринятию по каким-либо основаниям Технических отчетов, представленных Обществом и, соответственно, ограничивать на таком основании действие утвержденных ранее нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанная позиция также находит отражение в письмах Росприроднадзора от 27.04.2011 № КТ-08-03-36/5150 «О представлении технических отчетов» и от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов», согласно которым технический отчет представляется предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10-ти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления. Отказ в приеме технического отчета законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Правильность составления, комплектность и достоверность представляемых отчетов проверяются должностными лицами Росприроднадзора в ходе мероприятий по государственному экологическому контролю.

В обоснование заявленных требований Департамент также ссылается на то, что при предоставлении Обществом Технического отчета в целях продления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещении по Площадке 1 административным органом было выявлено изменение технологического процесса, которое выражалось в том, что отработанные растительные масла, являющиеся отходами IV класса опасности, передавались Обществом для утилизации в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЛИКОМ СПб», которое не имело соответствующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов указанного класса, что является нарушением положения пункта 3 статьи 4 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период).

Данный довод подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

Указанная норма регулирует гражданско-правовые отношения, связанные с хозяйственным оборотом опасных отходов и не содержит положений, касающихся условий продления нормативов образования отходов и лимитов на их размещении.

Рассматриваемый довод также не подтверждает изменение технологического процесса в деятельности Общества в период действия утвержденных Департаментом нормативов, что исключало бы их продление.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Технические отчеты по всем производственны площадкам были своевременно представлены Обществом и получены Департаментом, что последним не оспаривается.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды надлежащим образом перечислялась Обществом, что подтверждается соответствующими платежными поручениями и истцом также не оспаривается.

Следовательно, ответчиком в полном объеме надлежащим образом выполнены обязательства, предусмотренные нормами действующего законодательства в сфере природопользования.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области


решил:


В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться
Для того, чтобы добавить судебное решение, необходимо зарегистрироваться
19.04.2024

Cкорректированы Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (НВОС)

РОП: 294 утилизатора подали документы на включение в реестр

Сенатор Сахарова предложила выделить больше денег на ликвидацию опасных объектов

15-17 мая 2024 года
XXXIV Экологический форум

27 мая 2024 года
Онлайн-семинар «СИЗ: обязательные требования по обеспечению работников и грамотная утилизация»

06 июня 2024 г.
Онлайн-семинар «Рекультивация нарушенных земель: нормативно-правовая база, этапы разработки и согласования проекта, технологии и практический опыт»

Экосбор 2024 Вчера, 16:18
ЗСО и СЗЗ отказ Вчера, 14:16

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

ВОПРОСЫ РАБОТЫ ПОРТАЛА:
support@ecoindustry.ru


ЖУРНАЛ  |  ПОДПИСКА  |  РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ  |  РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТ  |  ОТЗЫВЫ
Новости проекта  |  Новости  |  Новости компаний  |  Мероприятия  |  Работа
Форум  |  Блоги

© 2004-2024 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Добавить сайт в избранное    Сделать стартовой    ENGLISH
Fri, 19 Apr 2024 05:21:58
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения